Выскажите свое мнение по проблеме «роль книги в жизни человека», подберите аргументы из читательского опыта (художественной литературы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выскажите свое мнение по проблеме «роль книги в жизни человека», подберите аргументы из читательского опыта (художественной литературы)



Примеры выполнения задания:

Роль книги в жизни человека огромна. У каждого должны быть любимые произведения – та самая «золотая полка», которая поможет ориентироваться в мире добра и зла, любви и ненависти, честности и предательства. Хорошая книга – это друг и советчик. Так, Марина Цветаева, с шести лет влюблённая в поэзию Пушкина, писала о том, что книги ей книги дали больше, чем люди: "Воспоминание о человеке всегда бледнеет перед воспоминанием о книге…".

К сожалению, книжная полка теперь редкость в доме, её заменили телевизоры и компьютеры. Люди, не читающие книг, духовно бедны, с ними неинтересно общаться, спорить. Может быть, поэтому часто, создавая художественные образы своих героев, писатели непременно «испытывают» их любовью к книге. В кабинете помещика Манилова из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» лежит книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Книжку эту Манилов «постоянно читал уже два года». О каком умственном развитии, познании жизни может идти речь в таком случае?!

***

В книге человек ищет ответы на свои вопросы, сопереживает героям и ставит себя на их место. Вспомним героиню пьесы М.Горького "На дне" Настю. Казалось бы, зачем ей, живущей в ночлежке, читать книгу? А Настя читает и надеется, читает и верит, что есть на свете романтическая любовь. С надеждой жить легче.

***

Человек, не читающий книги, постепенно духовно деградирует, угасает, разочаровывается в жизни. Например, на «золотой полке» у Обломова пожелтевшие и покрытые пылью две-три книги да прошлогодний «нумер» газеты!

 

Задание для самостоятельной работы: коллективный долгосрочный проект

«Энциклопедия литературных аргументов»

/см. формулировки проблем в таблицах/

Пример оформления:

Проблема Тезис и пример
Проблема отцов и детей Грибоедов А.С. «Горе от ума»
К сожалению, родители не всегда являются примером для своих детей. Так, Фамусов из комедии А.Грибоедова «Горе от ума» считает себя глубоко нравственным человеком, заботливым, хорошим отцом, но в действительности он лицемерный и деспотичный человек. У Софии, его дочери, такой же крутой и властный характер.
Пушкин А.С. «Станционный смотритель»
Отношения между детьми и родителями не могут быть безоблачными, идеальными. Но самое главное, что надо научиться признавать свои ошибки, не бояться просить прощения и стремиться к взаимопониманию. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» герой Самсон Вырин очень любит свою дочь, однако проезжий гусар увозит с собою Дуню. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а Дуня появляется лишь только на его могиле.
Фонвизин Д.И. «Недоросль»
Родители, как им кажется, стараются всё делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Вспомним, например, героев из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на всё. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.
 

Блок 7. Заключительная часть в сочинении-рассуждении.

Теория

Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.

Типы заключений: яркий пример–обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.

Речевые клише

В заключение хотелось бы отметить...

Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Таким образом, нельзя не согласиться…

Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что…

Дидактический материал

Задание №1. Напишите заключение к сочинению о роли книг в жизни человека.

(см. текст №18 Ю.Олеши)

Пример выполненного задания:

Вряд ли найдётся хоть один взрослый человек, кому ни разу в жизни не приходилось вставать перед выбором между любовью и долгом, как это было у пушкинской Татьяны Лариной, между семьёй и любовной страстью, как у Анны Карениной. Вряд ли никому не придётся в жизни задуматься над тем, можно ли простить предательство близкого тебе человека или надо оставаться непреклонным во что бы то ни стало. "Переступить" или "не переступить"? Как тут не вспомнить Андрея Болконского, Наташу Ростову, Родиона Раскольникова? Герои любимых книг, прочитанных когда-то, всегда неизменно придут на помощь. Именно книги заставят тебя переживать, чувствовать, мыслить, действовать – одним словом, жить.

