Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Используйте синтоптическое чтение для познания жизниСодержание книги Поиск на нашем сайте
Преподаватель в аспирантуре дал нашей группе задание собрать информацию по предмету управления человеческими возможностями. "Прочтите все книги по этой теме, которые найдёте и напишите о прочитанном доклад объёмом в десять – двадцать листов." Я нашёл двенадцать книг. При помощи техники фоточтения, мне удалось прочесть все книги и заполнить карту памяти за один вечер. Я переписал информацию из карты памяти на бумагу и сдал доклад на проверку. Получив работу обратно, я обнаружил в ней всего две пометки: "100%" и "Отлично!" Ни разу за весь период обучения задание не давалось мне так легко. Моя коллега Патрисия Денилсон, чей вклад в развитие фоточтения позволил мне называть её соразработчиком, обогатила этот метод при помощи упражнения "синтоптического чтения". Она протестировала его в Европе, и результаты были феноменальные. Синтоптическое чтение обогащает технику фоточтения. Для того, чтобы читать по этой методике, Вам необходимо собрать воедино все полученные навыки и перейти на следующий уровень мастерства. Представьте, что Вы прочитываете три-пять книг по определённой теме всего за один вечер. Вы действительно способны на это, применяя базовые шаги синтоптического чтения, которые описаны в данной главе. Как это работает Представим, что Вас заинтересовал определённый вопрос, и Вы нашли книгу, которую очень хотели бы прочитать. При помощи фоточтения, добавив ещё пару книг Фоточтение как система целостного мышления 110 по этой теме, Вы изучите одну книгу гораздо лучше. Но есть ещё одна потрясающая новость: чтение четырёх книг по нашей системе займёт намного меньше времени, чем чтение одной привычным методом. Отнеситесь к чтению как к способу познания жизни. По мере прохождения этого пути, мы сталкиваемся с различными мнениями по каждому вопросу. У образованного читателя такое расхождение во мнениях порождает напряженность, которая приводит его к следующему уровню принятия решения. Синтоптическое чтение формирует новую точку зрения и более простой путь синтеза существующих мнений. Люди, которые читают хорошо, рассматривают тему с различных сторон и приходят к собственному мнению. Синтоптическое чтение гарантирует, что большинство Ваших идей базируется на собственном мнении. Это происходит путём рассмотрения всех имеющихся мнений и выбора или формирования из них единственно правильной для Вас точки зрения. Правда приходит из аргументации, обобщения знаний и сопоставления с опытом — то есть не только из последней прочитанной книги. Зачастую приходится прочитать несколько книг на определённую тему, чтобы приобрести более чёткое понимание. Опыт одной студентки, обучающейся фоточтению, показал, как просто удалось ей понять преимущество прочтения нескольких книг по одному предмету. Спустя 25 лет после окончания школы, она вернулась к обучению, чтобы получить диплом колледжа в местном сообществе. Накануне написания экзаменационного эссе по истории, она прочла семь книг по этому предмету методом фоточтения. Она просто сияла, рассказывая, как слова потоком лились из её сознания во время экзамена. Никогда раньше она не чувствовала себя так расслабленно и уверенно во время написания эссе, и она с гордостью добавила: "Я получила "5"!" Она самостоятельно перешла от техники простого фоточтения к синтоптическому чтению. Техника синтоптического чтения была впервые описана пятьдесят лет назад в книге Мортимера Эдлера и Чарльза Ван Дорена "Как прочесть книгу" [19]. Эдлер рассматривал приобретение мыслительных способностей, используемых при синтоптическом чтении, как основную цель хорошо начитанного человека. Мы добавили навыки фоточтения к синтоптическому чтению для того, чтобы можно было синтезировать идеи наиболее эффективно. Один мой одногрупник обучался на получение докторской степени. Написание письменных работ всегда было для него огромной проблемой, отнимающей массу времени. Ему приходилось прочитывать по несколько Синтоптическое чтение для познания жизни 111 книг, отфильтровывать нужную информацию, обобщать собственные идеи