Жан-Жак Руссо (1712-1778) «Общественный договор» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жан-Жак Руссо (1712-1778) «Общественный договор»



Сначала люди жили, как звери

У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали

Они были равны между собой и свободны

По мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи

Постепенно зарождались социальные формирования – семья, народность

Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, был “самой счастливой эпохой”

Дальнейшее развитие цивилизации было сопряжено с появлением и ростом общественного неравенства, или с регрессом свободы

Первым по времени возникает имущественное неравенство

Неравенство явилось неизбежным следствием установления частной собственности на землю

На смену естественному состоянию с этого времени приходит гражданское общество

“Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: “Это мое!” и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества”

С возникновением частной собственности происходит деление общества на богатых и бедных, между ними разгорается ожесточенная борьба

Богатые, едва успев насладиться своим положением собственников, начинают помышлять о “порабощении своих соседей”

На следующей ступени в общественной жизни появляется неравенство политическое

Для того чтобы обезопасить себя и свое имущество, кто-то из богатых составил хитроумный план

Он предложил якобы для защиты всех членов общества от взаимных раздоров и посягательств принять судебные уставы и создать мировые суды, т.е. учредить публичную власть

Все согласились, думая обрести свободу, и “бросились прямо в оковы”

Так было образовано государство

На данной ступени имущественное неравенство дополняется новым – делением общества на правящих и подвластных

Принятые законы безвозвратно уничтожили естественную свободу, окончательно закрепили собственность, превратив “ловкую узурпацию в незыблемое право”, и ради выгоды немногих “обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету”

Последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию

В таком государстве нет больше ни правителей, ни законов – там только одни тираны

Отдельные лица теперь вновь становятся равными между собой, ибо перед деспотом они – ничто

Круг замыкается, народ вступает в новое естественное состояние, которое отличается от прежнего тем, что представляет собой плод крайнего разложения

Если же деспота свергают, то он не может пожаловаться на насилие

В естественном состоянии все держится на силе, на законе сильнейшего

Восстание против тирании является поэтому настолько же правомерным актом, как и те распоряжения, посредством которых деспот управлял своими подданными

“Насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем”

Пока народ вынужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо

Но если народ, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он поступает еще лучше

В естественном состоянии права не существует

На самых ранних этапах человеческой истории у людей вообще не было представлений о праве и морали

“Естественное право” - свобода морального выбора, которой люди наделены от природы, и возникающее на этой почве чувство естественной (общей) для всего человеческого рода справедливости

В деспотии все действия определяются силой, и, следовательно, тут тоже нет права

“Слово право ничего не прибавляет к силе

Оно здесь просто ничего не значит”

Восстание против деспота правомерно лишь по законам деспотии, но само по себе оно не приводит к образованию законной власти

Основанием права могут служить только договоры и соглашения

Образование государства представляет собой договор лишь с внешней стороны

Один предложил учредить публичную власть – другие согласились

По сути своей тот договор был уловкой богатых для закабаления бедных

Частная собственность порождает роскошь и нищету

“Избыток праздности у одних, избыток работы у других”

Переход в состояние свободы предполагает заключение подлинного общественного договора

Для этого необходимо, чтобы каждый из индивидов отказался от ранее принадлежавших ему прав на защиту своего имущества и своей личности

Взамен этих мнимых прав, основанных на силе, он приобретает гражданские права и свободы, в том числе право собственности

Его имущество и личность поступают теперь под защиту сообщества

Индивидуальные права тем самым приобретают юридический характер, ибо они обеспечены взаимным согласием и совокупной силой всех граждан

В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика

Договор является соглашением равных между собой субъектов

Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя никому в отдельности и, значит, остается “таким же свободным, каким он был раньше”

Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц

По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу

Народный суверенитет – основополагающий принцип республиканского строя

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти

Политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ

Свобода состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали

“Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон”

Существует различие между общей волей и волей всех

Воля всех представляет собой лишь простую сумму частных интересов

Общая воля образуется путем вычитания из этой суммы тех интересов, которые уничтожают друг друга

Общая воля – это центр пересечения волеизъявлений граждан

Если законы будут выражением общей воли, то правительственным органам не придется согласовывать частные и общественные интересы

Участие всех граждан в законодательной власти исключает принятие решений, которые нанесли бы ущерб отдельным лицам

“Подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить всем своим членам”

При народном суверенитете отпадает необходимость в том, чтобы верховная власть была ограничена естественными правами индивида

Ее границами служит общее соглашение граждан

Философы не в праве диктовать народу, что есть благо

Общее благо как цель государства может быть выявлено только большинством голосов

“Общая воля всегда права”

Народ не ошибается относительно своих интересов, он просто не умеет их правильно выразить, сопоставить различные мнения

Задача политики состоит не в том, чтобы просвещать народ, а в том, чтобы научить граждан ясно и точно излагать свою мысль

Народный суверенитет имеет два признака – он неотчуждаем и неделим

Руссо отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением государства

Верховенство народа проявляется также в том, что он не связан предшествующими законами и в любой момент вправе изменить даже условия первоначального договора

Руссо выступил против доктрины разделения властей

Народоправство исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы

Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов и, во-вторых, подчинить исполнительную власть суверену

При народовластии возможна только одна форма правления – республика, тогда как форма организации правительства может быть различной – монархией, аристократией или демократией, в зависимости, от числа лиц, участвующих в управлении

В условиях народовластия “даже монархия становится республикой”

Прерогативы монарха могут быть сведены к обязанностям главы кабинета

Конкретные формы и методы осуществления власти следует определять применительно к каждой отдельной стране, с учетом ее размеров, прошлого

Политическое равенство граждан нельзя обеспечить, пока сохраняется общественное неравенство

Решение проблемы в том, чтобы уравнять имущественное положение граждан

Граждане должны обладать более или менее равным достатком (эгалитаризм)

Такой порядок вполне осуществим при сохранении частной собственности мелких размеров, основанной на индивидуальном труде

С конца XYIII века происходит формирование основных политических идеологий:

консерватизма;

либерализма;

социализма,

феминизма

и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.032 с.)