Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно так же сказать о нашем русском языке.

Поиск

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений.

Возможный вариант:

красивое некрасивое
выразительное невзрачное
сильное слабое
правильное неправильное
родное чужое
величественное скверное
живое мёртвое

Если это так, то какая задача, проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса ( как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?)

Связана ли сформулированная проблема с темой сегодняшнего урока? Да, связана, мы будем анализировать текст о роли языка в жизни человека, в его духовном, нравственном воспитании.

Тестовые задания (работа в парах) по теме «Средства выразительности языка» Вариант 1

 

№1. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
(А.Ахматова, 1945)

1) метонимия; 2) оксюморон; 3) аллегория; 4) эпитеты;

№2. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан ве­ликому народу!» (И.С.Тургенев)

Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно? 1) парцелляция; 2) повторы; 3) эпитеты; 4) синонимы.

№3. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?

«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но обще­ние с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пере­свистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский.)

1) устаревшее слово, инверсия, эпитеты; 2) лексические повторы, олицетворение, ряды однородных членов; 3) параллелизм, сравнение, метафора; 4) оксюморон, антонимы, лексические повторы

№4. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:

Мой верный друг! Мой раб коварный!

Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)

1) инверсия; 2) риторический вопрос; 3) лексический повтор; 4) сравнение; 5) литота; 6) анафора, 7) антонимы; 8) риторическое обращение

1) 1, 2, 5, 7, 8; 2) 2, 4, 5, 6; 3) 1,3, 6, 7, 8; 4) 4,6,8

№5. В каком ряду верно названы средства выразительности, использованные в данном тексте?

«Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным. Язык – это своеобразное окно, через которое человек всматривается в мир, постигает жизнь. Но что он увидит и постигнет, если его окно закопчено, опутано паутиной?» (В.Сухомлинский)

1) риторический вопрос, эпитеты, ирония; 2) лексический повтор, анафора, метафора; 3) синонимы, риторический вопрос, сравнение, эпитеты; 4) сравнение, однородные члены, риторическое обращение

 

Код ответов

№ задания          
№ ответа          

 

Вариант №2

№1. Какое из перечисленных языковых средств не характерно для данного текста: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». (В.Луговской)

1) лексический повтор; 2) синонимы; 3) гипербола; 4) метафора?

№2. В данных стихотворных строчках для создания выразительности используются

анафора и сравнения:

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч. (А.Я.Яшин)

Какое средство не названо: 1) градация; 2) олицетворение; 3) гипербола; 4) эпитеты?

№3. Какое средство выразительности языка использовано в высказывании:

«Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни» (Супрун)

1) сравнение; 2) антонимы; 3) антитеза, 4) оксюморон.

№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, использованные в следующих стихотворных строчках:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь. (И.А.Бунин)

1) инверсия, оксюморон, градация; 2) сравнение, риторическое обращение; 3) риторическое восклицание, инверсия, эпитет; 4) олицетворение, антитеза.

№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для данного высказывания: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти». (Л.Н.Толстой.)

1) сравнение; 2) эпифора; 3) антонимы; 4) оксюморон; 5) анафора; 6) лексический повтор; 7) синонимы.

1) 1,3, 4,6; 2) 3, 5, 7; 3) 2, 3, 6, 7; 4) 1, 4, 5, 7

Код ответов

№ задания          
№ ответа          

 

Вариант №3

№1. «Русский язык – один из богатейших в мире. Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах (и в наших ушах). Если и обогащается чем-либо живым – то лишь блатными или полублатными словечками, а кроме них – сухими, мёртвыми политическими терминами». (Чуковская Л.)

В приведённом выше фрагменте статьи Л.Чуковской использованы эмоционально окрашенные слова, антонимы, инверсия и др. Какое средство выразительности из 4-х перечисленных не названо:

1) парцелляция; 2) умолчание; 3) эллипсис (неполные предложения); 4) эпифора

№2. Какая стилистическая фигура используется в этих стихотворных строчках?

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной… (П.А.Вяземский)

1) параллелизм 2) эпифора; 3) инверсия; 4) антитеза

№3. «Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют кар­тины, характеры, идеи, книги». (К.Г.Паустовский)

В данном высказывании для создания выразительности используются сравнение, бессоюзие, однородные члены. Какое средство выразительности не названо?

1) антонимы; 2) антитеза; 3) оксюморон; 4) синонимы

№4. В каком ряду верно указаны оба средства выразительности, использованные в данном высказывании?

«В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в ду­ше человека, выражались в слове». (К.Д.Ушинский).

1) ряды однородных членов, инверсия; 2) эпитеты, сравнение; 3) градация, параллелизм; 4) лексический повтор, антонимы

№5. В каком ряду верно перечислены все средства выразительности, характерные для данного фрагмента стихотворения:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА и ЧЕСТЬ
. (В.Шефнер)
1) антонимы, олицетворение; 2) ряды однородных членов; анафора; параллелизм; 3) анафора, сравнение; 4) эпифора, ирония

 

Код ответов

№ задания          
№ ответа          

 

Дополнительные задания для обобщения.

Вариант №1 Дополнительное задание для обобщения: О каких особенностях родного языка, родного слова говорят писатели? Что является фундаментом любви к родному языку, родному слову?
Вариант №2. Дополнительное задание для обобщения: Какие особенности живого слова, родного языка отмечают писатели (задания 1-5)? К чему призывают А.Я.Яшин, Л.Н. Толстой, В.Луговской?
Вариант №3 Дополнительное задание для обобщения: О каких особенностях слова, речи, языка говорят писатели? Есть ли созвучные мысли в высказываниях писателей? Проиллюстрируйте.

Работа с текстом

Выразительное чтение исходного текста

 

Исходный текст

(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке.

(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка - санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8)Он живёт для будущего. {9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.

(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки. (15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.

(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем. (По Н. Рериху)

 

- Что вы знаете об авторе текста?

Результат индивидуальной работы уч-ся с дополнительной литературой:

 

Николай Константинович Рéрих (1874-1947) - русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, общественный деятель. Создатель около 7000 картин (многие из которых находятся в известных галереях мира) и около 30 литературных трудов, автор идеи и инициатор Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, основатель международного движения в защиту культуры. (Википедия)  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.007 с.)