Четвертый межрегиональный филологический мегапроект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый межрегиональный филологический мегапроект



Четвертый межрегиональный филологический мегапроект

"Науки юношей питают"

Номинация «Копилка приемов и методов подготовки к итоговой аттестации в 9, 11 классах»

Конкурсная работа

«Дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ»

Автор: Захарьина Елена Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «МСОШ»

Мамонтовского района Алтайского края

Декабрь 2011

Пояснительная записка

 

Данная работа адресована учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Материалы могут быть использованы на факультативных занятиях, а также на уроках развития речи.

Дидактические материалы разработаны на основе учебно-методических материалов по русскому языку и анализа результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет, творческих работах и их фрагментах учащихся МБОУ «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» 2005 – 2011 гг.

 

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий по данным дидактическим материалам: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

 

Использование предлагаемого дидактического материала обеспечивает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль; формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

 

Обучение сочинению осуществляется через работу с фрагментами ученических сочинений, с «негативными» текстами («антиобразцами»), деформированными текстами (с пропусками), текстами-моделями и др. Организуется работа с речевыми, фактическими, этическими ошибками, экспертная оценка сочинений.


Блок 1. Композиция сочинения

1. Анализ таблицы «Критерии оценивания задания С1»

2. Составление плана сочинения по критериям оценивания заданий 2012 г.

Практическая часть

Выразительное чтение исходного текста

Исходный текст №1:

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.

(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

Проанализируйте ученические сочинения, написанные на основе анализа исходного текста. Определите, какие структурные части в них отсутствуют. Проверьте соблюдение абзацного членения. Что, на ваш взгляд, удалось авторам сочинений, а что требует доработки?

Сочинение 1 (без правки):

Автор данного текста, В.Астафьев, размышляет о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. На что способны люди ради любви? Эта проблема, поставленная автором, очень актуальна в наши дни. В.Астафьев заставляет задуматься над тем, что важнее в человеке: «внутренний мир» или внешность?

Сейчас существует множество таких случаев, когда женщины выходят замуж за инвалидов. Поэтому проблема, которую выдвинул автор, заинтересовала меня сразу. В.Астафьев считает: «…такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно». Конечно, такие взаимоотношения не каждый способен выдержать. Я полностью согласна с мнением автора. Ведь нет жизни без любви.

В доказательство своей точки зрения хочу привести несколько аргументов. Моя соседка, по этическим причинам не буду называть её фамилию и имя, жила как все: утром ходила на работу, вечером хозяйничала дома. Но в один прекрасный день её сбила машин. Теперь она «привязана» к инвалидной коляске. Соседка не может самостоятельно передвигаться. Думала ли она, что с ней произойдёт такой случай? Конечно, нет. Но в одном ей всё-таки повезло: она вышла замуж за хорошего человека. Он не бросил жену в трудную минуту. Наоборот, муж всегда поддерживает её, помогает во всём. В заключение хочу сказать, что любовь – сильное чувство, ради которого люди способны на безумные поступки.

Сочинение 2 (без правки)

В своём тексте В.Астафьев рассматривает проблему преданной любви. Автор пишет об отношениях мужа-фронтовика и его жены. Проблема, прозвучавшая в тексте, актуальна в наше время. Она обсуждается всеми: педагогами, телеведущими, писателями, социологами – в книгах, на телевидении, в частных беседах. Но звучание данной проблемы в тексте В.Астафьева поразило меня сокровенностью высказанных мыслей.

Автор пишет о том, как преданно могут любить люди. Инвалид войны, оставшийся без руки, готов выполнять любые прихоти своей жены. Она же очень холодно относится к своему мужу. Авторская позиция понятна: никто не должен быть рабом в руках любимого человека.

Я согласна с мнением В.Астафьева. Очень много повестей о несчастной любви написал А.Куприн.

Вспомним «Гранатовый браслет». Желтков стал жертвой любви, потому что не мог быть рядом с человеком, который ему дорог. Например, повесть «Олеся», написанная тем же писателем. Героиня очень любила Ивана Тимофеевича. Олеся хорошо умела гадать. Она точно знала, что если останется со своим возлюбленным, то принесёт ему несчастье. Поэтому Олеся пожертвовала своими чувствами и покинула героя.

Прочитанный текст заставил меня ещё раз задуматься о том, что очень часто люди становятся жертвами любви.