и после этого писать работу. После изучения техники синтоптического чтения, он применил полученные знания при написании работ. Он позвонил мне несколько месяцев спустя. "Это просто невероятно!" – воскликнул он. "Словами не описать, насколько фоточтение облегчило мне жизнь. Я могу закончить работу за один вечер, тогда как раньше мне пришлось бы потратить на неё два или три дня". Как такое может быть? Всё это изложено в базовых шагах по синтоптическому чтению: 1. Определите цель Самый первый шаг при синтоптическом чтении – определить значимую для Вас цель. Основополагающий принцип – ставить понятные конкретные цели. Предположим, Ваша задача – изучить стратегии управления денежными операциями. В этом случае эффективная целевая установка может выглядеть следующим образом: • Я хочу изучить эффективные методы накопления и инвестирования денег, чтобы я мог обрести финансовую независимость. Это утверждение понятно, оно определяет цель персонально. Это способствует более долгому запоминанию. Обратите внимание, насколько больше в нём жизненной энергии, чем в общем утверждении "Я хочу узнать подробнее о финансовом планировании". 2. Составьте библиографический список Следующий шаг состоит в составлении библиографического списка – перечня книг, которые Вы намерены прочитать. Сначала пролистайте книги для того, чтобы понять соответствуют ли они Вашей цели. Для этого упражнения подберите научные книги различных авторов на тему, которую желаете изучить. 3. При помощи фоточтения изучите все материалы за день до начала работы Мозгу требуется инкубационный период для того, чтобы создать новые соединения. Прочтите выбранные книги методом фоточтения за день до того, как вы планируете применить эти знания. Отличие фоточтения состоит в том, что при его использовании мозг способен обрабатывать идеи с очень высокой скоростью. Во время сна, Ваш мозг находит способы распределить информацию, поступившую во время фоточтения.
Дополнительно: Прочтите все 10 шагов Фоточтение как система целостного мышления
112 (Напишите по краям слова, характеризующие основные темы и концепции. Используйте при этом собственные выражения.) Синтоптическое чтение для познания жизни 113 4. Создайте большую карту памяти Достаньте свои книги, большой лист бумаги и цветные фломастеры для составления карты памяти. Добавляйте пометки в карту памяти по мере прохождения остальных шагов. Посмотрите на пример схемы, которая показывает, как должна быть организована карта памяти. Ваша начальная целевая установка занимает значительное место в середине листа. По желанию, можете оставить достаточно места, если собираетесь пересмотреть цель. Целевая установка в середине листа будет напоминать Вам, что карта памяти строится на основании главной цели, а не на материале книг. Используйте её для того, чтобы собрать всю соответствующую целям информацию из книг. Содержание каждой конкретной книги имеет меньшее значение, чем Ваша основная цель. 5. Найдите нужные фрагменты текста Прочтите методом суперчтения все книги, отмечая фрагменты, соответствующие Вашей цели. На данном этапе она преобладает над целями, поставленными авторами книг. Причина использования Вашей цели в качестве основополагающего направления состоит в том, чтобы отбросить на второй план другие неясные отрывки текста. Продолжайте заносить в карту памяти все найденные фрагменты. Отбросьте желание прочитать как можно больше деталей по теме. Старайтесь лишь слегка вникать в текст книг, ограничьте степень вникания даже в нужные отрывки. Во время выполнения данного шага, Вы можете обнаружить, что основная целевая установка будет дополнена, когда суть изучаемой темы станет для Вас немного яснее. Воспринимайте всё как обсуждение с авторами этих книг. Представьте, что они сидят вокруг Вас. Задайте вопрос и позвольте им на него ответить. Задача – не понять сами книги, а осознать Вашу цель. 6. Сделайте вывод собственными словами Если вы вернётесь на шаг назад и взглянете на карту памяти, то заметите на ней список важных понятий. Кратко подытожьте Ваши мысли по данной теме. Это поможет создать собственную нейтральную, не-жаргонизированную терминологию. Фоточтение как система целостного мышления 114 Различные авторы могут использовать неодинаковые слова для обозначения одних и тех же вещей. Создание базы нейтральных терминов развивает ассоциации и способствует формированию собственной концепции. 