Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспорт как отрасль материального производства

Поиск

Все материальные блага необходимые для существования и развития человеческого общества создаются тремя отраслями народного хозяйства:

  1. Промышленная отрасль,
  2. Сельскохозяйственная отрасль.
  3. Транспортная отрасль.

Железнодорожный транспорт, как и другие отрасли народного хозяйства, имеет предметы труда, средства труда, а так же целенаправленную деятельность работников транспорта. Железнодорожный транспорт является самостоятельной отраслью народного хозяйства, он является необходимым условием в любом производственном процессе.

В процессе работы ж/д транспорта не создается новая продукция, а осуществляется перемещение грузов, пассажиров с одного пункта в другой. В процессе перевозок грузов с ними не происходят не физические не химические изменения, а происходит лишь изменение их местонахождения по отношению к потребителю продукции и процесс перевозок закончится только тогда, когда груз будет доставлен от поставщика к потребителю.

В процессе перевозок изменяется потребительная стоимость данного груза, а так же изменяется его стоимость не величину транспортных расходов. Труд работника ж/д транспорта является трудом производительным, он участвует в создании национального дохода страны.

Особенности транспорта как отрасли материального производства:

  1. Для производства продукции ж/д транспорта отсутствует сырье.
  2. Продукция транспорта не имеет вещественного содержания
  3. Процесс производства и реализации продукции совпадает во времени
  4. Продукцию транспорта нельзя накапливать или создавать в запас

В перевозочном процессе принимают участие различные виды транспорта. Совокупность различных видов транспорта, связанных с перегрузкой грузов и пассажиров, составляют транспортную систему Украины.

 

Транспортная система Украины:

  1. Промышленный транспорт – непосредственно связанный с технологическим процессом предприятия.
  2. Общего пользования – включает перевозки между городами, районами, областями, то есть внутри государства и снаружи.
    1. Универсальный вид транспорта – может перевозить различные виды грузов

i. Ж/Д транспорт

ii. Автомобильный транспорт

iii. Речной

iv. Морской

v. Воздушный

    1. Специальный вид транспорта – перевозит конкретный вид груза

i. Трубопровод

 

Ж\Д транспорт – это самостоятельная отрасль народного хозяйства, со своей производственно-экономической и социальной системой, и со своей внутренней только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой.

Продукция транспорта и её измерители

Продукцией транспорта является сам процесс перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа. При этом выполняется транспортная работа, которая определяется следующими показателями:

  1. Грузовое движение
  2. Грузооборот Сумм(pl), где
  3. Суммарный грузооборот определяется по следующей формуле Sum(pili), где p – кол-во перевезенных тонн итого груза, l – расстояние перевозок итого рода грузов. (тонно километры).

 

В зависимости от расстояния перевозок различают грузооборот тарифный и эксплуатационный. Тарифный грузооборот учитывает перевозку грузов по кратчайшему расстоянию. Грузооборот, но расстояние перевозки по тарифу, а не фактическое. Оплата за перевозку грузов принимается по тарифным тонно километрам (тарифному грузообороту). Тарифный грузооборот определяется по накладной или дорожной ведомости.

Эксплуатационный грузооборот определяется исходя из перевозки груза в тоннах и фактически пройденного расстояния данным грузом. Ги – грузонапряженность по участкам (тонно км/ км). Sum(pl)єксп = Гиlи. li – протяженность итого участка. Эксплуатационные тонно километры определяются по маршрутному листу машиниста. С весом связаны показатели грузооборот нетто и брутто. Нетто – определяется исходя из количества перевозимого груза и фактически пройденного расстояния данным грузом. Брутто – определяется с учетом количества груза в тоннах, а так же веса тары подвижного состава и расстояния перевозки данного груза.

При перевозке пассажиров определяется показатель пассажирооборот. Hl, H – кол-во пассажиров, l – средняя дальность перевозки пассажиров.

