Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.

Поиск

 

Иоанн Златоуст (345–407 гг.) – епископ Константинополя

 

Заложил основы теократии

“Всякая власть от бога”

Это не значит, что каждый князь лично ставится Богом – Богом дан лишь общий принцип власти

Цари, вмешивавшиеся в дела церкви, – не истинные цари, они несли наказания за такое вмешательство

“Оставайся в своих границах – одни пределы царства, другие священства

Однако последнее больше первого...

Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника”

 

АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин, 13 ноября 354 г. — 28 августа 430 г. н.э.)

 

АВГУСТИН Блаженный. «О граде божьем»

 

В мире существует два государства:

“божий град” (церковь) и “град земной” (государство)

Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”

Только в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой

К граду божию принадлежит первый праведник – Авель

Основателем града земного был братоубийца Каин

Государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением

“При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре”

Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной, временный порядок

Есть два вида земных царств

Одни – организации насилия и разбоя, они олицетворяют грех, несправедливость, насилие, «общество нечестивых» Другие царства – это «христианские государства», власть которых основана на заботе о подвластных

Оправдание государства – в служении церкви, в помощи Граду Божьему направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний

Необходимо насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси

Цель христианского государства – благо

Государство, если неверие не поддается убеждению, должно «принуждать людей, а не учить»

Оправдание государства – и в поддержании социального порядка

Источник рабства – прегрешение

Божественным установлением являются частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых

«Град земной» и «Град Божий» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов

Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего

Идеология теократии:

«Да низринется Град земной, основанный на любви к себе, доведенной до пренебрежения к Богу, да воздвигнется Град Божий, основанный на любви к Богу, доведенной до пренебрежения к себе»

 

В X–XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений

Первое крупное еретическое движение – движение богомилов началось в Х в. в Болгарии

Богомилы создали собственную организацию

Богомильские проповедники учили не повиноваться властям, проклинали богатых, царя, ругали бояр, считали царских слуг мерзкими богу и всякому крепостному не велели работать на своего господина

В Южной Франции и Северной Италии, где процветали города, возникают ереси катаров, патаренов, альбигойцев

Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы)

 

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274)

 

Фома Аквинский. «О правлении государей»

 

Человек нуждается в чем-либо, направляющем его к цели

Для человека, однако, так как он – существо общественное и политическое, естественно, что он живет во множестве. Один человек сам по себе не смог бы выжить

Поскольку человеку приходится жить во множестве, то общество многих будет тем более совершенно, чем более оно сможет обеспечить себя жизненно необходимым

Закон - общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него

Законы делятся на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “небесного блаженства”)

Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов:

  1. вечный (божественный естественный),
  2. естественный (человеческий естественный),
  3. человеческий (человеческий положительный) и
  4. божественный (божественный положительный)

Вечным законом Фома называет “сам божественный разум, управляющий миром”; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества

Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода

Человеческий закон, под которым он понимал действовавшее феодальное право, рассматривался как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией

Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания

Наконец, к божественному, или откровенному, закону, Фома относил Библию

Предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом

Фома Аквинский различает три элемента государственной власти:

сущность,

происхождение,

использование

Сущность власти, т.е. порядок управления (господства и подчинения), установлен богом

Князь может оказаться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т.е. способность творить зло

В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви

Основным признаком государственной власти является право издания законов

Следует предпочесть правление одного, так как оно наилучшее, но случается, что оно превращается в тиранию

Необходимо, чтобы из тех, кого ожидает эта обязанность, был выдвинут в цари человек такого характера, для которого было бы невозможно склониться к тирании

Если бремя тирании нетерпимо, убить тирана, подвергнуть его жизнь опасности ради освобождения множества было доблестным делом для храброго человека

Добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения

Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель – посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства

Служение царству, поскольку духовное отделено от земного, вручено не земным правителям, а священникам, особенно папе римскому, которому все цари должны подчиняться как самому Господу

