Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные средства для промежуточной

Поиск

АТТЕСТАЦИИ (вопросы для подготовки к экзамену)

 

1. Объект исследования и предмет теории отраслевых рынков.

2. Гарвардская парадигма: «структура – поведение – результативность» (СПР).

3. Критика подхода «СПР». Чикагская школа и ее представители.

4. Австрийская школа и ее представители, роль в развитии теории отраслевых рынков.

5. Рынок и отрасль: понятие, границы, классификация.

6. Типы рыночных структур.

7. Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка.

8. Концентрация: понятие, условия, уровни и факторы.

9. Показатели отраслевой концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана, индекс Ротшильда, индекс Ханна-Кэя, индекс Линда, индекса энтропии.

10. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти: индекс Бейна, индекс Лернера, индекс Тобина.

11. Барьеры входа-выхода и структура отраслевого рынка

12. Нестратегические барьеры входа-выхода: емкость рынка, объем капитальных затрат, абсолютное преимущество в издержках, относительное преимущество в издержках, административные барьеры, состояние инфраструктуры рынка, качество товара и репутация фирмы, криминальные барьеры.

13. Стратегические барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок: ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни), дополнительные инвестиции в оборудование, продуктовая дифференциация, долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями, репутация «жесткого» конкурента».

14. Показатели входа-выхода фирм на рынок: норма входа, нормы проникновения на рынок новых фирм, размер новой фирмы, время, норма выхода, показатель выживания фирм.

15. Дифференциация продукта на отраслевом рынке: виды и измерение уровня.

16. Рынок монополистической конкуренции. Модель Чемберлина.

17. Модели пространственной дифференциации продукта. Модель Хотеллинга.

18. Модели пространственной дифференциации продукта. Модель Салопа.

19. Модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

20. Модель Ланкастера: доминирующая фирма на рынке дифференцированного рынка.

21. Модели вертикальной дифференциации продукта.

22. Реклама в условиях монополии – модель Дорфмана-Штайнера.

23. Реклама в условиях олигополии – модель Дорфмана-Штайнера.

24. Классификация некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевом рынке. Модель Курно.

25. Модель Штакельберга.

26. Модель Бертрана с однородным продуктом.

27. Ценовое лидерство в модели Форхаймера. Открытый и закрытый рынок.

28. Кооперативные стратегии поведения фирм на рынке.

29. Модель картеля. Условия стабильности картеля.

30. Модель сознательного параллелизма.

31. Особенности рынка с естественной монополией. Виды естественных монополий.

32. Методы ценового регулирования естественных монополий: ценообразование Рамсея, двухчастный тариф, ценовая дискриминация, нелинейное ценообразование, пропорциональное ценообразование, пиковое ценообразование, регулирование цены на основе корзины товаров.

33. Методы неценового регулирования естественных монополий: конкуренция Демзеца, контроль качества товара, регулирование инвестиционных решений, снижение барьеров входа в отрасль, реорганизация отрасли.

34. Последствия монопольной власти на отраслевом рынке: аллокативная и производственная неэффективность.

35. Подходы к оценке «мертвого груза» монополий.

36. Х-неэффективность монополии: сущность и причины существования.

37. Х-эффективность монополии: сущность и причины существования.

38. Мотивы и выгоды слияний и поглощений компаний.

39. Модели слияний и поглощений компаний.

40. Виды слияний и поглощений компаний. Исторические волны слияний.

41. Ценовая дискриминация на отраслевых рынках и характеристика степеней ценовой дискриминации по Пигу.

42. Совершенная ценовая дискриминация: содержание и графический анализ.

43. Ценовая дискриминация второй степени: характеристика, формы, графический анализ.

44. Сущность и формы проявления ценовой дискриминации третьей степени, графический анализ.

45. Вертикальная интеграция как экономическое явление. Вертикально интегрированная фирма. Стратегия вертикальной интеграции.

46. Способы установления вертикального контроля.

47. Неинтегрированная фирма. Вертикальные ограничения: преимущества, типы.

48. Вертикальная интеграция в России.

49. Последствия вертикальной интеграции для развития отраслевого рынка

50. Диверсификация производства: типы и мотивы.

51. Измерение степени диверсификации фирмы.

52. Антимонопольная политика государства.

53. Антимонопольная политика и практика в США.

54. Конкурентная политика в ЕС.

55. Антимонопольная политика в России.

56. Промышленная политика: содержание и направления развития.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: Учебник. М.: Кнорус, 2012. 288 с.

б) дополнительная литература:

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов И.В. Микроэкономика. В 3 – х томах. СПб: Экономическая школа, 2008.

3. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М.: Юрайт, 2010. 906 с.

4. Рой Л.В, Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 443 с.

5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. М.: Юрайт, 2012. 543 с.