7. Определите тематику Изучите Вашу карту памяти и книги, определите все сходства и различия в точках зрения авторов. Когда Вы достигните этого уровня, то начнёте понимать центральные мысли, которые большинство авторов пытались донести до читателей. Сделайте соответствующие заметки. 8. Определите спорные вопросы Когда авторы противопоставляют свои точки зрения, то эти различия характеризуют конкуренцию или спорные вопросы. Раскройте различные точки зрения, и Вы повысите знания по данному предмету. На данном этапе Вы читаете методом суперчтения и погружаетесь в книгу, чтобы определить ключевые моменты, связанные с подобными спорными вопросами. Рассматривайте себя как репортёра, ведущего расследование в комнате с этими авторами. Задайте каждому из них центральные вопросы. Быстро переходите от одной книги к другой, временами отвечая на вопросы. Как только получите ответ в одной книге, сразу же начинайте пролистывать следующую. 9. Сформулируйте собственную точку зрения Как только Вы рассмотрите спорные вопросы и изучите различные точки зрения, то автоматически начнёте синтезировать собственное видение проблемы. Рассмотрите все стороны, но не принимайте ни одну из них сразу. Постарайтесь намеренно остаться объективным и избежать принятия одного из мнений в процессе анализирования текстов. После того, как Вы соберёте достаточно информации, создайте собственную позицию. Сформулируйте собственное мнение, основанное на проведённом исследовании. 10. Дополнительно После того, как сформулировано Ваше мнение по изучаемому вопросу, необходимо сопроводить его аргументами, основанными на информации, почерпнутой из книг. Синтоптическое чтение для познания жизни 115 Распределите ключевые вопросы таким образом, чтобы основная тема была наиболее понятна. Формулируйте аргументы в поддержку Вашей позиции как можно точнее. Для того, чтобы они были наиболее правдоподобны, Вы должны быть готовы подтвердить их цитатами. Поэтому лучше сопровождать утверждения настоящими отрывками из текста, указывая при этом номер страницы. Перед написанием доклада создайте новую карту памяти, основанную на Вашем собственном мнении. Это помогает сэкономить время и чётко сформулировать идеи. Большинство бизнесменов и студентов осуществляют свои идеи после завершения предыдущего шага. Это допустимо, если им достаточно продолжать работу с собственным мнением. Но для человека, пишущего работу на соискание учёной степени или составляющего подробный бизнес-отчёт, этот дополнительный шаг просто необходим. Сколько времени Вы рассчитываете потратить на обучение синтоптическому чтению? Мы думаем, для активации Вам понадобится всего два занятия по 45 минут. Это всё. Еще 10 – 15 минут потребуется на предпросмотр и фоточтение каждой книги. После окончания занятия, большинство обучающихся достигают 80 – 90 % того, что планировали. При синтоптическом прочтении от 3 до 5 книг, Вам может понадобиться ещё один эффективный курс для того, чтобы усвоить изучаемую тему более конкретно. Если Вы заинтересованы, завершите изучение этих книг, используя начальные шаги курса фоточтения – системы целостного мышления. Возможно, быстрое чтение окажется достаточным для того, чтобы собрать недостающую информацию. В зависимости от тематики изучаемого материала, Вам может потребоваться от двадцати минут до четырёх часов. Совокупные возможности синтоптического чтения Библиографический список, который Вы можете видеть в этой книге, является перечнем источников, которые я использовал при синтоптическом чтении. Аналогично, курс по фоточтению – это способ изучить труды большого количества авторов и исследователей. Многие авторы, приведённые здесь, также ссылаются на другие источники. Их число варьируется от пятидесяти до ста различных книг и журналов. Каждый раз, когда Вы читаете при помощи техники синтоптического чтения, то имеете в наличии скопление умственной энергии сотен мыслителей в совокупности с