Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в теорию отраслевых рынков

Поиск

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Методические указания к семинарским занятиям

для студентов направлений подготовки:

080100 «Экономика» (профили «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Банковское дело»,

«Страховое дело», «Мировая экономика»); 100700 «Торговое дело» (профиль «Маркетинг в торговой деятельности»)

всех форм обучения

 

Кемерово 2013

Составитель Ж.А. Оздербиева, к.э.н., ст. преподаватель

 

Утверждено на заседании кафедры экономической теории. Протокол № 6 от 25 января 2013 г.   Рекомендовано учебно-мето-дической комиссией экономического факультета. Протокол № 4 от 20 февраля 2013 г.

 

Теория отраслевых рынков [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для студентов направлений подготовки: 080100 «Экономика» (профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Страховое дело», «Мировая экономика»); 100700 «Торговое дело» (профиль «Маркетинг в торговой деятельности») всех форм обучения / [сост. Ж.А. Оздербиева]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. – 39 с.

 

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой по дисциплине «Теория отраслевых рынков».

Предназначены для студентов всех форм обучения.

 

 

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

   
Предисловие……………..………....……………………………….  
1 Содержание курса…………………………………..……………… 2 Тематика семинарских занятий…………………………………… 3 Оценочные средства для текущего контроля……………………. 4 Оценочные средства для промежуточной аттестации (вопросы для подготовки к экзамену)……………………………...………….. Список рекомендуемой литературы………………………………...  

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целями освоения учебной дисциплины «Теория отраслевых рынков» являются:

- формирование у будущих специалистов целостного представления об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, и о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние;

- ознакомление с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков;

- развитие навыков применения микроэкономического анализа для объяснения формирования и оценки эффективности различных структур рынка;

- знакомство студентов с основными направлениями теоретических и эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и используемыми ими методами;

- овладение современным инструментом микроэкономического анализа, необходимых в профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Экономика», «Торговое дело».

Учебная дисциплина «Теория отраслевых рынков» относится к базовой части профессионального цикла структуры ООП: Б3 согласно коду УЦ ООП. Для успешного освоения учебного курса студенту необходимо обладать компетенциями, формируемыми предшествующим изучением курсов «Микроэкономика», «Маркетинг», «Конфликтология», «Организационное поведение».

В соответствии с ФГОС для направления подготовки 080100.62 Экономика: профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Страховое дело» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-6 - способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-13 - владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

профессиональных (ПК):

ПК-2 – способность рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-5 – способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.

В соответствии с ФГОС для направления подготовки 080100.62 Экономика: профиль «Мировая экономика» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-6 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-13 – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

профессиональных (ПК):

ПК-2 – способен рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-5 – способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.

В соответствии с ФГОС для направления подготовки 100700.62 Торговое дело: профиль «Маркетинг в торговой деятельности» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи;

ОК-8 – осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

профессиональных (ПК):

ПК-1 – способен применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-2 – умеет пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- методы построения экономических моделей на различных отраслевых рынках;

- закономерности формирования структуры отраслевых рынков и особенности их функционирования;

- количественные показатели измерения рыночной власти;

- основные стратегии взаимодействия фирм на рынках;

- варианты отраслевой политики государства и оценку результативности функционирования отраслевого рынка.

уметь:

- оценивать и прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, и их влияние на конъюнктуру рынка;

- анализировать в совокупности экономические явления, процессы и институты, связанные с функционированием отраслевых рынков и фирм;

- рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность фирм на отраслевых рынках;

- формировать рекомендации с целью регулирования рынков.

владеть:

- методологией экономического исследования;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.

Семинарские занятия, так же как и лекции, являются неотъемлемой частью учебного процесса. На занятиях студенты осваивают теоретический и методологический аппарат, овладевают навыками устного и письменного изложения изученного учебного и научного материала.

Семинарские занятия предполагают реализацию аудиторной и самостоятельной работы студентов. В ходе аудиторной работы студенты устно излагают и обсуждают теоретические и проблемные вопросы по темам семинарских занятий, решают задачи с целью закрепления учебного материала, выполняют тестовые задания. Самостоятельная работа заключается в изучении лекций, учебных пособий по дисциплине, дополнительной литературы, выполнении домашних заданий (задач, тестов).