Актуализация знаний.

- Назовите структурные части сочинения-рассуждения.

- Чтение и анализ творческих работ

Теоретический материал.

Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может

ü вводить тему текста

ü сообщать об основной проблеме текста

ü определять круг проблем, затронутых автором

ü быть основанием для объяснения основной проблемы

ü содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста

ü содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором

 

Формы зачинов:

ü Лирическое размышление

ü Рассуждение о заглавии

ü Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

ü Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста

ü Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

ü Описательное утверждение

Грамматические средства оформления зачинов:

ü Назывное предложение или ряд назывных предложений

ü Риторический вопрос

ü Цепочка вопросительных предложений

ü Вопросно-ответное единство

ü Цитата

 

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

ü Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…

ü Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

ü Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

ü Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…


Теоретическая часть

Проблема -это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Основные виды проблем:

Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему. Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

 

Автор Тема Проблема
№3. Ю.Котлярский Любовь Проблема эгоизма в любви
№4. В.Солоухин Телевизор Проблема пассивного отношения к жизни
№5. М.Мартынов Современная школа Проблема сохранения лучших традиций образования
№6. Н.В.Гоголь Чинопочитание Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

Исходный текст №3:

(1) - Наденька, так вы меня любите? - спросил я.

(2) - Люблю, конечно, люблю, - ответила Надя.

(3)От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4)Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром к руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6)«Ты что, ослеп?» - крикнула она, но я пронёсся мимо неё, как на крыльях. (7)Грубая женщина. (8)Подумаешь, лужа!.. (9)3нала бы она, что меня любит Наденька!

(10)Во дворе малыши строили замок из песка. (11 Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» - зачирикали мальчишки. (13)Я даже не повернул головы. (14)Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!..

(16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» -раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.

(20)Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону берёзовой рощи. (21)Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22)Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24)Эгоисты эти пенсионеры. (25)Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!..

(26)Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27)Ах, какое это счастье - любить и быть любимым, какое счастье!

(28)Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29)Я мгновенно вскочил - и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30)Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слёзы. (31)Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32)«Ну, сейчас я покажу этим кретинам!»

(33)Но что я мог сделать! (34)Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35)Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других. (Ю. Котлярский)

Исходный текст №4:

(1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2)Я обещал.

(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4)Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность!- горячился фермер.-(7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9)Но потом серое пятно гаснет и - всё. (10)Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.

(14)С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний -неделю назад.

(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте - футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».

(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно - по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22ДНад этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку. (по В. Солоухину)

Исходный текст №5

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Оп­ределённую долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учёта которых невозможно движение вперёд.

(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образова­ния диктовались государством, система образования становилась более жёсткой, консерватив­ной и стабильной, а система воспитания - национально-патриотической (со всеми положитель­ными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под её давлением), система образования становилась гибкой, либераль­ной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно ста­бильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведёт к разрушению единого образовательного простран­ства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий, лице­ев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребёнка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Синга­пур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения, (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специа­листов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодёжи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придётся ученику средних способностей да обычной - без уклонов - школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать? (По М. Мартынову)

Исходный текст №6:

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него, - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». (11) Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе. (Н. Гоголь)

Вопросы самоконтроля:

ü Что такое проблема?

ü Назовите способы формулировки проблемы

ü Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?

ü С помощью каких конструкций можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста.

Задание для самостоятельной работы: подобрать небольшой фрагмент художественного или публицистического текста и сформулировать проблему, затрагиваемую автором.

Практическая работа по теме «Самостоятельно формулируем проблему, обсуждаемую автором текста».

Цель: 1. Познавательный аспект: научиться понимать содержание текста, формулировать проблему, рассматриваемую в исходном тексте;

2. Развивающий аспект: развивать речь путём обогащения и усложнения её смысловой функции; развивать логическое и творческое мышление.

3. Воспитательный аспект: развивать систему ценностных отношений к родному языку; создавать условия для развития коммуникативных навыков через работу в малых группах.

Форма занятия: практическая работа по группам

Оборудование: тетрадь, карточки с заданиями, памятки

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивирование. Сообщение темы занятия, показ практической значимости изучения данной темы. Обсуждение плана работы

3. Актуализация знаний

ü Что такое проблема?

ü Какие известны способы формулировки проблемы?

