Тема 5. Модели дифференциации продукта. Рекламные стратегии компаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Модели дифференциации продукта. Рекламные стратегии компаний



 

План

1. Виды дифференциации продукта на отраслевом рынке. Модель монополистической конкуренции Чемберлина.

2. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

3. Варианты модели Хотеллинга. Модель Салопа. Модель Ланкастера. Модель вертикальной дифференциации товара.

4. Дифференциация продукта и рыночная власть.

5. Подходы к исследованию рекламных расходов на отраслевом рынке.

6. Модель Дорфмана-Штайнера для монополии. Модель Дорфмана-Штайнера для олигополии.

7. Современные тенденции развития рекламных рынков. Влияние рекламы на общественное благосостояние.

 

Реферат: Особенности становления и развитие рынка дифференцированного продукта в России.

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Бренд Горизонтальная и вертикальная дифференциация Индекс Ротшильда Индекс энтропии Модель Бертрана Модель Дорфмана-Штайнера Модель Салопа Модель Хоттелинга Монополистическая конкуренция Перекрестная ценовая эластичность спроса Продуктовая дифференциация Пространственная дифференциация Реклама Рекламные расходы  

Литература: [1, 2, 3, 4, 5]

 

Тема 6. Вертикальная интеграция и диверсификация

Компаний

 

План

1. Природа вертикальной интеграции. Мотивы к формированию вертикально-интегрированных структур.

2. Подходы к измерению вертикально-интегрированных структур. Вертикальные ограничения.

3. Последствия вертикальной интеграции для экономики страны.

4. Мотивы фирм к диверсификации. Типы диверсификации фирм.

5. Показатели уровня диверсификации компании.

 

Реферат: Последствия вертикальной интеграции для российской экономики.

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Вертикальная интеграция Вертикальные ограничения Горизонтальная интеграция Диверсификация Индексы диверсификации   Интеграция Поглощение Слияние Типы диверсификации Франчайзинг

Литература: [1, 3, 4, 8, 12, 16, 18, 27]

Тема 7. Особенности рынка с естественной монополией.

Потери общества от монополизации рынка.

Антимонопольная и промышленная политика государства

 

План

1. Причины существования естественной монополии (ЕМ). Современные подходы к определению ЕМ.

2. Методы государственного регулирования естественной монополии. Проблемы реформирования отраслей естественной монополии, в том числе в России. Естественные монополии в зарубежных странах.

3. Подходы к исследованию результативности фирм и отраслей.

4. Потери от монополии: альтернативные варианты подсчета. Х-эффективность и Х-неэффективность монополий.

5. Подход Познера к оценке потерь от деятельности монополии. Основы антимонопольной политики государства.

6. Антимонопольная политика и практика в США.

7. Конкурентная политика в Европейском Союзе.

8. Антимонопольная политика в России. Исторические модели промышленной политики.

9. Новые подходы к формулированию промышленной политики.

Реферат: Государственное регулирование естественной монополии в России: проблемы и перспективы.

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Антимонопольная политика Асимметрия информации Естественная монополия Естественно-монопольное звено Избыточная мощность Излишек производителя Излишек потребителя   Мертвый груз монополии Предельное ценообразование Результативность рынка Субаддитивность издержек Х-неэффективность Х-эффективность Цена Рамсея  

Литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 19, 21, 31]

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

 

Контрольная работа № 1

По теме: «Введение в теорию отраслевых рынков»

Тесты

1. Экономика отраслевых рынков может определяться как наука:

а) об особенностях организации отраслевых рынков;

б) об особенностях экономических последствий функционирования отраслевых рынков;

в) об особенностях стратегического поведения производителей в условиях несовершенной конкуренции

г) все ответы верны.

2. Многие вопросы, рассматриваемые в экономике отраслевых рынков, являются в то же время и предметом:

а) микроэкономической теории;

б) макроэкономической теории;

в) экономики предприятия;

г) менеджмента.

3. Представители, какого направления придерживались парадигмы «структура — поведение — результат»:

а) Чикагской школы;

б) Гарвардской школы;

в) Австрийской школы;

г) школы классической политической экономии.

4. В настоящее время в теории фирмы можно выделить три основных направления:

а) классическая, неоклассическая и альтернативные концепции;

б) модель Баумоля, модель Уильямсона и модель самоуправляемого предприятия;

в) неоклассическая, контрактная, институциональная;

г) неоклассическая, институциональная и стратегическая концепции.

5. Субъекты отраслевого рынка:

а) домохозяйства, рынок;

б) бизнес (предприятия), домохозяйства, государство;

в) государство.

6. Укажите верный вариант определения понятия отрасли:

а) отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющихся близкими субститутами в производстве.

