Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безопасность транспорта. Классификация транспортных средств по степени небезопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Несколько лет тому назад Всемирная организация здравоохранения провела исследование по дорожно-транспортной проблематике; выяснилось, что в конце XX в. ДТП в масштабах всего мира занимали девятое место в списке наиболее опасных факторов, чреватых «потерей жизни и здоровья», но при нынешних тенденциях к 2020 г. они в этом списке переместятся на третье место. Ежегодно на дорогах мира погибает свыше 1,2 миллиона человек, из которых 65% – пешеходы и треть среди них – дети. Свыше десяти миллионов человек при этом получают травмы или увечья той или иной тяжести. Экономические издержки, связанные с ДТП, составляют сегодня примерно 1-3% ВВП современного государства – величина очень большая, особенно для развивающихся стран. Во многих странах поэтому вложения в систему дорожной безопасности рассматриваются не как издержки, а как инвестиции[53]. В России ежегодно происходит свыше 200 тысяч ДТП: в них погибает около 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. человек получают травмы и увечья[54] (Для сравнения: в Германии в 2009 г. в ДТП погибло немногим более 4 тыс. человек[55]). Но дорожные происшествия – это, понятно, лишь часть проблемы транспортной безопасности: проблема же в целом слагается из множества компонентов. Мы пользуемся разными видами транспорта, – и на каждом из них свои факторы опасности и нормы безопасности. Статистически, если не считать метрополитена, самый безопасный вид транспорта – автобус ближнего следования; подсчитано, что у его пассажира шанс попасть в аварию со смертельным исходом равняется 1 на 5 миллионов поездок – в 100 раз меньше, чем в личном автомобиле. Достаточно надежен и авиатранспорт: в самолете тот же шанс выражается отношением 1 на 1,6 миллионов полетов. Ниже рассмотрим различные виды транспорта с точки зрения специфического отношения каждого из них к проблеме безопасности.
Начнем с метрополитена, пусть метро и является принадлежностью всего лишь нескольких столичных и крупных городов. Традиционно метрополитен был и во многом отношениях до сих пор остается наиболее безопасным видом транспорта (в очень специфическую проблему террористических актов в метро мы здесь входить не будем). В последнее время, однако, здесь появились новые факторы небезопасности, о которых большинство людей, возможно, даже и не подозревает. И в основном эти факторы идут от систематически повышающейся нагрузки на метро. В Москве, например, пропускная способность метрополитена в первые годы его существования составляла 2-3 млн. человек в день, – сегодня она возросла до 12 млн. человек и в ближайшей перспективе достигнет 15 миллионов. В часы пик здесь образуется крайне нездоровая среда. В переполненном вагоне отмечается явный дефицит кислорода: вентиляционные системы поездов не успевают очистить воздух. На всех станциях работают уборочно-санитарные службы, но микробиологические исследования регулярно обнаруживают здесь бактерии стафилококка, кишечной палочки и всевозможные грибы, вызывающие желудочные расстройства и респираторные заболевания. Сам спуск к платформам на эскалаторе небезопасен для людей с повышенным давлением: известно, что каждые 11-12 метров эскалаторного спуска повышают артериальное давление на единицу; если станция залегает на глубине 120 м, это дает повышение давления сразу на 10 единиц. Все последние годы отмечается постоянный рост травматизма – на эскалаторах, в вестибюлях, в вагонах метро. Правила и принципы безопасного проезда в метрополитене начинаются с дверей: элементарная этика предполагает, что каждый входящий или выходящий подумает о тех, кто идет сзади, и придержит дверь. На станциях наиболее ранней постройки двери столь тяжелы, что открыть их для входа может быть целой проблемой, особенно для пожилых людей, зато закрываются они (иногда под воздействием сквозного движения воздуха) с такой инерцией, что это уже напрямую чревато травматическими ЧП. На эскалаторе, если это только не час пик, желательно располагаться так, чтобы ни у вас никого не было непосредственно за спиной, ни вы не стояли непосредственно за спиной человека, спускающегося впереди вас: это на случай внезапной остановки эскалатора. На платформе лучше всего стоять к путям боком, а не лицом, и никого не иметь у себя за спиной: самая лучшая в этом смысле позиция – стоять спиной к колонне. Если вы уронили что-то на рельсы и вам необходимо это поднять, обратитесь к дежурному по станции: у них для этого есть специальные приспособления. Время от времени в метро происходят такие специфические ЧП, как падение человека на рельсы. Для таких случаев существуют следующие правила. Если человек упал на рельсы в метро, но может двигаться самостоятельно, ему необходимо: - встать и идти по ходу поезда к началу платформы – к месту остановки первого вагона; - ни в коем случае не предпринимать попыток выбраться самостоятельно: вдоль края пути проходит контактный рельс с напряжением 825 В; - остановиться у черно-белой рейки, укрепленной на пути; - ждать работника метрополитена, который поможет ему подняться на платформу. Если при падении человек получил травму, вследствие чего он не может самостоятельно двигаться, ему необходимо: 35) лечь в лоток между рельсами головой к поезду лицом вниз: 36) оставаясь в этом положении, ждать когда поезд проследует дальше, после чего работники метрополитена организуют необходимую помощь. В последние годы в московском метро появились специальные информационные системы, призванные решать целый ряд вопросов, включая вопросы безопасности. Это т.