В ходе семинарского занятия преподаватель выносит на обсуждение основные вопросы темы дисциплины, что обязательно предполагает предварительную подготовку студента. Первоначально необходимо изучить конспект лекции по теме семинарского занятия, с учетом этого ознакомиться со списком рекомендуемой литературы: основной и дополнительной – для углубленного изучения. Для более эффективного освоения темы требуется разобраться в терминах и понятиях изучаемой темы, заучить формулы, которые будут применяться при решении задач, если есть графические модели, то освоить принцип их построения и уметь объяснять функциональные зависимости показателей.

По темам семинарских занятий рекомендуется выполнение рефератов, дающих возможность глубже изучить темы. Реферат является частью самостоятельной работы студентов и может быть представлен к обсуждению в следующих видах:

- реферат-конспект, содержащий обобщенную информацию по теории и методологии исследования темы, иллюстрированный материал.

- реферат-доклад, базирующийся на обширных источниках, отражающий различные точки зрения по изучаемой теме, содержащий объективную оценку автора проблемным вопросам темы.

Для того чтобы написать реферат и подготовить по нему доклад, студент должен провести определенную работу. Предварительно необходимо уяснить содержание темы и ее место в дисциплине «Теория отраслевых рынков», выявить междисциплинарные связи. Затем нужно подобрать соответствующую литературу по теме и изучить ее, желательно найти статистические данные и практические примеры, иллюстрирующие теоретические положения темы. После проработки всего массива литературы составляется план реферата. Структура плана включает в себя введение, три-четыре ключевых вопроса темы, а также заключение.

Настоящие методические указания рекомендуются с основной целью - помочь студентам приобрести навыки самостоятельной работы с учебной, методической и научной литературой. Контроль за самостоятельной работой студентов преподаватель осуществляет на занятиях, помимо теоретического опроса и решения задач, студентам предлагаются тесты промежуточного и итогового контроля, разработанные по нескольким вариантам.

Исходя из этого, предлагаемые методические указания структурно включают в себя:

- содержание курса дисциплины «Теория отраслевых рынков»;

- планы тем семинарских занятий, где каждая тема содержит блок ключевых вопросов;

- перечень терминов, необходимых для освоения тем дисциплины;

- темы рефератов, задача которых расширить рамки познания и помочь освоению темы;

- литературу для самостоятельного изучения;

- оценочные средства текущего контроля, позволяющие выявить у студентов уровень качества полученных знаний;

- оценочные средства промежуточной аттестации по дисциплине «Теория отраслевых рынков».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.1 Содержание тем дисциплины

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Гарвардская парадигма Границы рынка Отрасль Отраслевой рынок Парадигма Поведение фирм Провал рынка   Результативность рынка Рынок Совершенная конкуренция Структура рынка Теория отраслевой организации Фирма  

Литература: [1, 2, 3, 4, 22, 23, 28, 29, 30]

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Абсолютное и относительное преимущество в издержках Административные барьеры Барьеры входа-выхода Дисперсия рыночных долей Индекс Бэйна Индекс концентрации Индекс Лернера Индекс Линда Индекс Тобина Индекс Ханна – Кея Индекс Херфиндаля-Хиршмана Индексы энтропии Квазиконкурентные рынки Коэффициент Джини Коэффициент концентрации Кривая концентрации Кривая Лоренца Лимитирующее ценообразование Монополия Незагруженные мощности Норма входа - выхода Норма проникновения Процент выживаемости Хищническое ценообразование Эффект масштаба


Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 17, 20, 25, 26]

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Доминирующая фирма Дуополия Картель Кооперативная стратегия Межфирменное взаимодействие Модель Бертрана Модель Курно Модель Форхаймера   Некооперативная стратегия Остаточный спрос Олигополия Парадокс Бертрана Потенциальный конкурент Равновесие по Нэшу Функция реакции Ценовая война Ценовая конкуренция  

Литература: [1, 2, 3, 4, 5, 24]

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Лидер Монополия Последователь Совершенная дискриминация   Структура рынка Фирма Ценовая дискриминация Ценообразование  

Литература: [1, 2, 3, 4, 5]

Компаний

 

План

1. Природа вертикальной интеграции. Мотивы к формированию вертикально-интегрированных структур.