Царю предстоит тройная задача

Во-первых, заботиться о преемственности людей и назначении тех, кто возглавляет различные службы

Во-вторых, чтобы своими законами и предписаниями, наказаниями и наградами он удерживал подчиненных себе людей от греха и побуждал к доблестным делам

Третья задача, стоящая перед царем, - чтобы все, подчиненное ему множество могло отразить врагов

Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги

 

Марсилий Падуанский (ок. 1280-1343 гг.) написал книгу “Защитник мира”

Одна из основных земных целей – мирное упорядоченное общежитие

Основная причина войн, смут и возмущений, мешающих этому, – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов

Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения:

божественный закон и

человеческий закон

Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос

Цель человеческого закона – правда и общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, он устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением

Из различения двух видов законов проистекают разграничения целей, сфер и методов деятельности церкви и государства

К ведению церкви относятся только божественные законы

Служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в “мирские дела”

Духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший этот закон

Отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, какого бы то ни было принуждения в делах религии

Еретик может быть наказан только богом на том свете

В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития; но и изгнание может осуществить лишь князь

Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап

Человеческий закон должен приниматься народом – под народом понимается “совокупность граждан или важнейшая их часть”

Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью:

принятые народом законы выражают общее благо;

народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал;

эти законы всем известны;

большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов;

наконец, каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения

Своеобразно решается проблема правительства, приводящего законы в исполнение

Во-первых, выдвигается и обосновывается принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития

Во-вторых, исполнитель законов должен избираться тем же, кем закон установлен, т.е. народом

Эти идеи исходили из практики управления городских республик Италии

Наилучшей формой государственного правления признается выборная монархия, где пожизненно избранный народом и ответственный перед ним правитель правит на основе законов

 

Новые волны еретических движений начались во второй половине XIV в.

Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступавший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства

В Англии возникло движение лоллардов, одним из вождей которого был проповедник Джон Болл, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права

«В те времена, когда Адам копал землю, а Ева пряла, не было и речи о дворянах», - говорил Джон Болл

 

Начало Реформации было положено в Чехии выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств (начало XV в.)

После казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора

В гуситском движении определились два течения – чашники и табориты

Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства, лишению церкви светской власти, передаче светской власти (секуляризации) церковных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви

Табориты выдвинули ряд антифеодальных лозунгов – уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей

 

Средневековая политическая мысль Арабского Востока

 

Аятолла Р. Хомейни:

«Ислам является политико-религиозным учением,

в котором политику дополняет богослужение,

а богослужение дополняет политику»

После национального и религиозного объединения арабских кочевых племен в эпоху пророка Мухаммеда (570-632) небывало укрепилась мощь арабов, разобщенных ранее бесконечными внутренними конфликтами

Начиная с VII в. арабы под знаменем ислама завоевывали одну страну за другой, так что в конце первой трети этого века Арабский халифат был больше, чем бывшая Римская империя, и простирался от Туркестана до Испании

Он имел несколько культурных центров

Религиозным центром стало место рождения Мухаммеда — храм Кааба в Мекке

В период с 1100 почти до 1350 г. европейцы в культурном и интеллектуальном отношении уступали арабам

Большинство сочинений античных авторов (Платона, Аристотеля и др.) дошли до нас именно в переводах арабских авторов

Победа ислама в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией в Аравии и установление в результате завоеваний господства на огромной территории принесли новую форму организации общественной жизни, а монотеистическая религия ислама стала идеологией этого объединения

В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению политики и государства:

Нормативно-юридический подход и

Этико-философский подход

1. Нормативно-юридический подход опирался на мусульманскую политико-правовую доктрину и разработал политическое учение, которое легло в основу существования различных форм теократических государств (Халифат, Имамат)

2. Этико-философский подход опирался на наследие античной политической философии, при этом эмпирический материал для исследований представители данного подхода брали из практики функционирования мусульманских государств

