Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка динамики производства и реализации продукции. Использование индексов цен.

Поиск

 

Объем производства, и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Основные задачи анализа:

- оценка степени выполнения плана и динамика производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые и текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (шт., м., т.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Источники информации:Ф1 (годовая), отчет о продукции; пояснительная записка к годовому отчету;Ф1 «Оптовые цены» (месячн.); бизнес-план; бух. баланс; вед.№16 «Отгрузка продукции»; ж/о №1 «Отгрузка продукции»; приказ по учетной политике предприятия; карточки складского учета готовой продукции; инвентарные описи; др.источники (акт ГНИ, оборотная ведомость по готовой продукции).

Входящие остатки и поступления из производства всегда влияют на объем реализации.

Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции. На объем реализации продукции оказывают влияние 2 группы факторов:

-изменение объема производства продукции;

-изменение остатков нереализованной продукции.

Увеличение остатков нереализованной продукции в действующих ценах соответствующего года в отчетном году по сравнению в с предыдущем годом при одновременном снижении их доли от объема продукции свидетельствует о росте цен на продукцию и сниже­нии физического объема остатков нереализованной продукции.

При изменении объема реализованной продукции за счет изменения объема производства продукции анализируется номенклатура и ассортимент продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций.

Также необходимо оценить риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию, неправильная ценовая политика, снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья и д.р. Внешние причины: неплатежеспособность покупателей, повышении % ставок по вкладам, демографические, соц-экономические, политические и д.р.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении невостребованной продукции.

Использование индексов цен:

- Темп роста: зависит от количества и цены (åp0q0, åp1 q1),

-Влияние цен определяется: åp1 q1 - åp 0q1,

-Изменение цен необходимо сопоставить с индексом цен: I q = åp 0q 1 / åp 0q0

Анализ эффективности использования рабочего времени.

Баланс рабочего времени

 

Источники информации: табель учета рабочего времени, графики календарного распределения работ, ф. № 1-Т «Отчет по труду», план по труду, ф. № 22 «Сводная таблица основных показателей, комплексно характеризующих хозяйственную деятельность предприятия (объединения)», статистическая отчетность отдела кадров, оперативная отчетность цехов, отделов, служб предприятия.

Анализ следует проводить по двум направлениям: определяется изменение рабочего времени вследствие изменения численного состава персонала; устанавливаются общие потери рабочего времени, в том числе целодневные и внутрисменные, а также рассчитываются непроизводительные затраты рабочего времени.

Непроизводительные затраты рабочего времени складываются из потерь рабочего времени вследствие изготовления забракованных изделий, их исправления, а также затрат рабочего времени, связанных с отклонениями от технологического процесса. Рассчитываются непроизводительные затраты рабочего времени на основании данных о потерях от брака.

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени используют данные баланса рабочего времени (табл. 1)

Таблица 1 – Баланс рабочего времени

  Показатели   План 1. 2. Отчет Отклонение
на одного рабочего на весь коллектив
Календарное время, дни Нерабочих дней всего: В т.ч.: праздничные дни выходные дни выходные дни (субботы) Номинальный фонд рабочего времени, дни Неявки на работу, дни В т.ч.: ежегодные отпуска отпуска по учебе отпуск по беременности и родам дополнительные отпуска болезни неявки по разрешению администрации прогулы простои Явочный фонд рабочего времени Номинальная продолжительность рабочей смены, ч Бюджет рабочего времени, ч Перерывы в работе, предоставляемые женщинам-матерям на кормление ребенка Внутрисменные простои Льготное время подросткам Праздничные дни (сокращенные) Полезный фонд рабочего времени в год, ч Средняя продолжительность рабочего дня   39,4 6,8 1,6 12,6 0,4 --- --- 223,6 1788,8   --- --- 1776,8 7,938   1,1 6,1 1,7 10,6 0,2 3,2 0,1   --- 0,4 1768,6 7,927     --- --- ---   +0,6 --- +0,1 -0,7 +0,1 -2,0 -0,2 +3,2 +0,1 -0,6   --- -4,8   --- +0,4 +3,0 --- -8,2 -0,011     --- --- ---   +422,4 --- +70,4 -492,8 +70,4 -1408,0 -140,8 +2252,8 +70,4 -422,4   --- -3379,2   --- +281,6     -5772,8  

Потери предприятия можно определить путем умножения потерь рабочего времени на однодневную выработку одного рабочего. При анализе важно установить, какие из причин, вызвавшие потери рабочего времени, являются зависимыми от трудового коллектива и какие не обусловлены его деятельностью. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива до полного их устранения, является резервом, не требующим капитальных вложений, но позволяющим быстро получить отдачу.

 

12. Анализ использования оборудования

Оборудование – активная часть основных фондов. Возрастание его удельного веса считается прогрессивной тенденцией. Все находящееся на предприятии оборудование называется наличным. Оно делиться на установленное оборудование и не установленное. Установленное оборудование делиться на работающее и не работающее. Причины наличия не установленного оборудования: отсутствие специалистов по установке, отсутствие площадей, некомплектность поставки, наличие неработающего оборудования. Важным показателем является коэффициент использования наличного оборудования:

 

 

Повышение эффективности использования работающего оборудования обеспечивается двумя путями: экстенсивным (по времени) и интенсивным (по мощности).

Показатели, характеризующие экстенсивный путь использования оборудования, - количество оборудования, в том числе доля бездействующих средств труда, отработанное время (машино-ч), коэффициент сменности работы оборудования, структура парка машин и станков.

Интенсивное использование оборудования характеризуется показате­лями выпуска продукции за 1 машино-ч (или на рубль), то есть его производительностью.

При анализе действующего оборудования определяют следующие коэффициенты:

1. Коэффициент экстенсивности использования оборудования.

2. Коэффициент интенсивности использования оборудования.

 

 

Произведение двух коэффициентов называется интегральным коэффициентом. Он характеризует использование мощности.

Коэффициент сменности работы оборудования, характеризующий экстенсивное его использование, рассчитывается следующим образом:

 

 

Этот коэффициент показывает, сколько смен проработала единица оборудования. Чем он выше, тем больше оборудования работает в течении суток и тем больше выпускается продукции.

 

13 Анализ рентабельности продукции (работ и услуг). Факторы, вызывающие изменение уровня рентабельности: структура продукции, рентабельность конкретного вида продукции.

 

Источники информации: ББ, прил.к год.ББ (Ф5 “Затраты, произведенные организацией”), Ф5-з “Отчет о затратах на произфодство продукции, работ и услуг”, приказ по учетной политике предприятия, данные бух.учета (вед. №№ 12, 15), карточки позаказного метода, время последнего пересмотра норм, нормативов. “Положение о составе затрат на производство” № 552 от 1996 г.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность продукции (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З) (себестоимости). Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

Rз= =

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

R0= ,

Rусл1= ,

 

Rусл2= ,

 

Rусл3= ,

 

R1= ,

 

DRобщ = R1- R0,

DRvрп = Rусл1 - R0,

DR уд = Rусл2 - Rусл1,

DR ц = Rусл3 - Rусл2,

DR с = R1 - Rусл3.

 

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

Rзi = = = = .

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

 

Rоб= =

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

VРП - объем реализованной продукции УДi - ее структура Цi - средний уровень цен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.008 с.)