Задание №2. Подберите аргументы и напишите заключение к сочинению по тексту №19 Н.Гоголя о болезнях

Пример выполненного задания:

Собственное мнение аргумент 1 Невозможно не согласиться с мнением писателя. Болезнь действительно может нравственно изменить человека, заставить его по-другому смотреть на мир, на окружающих. Так, князь Андрей Болконский из романа Л.Н.Толстого накануне Аустерлицкого сражения мечтает только о славе, и ничто его не страшит: ни смерть, ни раны, ни потеря семьи. Только после ранения, глядя на высокое небо, герой понимает, как ничтожны были его мысли, устремления, сама его жизнь.
Аргумент 2 Болезни и страдания могут озлобить человека против окружающих, сделать завистливым, мелочным, но известно немало примеров, когда люди, физически изнемогающие, совершают подвиги, благородные поступки. Вспомним русского художника Илью Ефимовича Репина. Он прожил долгую жизнь, каждая минута которой была отдана творчеству. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Репин не отчаялся, не отказался от своего любимого дела. Он научился рисовать левой рукой. Замыслы все новых и новых картин не покидали его, жизненная энергия не иссякала.
Заключение В заключение хотелось бы сказать, что этот текст Н.В.Гоголя ещё раз заставляет нас, читателей, задуматься о том, что во всех неудачах, болезнях, жизненных невзгодах нужно уметь видеть положительный смысл и принимать их как испытания судьбы, которые необходимо преодолевать с достоинством.

Блок 8. Виды ошибок.

Дидактический материал для занятия по теме «Виды ошибок»

«Лови ошибку».

Фрагмент задания. Найди ошибки и исправь их.

Фрагменты сочинений Работа учащегося
Виды ошибок Правка
«Сейчас наша речь активно засоряется иноязычными словами и символами, которые почему-то считаются красивее и выразительнее русских. Читаем: Zемфира, ГлюкоZа, бiблiотека и т.д. А ведь ещё Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова выступал против разбавления русского языка английским.» Фактическая …выступал против смешения французского с нижегородским
«Как нужно поступить в той или иной ситуации, чтобы не опустить своё человеческое достоинство?» Речевая …чтобы не потерять своё человеческое достоинство
«На примере случая, который случился в пригодинской школе, раскрывается вся суть данной проблемы»    
«Милосердие. Сострадание. Как часто мы упоминаем эти слова, говоря о взаимоотношениях людей. Но мало кто задумывается над тем, что в отношении к «братьям нашим меньшим» нужно проявлять не меньше доброты и участия, чем к себе подобным»    
«Наша природа очень сильно загрезнена, и мы это видем»    
«…автор поднимает проблему неуважение к людям прошедших войну»    
С другой же стороны не всегда родители бывают добры, отзывчивы к своим детям.    
Вопрос волнующий автора безусловно актуален.    
Передо мной текст В.Тендрякова, в котором рассказывается взаимоотношение в семье.    
Из прочитаного мной вырисовывается авторская позиция о том что взаимопонимание между родителями и детьми со временем ухудшаются.    
   
     
     

Перспективное задание: собери «копилку» своих ошибок и предложи их проанализировать своим одноклассникам.

Блок 9. Практикум. Сочинение-рассуждение как целостное произведение.

№1. Редактирование «негативного» текста («антиобразца»)

Задание

Отредактируйте фрагмент сочинения, написанного по исходному тексту В.Ганичева. Запишите текст, исправив в нём все виды ошибок. Обратите внимание на абзацное членение текста.

В данном тексте В.Ганичев раскрывает проблему несправедливости по отношению к заслуженому человеку. Автор на конкретном примере показывает нам всю сущность данной темы. Эта проблема актуальна и в наше время, так же она является философской.