тысячами часов труда и опыта, которые сопровождают Вас Фоточтение как система целостного мышления 116 в достижении цели. Как только Вы почувствуете это, то сразу осознаете всю мощь синтоптического чтения. Поскольку Вы подбираете уникальную комбинацию авторов, то можете столкнуться с совершенно новой точкой зрения, не выраженной ни кем ранее. Потрясающий пример привела Патрисия Денилсон. Она описала случай, приключившийся с одним из её студентов. Один брюссельский врач использовал метод синтоптического чтения при изучении материалов по гомеопатии. Ежеквартально европейские специалисты по гомеопатии собираются для того, чтобы поделиться своими знаниями в этой области. При подготовке презентации он с помощью техники синтоптического чтения изучил основные книги по гомеопатии и составил карты памяти. Когда доктор взглянул на эти карты, они показались ему бессмысленными. Он отложил их в папку до лучших времён. Два месяца спустя, он вытащил карты памяти и разложил на полу. Невероятно, но каждая из них была ему абсолютно понятна. Новые идеи, пришедшие ему в голову, оказались революционными. Он быстро написал свой доклад, и через несколько недель представил его на ежеквартальном собрании. Доктора, присутствовавшие на той встрече, были поражены тем пониманием вопроса, которое показал этот человек. Один врач сказал, что ни разу за двадцать лет работы не делал выводов, представленных в данной презентации. Когда он спросил, каким образом этому человеку удалось сделать такой скачок в своих умозаключениях, тот рассказал о фоточтении и синтоптическом чтении. На следующем семинаре по фоточтению в Брюсселе присутствовало семеро докторов, участвовавших в том собрании. Визуализируйте процесс Выберете момент для того, чтобы быстро включить в процесс синтоптического чтения визуализацию. Подумайте о теме, которую желали бы изучить. Какой цели Вы бы хотели достичь? Включите воображение, когда идёте в библиотеку и выбираете набор книг по нужной теме. Быстро просмотрите их, оставив три-пять, чтобы забрать домой. Именно эти книги, как Вы чувствуете, помогут достичь цели. Включите воображение вечером во время предпросмотра и фоточтения этих книг. На следующий день Вы проснётесь готовыми к работе как никогда. Вы составляете огромную карту памяти, формулируя чёткую целевую установку и записывая её в центре карты. Синтоптическое чтение для познания жизни 117 При помощи суперчтения изучите книги, выбирая нужные фрагменты и отмечая их в карте памяти. Когда находите интересующие Вас отрывки, составляйте список собственных терминов по краям карты для того, чтобы подытожить найденный материал. Изучите необходимые темы. Внесите их в карту памяти, сопровождая заметками с собственным мнением, которое объясняло бы разногласия авторов. Помните, Ваша задача – не разгадать книги. Ваша задача – достичь главной цели. Почувствуйте совокупную силу всей этой информации. Как-будто все авторы находятся рядом и обсуждают Вашу цель. Включайте воображение, когда находите ценное понимание вопроса. Как только Вы подключите визуализацию, ощутите всю мощь синтоптического чтения. Один человек развил феноменальные способности собственными усилиями. Он покинул школу в десятом классе и никогда не оглядывался назад. За все свои пятьдесят лет жизни он прочёл не более трёх книг. После изучения курса по фоточтению это человек заявил: "Просто потрясающе. За последние две недели я прочёл массу книг, и мне это нравится. Курс по фоточтению стал одним из самых приятных явлений в моей жизни". Многие годы он считал себя человеком, неспособным учиться. фоточтение же показало, что это не так. Один священник методом фоточтения прочёл отрывок из Библии перед сном. Ему приснилась эта библейская история и то, каким образом она соотносилась с проблемой одного из прихожан. Позже священник был способен применить своё понимание, давая рекомендации прихожанину. Несколько человек с плохим зрением после применения техники фоточтения заметили, что зрение перестало ухудшаться. После года регулярного фоточтения, ежегодный анализ не показал обычных ухудшений. Таким образом, им были выписаны очки с более слабым усилением. В каждом случае оптик