Организация работы операционного блока, структура, режим работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы операционного блока, структура, режим работы.



Важную роль в профилактике послеоперационных осложнений и благополучном исходе операции играет правильная организация работы операционного блока, где проводится большая часть оперативных вмешательств.

Устройство операционного блока.

В хирургическом стационаре имеется операционный блок, за каждым отделением хирургического профиля закреплена операционная, соответствующая европейским стандартам по уровню оснащения. Работа операционного блока основывается на следующих положениях:

Операционный блок — комплекс специально оборудованных помещений для выполнения операций и проведения обеспечивающих

их мероприятий. Операционный блок должен располагаться в отдельном помещении или крыле здания, соединенном коридором с хирургическими отделениями, или располагаться на отдельном этаже многоэтажного хирургического корпуса. В нем выделяют разделенные между собой операционные для выполнения чистых и гнойных операций. Помимо операционных, в операционном блоке предусматриваются следующие специально оборудованные помещения:

предоперационная, стерилизационная, кабинет переливания крови, наркозная, материальная, гипсовая, кабинет заведующего, комнаты персонала, санитарный пропускник и др.

Общие требования к современному операционному блоку:

• помещения его должны иметь достаточную кубатуру, освещенность, быть удобными для уборки и мытья;

• отделочные материалы помещений должны быть стойкими к многократной стерилизации химическими антисептиками и УФ - лучами;

• отопление и вентиляция должны обеспечивать оптимальные условия для работы персонала и здоровья больных;

• оборудование должно соответствовать современным требованиям хирургии и анестезиологии и по возможности находиться вне операционного зала;

• необходима надежная связь операционного блока с подразделениями лечебного учреждения с помощью телефона, сигнализации и системы лифтов.

Организация работы операционного блока и правила поведения в нем персонала строго регламентированы. Организует работу операционного блока его заведующий (хирург) и старшая операционная медсестра. Доступ в операционный блок строго ограничен; лица, не относящиеся к его персоналу, допускаются только в сопровождении ответственных лиц. В операционной не разрешается находиться лицам с острыми респираторными заболеваниями и гнойно-воспалительными процессами. Вход в операционную в шерстяной или синтетической одежде воспрещается. Для всех участников оперирующей бригады используется специальная одежда (шапочка, рубашка, брюки, бахилы, фартук и маска), отличающиеся по цвету от принятой одежды других подразделений лечебного учреждения, включая и гнойную операционную. В операционной для плановых операций в первую очередь выполняются чистые операции (на щитовидной железе, сосудах, суставах, по поводу грыж и т д) и лишь затем производят операции, связанные с возможным микробным загрязнением (холецистэктомия, резекция желудка и др.). К порядку работы в гнойной операционной предъявляются некоторые дополнительные требования. Хирургические инструменты, перевязочный материал и белье хранят отдельно и ни при каких условиях не используют для асептических операций. Исключается совмещение работы персонала (медсестер, санитарок) в чистой и гнойной операционной.

Для обеспечения режима стерильности в операционном блоке

выделяют специальные функциональные зоны. Зона общего режима: здесь находятся кабинеты заведующего, старшей медицинской сестры, помещения для хранения и разбора белья и инструментария.

Зона ограниченного режима, или техническая зона, объединяет производственные помещения для обеспечения работы операционного блока. Здесь находятся аппаратура для кондиционирования

воздуха, вакуумные установки, установки для снабжения операционной кислородом и наркотическими газами, аккумуляторная подстанция для аварийного освещения, фотолаборатория для проявления рентгеновских пленок.

Зона строгого режима состоит из таких помещений, как санпропускник, где имеются комната для раздевания персонала, душевые установки, кабины для надевания стерильной одежды. Эти помещения располагаются последовательно, и персонал выходит из кабины для одевания прямо или через коридор в предоперационную.

В эту же зону входят помещения для хранения хирургических инструментов и аппаратов, наркозной аппаратуры и медикаментов, кабинет переливания крови, помещения для дежурной бригады, старшей операционной сестры, санитарный узел для персонала операционного блока.