На уровне дирекции дорог, в целом по сети, определяется условно-натуральный показатель приведенные тонно-километры. Сумма грузооборота и пассажирооборота. Для расчета производительности труда приведенные тонно-километры, определяются по следующей формуле, сумма грузооборота и двойной пассажирооборот. Производительность труда будет определятся по формуле, отношение приведенных тонно-километров (с двойным пассажирооборотом) на среднесписочную численность.

 

Структура управления железнодорожным транспортом

Ж/Д транспорт является централизованной отраслью народного хозяйства. Во главе находится

Укрзализниця – главное управление (локомотивное хозяйство, вагонное хозяйство, пути и т.д.).

Дороги – службы (локомотивная служба, вагонная служба, пути, дистанции электроснабжения и т.д.).

Обособленные структурные подразделение (ОСП) – станция (ДС), вагонное депо (ВЧД), локомотивное депо (ТЧ), дистанция пути (ПЧ), дистанция электроснабжения (ЭЧ), сигнализации и связи (ШЧ), дирекция перевозок (ДН).

1.3. Предмет и задачи дисциплины

Экономика – это термин греческого происхождения, что означает умение ведения хозяйства. Экономика предприятия включает изучение:

1. Теорию и практику хозяйствования на уровне предприятия

2. Конкретные формы и методы хозяйствования, принципы формирования и использования производственного потенциала данного предприятия.

3. Организацию и эффективность производственной деятельности предприятия.

Экономика предприятия – это наука об эффективности производства, при минимальных затратах и максимальных результатах. Предметом изучения данной дисциплины являются методы и способы рационального и эффективного использования всех производственных ресурсов на данном предприятии.

Основные задачи данной дисциплины является овладение теорией и практикой планирования как в целом Ж/Д транспорта, так и по его подразделениям.

 

Планирование, его функции и задачи

В условиях реформирования экономики страны важным является усвоение новых отходов в управлении предприятием, а так же планирование его экономической деятельности. Планирование – это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. В плане указывается:

1. Цель деятельности предприятия и его подразделений на плановый период

2. Система установленных показателей с указанием конкретного вида производимой продукции

3. Этапы и сроки выполнения работ

4. Исполнители выполнения работ по установленным срокам

5. Методы, этапы и средства контроля выполнения плана

Планирование – это способ достижения цели, на основе сбалансированности и последовательности выполнения производственных операций. Планирование – это функция управления предприятием.

В условиях рыночных отношений функция планирования может быть достигнута в виде трех стадий:

1. Изучить конъюнктуру рынка, проанализировать спрос на предлагаемую продукцию

2. Предвидение объемов и качества выпускаемой продукции

3. Составление плана связанного с выпуском конкретного вида продукции, разработка направления её развития в будущем.

Планирование на предприятии связано с выполнением следующих основных задач (перевозочный процесс).

  1. Формирование платежеспособного спроса на перевозки и определение достоверной информации об объемах и структуре перевозок грузов.
  2. Максимально возможный учет планов перевозок запросов и пожеланий клиентуры по качеству транспортного обеспечения и условий перевозок.
  3. Обеспечение конкурентоспособности дорог и их взаимодействие с другими видами транспорта
  4. Обеспечение рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а так же эффективности работы дорог. Своевременно выполнять корректировку плана в зависимости от конъюнктуры рынка и спроса на транспортную продукцию.

Исходя из специфики работы Ж/Д транспорта и особенности его работы в условиях рынка, конкуренции со стороны других видов транспорта, на Ж/Д транспорте сохраняется необходимость централизованного управления.

С 1997 года на Ж/Д транспорте произошла его реорганизация: бывшие линейные предприятия сейчас имеют статус обособленного структурного подразделения. Производственная деятельность обособленного структурного подразделения осуществляется на основании разработанного Положения. Этот документ утверждается начальником дороги и состоит из следующих статей:

  1. Наименование и местонахождения обособленного структурного подразделения
  2. Цели и предмет деятельности обособленного структурного подразделения. Для осуществления производственной деятельности обособленные структурные подразделение руководствуются действующим законодательством Украины, приказами, распоряжениями и другими нормативными актами министерства транспорта и связи, а так же Укрзализныци.
  3. Юридический статус обособленного структурного подразделения. Обособленное структурное подразделения непосредственно подчиняется определенной службе дороги. Дорога является государственным предприятием. Обособленные структурные подразделения ведет самостоятельный баланс, имеет печати, штампы, бланки со своим наименованием и не является юридическим лицом. Обособленное структурное подразделение осуществляет свою производственную деятельность по плану эксплуатационных расходов (смета) по пересчету, утвержденному вышестоящей службой, без образования финансового результата.