говорил, что такие изменения встречаются крайне редко. Одна 17-ти летняя школьница не любила читать. Теперь она читает больше, чем когда-либо. "Это изменило мою жизнь". Одного опытного бухгалтера попросили поработать в бизнес-коллегии, где обсуждались способы повышения рискового капитала. В её насыщенном расписании был всего один свободный вечер для подготовки. Она выбрала несколько книг для фоточтения и активации. Бухгалтер чувствовала себя настолько хорошо подготовленной, как если бы провела несколько дней за чтением и письмом. Она кратко представила информацию, и её восприняли хорошо. Вопросы и ответы для начинающих Простого знания о возможностях и техниках курса "Фоточтение как система целостного мышления" не достаточно. Вы должны развивать и использовать эти навыки и в жизни. Вот здесь и начинаются вопросы. Наиболее распространённый вопрос: "Правильно ли я делаю?" Для того, чтобы чётко ответить на него следуйте всем пошаговым инструкциям. Указания, которые Вы найдёте в этой книге, были разработаны, дополнены и разъяснены сотням тысяч людей до Вас. Если всё же возникают сомнения, прочтите главу заново и чётко следуйте инструкциям. Каждый шаг данного курса по фоточтению способствует возникновению определённого эффекта. Например, после 3-х минутного предпросмотра бизнес-доклада, Вы уже знаете его структуру, основные термины. Следует ли уделять этому дальнейшее внимание. Достигли ли Вы тех результатов, которых ожидали? Если нет, то это тоже хороший знак. Было замечено, что иногда человек, проходящий курс, читает или слышит одно, думает о другом, а выполняет это совершенно иным образом. Выполняете ли Вы все шаги, описанные в инструкции? Даже если Вы не достигли цели с первого раза, то всё равно, скорее всего, получите определённые знаки, которые приведут к конечной цели. Обращайте внимание на каждый успешный результат, неважно каким ничтожным он может оказаться. Это сразу вернёт уверенность, что Вы на верном пути. Вопросы и ответы 119 Если Вы следовали всем инструкциям, а показанные результаты противоречивы, тогда, конечно, можете сойти с дистанции, не достигнув цели. В следующей главе приводится разъяснение способов поддержания идеального настроя во время прохождения курса по фоточтению. Используйте предложенные идеи, и Вы пойдёте вперёд уверенно и достигните успеха. Как быстрее научиться фоточтению? Уже с девятого класса Вы научились воспринимать слова мгновенно, не нуждаясь в их вербальном воспроизведении. Вы хорошо знакомы с тем невероятным массивом визуальных образов, которые вызывают написанные слова. Почему тогда нам необходимо произносить каждое слово вслух? Обучение чтению установило так называемый комплекс тренажёров, от которых, возможно, никогда не удастся избавиться. фоточтение не только удаляет их; оно способствует установке на их место ракет. Обучение новому навыку будет противостоять привычному поведению, вырабатываемому годами. Вам нужно двигаться по собственному пути. Обучение может оказаться невозможным, особенно, если в Вас живут гремлины. Гремлины – это привычки и обезоруживающие убеждения, которые развивают негативные эмоции и затрудняют обучение. Ричард Карсон в своей книге " Укрощение гремлинов "[20] определяет их как маленьких мнительных существ. Как общаться с гремлинами? Если Вы попытаетесь их уничтожить, пишет Карсон, они только вырастут ещё больше. Вместо этого, лучше играйте с ними. Любите до смерти. Более того, применяйте формулу "ЗВИО": Заметь, Владей, Играй, Оставь. С этой формулой любое отчаяние, постигшее Вас, легче поддастся управлению и не станет препятствием к дальнейшему обучению. "З" — Замечай свои ощущения. Чувства не бывают правильными или неправильными: они просто есть. "В" — Владей своим опытом. Допускайте любые сомнения. Проблемы, которые мы осознаём открыто – решаемы; те, которые мы отрицаем – будут только продолжаться. Во время обучения Вы можете вызывать любые приятные мысли, как только почувствуете сомнения или неуверенность. В очередной раз повторите старое знакомое высказывание: если успех не достигнут сразу, всё в порядке. Поэтому повторите всё заново.