2. Подходы к измерению вертикально-интегрированных структур. Вертикальные ограничения.

3. Последствия вертикальной интеграции для экономики страны.

4. Мотивы фирм к диверсификации. Типы диверсификации фирм.

5. Показатели уровня диверсификации компании.

 

Реферат: Последствия вертикальной интеграции для российской экономики.

 

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Вертикальная интеграция Вертикальные ограничения Горизонтальная интеграция Диверсификация Индексы диверсификации   Интеграция Поглощение Слияние Типы диверсификации Франчайзинг

Литература: [1, 3, 4, 8, 12, 16, 18, 27]

Контрольная работа № 1

Тесты

1. Экономика отраслевых рынков может определяться как наука:

а) об особенностях организации отраслевых рынков;

б) об особенностях экономических последствий функционирования отраслевых рынков;

в) об особенностях стратегического поведения производителей в условиях несовершенной конкуренции

г) все ответы верны.

2. Многие вопросы, рассматриваемые в экономике отраслевых рынков, являются в то же время и предметом:

а) микроэкономической теории;

б) макроэкономической теории;

в) экономики предприятия;

г) менеджмента.

3. Представители, какого направления придерживались парадигмы «структура — поведение — результат»:

а) Чикагской школы;

б) Гарвардской школы;

в) Австрийской школы;

г) школы классической политической экономии.

4. В настоящее время в теории фирмы можно выделить три основных направления:

а) классическая, неоклассическая и альтернативные концепции;

б) модель Баумоля, модель Уильямсона и модель самоуправляемого предприятия;

в) неоклассическая, контрактная, институциональная;

г) неоклассическая, институциональная и стратегическая концепции.

5. Субъекты отраслевого рынка:

а) домохозяйства, рынок;

б) бизнес (предприятия), домохозяйства, государство;

в) государство.

6. Укажите верный вариант определения понятия отрасли:

а) отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющихся близкими субститутами в производстве.

б) отрасль – это совокупность предприятий, характеризующихся общностью технической базы и технологических процессов, единством назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья, специфическими условиями труда.

в) отрасль – это самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

7. Различия между товарным рынком и отраслью заключается в следующем:

а) рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий;

б) отрасль объединена удовлетворяемой потребностью, а рынок – характером используемых технологий;

г) рынок и отрасль не имеют различий.

8. Выделите основные характеристики товарного рынка:

а) продавцы и покупатели;

б) количество и размеры фирм;

в) географические границы рынка;

г) степень сходства или отличия товаров разных фирм;

д) условия входа и выхода с конкретного рынка;

е) доступность рыночной информации;

ж) наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары.

9. К количественным и качественным показателям структуры товарного рынка относятся:

а) число хозяйствующих субъектов и их доли на данном товарном рынке;

б) показатели рыночной концентрации;

в) условия входа на рынок;

г) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли;

д) финансовые показатели;

е) квалификация работников отрасли.

10. Найдите соответствия для рынка товаров и отрасли по следующим признакам:

а) совокупность условий осуществления сделок купли-продажи;

б) заменяемость с точки зрения потребителя;

в) характер удовлетворения потребности;

г) совокупность предприятий, производящих сходные продукты, использующие однотипные технологии и ресурсы;

д) заменяемость с точки зрения производителя;

е) характер технологического использования ресурсов;

ж) уровень занятости и безработицы.

11. Конкурентный рыночный механизм – это способ:

а) согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства;

б) синхронизации этих решений;

в) согласования и синхронизация этих решений;

г) ни синхронизации, ни согласования этих решений.

12. Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:

а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;

б) неспособность фирм данной отрасли к расширению производства;

в) невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль;

г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда.

13. Выделите факторы, определяющие структуру отрасли:

а) уровень концентрации;

б) вертикальная интеграция;

в) барьеры проникновения;

г) дифференциация продукции;

д) политика правительства;

е) случайные факторы;

ж) объем производства;

з) поставщики сырья.

14. Выделите показатели, характеризующие результат функционирования отраслевого рынка:

а) уровень цен;

б) эффективность;

в) технический прогресс;

г) доходность производства;

д) уровень концентрации;

е) степень сходства или отличия товаров разных фирм.