Мухаммад был одновременно руководителем религиозной общины, главой государства, третейским судьей и главнокомандующим

Ислам с момента своего формирования представляет собой совокупность права, этики, мировоззрения как целостной социально-политической системы, в которой религия выступает унифицирующим и объединяющим фактором

  1. Нормативно-юридический подход берет начало от Корана

Догматика ислама требует от рядового мусульманина повиновения исламским лидерам, независимо от того, справедлива власть или нет

Идея священной войны (джихад, газават)

«Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первыми: Бог ненавидит нападающих…

Сражайтесь с врагами, доколе нечего будет бояться соблазна, - доколе не утвердится ислам»

Сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ежедневными молитвами (намаз), обязательным месячным постом, паломничеством (хадж) и т.п.

Такие традиции воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, аккуратности и, главное, резко противостояли любой индивидуальности, тем более исключительности

Со смертью Пророка оказалось, что многие важные аспекты жизни исламской общины текстуально, в виде сформулированных положений не регулируются ни Кораном, ни Сунной

Проблема наследования Пророку в его функциях предводителя общины привела к расколу мусульманской общины на суннитов, шиитов и хариджитов

Главной причиной первой междоусобной войны в мусульманском мире было столкновение между интересами государства и интересами частных лиц в вопросах об управлении завоеванными землями и распределением добычи

Была разработана процедура иджтихада, которым начали заниматься факихи (исламские правоведы) Исламский закон никогда не был единообразным

В разных частях арабского мира были созданы и начали действовать разные доктрины, религиозно-правовые школы

Спустя несколько столетий с момента возникновения ислам выработал целостную систему правовых норм, которая получила название фикх (мусульманское право)

Исламское учение как система религиозных и политико-правовых норм воплотилось в теократии

Создав теократическое государство, ислам стремился не к тому, чтобы освятить религиозным авторитетом и придать достоинство реально существующему обществу, но к тому, чтобы реализовать, воплотить в жизнь религиозное сообщество

Это означало слияние духовного и светского начал

Ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, имамы, эмиры, представители власти на местах

Коран обращается к верующим с требованием:

«Повинуйтесь аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»

Коран обосновывает необходимость общественного и политического неравенства, объясняя это «божественным предопределением»

«Аллах дарует свою власть, кому пожелает»

Коран обосновывает необходимость охраны частной собственности

Секта хариджитов выдвинула идею выборности халифа всей мусульманской общиной, независимо от социального положения и национальности любого благочестивого мусульманина

Секта исмаилитов в IX-XI вв. выдвинула идеи об общности имущества, передаче земель сельским общинам, о социальном равенстве

2. Этико-философский подход

Для арабской философской мысли характерно стремление отделить политику от религии

 

Ан-Наззам (801-837) остро критиковал ислам, выдвигал идею просвещенной монархии

По его мнению, в государственных делах не должно быть никаких религиозных законов

 

Аль-Фараби (870-950 гг.) считал, что религия, представляет собой важное «политическое искусство», без которого невозможно общество

Он изложил проект идеального общества

Общества Фараби классифицировал на:

• великое (объединение всех людей, народов, населяющих землю);

• среднее (общество определённого народа);

• малое (объединение людей в отдельные города).

Аль-Фараби делит государства на добродетельные, коллективные и невежественные

В добродетельных государствах общественная жизнь построена на принципах высокой нравственности людей, которые, помогая друг другу, достигают истинного счастья

В добродетельном государстве пять слоев населения:

– мудрецы и другие достойные лица;

– «люди религии», поэты, музыканты, писцы;

– счетоводы, геометры, врачи, астрологи;

– воины – ратники, стражники;

– богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы

В добродетельном государстве все эти слои населения связаны, взаимными интересами, справедливым отношением друг к другу

Добродетельный город возглавляет философ-правитель, способный познать начала, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в религиозной, форме

 

Абуль-Ала аль-Маарри (973-1057) считал, что свобода несовместима с религией

Он считал, что на богатстве основана государственная власть, действующая в интересах богатых, призывал установить имущественное и социальное равенство

