Эдмунд Бёрк (1729—1797) «Размышления о Французской революции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эдмунд Бёрк (1729—1797) «Размышления о Французской революции»



 

Человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей

Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо

Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе

Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании

На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей

Народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу”

На фикциях основана и теория прав человека

Человек не может от рождения приобрести посредством какого-то договора право на долю народного верховенства

Предполагаемое равенство людей – тоже фикция

Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство

Права человека надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства

Общественный порядок складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов

Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки

Все это – ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить

Даже предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину

Сила действительной конституции – в давности, в традициях

Право есть произведение народной жизни

Государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции, они не могут быть перестроены по воле людей

“Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится”

Учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств и фикций, какой является учение идеологов революции

Полезна лишь та революция, которая совершена для сохранения древних законов, свобод, конституции, основанной на традициях

 

Жозеф де Местр(1753–1821 гг.)

 

Развивал консервативную политическую идеологию во Франции

Человек, который может все видоизменить, но не может ничего создать или изменить к лучшему без помощи божьей, возомнил себя источником верховной власти и захотел все делать сам

За это бог наказал людей, сказав – делайте!

И революция, божья кара, разрушила весь политический порядок, извратила нравственные законы

Революция обречена на бесплодие, прочно лишь то, что основано на божественном начале; история свидетельствует, что революции всегда производят большее зло, чем то, которое они хотят исправить

Человек не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык

Он не может создать даже насекомое или былинку, но вообразил, что он источник верховной власти, и стал творить конституции

Они умозрительны и учреждены для человека вообще

Но человека вообще нет – есть французы, итальянцы, русские, персы и другие народы

Задача конституции – найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом населения, нравов, религии, географического положения, политических отношений, добрых и дурных качеств народа

Подлинные конституции складываются исторически, из незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере народа

В младенческом состоянии обществ конституции по воле бога создавались людьми, возвещавшими божью волю и соединявшими религию с политикой

В последующие времена законы лишь собирали и развивали то, что лежит в естественном устройстве народной жизни

Всегда при создании конституций действовали не воля человека, а обстоятельства; во всяком случае, никакая конституция не была предметом предварительного обсуждения, причем исторические конституции создавались практиками (цари, аристократы), но никогда – теоретиками

Все конституции закрепляют ту или иную степень свободы, причем народы получают свобод больше или меньше в зависимости от их потребностей

Изменение потребностей народов ведет к изменению конституций сообразно той доле свободы, которую они имеют

Человек слишком зол, чтобы быть свободным, в его же интересах он нуждается в порабощении

Равенство противоречит и законам природы, и законам общежития

Греховность человека неизбежно порождает бесконечные преступления и требует наказаний

Человеком можно управлять, лишь опираясь на страх, даже на ужас, который внушает палач

“Все величие, все могущество, все подчинение возложены на него: в нем воплощены ужас и нить связи между людьми

Лишите мир этой непостижимой силы – в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общество исчезнет”

Только монархическая форма государства соответствует воле бога

Религия является основанием всех человеческих учреждений

 

Мэри Воллстоункрафт (1759—1797) «Защита прав женщин»

 

Первой выступила с систематической критикой социальных порядков с позиций феминизма

На основе идеи «неповторимости и уникальности личности» доказывала необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование

Настаивала на участии женщин в чисто мужских по тогдашним меркам видах профессиональной деятельности: в медицине, в юриспруденции и в политике

 

Иммануил Кант (1724 - 1804)

 

Законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми

Научную теорию морали и права создать поэтому в принципе невозможно

Разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде – в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений

В совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, не понимая общего хода развития человечества и преследуя свои собственные цели

Носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений

Источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей

Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом

Поскольку люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью

Моральная личность не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени

В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива

В отличие от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным

Он содержит лишь общую идею “долга перед лицом человечества”, предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом

Категорический императив – закон нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы

Кант предлагает две основные формулы категорического императива

Первая гласит:

“Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”

Под максимой понимается личное правило поведения

Вторая формула требует:

“Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”

Право и мораль имеют один и тот же источник – практический разум человека и единую цель – утверждение всеобщей свободы

Различие между ними в способах принуждения к поступкам

Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании им своего долга, тогда как право использует для обеспечения аналогичных поступков внешнее принуждение со стороны других индивидов либо государства

В сфере морали нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с необходимостью предполагает наличие публичного законодательства, обеспеченного принудительной силой

Правовые законы – первая ступень (минимум) нравственности

Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других

Право обеспечивает внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что люди останутся в состоянии взаимной антипатии и даже презрения друг к другу

В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется “полный антагонизм”

Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы

К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке

Свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту

Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право – свобода нравственного выбора

Из нее вытекают такие неотъемлемые моральные качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями

В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными

Совокупность таких субъективных полномочий Кант назвал частным правом

Подлинно юридический и гарантированный характер частное право приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов

Кант отказался решать вопрос о происхождении государства

“…Договор есть всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность в том смысле, что он налагает на каждого законодателя обязанность издавать свои законы так, чтобы они могли исходить из объединенной воли целого народа”

Кант сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве

“Государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права”

Государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам

Осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами

Деятельность государства сводится к правовому обеспечению индивидуальной свободы

“Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом”

В задачу государственной власти не входит забота о счастье граждан

Кант выделяет в государстве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд)

Идеалом организации государства является система разделения и субординации властей

“Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм – принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим” Кант категорически отверг путь насильственной революции

Правового состояния общества невозможно достичь противоправными средствами

Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны

Ни одно самостоятельное государство ни по наследству, ни в результате обмена, купли или дарения не должно быть приобретено другим государством

Государство не представляет собой имущества

Государство – это общество людей, повелевать и распоряжаться которыми не может никто, кроме его самого

Постоянные армии со временем должны полностью исчезнуть

Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства
Гражданское устройство каждого государства должно быть республиканским
Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.035 с.)