ü С какими существительными сочетается слово «проблема»?

ü С какими глаголами сочетается слово «проблема»?

ü Назовите конструкции, с помощью которых можно сформулировать проблему, обсуждаемую автором текста?

ü В чём отличие темы от проблемы?

4. Самостоятельная работа в группах. Каждая из трёх групп работает с двумя текстами и заданиями.

Задания для практической работы

Задание для группы №2

Текст №10.

Прочитайте выразительно текст:

(1)Выросла рябинка при дороге. (2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого до­щатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подрос­ток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. (4)Наступил август. (5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как кос­тер на юру. (7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись
на­встречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы по­сле крепкого рукопожатия. (8)Шла мимо девочка. (9)Увидела рябинку, поахала. (10) - Возьму-ка я одну веточку. (11)Одна веточка - это ведь так мало, ниче­го с деревцем не случится. (12)И она была по-своему права. (13)Ехал на машине усатый дядька. (14) - Ух ты... (15)Прямо картинка... (16)Шикарно! (17)Он остановил машину, вылез из-за руля. (18)Ветки рябины так и затреща­ли под его сильной рукой. (19) - Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. (20)Что ж, он был по-своему прав. (21)Под вечер шли туристы. (22) - Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23)Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке. (24)3ря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25)Мы народ орга­низованный, должны подавать пример... (26)Шел в сумерках влюбленный. (27) - Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту! (29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30)Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и су­мел-таки дотянуться. (31) - Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32)А Люсень­ка обрадуется. (33)На другой день приехал хозяйственник. (34) - Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.(35) - Убрать. (36)Срубить. (37)А то весь вид портит. (38)И он по-своему был прав. (39)В этой истории все правы. (40)Виноватых нет. (41)Но и рябинки тоже нет. (По Н. Соколовой)

Задание: напишите вступление и сформулируйте проблему по одному из предложенных текстов

Задание для группы №3

Уровень сложности 1.

Прочитайте выразительно текст №13.

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица, закапризничала:

(3) - Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

(5) - А кого она не достала!

(6)Этих двух реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох. (7)Наш одиннадцатый «А» считался образцовым классом, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, ещё никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было. (9)Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

(10)- Только, народ, чтобы всем коллективом! - предупредил нас Витёк Носков.

(11)Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов. (12)Я направился к дверям. (13)В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писал в тетради.

(14)- Василёк, ты чего присох?! - крикнул Носков. (15)- Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...

(16) - А я разве не пускаю вас? - ответил Петруха.

(17)- У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! - ехидно пропела Лена Болдырева.

(18)Носков злобно сощурился:

(19) - Петруха, против коллектива идёшь!

(20)- Я что-то не так делаю? (21)Вам не надо - вы уходите, мне надо - я остаюсь.

(22) - Кончай, говорю, писать и давай собирайся...

(23) - Он, небось, кляузу на нас уже строчит! - опять сострила Болдырева.

(24) - Петруха, трус, предатель!

(25)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

(26) - Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (27)3най: подхалимов нигде не любят! (28)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! - грозно промолвил Носков. (29)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:

(30) - Я никуда не пойду!

(31)- Ну смотри! - сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(32)Внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (33)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

(34) - Гарри, а ты чего? - недоуменно спросил Носков.

(35)- Я тоже остаюсь...

(36) - Друга, что ли, спасаешь? - Носков хмыкнул.

(37) - У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом - её в школу начнут дёргать... (38)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

(39)- Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! - прорычал Носков и плюхнулся на свой стул. (40)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места. (41)Передо мной сидели Васильев и Елисеев. (42)Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть...

(43)А Елисеева на самом деле спросили про гидролиз солей, и он получил пятёрку. (По Н. Татаринцеву)

 

В приведённых фрагментах сочинений учащихся даётся формулировка проблемы, над которой размышляет Н.Татаринцев. Оцените эти фрагменты сочинений и напишите свой вариант.


Фрагменты сочинений по исходному тексту:

ü Автором данного текста является Н.Татаринцев. Он пишет об учениках одиннадцатого класса.

ü Какую роль в жизни общества играют сострадание и дружба? Связаны ли эти два понятия между собой? Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни…

ü Автор данного текста Н.Татаринцев рассказывает о случае из жизни школьников, когда они всем классом решили сбежать с урока химии. В связи с этой темой автора интересует проблема: «Нужно ли сбегать с уроков?»