 

Контрольная работа № 2

Тесты

1. Взаимодействие, при котором координация поведения продавцов осуществляется посредством достижения фирмами соглашения в отношении цены и объема отраслевого выпуска – это:

а) кооперативная стратегия;

б) монопольная стратегия;

в) некооперативная стратегия;

г) нет верного ответа.

2. К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, не относятся:

а) способность картеля повысить цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него;

б) низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования;

в) большие издержки по организации картеля;

г) нет правильного ответа.

3. Укажите признаки модели ценового лидерства:

а) на рынке действуют две крупные фирмы;

б) цена максимизирует прибыль ценового лидера;

в) фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами;

г) пример явного соглашения.

4. Появления и устойчивость функционирования доминирующей фирмы определяются такими факторами:

а) процессами слияния (поглощения);

б) процессами разделения;

в) инновационными процессами;

г) правильные ответы а и в.

5. Доминирующая фирма может ограничить свой выпуск, чтобы:

а) понизить цену;

б) повысить цену;

в) увеличить издержки;

г) правильно б и в.

6. Иногда с целью регулировать или блокировать вход на рынок стратегическое поведение доминирующей фирмы может приводить к установлению цены:

а) ниже ее средних переменных издержек с последующим увеличением цены для компенсации понесенных убытков;

б) выше ее средних переменных издержек с последующим увеличением цены для компенсации понесенных убытков;

в) равные ее средним переменным издержкам с последующим увеличением цены для компенсации понесенных убытков;

г) нет правильного ответа.

7. По российскому законодательству, доминирующей является фирма, имеющая долю рынка, более:

а) 25% (30%);

б) 35% (40%);

в) 65% (70%);

г) 90%.

8. В динамике доминирующая фирма может использовать комбинированные стратегии и неценовые рычаги для давления на конкурентов и сохранения доминирующей роли на рынке. В противном случае рынок может стать конкурентным, поскольку рыночные доли отдельных фирм из конкурентного окружения по сравнению с размерами рынка могут быть:

а) высоки;

б) равны;

в) малы;

г) высоки или равны.

9. Монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за дан­ную единицу товара (весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию) при следующих условиях:

а) при дискриминации 1 степени;

б) при дискриминации 2 степени;

в) при дискриминации 3 степени;

г) верны ответы а и в.

Итоговая контрольная работа

Тесты

Вариант 1

1. Отметьте, что относят к целям отраслевой политики:

а) достижение экономической эффективности;

б) обеспечение оптимизации поведения экономических агентов;

в) содействие лучшему функционированию общества в целом;

г) все вышеперечисленное.

2. Основные цели антимонопольной политики государства - это:

а) снижение уровня конкуренции;

б) предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур;

в) защита интересов фирм, а не потребителей.

Вариант 2

1. Верно ли утверждение, что к институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнес­ти затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекра­щения деятельности и банкротства:

а) да;

б) нет.

2. Укажите объекты отраслевого рынка:

а) производственная деятельность, спрос на товары и услуги;

б) предприятия, домохозяйства;

в) деятельность физических лиц.

3. Монопольное объединения с целью организации совместного сбыта продукции – это:

а) трест;

б) картель;

в) синдикат.

4. Оптимизация структуры производства, лучшее использование имеющихся производственных ресурсов – это:

а) экстенсивный путь развития;

б) интенсивный путь развития;

в) интеграционный путь развития.

5. Комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой – это:

а) диверсификация;

б) вертикальная интеграция;

в) горизонтальная интеграция.

6. Товары, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз – это:

а) конечная продукция;

б) полуфабрикаты;

в) промежуточная продукция.

7. Внутриотраслевая конкуренция предполагает:

а) лучшие условия производства и сбыта;

б) наиболее прибыльное вложение капитала;

в) различие нормы прибыли.

8. Дуополия – это:

а) действие на рынке двух крупных компаний;

б) слияние двух крупных компаний;

в) противодействие двух крупных компаний.

9. Экономические последствия вертикальной интеграции:

а) снижение трансакционных издержек;

б) возникновение внешних эффектов;

в) снижение барьеров проникновения в отрасль;

г) снижение эффективности и общественного благосостояния за счет роста рыночной конкуренции.

10. Ценовая дискриминация – это:

а) различия в оплате труда по национальности и по полу;

б) продажа по разным ценам продукции различным покупателям;

в) повышение цен на товар более высокого качества;

г) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары.