Фоточтение как система целостного мышления 120 "И" — Играй своим опытом. Вставьте штопор и увидите, что получится. Погружайтесь глубже в свою неразбериху. Задавайте себе вопросы. Такая тактика сначала может привести к ещё большей путанице. Будьте ребёнком —учиться – это хорошо. "О" — Оставь при себе. Зачастую мы воспринимаем отчаяние, как знак всё бросить. Вместо этого, взгляните на данную эмоцию как на приглашение двигаться дальше. Если Вы так и сделаете, то начнёте достигать новых результатов при чтении. При применении формулы "ЗВИО", обучение фоточтению станет быстрым и спокойным. Она помогает нам понять настрой ребёнка, учащегося ходить. Падение ещё не повод подвергаться самокритике или публичному унижению. Это знак подняться, откорректировать свои методы и начать всё сначала. Используя формулу "ЗВИО" Вы можете стать лучшим управляющим и быстро развить навыки. Как оценить свои успехи во время выполнения шагов курса по фоточтению? Когда дело доходит до шагов курса по фоточтению, оценка Ваших успехов должна проводиться нетрадиционным способом. Так как во время выполнения шагов курса необходимо свести к минимуму помехи сознания. Если во время фоточтения Вы спросите себя: "А правильно ли я делаю?", будет уже поздно. Вы совершаете ошибку. То же самое, если спросить спящего человека: "Ты спишь?" Любая попытка задать подобный вопрос мгновенно выбрасывает из сознания читаемый в данный момент материал. Это не только замедляет продвижение в изучении текущего фрагмента, но и негативно влияет на исход всего опыта. Когда мозг изучает мозг, традиционная экспериментальная модель прекращает действовать. Любой эксперимент, где экспериментатор (или наблюдатель) является предметом опыта, будет обречён. Мозг всегда влияет на исход своего же эксперимента. Поэтому, если во время фоточтения Вы задаётесь вопросом, всё ли делаете правильно, то ничего не выйдет. Фоточтение требует полного погружения в процесс, следовательно, фоточтение происходит без какой-либо самокритики. Вопросы и ответы 121 Для того, чтобы определить степень эффективности Вашего фоточтения, оставьте своё Я на втором плане. После этого вспомните процесс Вашего чтения и ответьте на вопросы: • Расслабился ли я физически, умственно и перешёл ли в ускоренное состояние? • Достаточно ли я сконцентрировался и чётко ли определил цель? • Контролировал ли я расслабленное состояние при помощи дыхания, ритмичного перелистывания страниц и монотонного напевания в уме? • Контролировал ли я фотофокус путём разметки страницы, или ориентируясь на четыре угла границы текста и чистого пространства страницы? • Обозначил ли я свои конечные утверждения? Если Вы можете ответить положительно, значит, выполнили условия фоточтения верно. Для того, чтобы определить эффективность Вашего фоточтения, необходимо пройти некоторые тесты. Они могут быть как объективными, так и субъективными. В данной книге я опубликовал истории, рассказанные людьми со всего мира, использовавшими фоточтение. Их опыт может служить примером таких тестов. Другие виды тестирования, которые помогли многим людям увидеть мгновенные эффекты техники фоточтения, Вы можете найти в конце Главы 7. Во время изучения начальных шагов курса "Фоточтение как система целостного мышления", я рекомендую бросить вызов трудностям, которые, как Вы чувствуете, можете преодолеть. Постройте свою уверенность и сразитесь с ещё большими сложностями. Если Вы не готовы продемонстрировать своё умение по телевидению, как это сделал один человек, выберете другой тест, который Вам подойдёт. Одна немка, владеющая техникой фоточтения, была приглашёна на телевидение в качестве практического примера для новой передачи, посвящённой фоточтению. Под пристальными взорами ведущего, съёмочной группы и телекамер она выбрала наугад книгу из нескольких предложенных. Она сделала предпросмотр, изучила книгу путём фоточтения и мысленного исследования. На следующий день она выполнила активацию методом суперчтения, погружаясь в работу, составила карту памяти. На всё это ей потребовалось 45 минут. Затем перед камерой ей задавали вопросы по содержанию книги. На все из них она ответила правильно. Во время лекции в Мюнхене я показал пятиминутную запись