Зона стерильного режима объединяет операционную, предоперационную и стерилизационную. В помещениях этой зоны производят непосредственно операции - в операционной, подготовку рук хирурга к операции - в предоперационной и стерилизацию инструментов, которые понадобятся по ходу операции или используются повторно, - в стерилизационной.

Уборка операционной проводится в несколько этапов:

1. до операции – предварительная уборка: 1% хлорамина, 1% раствором инкрасепта Р (ПЭ), 3% Н2О2 с 0,5% моющих средств;

2. текущая уборка (во время операции): вытирание крови, гноя с пола, уборка упавших предметов;

3. послеоперационная уборка: обработка стола, смена простыней, уборка с тазов материала с гноем и кровью;

4. заключительная уборка (в конце операционного дня): уборка всех предметов с использованием антисептиков; мытье стены на уровне роста санитарки);

5. генеральная уборка (стены, потолок … - 1 раз в неделю).

Профилактика воздушной инфекции.

Чтобы уменьшить обсемененность воздуха операционной и снизить передачу инфекции воздушно-капельным путем применяются маски.

С целью снижения микрофлоры в операционной производится уборка влажным способом (1% раствор хлорамина, 1% раствор инкрасепта Б, 3% раствор пероксида водорода с 0,5% раствором моющих средств).

Для более полной санации воздуха применяются бактерицидные лампы.

Проведение дезинфекции и стерилизации инструментов, перчаток, шприцев, перевязочных материалов, контроль инструментов на скрытую кровь и моющий раствор, обработка поверхностей столов, тумбочек, стен и предметов ухода, контроль за стерильностью, предоперационная подготовка рук хирурга, подготовка операционного поля проводятся согласно приказу МЗ РБ № 165 от 25.12.2002 «О проведении дезинфекции и стерилизации в учреждениях здравоохранения», инструкции № 351 от 16.12.1998 «Инструкция по профилактике внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией и предупреждению профессионального заражения медработников», приказу МЗ РБ № 66 от 20.04.1993 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в РБ».

В течение послеоперационного периода проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и лечение осложнений, а также способствующих процессам репарации и адаптации организма к новым анатомо–физиологическим соотношениям органов и тканей, созданных операцией. К ним относятся: адекватное обезболивание, тщательный уход, покой, дыхательная гимнастика, ЛФК, массаж, декомпрессия кишечника, регулярные перевязки, дренирование раны.

 

Профилактика внутрибольничной гнойной инфекции.

Одним из важных разделов работы врача-хирурга является проведение мероприятий по профилактике внутрибольничной гнойной инфекции.

Внутрибольничная инфекция – инфекционные заболевания, полученные больными в ЛПУ, проявляющиеся в основном синдромом нагноения и септическими поражениями. Источником инфекции в хирургическом отделении являются больные с острыми и хроническими формами гнойно-септических заболеваний и бессимптомные носители среди больных и персонала. Распространение возбудителей инфекции происходит двумя путями: контактным и воздушно-капельным.

Для профилактики послеоперационных гнойных осложнений организуют и проводят комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на выявление и изоляцию источника инфекции, и перерыв путей передачи. Комплекс включает в себя: своевременное выявление и изоляцию в специальных отделениях (секциях, палатах) больных, у которых послеоперационный период осложнился гнойно-септическими заболеваниями, своевременное выявление носителей патогенного стафилококка и их санацию, применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медперсонала и кожи операционного поля, организацию централизованной стерилизации белья, перевязочных материалов, шприцев, инструментов, использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельных принадлежностей, обуви, одежды, мягкого инвентаря и т. п.), имеющих эпидемическое значение в передаче внутрибольничной инфекции. Основными документами, регламентирующими проведение данных мероприятий, являются приказ № 720 от 31.07.1978 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией», приложение № 1 к приказу № 720 от 31.07.1978 «Инструкция по организации и проведению санитарно-гигиенических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции в ЛПУ в отделениях хирургического профиля, палатах и отделениях реанимации и интенсивной терапии», приказ МЗ РБ № 165 от 25.12.2002 «О проведении дезинфекции и стерилизации в учреждениях здравоохранения». Ответственность за проведение комплексных мероприятий по борьбе с послеоперационными осложнениями возложена на главного врача, заведующих отделениями хирургического профиля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 8387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.01 с.)