Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Поиск

Что такое проблема?

1. Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания, например: проблема сохранения окружаю­щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, част­ный случай, пример проявления какой-либо абст­рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу­дить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...

Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:

Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: …
2 .Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой ис­торик скажет вам, что...; Большинство врачей счи­тают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

Теперь о читательском опыте.

Читательский опыт
Научно-популярная литература
Историческая литература
Художественная литература

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о

М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой:

Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)

Действительно, каждый ___________________________________________________________

,

Так как, во –первых, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Во-вторых, ___________________________________________________________________.

И наконец, ___________________________________________________________________.

Таким образом, ________________________________________________________________

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: н а мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….

Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Закончив ту часть сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая согласие или несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от Темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

 

Работаем над вступлением

Важно помнить, что основная цель вступле­ния - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.

Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова

текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мыс­ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

А В ЗАКЛЮЧЕНИЕ несколь­ко полезных советов.

1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразитель­ности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предло­жения исключаются при подсчете слов (рекомен­дуемый объем сочинения - не менее 150 слов).

2. В сочинении не нужно специально ана­лизировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сдела­но в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво по­вторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не ук­рашает работу, но и нарушает логику развертыва­ния мысли.

3. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

6. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

1. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

9. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Экс­перты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при скани­ровании теряется.

УДАЧИ!!!

Литература

Л.К. Колесникова Рекомендации для старшеклассников по

Логинова. Рекомендации к выполнению части С ЕГЭ

Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку

Русский язык, №22, 2008 год

Л.Л. Соколова.

КЛИШЕ И ПОДСКАЗКИ ПО ЧАСТИ С:

Опорная схема

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: (обозначь проблему с помощью риторического вопроса, назывных предложений и др.). Можно (И ЭТО ВЫИГРЫШНЕЕ!) начать сочинения с риторического вопроса.

Например: «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN.» Можно назвать проблему: «Взяточничество… Испокон веков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него человека дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, проблема зависимости слабого от сильного самая значимая во фрагменте, написанном великим Гоголем». ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЫ ФОРМУЛИРУЕШЬ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА. Слово «проблема» или вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами:

Автор поднимает проблему...

Автор затрагивает важную проблему...

Автора текста волнует проблема...

Проблема, которую хотел показать нам ав­тор, такова...

Проблема, которую рассматривает автор, за­ключается в том, что...

Текст Д. С. Лихачева заставил меня задумать­ся над проблемой...

Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...

Я думаю, что проблема, поставленная авто­ром, - это...

Проблема... не может не волновать современ­ного человека. Задумался над ней и

В. Тендряков.

Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор.

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (если это нравственная проблема, то укажи, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметь, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметь её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты). Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему), NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Передай содержание текста, но ни в коем случае не пересказывай, а комментируй то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).

ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

ИЛИ ТАК:

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: (если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по твоему мнению, ясно определяется авторская позиция).

ИЛИ. Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что …… Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности (если пишешь об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения), я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем (или главная мысль автора такова): __________________________________________.

Сформулировать позицию автора помогут и такие ти­повые конструкции:

Позиция автора такова:...

• Автор считает, что...

• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

Автор убеждает нас в том, что...

• В тексте доказывается мысль о том, что...,

Основная мысль текста заключается в том, что...

• Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

 

АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ПОДНЯТУЮ АВТОРОМ ПРОБЛЕМУ, Т. Е ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ!!!

Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор ). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать.

Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от ….. В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д).

ПОМНИ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ЭТИМ КРИТЕРИЯМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НАИВЫСШИЙ БАЛЛ, НУЖНО ПРИВЕСТИ не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

 

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)

 

 

Проблемы

Судьба человека

Милосердие и сострадание

Аргументы

Проблемы

Человек и родина

Аргументы

Проблемы

Смысл человеческой жизни

Верность своему призванию

Поиск жизненного пути

Истинные и ложные ценности

Счастье

Свобода

IV. Аргументы

Ложные ценности

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менедже­ра, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.

4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков.

Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

5) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

6) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бру­но в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от­рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.

Проблемы

Роль личности в истории

Нравственный выбор человека

Человек и природа

 

IV. Аргументы

У каждого в руках судьба мира

1) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основан­ный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

2) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивав­шие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната ­ это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вы­ вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка бе­зымянного человека обернулась страшной бедой.

3) Историки пишут, что турки смогли захватить Константи­нополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.

4) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атом­ ной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторя­лись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.

 

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

4) «Свято место пусто не бывает!» - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его привер­женности своим принципам. Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил ра­бочий день с 14 до 10 часов. За несколько лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьян­ство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовеко­вая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.

Человек и природа

1) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им - конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­ обходимых ресурсов питания.

2) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, счи­тали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относи­лись к кошкам, за убийство этого священного животного по­лагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверен­ная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Мно­гим такое почтение к животным покажется нелепым суевери­ем, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кров­ного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

3) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Из­вестный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, уви­дел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

4) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

5) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

6) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

7) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­ роду.

8) Один за другим исчезают на земле целые виды живот­ных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря.

В обращении с природой человек похож на дикаря, кото­рый, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.

9) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но сво­евременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды oxвaтывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно рас­пространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по­ следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров.

10) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покры­тый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с тор­чащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракто­ры соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удоб­рением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отра­жает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космо­са? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?

11) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди - ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бак­ланы, конечно, птицы «вредные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Унич­тожили... А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье «вредных» птиц - хищников в Скандинавии и «вред­ных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни жи­вотных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы.

После этого с немалым опозданием, было установ­лено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфек­ционные заболевания...

Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осто­рожно нужно подходить к решению природных проблем.

12) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающе­гося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступле­ния». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту жи­вотных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причи­нам, в силу которых мы добры к людям».

Проблемы

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.016 с.)