Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) «Философия права»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство и право – продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно” Право и основанные на нем законы “всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью” Естественное право – не совокупность предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философское видение природы (сущности) правовых отношений между людьми “Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным” Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву Идеей права Гегель считал всеобщую свободу “Система права есть царство реализованной свободы” Подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью Особыми видами права выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа Процесс утверждения всеобщей свободы составляет содержание всемирной истории Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и Нравственность Первая ступень – абстрактное право Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление) Абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности Его общим велением служит заповедь: “Будь лицом и уважай других в качестве лиц” Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов Лишь благодаря собственности человек становится личностью Недопустимо обращение в собственность самого человека “В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу” Уравнение собственности неприемлемо Вторая ступень в развитии идеи права – мораль Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло) Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними Человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям К числу объединений, формирующих нравственное сознание, относятся семья, гражданское общество и государство Гражданское общество и государство – несовпадающие сферы общественной жизни Гражданское общество – это система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли “Развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства” Гражданский строй – арена борьбы всех против всех Гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения, призванные гарантировать общественный порядок (суд, полиция, корпорации) Гражданское общество представляет собой объединение индивидов “на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности” Гражданское общество делится на три сословия: землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники) Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством Государство – нравственно целое (идейно-политическое единство), в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском сообществе Запутанность гражданского состояния “может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства” Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии Разумно устроенное государство имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители Чиновничья бюрократия – главная опора государства “в отношении законности” Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое В благоустроенной монархии правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу” С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии Граждане должны почитать государство как некое земное божество Государство – это шествие бога в мире “Его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю” “Разумное назначение человека – жить в государстве... Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства” Гегель оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны Война очищает дух нации
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.007 с.) |