Позиция автора в данном тексте ясна, и лежит на поверхносте. Ганичев открыто заявляет о несправедливости по отношению к флотоводцу Фёдору Ушакову со стороны императорского дворца, адмиралтейства, да и вобще всей России. Люди закрыли глаза на его достижения, победы в походах и сражениях, отвирнулись, когда он стал стар и не нужен. Я полностью согласна с мнением автора по этому поводу. Не справедливо забыть о человеке, который сделал для страны много полезного и был настоящим патриотом своей Родины. Забывая героев, народ перестаёт почетать достижения и великие победы государства. В наше время тоже наблюдается такое ровнодушное отношение к замечательным людям которые не желея себя отдовали все силы и время народу…»:

№2. Работа с деформированным текстом

Для тех, кому трудно…

Прочитайте текст Б.Васильева и напишите сочинение, используя деформированную модель

Исходный текст:

(1) - Бабуля, это к тебе, - объявила Танечка. (2) - Ты покажи им всё, ладно? (3)А я побежала. (4) - И умчалась.

(5)А слепая Анна Федотовна осталась, не видя, но точно зная, что трое ребятишек жмутся у порога.

(6) - Раздевайтесь, - сказала. (7) - И проходите. (8)Садитесь, кому где удобнее.

(9)Кажется, дети так и не сели, но долго шушукались, подталкивая друг друга. (10)Наконец мальчика, видать, вытолкнули в ораторы.

(11) - Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на вечере. (12)А у нас в школе почин: «Нет неизвестных героев». (13)А она сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма.

(14)Анна Федотовна уточнила:

(15)- Игорь успел написать всего одно письмо. (16)А второе написал после его смерти его товарищ.

(17)Протянула руку, открыла шкатулку, бережно достала бесценные листочки.

(18)-Можете посмотреть. (19)3десь письма и... (20)И похоронка.

(21)Дети долго разглядывали документы, шептались.

(22) - Вы должны передать эти документы нам. (23)Пожалуйста.

(24) - То есть как это? - удивилась она. (25) - Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

(26) - Потому что у нас в школе организуется музей.

(27) - Я с удовольствием отдам вашему музею копии писем.

(28) - А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вклинилась вдруг звеньевая, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки. (29) - Ведь копия - это же просто бумажка.

(30)Анне Федотовне очень не понравился этот вызывающий, полный непонятной для неё претензии тон, и она сказала:

(31) - Пожалуйста, верните мне документы.

(32)Дети снова возбуждённо зашептались.

(33) - Бабушка, - впервые заговорила самая маленькая, и голосок у неё оказался совсем ещё детским. (34) - Вы ведь очень старенькая, правда? (35)А вдруг вам станет нехорошо, и тогда все ваши патриотические примеры могут дня нас пропасть.

(36)- Вот когда помру, тогда и забирайте, - угрюмо сказала Анна Федотовна...

(37)Она скоро позабыла о визите детей, но чем ближе к вечеру клонился этот день, тем всё более явно ощущала она некую безадресную тревогу.

(38) - Переутомление, - определила Римма, когда по возвращении услышала смутную жалобу Анны Федотовны. (39) - Ложись в постель.

(40)Анна Федотовна легла, но вдруг привстала на кровати.

(41) - Римма, загляни в шкатулку. (42)3агляни в шкатулку...

(43)Не очень ещё понимая, Римма встала, открыла шкатулку. (44)Старуха ждала, подавшись вперёд в судорожном напряжении.

(45) - Нету? (46)Ну? (47)Что ты молчишь?

(48) - Нету, - тихо сказала Римма. (49) - Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет.

(50) - Только одна похоронка... - прохрипела Анна Федотовна.

(51)«Я вернусь, мама». (52)Нет, не слышала она больше этих слов. (53)Она ясно помнила, где, как и когда произнёс их Игорь, но голос его более не звучал в её душе. (54)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (По Б. Васильеву)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.247.213 (0.021 с.)