11. Формула Пб – Пн / Кс – это:

а) коэффициент Тобина;

б) коэффициент Папандреу;

в) коэффициент Бэйна;

г) коэффициент Лернера.

12. Под отраслью промышленности понимается:

а) совокупность всех предприятий определенного региона;

б) совокупность крупных производственных объединений и фирм определенной территории;

в) совокупность предприятий, сопоставимых по структуре средств производства, технологии превращения предметов труда в продукты труда, особенностям и назначению вырабатываемой продукции;

г) совокупность предприятий, ориентированных на совместный выпуск конечной продукции.

13. Минимальная цена продукции в условиях рыночных отношений определяется:

а) себестоимостью продукции;

б) себестоимостью продукции плюс прибыль, учитывающая цены конкурентов;

в) себестоимость продукции плюс прибыль, учитывающая уникальные особенности товара;

г) определяется рынком.

14. Выделите определение в наибольшей степени отражающее понятие товарный рынок:

а) сфера обращения товара, в границах которой приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

б) объем продаж товаров определенной товарной группы;

в) объем продаж потребительских товаров на территории страны, региона.

15. Выделите тип рыночной структуры, характеризующий монополистическую конкуренцию:

а) большое количество продавцов и покупателей, однородность продукции, свободный вход на рынок и выход с него, совершенная информация о состоянии рынка;

б) большое количество продавцов и покупателей, дифференциация продукции, свободный вход на рынок и выход с него, идентичные условия издержек и спроса;

в) малое число продавцов и много покупателей, однородные или дифференцированные продукты, труднодоступный вход на рынок;

г) один продавец и много покупателей, отсутствие товаров заменителей, блокирован вход новых фирм на рынок.

16. Фирме, чья производственная функция демонстрирует положительную (возрастающую) отдачу от масштаба, ценовая дискриминация второго типа позволяет:

а) повысить прибыль благодаря снижению затрат на единицу продукции и разным ценам для разных покупателей;

б) повысить прибыль благодаря исключительно назначению разных цен для разных покупателей;

в) повысить прибыль благодаря исключительно снижению затрат на единицу продукции;

г) прибыль может повыситься, а может и понизиться.

17. Верно ли утверждение, что отрасль экономики - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей:

а) да;

б) нет.

18. Трансакционные издержки – это:

а)издержки поиска информации;

б) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

в) альтернативные издержки;

г) издержки спецификации и защиты прав собственности.

19. Фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий производственного процесса, либо поздних стадий:

а) горизонтальная интеграция;

б) вертикальная интеграция;

в) круговая интеграция;

г) дополняющая интеграция.

20. Рыночная концентрация продавцов товара отражает:

а) удельный вес крупных фирм, доминирующих на данном рынке;

б) удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке;

в) оба ответа верны.

21. Системный подход в методологии исследования включает:

а) эмпирические исследования;

б) теоретический анализ;

в) исследование проблемы выбора с точки зрения закономерностей принятия оптимальных решений;

г) предпосылки – переменные – поведение.

22. Чистые потери от монопольной власти тем выше, чем:

а) выше эластичность спроса при цене, которую назначает монополист;

б) ниже общая выручка монополиста;

в) выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене;

г) верны а и в;

д) верны б и в.

23. Дифференциация товара как стратегия блокирования входа на рынок предусматривает следующее:

а) выпускать как можно большее число товарных марок;

б) выпускать как можно меньшее число товарных марок;

в) ориентироваться на потребителей с наивысшей ценовой эластичностью спроса.

24. Модель поведения ценового лидера основана на следующих предпосылках:

а) на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;

б) фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы;

в) число фирм в отрасли может изменяться;

г) доминирующая фирма не знает функцию рыночного спроса;

д) доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

25. Парадокс Бертрана разрешается благодаря:

а) длительности взаимодействия фирм на рынке и их ориентации на долгосрочные цели;

б) дифференциации продукта продавцов и приверженцев марки;

в) ограниченности мощности предприятий;

г) верны а и б.

26. Что служит примером естественной монополии:

а) РЖД;

б) «Polaroid»;

в) «Xerox»;

г) «Samsung».

27. Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:

а) ценообразование на продукцию естественных монополий;

б) ограничение доходности фирмы - естественной монополии;

в) регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий;

г) все ответы верны.

28. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а) фирмы не могут входить и выходить с рынка;

б) на рынке действует ограниченное число фирм;

в) фирмы, действующие на рынке, выпускают диверсифицированную продукцию;

г) свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д.

29. Укажите статистический показатель, основанный на кривой Лоренца:

а) индекс неравенства фирм;

б) индекс Херфиндаля – Хиршмана;

в) индекс концентрации фирм;

г) индекс Джини.

30. Коэффициент Бейна показывает:

а) неравномерность распределения долей между участниками рынка;

б) экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала;

в) степень конкурентности рынка и позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы до­ходности;

г) связь рыночной стоимости фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов.

 

Задача:

Существуют две отрасли, в каждой по 10 фирм. В отрасли А рыночная доля самой крупной фирмы = 49%. Рыночные доли следующих трех фирм составляют по 7%, а оставшиеся шесть фирм имеют равные 5% -е доли. В отрасли В доля каждой из четырех крупнейших фирм составляет 19%. Доля следующей по величине фирмы насчитывает 14%, а пять самых мелких фирм поровну разделили оставшиеся 10% рынка.

Рассчитайте уровень концентрации CR4 и коэффициент HHI для каждой отрасли. Сравните эти показатели по отраслям, структура какой отрасли более конкурентна?

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: Учебник. М.: Кнорус, 2012. 288 с.

б) дополнительная литература:

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов И.В. Микроэкономика. В 3 – х томах. СПб: Экономическая школа, 2008.

3. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М.: Юрайт, 2010. 906 с.

4. Рой Л.В, Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 443 с.

5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. М.: Юрайт, 2012. 543 с.

 

в) рекомендуемая периодическая литература (дополнительная):

6. Абрамов М. Д. Промышленная политика и налоговое регулирование // ЭКО. 2009. № 1.

7. Авдашева С. Незаконность молчаливого сговора в российском антимонопольном законодательстве: могут ли экономисты быть полезны при выработке юридических норм? // Вопросы экономики. 2011. № 5.

8. Авдашева С., Дзагурова Н. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве // Вопросы экономики. 2010. № 5.

9. Авдашева С., Шаститко А. Международный антитраст: потребности, ограничения и уроки для Таможенного союза // Вопросы экономики. 2012. № 9.

10. Авдашева С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2013. № 3.

11. Авдашева С., Шаститко А. Экономический анализ в делах о нарушении закона «О защите конкуренции» // Вопросы экономики. 2011. № 2.

12. Авдашева С., Голованова С. Структура российской промышленности: среднесрочные тенденции изменения (спецкурс) // Российский экономический журнал. 2009. № 1-2.

13. Алексеева А.В., Кузнецова Н.Н. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности // ЭКО. 2009. № 4.

14. Грибков А., Захарченко Д., Корниенко А. Конкурентоспособность станкостроения России // Вопросы экономики. 2013. № 3.

15. Гурков И.Б. Кризис стратегии и стратегия кризиса –поведение российских компаний накануне и в ходе экономической рецессии// ЭКО. 2009. № 5.

16. Дзагурова Н. Практика регулирования вертикальных взаимодействий: вертикальные ограничения с точки зрения координации согласованных действий // Вопросы экономики. 2011. № 5.

17. Зверев А. Базовые промышленные предприятия: оценка текущей ситуации // Экономист. 2009. № 1.

18. Каренов Р. Франчайзинг как форма интеграции // Экономист. 2012. № 10.

19. Коленникова О. Оборонные предприятия России и государство: в поисках эффективного взаимодействия // Вопросы экономики. 2009. № 10.

20. Константинов Д. Развитие промышленного производства в 2008 году // Экономист. 2009. № 3.

21. Крючкова П. Роль судебной системы в развитии конкуренции (антимонопольное законодательство и практика его применения) // Вопросы экономики. 2011. № 5.

22. Левин Дж., Эйнав Л. Эмпирические исследования отраслевых рынков: основные достижения // Вопросы экономики. 2012. № 1.

23. Левин И., Шевелева И. Институциональные аспекты организации и функционирования мирового алмазного рынка // Вопросы экономики. 2009. <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.011 с.)