телевизионного сюжета и представил его героине слово перед аудиторией. Она сказала: "Мне не верилось, что я смогу Фоточтение как система целостного мышления 122 сделать это. Но когда получила предложение участвовать в программе, поняла, что придётся принять важное решение. Я буду жить дальше думая, что не способна достичь успеха или, могу принять вызов и узнать правду". Примечательно, один человек из аудитории сказал, что увиденное слишком невероятно, чтобы он мог представить, что способен на нечто подобное. К сожалению, если он не откажется от данной установки, то действительно ничего не достигнет. Может ли каждый обучиться фоточтению? Мы обучали фоточтению во многих странах, на разных языках, людей в возрасте от 9 до 86 лет, у которых были различные базовые знания и способности к чтению. Секрет успеха в каждом случае кроется в установке или отношении обучающегося. Идеальная установка должна быть чётко сформулирована, устойчива и упорна. На протяжении многих лет её называли "разумом новичка". Она позволяет перейти к новой парадигме чтения. Огромная ловушка, с которой мы сталкиваемся - это то, что ученики приходят с чётким пониманием, как нужно читать. Предыдущие тренировки дают нам ясное представление о приемлемых скоростях чтения и уровнях восприятия. И тут появляется фоточтение, которое призывает изменить все привычные взгляды на чтение. Только совершенно новая парадигма поможет нам смотреть сквозь давящие запреты и газетные остроты. Иногда мне приходится слышать, как обучающиеся фоточтению говорят: "Это совершенно меняет взгляд на весь процесс чтения". Возможность управлять разумом новичка позволяет нам найти в нём проблеск новых возможностей. Эта концепция уходит корнями глубоко в истоки школы Дзен Буддизма. Shunryu Suzuki, мастер школы Дзен, сказал: "Множество возможностей есть у разума новичка, а у эксперта их очень мало". И он добавил: "У нас должен быть неопытный разум, свободный от различного давления; разум, которому всё известно находится в плавном изменении. Не существует ничего, кроме текущего мгновения..." Сегодня мы живём в мире, который требует быть новичками снова и снова при столкновении с непостоянностью, непрекращающимися переменами и хаосом. Пересмотр всего, чему нас учили о чтении – лишь один пример того, как необходим нам разум новичка; и головокружительный темп перемен гарантирует, что мы Вопросы и ответы 123 увидим больше. Вам не нужно изучать Дзен для того, чтобы обучиться фоточтению. Здесь есть место правилам и возможность стать экспертом. Так же есть место и вопросам. Люди, владеющие фоточтением способны постичь и то и другое. Мы гордимся сознательным, рациональным разумом, способным ставить цели. Мы также признаём и используем широкие возможности мозга достигать цели креативным путём. Применяя технику фоточтения, Вы сохраняете прежние навыки чтения и приобретаете иные способности. Вы не только завоёвываете новый уровень взаимоотношений с печатным словом, но ещё и узнаёте, как нужно реагировать, если слова сменяют друг друга с бешеной скоростью. Как взрослый человек с разумом новичка, Вы испытаете заново всю прелесть непрерывного обучения. Сколько времени потребуется на обучение по этой системе? С точки зрения автомобилиста, обучение пилотированию самолёта показалось мне с одной стороны знакомым, а с другой немного странным. Человек, обучающийся фоточтению, замечает сходства и радикальные различия по сравнению с обычным чтением. На изучение знакомых вещей требуется гораздо меньше времени, чем на неизвестные. Существует четыре ступени обучения необычным явлениям. Количество затрачиваемого времени зависит от того, каким образом Вы проходите все стадии обучения. Позвольте проиллюстрировать каждую стадию изучения техники фоточтения. На первом этапе Вы видите кипы непрочитанного материала и ощущаете поглощающее чувство страха перед информацией. Несмотря на это, Вы не можете определить источник возникшей проблемы, не говоря уже о том, как её устранить. Что-то сломалось в жизни, но Вы не знаете, в чём причина. На данной ступени обучения чувствовать страх – это нормально, иногда он дополняется возбуждением по поводу возможности разрешить