б) отрасль – это совокупность предприятий, характеризующихся общностью технической базы и технологических процессов, единством назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья, специфическими условиями труда.

в) отрасль – это самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

7. Различия между товарным рынком и отраслью заключается в следующем:

а) рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий;

б) отрасль объединена удовлетворяемой потребностью, а рынок – характером используемых технологий;

г) рынок и отрасль не имеют различий.

8. Выделите основные характеристики товарного рынка:

а) продавцы и покупатели;

б) количество и размеры фирм;

в) географические границы рынка;

г) степень сходства или отличия товаров разных фирм;

д) условия входа и выхода с конкретного рынка;

е) доступность рыночной информации;

ж) наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары.

9. К количественным и качественным показателям структуры товарного рынка относятся:

а) число хозяйствующих субъектов и их доли на данном товарном рынке;

б) показатели рыночной концентрации;

в) условия входа на рынок;

г) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

д) финансовые показатели;

е) квалификация работников отрасли.

10. Найдите соответствия для рынка товаров и отрасли по следующим признакам:

а) совокупность условий осуществления сделок купли-продажи;

б) заменяемость с точки зрения потребителя;

в) характер удовлетворения потребности;

г) совокупность предприятий, производящих сходные продукты, использующие однотипные технологии и ресурсы;

д) заменяемость с точки зрения производителя;

е) характер технологического использования ресурсов;

ж) уровень занятости и безработицы.

11. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

а) согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства;

б) синхронизации этих решений;

в) согласования и синхронизация этих решений;

г) ни синхронизации, ни согласования этих решений.

12. Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:

а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;

б) неспособность фирм данной отрасли к расширению производства;

в) невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль;

г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда.

13. Выделите факторы, определяющие структуру отрасли:

а) уровень концентрации;

б) вертикальная интеграция;

в) барьеры проникновения;

г) дифференциация продукции;

д) политика правительства;

е) случайные факторы;

ж) объем производства;

з) поставщики сырья.

14. Выделите показатели, характеризующие результат функционирования отраслевого рынка:

а) уровень цен;

б) эффективность;

в) технический прогресс;

г) доходность производства;

д) уровень концентрации;

е) степень сходства или отличия товаров разных фирм.

 

Контрольная работа № 2

По темам: «Некооперативное и кооперативное поведение

компаний на рынке олигополии»;

«Стратегии ценовой дискриминации»

Тесты

1. Взаимодействие, при котором координация поведения продавцов осуществляется посредством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объема отраслевого выпуска – это:

а) кооперативная стратегия;

б) монопольная стратегия;

в) некооперативная стратегия;

г) нет верного ответа.

2. К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, не относятся:

а) способность картеля повысить цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него;

б) низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования;

в) большие издержки по организации картеля;

г) нет правильного ответа.

3. Укажите признаки модели ценового лидерства:

а) на рынке действуют две крупные фирмы;

б) цена максимизирует прибыль ценового лидера;

в) фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами;

г) пример явного соглашения.

4. Появления и устойчивость функционирования доминирующей фирмы определяются такими факторами:

а) процессами слияния (поглощения);

б) процессами разделения;

в) инновационными процессами;

г) правильные ответы а и в.

5. Доминирующая фирма может ограничить свой выпуск, чтобы:

а) понизить цену;

б) повысить цену;

в) увеличить издержки;

г) правильно б и в.

6. Иногда с целью регулировать или блокировать вход на рынок стратегическое поведение доминирующей фирмы может приводить к установлению цены:

а) ниже ее средних переменных издержек с последующим увеличением цены для компенсации понесенных убытков;

б) выше ее средних переменных издержек с последующим увеличением цены для компенсации понесенных убытков;

в) равные ее средним переменным издержкам с последующим увеличением цены для компенсации понесенных убытков;

г) нет правильного ответа.

7. По российскому законодательству, доминирующей является фирма, имеющая долю рынка, более:

а) 25% (30%);

б) 35% (40%);

в) 65% (70%);

г) 90%.

8. В динамике доминирующая фирма может использовать комбинированные стратегии и неценовые рычаги для давления на конкурентов и сохранения доминирующей роли на рынке. В противном случае рынок может стать конкурентным, поскольку рыночные доли отдельных фирм из конкурентного окружения по сравнению с размерами рынка могут быть:

а) высоки;

б) равны;

в) малы;

г) высоки или равны.

9. Монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за дан­ную единицу товара (весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию) при следующих условиях:

а) при дискриминации 1 степени;

б) при дискриминации 2 степени;

в) при дискриминации 3 степени;

г) верны ответы а и в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.031 с.)