 

в) рекомендуемая периодическая литература (дополнительная):

6. Абрамов М. Д. Промышленная политика и налоговое регулирование // ЭКО. 2009. № 1.

7. Авдашева С. Незаконность молчаливого сговора в российском антимонопольном законодательстве: могут ли экономисты быть полезны при выработке юридических норм? // Вопросы экономики. 2011. № 5.

8. Авдашева С., Дзагурова Н. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве // Вопросы экономики. 2010. № 5.

9. Авдашева С., Шаститко А. Международный антитраст: потребности, ограничения и уроки для Таможенного союза // Вопросы экономики. 2012. № 9.

10. Авдашева С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. 2013. № 3.

11. Авдашева С., Шаститко А. Экономический анализ в делах о нарушении закона «О защите конкуренции» // Вопросы экономики. 2011. № 2.

12. Авдашева С., Голованова С. Структура российской промышленности: среднесрочные тенденции изменения (спецкурс) // Российский экономический журнал. 2009. № 1-2.

13. Алексеева А.В., Кузнецова Н.Н. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности // ЭКО. 2009. № 4.

14. Грибков А., Захарченко Д., Корниенко А. Конкурентоспособность станкостроения России // Вопросы экономики. 2013. № 3.

15. Гурков И.Б. Кризис стратегии и стратегия кризиса –поведение российских компаний накануне и в ходе экономической рецессии// ЭКО. 2009. № 5.

16. Дзагурова Н. Практика регулирования вертикальных взаимодействий: вертикальные ограничения с точки зрения координации согласованных действий // Вопросы экономики. 2011. № 5.

17. Зверев А. Базовые промышленные предприятия: оценка текущей ситуации // Экономист. 2009. № 1.

18. Каренов Р. Франчайзинг как форма интеграции // Экономист. 2012. № 10.

19. Коленникова О. Оборонные предприятия России и государство: в поисках эффективного взаимодействия // Вопросы экономики. 2009. № 10.

20. Константинов Д. Развитие промышленного производства в 2008 году // Экономист. 2009. № 3.

21. Крючкова П. Роль судебной системы в развитии конкуренции (антимонопольное законодательство и практика его применения) // Вопросы экономики. 2011. № 5.

22. Левин Дж., Эйнав Л. Эмпирические исследования отраслевых рынков: основные достижения // Вопросы экономики. 2012. № 1.

23. Левин И., Шевелева И. Институциональные аспекты организации и функционирования мирового алмазного рынка // Вопросы экономики. 2009. № 10.

24. Радыгин А. Российский рынок слияний и поглощений: этапы, особенности, перспективы // Вопросы экономики. 2009. № 10.

25. Ракочевич С., Драгашевич З. Дилемма олигополистов: конкуренция или сговор? // Экономист. 2012. № 8.

26. Розанова Н. Конкурентные взаимодействия в отрасли информационных технологий: мировой опыт и Россия// Вопросы экономики. 2009. № 10.

27. Соколова Е. Конкуренция на инновационных рынках: особенности определения и анализа // Вопросы экономики. 2012. № 9.

28. Старостин В. К вопросу о вертикальной интеграции в строительном комплексе // Экономист. 2012. № 6.

29. Сторчевой М. Теория фирмы и стратегический менеджмент// Вопросы экономики. 2013. № 1.

30. Сторчевой М. Экономическая теория фирмы: систематизация // Вопросы экономики. 2012. № 9.

31. Тикин В. Критерий недобросовестной конкуренции // Экономист. 2010. № 12.

32. Уланов В. Подходы к реформированию естественных монополий // Экономист. 2011. № 4.

33. Фролов Д. Парадокс трансакционных издержек // Экономист. 2011. № 5.

34. Шаститко А. «Сопоставимые рынки» как инструмент антимонопольной политики // Вопросы экономики. 2010. № 5.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

При изучении дисциплины «Теория отраслевых рынков» студентам полезно пользоваться следующими Интернет – ресурсами:

1. общие информационные, справочные и поисковые системы «Консультант Плюс», «Гарант».

2. http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

3. http://www.iet.ru/publication – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

4. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.

5. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.

6. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

7. http://www.hse.ru – Государственный университет Высшая школа экономики.

8. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).

9. http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории.

 

 

Учебное издание

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

 

Методические указания к семинарским занятиям

для студентов направлений подготовки:

080100 «Экономика» (профили «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Банковское дело»,

«Страховое дело», «Мировая экономика»); 100700 «Торговое дело»

(профиль «Маркетинг в торговой деятельности»)

всех форм обучения

Составитель

Оздербиева Жанна Анриевна

 

 

Подписано в печать 17.05.2013. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 2,44. Тираж 70 экз. Заказ № 70

 
 


Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.007 с.)