проблему. Назовём этот этап Бессознательная Некомпетентность. Далее, вы видите, что Вашего настоящего умения читать не достаточно. Такие привычки, как правило, и являются основным источником страха перед информацией. Вы узнаёте о фоточтении, даже пробуете применять некоторые техники. Они кажутся необычными. Теперь вы знаете, где случилась поломка, но ещё не способны её устранить. Назовём этот этап Осознанная Некомпетентность. Третья ступень представляет собой квантовый скачок. Вы применяете Фоточтение как система целостного мышления 124 навыки фоточтения и видите прогресс. Несмотря на это, полученные знания ещё не полностью вошли в Вашу жизнь. Вы по-прежнему чувствуете потребность использовать новые способности при помощи письменных материалов. Назовём этот этап Осознанная Компетентность. Наконец, Вы достигаете уровня мастерства. Теперь фоточтение настолько привычно, что Вы используете его автоматически. Техники стали такими же неотъемлемыми для жизни, как дыхание. Ваш опыт – не только следующий уровень взаимоотношений с печатным словом, но и переход к новому качеству жизни. Вы сводите к минимуму или уничтожаете те кипы непрочитанного материала и постепенно достигаете своей цели. Назовём этот этап Высокое Мастерство. Обучение предполагает преодоление уровней при осознании собственной некомпетентности – то есть, что мы не знаем чего-то важного или что не обладаем желаемым уровнем мастерства. Не удивительно, что часто такие открытия сопровождаются набором определённых эмоций: неуверенность, отчаяние, страх и возбуждённость. Вопросы и ответы 125 У меня простое мнение: любите всё это. Не важно, какие результаты Вы получаете при обучении фоточтению – примите их. Ни одна испытываемая эмоция не является неправильной. Все Ваши чувства ведут к достижению цели. Неуверенность может перерасти в любопытство. Хаос трансформируется в порядок. Когда я провожу семинары по фоточтению в Центре Стратегий Обучения, мне нравится наблюдать, как люди проходят все эти преобразования. Когда они говорят, что неуверенны, я их поощряю. Когда заявляют, что в отчаянии, я быстро делаю всё возможное, чтобы привести их к неуверенности. За этим явным сумасшествием скрывается ключ: неуверенность – это первый шаг на пути к высокому мастерству. Неуверенность сигнализирует, что человек совершает акт обучения. В свою очередь, приближающиеся проблемы, сопровождающиеся чувством уверенного нежелания отбросить старые предубеждения, приводят к отчаянию. Мы застреваем на стадии осознанной беспомощности. На стадии полного незнания. Оба этих пути объединены на следующем графике:
Фоточтение как система целостного мышления 126 К сожалению, обучение часто уводит нас вниз дороги, к отчаянию. В традиционной модели обучения чтению, неуверенность приравнивается к неудаче, а отчаяние к некомпетентности. По каким-то причинам, наслаждение никогда не появляется во время чтения, и обучение прекращается. Любые чувства, испытываемые во время фоточтения, являются нормальными. Не подавляйте никакие эмоции, ни малейшую долю сомнения. Можете попытаться приравнять себя к другим: "Я делаю что-то не так. Любой другой бы с этим справился. Почему же я не могу?" Если Вы заметите подобные мысли, позвольте им заполнить осведомлённость и покинуть Вас. Помните, что осознанная компетентность расположена на верном пути. Чтение затрагивает самооценку. Часто она напрямую зависит от нашего успеха в учении; а большая часть обучения связана с чтением. Я заметил, люди легко признают себя плохими читателями, и из-за этого возникает чувство непригодности к обучению. Это быстро приводит к снижению самооценки. Альтернатива – принять эмоциональные взлёты и падения, возникающие в процессе обучения, рассматривать их как естественный и изящный танец. Если Вы так и сделаете, то сократите путь к ступени высокого мастерства. В каком уровне должен находиться мозг во время обучения фоточтению? Вспомните времена, когда Вы были полностью поглощены чтением. Важно подробно исследовать то состояние, так как в подобные моменты Вы без усилий превращаетесь в опытного, могущественного читат
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.013 с.) |