Он отстаивал положение о том, что все люди обладают естественным равенством

Народ должен избирать себе правителя в своих интересах

Не народ должен быть слугой правителя, а правитель является слугой народа

 

Мухаммед-бен-Али-бен-Табатаб (ибн-Тиктак) в трактате «Правила для государей и рассказы о мусульманских династиях» (начало XIV в.) обосновывает идею просвещенного правления, говорит о необходимости правосудия, милости к слабому, сострадания к бедному и беспомощному

Он пишет о качествах, необходимых мудрому правителю, относя к ним управление на основе разума и знания, стремление вникать в дела народа, говорит о взаимных правах и обязанностях правителя и управляемых

Государю вменяется в обязанность мягкое обращение с народом, справедливое отношение к людям простого звания

Обращается внимание на разумность наказаний и на необходимость справедливого правосудия, которое должно быть одинаковым для знатных и простых людей

 

Ибн-Хальдун (1332–1406 гг.) различал общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности развития

Люди создали общество для совместного добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна для удовлетворения его потребности в пропитании

Разделение труда – первейший фактор объединения

Люди объединяются также для защиты от внешней опасности и обеспечения общей безопасности от возможных проявлений агрессивной природы самих людей, объединившихся в общества

На общество влияют климат и другие природные факторы, но главное – формы хозяйства, способ производства

Ибн-Хальдун различает два этапа (состояния) общества:

1) примитивное, или "сельское", когда люди занимаются только земледелием и скотоводством, и

2) цивилизованное, или "городское", когда получают развитие ремесла, торговля, науки, искусства

На первом этапе люди производят только то, что достаточно для существования без какого-либо избытка

Развитие разделения труда и объединение усилий многих людей создают производство избытка, который порождает роскошь, обусловливает переход общества ко второму этапу

Развитие общества обусловливает эволюцию устройства и задач государственной власти

В примитивном ("сельском") состоянии формой общества является организация кровных родственников на началах полного равенства

В таком обществе предводитель – только первый среди равных; за ним следуют без принуждения

Проблема распределения продуктов перед этой организацией вообще не стоит – производится только необходимое

Производство излишков и роскоши ведет к возникновению организации, основанной на неравенстве и принуждении

Второму этапу, состоянию общества соответствует владычество (власть-собственность)

Владычество – это верховенство и властвование с помощью принуждения

Поскольку один человек владычествовать не в силах, он создает группировку, самую сильную в обществе

Опираясь на эту группировку, владыка покоряет подданных, собирает деньги в казну

Налоги и поборы образуют материю государства

Государство отрывается от основы, на которой возникло, правители отделяются от простого народа

Происходит «закрытие двери перед массой из-за страха быть убитыми выступающими против власти и другими людьми»

Стремление владыки опереться на чуждые народу элементы является хронической болезнью государства, ведущей к его гибели

С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных не только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощью принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким

Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей, подрывает стимулы к труду

Разрушение экономики ослабляет государство

Ибн-Хальдун делает вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии:

первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство;

второе поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и охране;

при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушение государства, распад его на более мелкие или захват другим государством

Обычно конец одного и начало другого цикла наступают в результате захвата кочевниками цивилизованных областей

Ибн-Хальдун делит государства на три типа:

1) "естественная монархия" – это деспотическое государство, осуществляющее только интересы правителей, опирающееся на силу;

2) "политическая монархия", которая проводит разумную политику, защищает земные интересы подданных, но остается для подданных "чужой", поскольку не связана с ними общей религией;

3) "халифат" – государство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, мусульманская община со "своим" правителем

 

Политическая мысль эпохи Возрождения

Никколо Макиавелли (1469-1527)

 

Никколо Макиавелли «Государь»

 

Книга основывалась на личных впечатлениях автора от правления Чезаре Борджиа

Была адресована будущему правителю объединенной Италии

В Италии не сложилось единое государство – на ее территории существовали городские республики, папское государство, а также владения Испании

Раздробленная Италия подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной реакции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска

“Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было...

Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты”

Интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история

Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы

Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений

“Природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть”

Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей

Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь подданных

Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение

В книге “Государь” содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств

Целью государства и основой его прочности является безопасность личности и незыблемость собственности

Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных – это неизбежно порождает ненависть

«Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства» Незыблемость частной собственности, безопасность личности – блага свободы, цель и основы прочности государства

Блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике

В свободных землях и странах богатства все время увеличиваются

Макиавелли отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме государственного правления

Смешанная республика – результат и средство согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп

Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя

Единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, но народ лучше сохраняет учрежденный строй

Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко – в частных

“При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь”

Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятежный народ можно уговорить словом – от тирана можно избавиться только железом

Жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, “жестокость государя направлена против тех, кто, как он опасается, может посягнуть на его собственное, личное благо”

От народа отличается знать

Знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении

Честолюбивые устремления знати – источник беспокойства и смут в государстве

Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью государства

Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати

Суть “смешанной республики” в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части

Право – орудие власти, выражение силы

“Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной”

Основой власти “служат хорошие законы и хорошее войско

Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы”

Главным делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука – “ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого”

Религия – важное средство политики

Религия – могучее средство воздействия на умы и нравы людей

Все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов

Макиавелли отделял политику от морали

Политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены

Поступки политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства

Государства создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман

Для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие мужества, геройства, широты души

В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства

Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные:

“Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши”

Вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти

“Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может”

Лучше убить, чем грозить, – грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая – отделываешься от врага окончательно

Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население

Лучше быть скупым, чем щедрым, – щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен излишними поборами

Лучше внушать страх, чем любовь, – любят государей по собственному усмотрению, боятся – по усмотрению государей, мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него

Все обиды и жестокости надо учинять разом

“Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше”

Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами

Все государства были или суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность

Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел кого нужно обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность

Государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе

Надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков

Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание

Надо быть изрядным обманщиком и лицемером

Государь ради сохранения государства часто бывает вынужден идти против милосердия, доброты и благочестия

О действиях государей заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу

Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей

“Самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся... Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство”

В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация – массовое движение против католической церкви

Мартин Лютер (1483–1546 гг.):

«Если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. из истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе»

Лютер оправдывал светскую власть во всех ее непривлекательных проявлениях

«С сотворения мира мудрый князь – птица редкая, и еще более редок князь благочестивый

Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко – чего-либо хорошего

...Если же князю удается быть умным, благочестивым или христианином, то это величайшее чудо, вернейший знак милости Божией для данной страны»

Бог повелел подчиняться любой власти, без которой невозможно существование человечества

Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним на земле

Светская власть не имеет ни права, ни силы диктовать законы душам

“Все, связанное с верой, – свободное дело, и к этому никто не может принуждаться

...Делом совести каждого является то, как он верит или не верит”

Лютер отстаивал самостоятельность государства по отношению к церкви

Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против католического духовенства

Главным орудием католической реакции стало “Общество Иисуса”, основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой, вскоре превратившееся в монашеский орден иезуитов – “боевой отряд воинствующей церкви” (1540 г.)

Иезуиты не обособлялись от мирской жизни

Оставаясь в обществе, они должны были добиваться влияния на государей, сановников, делая все для укрепления авторитета католицизма и его распространения

Основное правило Устава ордена иезуитов – особый обет послушания, полное самоотречение, решительный отказ от собственной воли, безусловное и беззаветное повиновение начальникам ордена

 

“Утопия” Томаса Мора. “Город Солнца” Томмазо Кампанеллы

 

В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии” Томаса Мора (1478–1535 гг.)

Основная причина всех пороков и бедствий – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты

Частная собственность и деньги порождают преступления

Государства - заговор богачей, ратующих под именем и вывеско<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.015 с.)