ü Автор этого текста Н.Татаринцев затрагивает очень актуальные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в коллективе. Во-вторых, писатель заставляет задуматься о том, есть ли у членов коллектива право на собственное мнение…

ü Автор данного текста Н.Татаринцев рассказывает незатейливую, простую историю о самых обыкновенных школьниках. Но именно эти обыкновенные школьники сталкиваются с очень важными проблемами, которые касаются не только их класса, но и всего общества. Ключевой проблемой в этом тексте, на мой взгляд, является проблема взаимопонимания между людьми, взаимопомощи, чуткости…

Уровень сложности 2.

Самостоятельно напишите вступление и сформулируйте проблему по исходному тексту №14:

МИЛОСТЫНЯ

(1) Вблизи большого города по широкой проез­жей дороге шел старый, больной человек.

(2) Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочились и спотыкались, ступали тяж­ко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3) Он изнемогал.

(4) Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

(5) Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7)И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его по кинули, друзья еще раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10) А слезы все капали да капали, орошая седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидел перед собою незнакомца.

(12) Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13) - Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос... - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(14) - Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.

(15) - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(16) Старик ничего не отвечал - и задумался.

(17) - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возмож­ность показать на деле, что они добры.

(18) Старик встрепенулся, вскинул глазами, но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге пока­зался прохожий.

(19) Старик подошел к нему и протянул руку. (20) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(21) Но за ним шел другой, и тот подал старику малую милостыню.

(22) И старик купил себе на данные гроши хле­ба, и сладок показался ему выпрошенный кусок. (23) И не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость. (По И. С. Тургеневу)

 

Примеры выполнения задания. Уровень сложности 2.

№1. Милосердие. Сострадание. Сочувствие. Как много слов уже сказали и как ещё много будет сказано о человечности и нравственности! Но, к сожалению, не все эти слова влекут за собой реальные действия.

В данном тексте И.С.Тургенев раскрывает проблему человечного отношения к тем, кто слабее, беднее, несчастнее – словом, к тем, кто в этом действительно нуждается.

Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни – отношение к себе подобным. Писатель рассказывает о старике, отдавшем всё (богатство, здоровье) ради других, но ни о чём этот человек не жалеет...

(Распопова Е.,2008 г..)

№2. Насколько искренне в наших сердцах возникает желание помочь ближнему? Возникает ли оно вообще? Многие из нас помогают другим лишь потому, что обязаны человеку или не могут поступить иначе, ведь общество осудит. И.С.Тургенев раскрывает на примере старика проблему искренности милосердия. Писатель показывает нам, что если помощь ближнему идёт от чистого сердца, то она доставляет радость не только тому, кому ты помог, но и тебе самому…

(Майер Т., 2008 г.)

 

Самостоятельная работа по теме «Формулируем проблему»

Цель:

1) Познавательный аспект: проверить уровень сформированности умения анализировать содержание текста и самостоятельно формулировать проблему

2) Развивающий аспект: развивать логическое и творческое мышление, письменную речь

3) Воспитательный аспект: формировать систему ценностных отношений к родному языку, личности

Форма занятия: самостоятельная работа

 

Ход урока:

Организационный момент

Самостоятельная работа

Вариант №1

Задание №1. Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?

1) Духовная жизнь. Культурное наследие. Нравственная самодисциплина. Все эти понятия характеризуют жизнь человека и его духовные потребности. А какими они должны быть? Что нужно понимать, чувствовать, помнить человеку, чтобы сохранить культурную среду?

В данном тексте Д.С.Лихачёв выдвигает проблему нравственного, духовного воспитания личности.

2) Автор данного текста размышляет о влиянии желания на достижение цели, о том, как важно иметь «неудержимое стремление».

В рамках обозначенной темы Г.Троепольского, в первую очередь, интересует проблема преодоления трудностей на пути к поставленной цели.

3) «Мы все в ответе за тех, кого приручили» - такие избитые и до боли знакомые слова, зато какие правильные! Природу человек никогда не сможет познать до конца, но это не значит, что нужно бездумно уничтожать её и её творения.

Г.Троепольский в своём тексте раскрывает проблему непростых взаимоотношений человека и природы.

 

Задание №2. Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста

Исходный текст №15:

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному,

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

 

Вариант 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.137 с.)