План расходов обособленных структурных подразделений составляется на год с разбивкой по кварталам. В план включаются эксплуатационные расходы связанные с производственной деятельностью данного ОСП.

  1. Управление ОСП. Непосредственное управление ОСП осуществляет его начальник, который назначается начальником дороги на основании заключенного договора. Начальник несет ответственность за производственную деятельность данного ОСП.
  2. Имущество ОСП. Имущество составляет основные фонды и оборотные средства данного подразделения, которые являются первоначально уставным фондом предприятия.
  3. Ликвидация и реорганизация ОСП осуществляется по решению начальника дороги и оформляется соответствующим приказом.
  4. Изменения и дополнений к положениям к существующему положению осуществляется путем утверждения нового положения или соответствующим образом оформляется дополнение к данному положению, и которое ялвяеться его неотъемлемой частью.

 

1.5. Организация и содержание плановой работы на предприятиях ж/д транспорта

1.6. Виды планов, принципы и методы планирования

На Ж/Д транспорте составляются планы:

  1. Стратегические (перспективные)
  2. Годовые (текущие)
  3. Оперативные.

Стратегические и годовые планы составляются в целом по сети и по дорогам. Оперативные планы составляются по дорогам и их подразделениям

Стратегические планы составляются на 5-10 лет, в них отражаются:

  1. Стратегия развития отрасли
  2. Развитие и структура материально-техническое снабжения Ж/Д транспорта

Годовые (текущие) планы составляются на год с разбивкой по кварталам. Годовые планы отражают перевозку основных видов грузов по 14 наименованиям, а это:

  • Хлеб и хлебопродукты
  • Нефть и нефтепродукты
  • Химические и минеральные удобрения
  • Строительные грузы
  • Др.

Данные перевозки составляют около 18% грузооборота всей страны.

Оперативные планы составляются по более широкой номенклатуре грузов, с указанием наименования груза, его количества в тоннах, станцию отправления, станцию назначения, а так же передачу груза по стыковым пунктам. Оперативные планы составляются поквартально, а так же помесячно.

Принципы и методы планирования

Основополагающим началом при составлении планов являются принципы, основные из них на ЖД транспорте:

  1. Научная обоснованность планов – при составлении планов учитываются новейшие достижения науки и техники.
  2. Социальная направленность планов – рассматривается в планах социальная сфера предприятия (условия работы, условия отдыха, жилья и т.д.)
  3. Экология – влияние производимой продукции на работающих данного предприятия и на окружающую среду.

Методы планирования. Методы выбираются в зависимости от: поставленной задачи и условий работы. Различают:

  1. Материальные балансы – выявляют соотношение между производством и потреблением продукции в натуральном выражении. В этих балансах предусматривается улучшение использования материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
  2. Трудовые балансы – дают возможность установить соотношения, между трудовыми ресурсами предприятия исходя из их наличия и потребности.
  3. Финансовые балансы – дают возможность определить доходы и расходы предприятия.

Данные виды относятся к балансовому методу планирования

Метод технико-экономических расчетов. Используется при определении показателей связанных с внедрением нескольких вариантов технических решений. Этот метод используется при планировании парка подвижного состава, эксплуатационных расходов предприятия, а так же себестоимости продукции.

Экономико-математический метод. Он позволяет решать многовариантные задачи и выбрать оптимальный вариант.

Метод прогнозирования. Показатели плана при этом методе определяются с учетом имеющихся тенденций, динамики, сложившейся на предприятии за определенный период.

На ЖД транспорте при планировании работы предприятия учитываются все четыре метода планирования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.01 с.)