н. информационные колонны, установленные в центре вестибюля. Система позволяет пассажиру обратиться в центральный ситуационный центр метрополитена, чтобы сообщить о происшествии или нарушении правопорядка, получить справку или высказать свои претензии, замечания и пожелания. Через видеокамеры, установленные на данной станции, оператор ситуационного центра имеет возможность наблюдать за ситуацией с различных точек; при необходимости вызов перенаправляется в ситуационный центр московского УВД. Метрополитен – это «город в миниатюре», и здесь действуют точно те же закономерности, что и на улице. Криминала больше всего там, где интенсивнее пассажиропоток – на кольцевых и привокзальных станциях. В Москве, по наблюдениям МВД, больше всего преступлений совершается на станциях «Комсомольская», «Савеловская» и «Рижская», а также по всей кольцевой линии; меньше всего – на Люблинской и Филевской линиях[56]. Какие вагоны метро являются более безопасными – передние или задние? Среди специалистов согласия по этому вопросу нет, тем более что метро в разных странах организовано по-разному. Скажем, в американском метро наиболее безопасными считаются серединные вагоны, где находятся т.н. кондукторы. В нашем случае это скорее всего последние вагоны: именно из них легче всего при необходимости организовать эвакуацию пассажиров. Если в вестибюле станции возникло ЧП серьезного характера, пассажирам следует руководствоваться принципом, давно доказавшим свою правильность, – не поддаваться панике. Известно (и не только на примере метрополитена), что в давке подчас погибает больше людей, чем в том происшествии, которое стало ее изначальной причиной. Организованность, самодисциплина, осторожность, мысль о других – вот что в таких случаях разрешает ситуацию скорее всего.
Как уже было сказано, одним из наиболее безопасных видов транспорта, помимо метро, является автобус ближнего следования – наш традиционный «номерной» автобус городских маршрутов: для того, чтобы поездка здесь не была сопряжена с какими-либо рисками, достаточно соблюдать ряд несложных правил. Безусловно не рекомендуется запрыгивать в автобус в тот момент, когда он вот-вот тронется, – можно оказаться в неловком и притом крайне небезопасном положении, когда ваши ноги уже «внутри», а все остальное «вовне» автобуса. Наиболее безопасными считается тот сектор салона, который можно определить так – справа-сзади: в ДТП именно он страдает менее всего. На случай резкого и внезапного торможения лучше всего, если есть возможность, занимать такие места, где вы сидите спиной по ходу движения; если вы стоите, а движение интенсивное, держитесь за поручни. Поздним вечером самое безопасное место (это на случай хулиганского нападения) – на местах ближе к водителю. Если в салоне автобуса произошло серьезное ЧП, не спешите к выходу: здесь скорее всего будет давка, – подумайте, не проще ли будет выдавить стекло (адресуется, понятно, только мужчинам). Заметив в автобусе те или иные моменты плохого технического состояния, пассажир может внести свой вклад в безопасность движения: сообщите о неполадках по телефону доверия Ространснадзора или на горячую линию управления городского транспорта. Все сказанное в равной мере относится к троллейбусу и трамваю. Если речь идет о междугороднем автобусном маршруте, предпочтение с точки зрения безопасности следует отдавать хорошо зарекомендовавшим себя фирмам-перевозчикам с качественной техникой, квалифицированными водителями (и, как правило, более дорогими билетами). Во многих междугородних маршрутах в последние время появляются пристяжные ремни, – не пренебрегайте ими.
В последние годы все более серьезную конкуренцию традиционным видам общественного транспорта составляют микроавтобусы – маршрутки. В глазах пассажиров у этого транспорта есть одно важное преимущество – возможность выйти и войти в любой точке маршрута. Со всем тем следует понимать, что по уровню безопасности маршрутка серьезно уступает автобусу: Интернет просто пестрит сообщениями по теме «ДТП с участием маршрутки»; более того, утверждается мнение о том, что сегодня маршрутное такси превратилось в главный фактор небезопасности наших дорог. При опросах пассажиры указывают на такие факторы риска, как неаккуратная езда (22,7% опрошенных), неквалифицированность водителей, нарушение ими правил дорожного движения (11%), плохое техническое состояние маршруток (9,2%), курение водителей в салоне (4,6%), разговоры водителей по телефону во время движения (2,3%)[57]. Одна из причин ситуации, сложившейся в этом виде транспорта, – распространенность нелицензированных перевозчиков. В этой связи интерес представляет журналистское расследование, предпринятое Первым каналом российского телевидения в Москве. Журналисты пошли на эксперимент, переделав старую «Газель» в «маршрутное такси» и выехав на маршрут; для всей акции был выбран маршрут № 40 («так как на него выстроилась самая большая очередь») – Площадь Киевского вокзала – улица Ивана Франко; за проезд была назначена «антикризисная цена» – 15 рублей. Далее по тексту того сайта, на котором были представлены результаты эксперимента. «Машина цвета «серебристый металлик», в салоне всего пять сидений, необычно низкая цена. Это ни капли не насторожило пассажиров. Стоило автомобилю только припарковаться у обочины, как в него сели люди. Через минуту все места были заняты. Валентин целый день ездил по маршруту Киевский вокзал – улица Ивана Франко. Несколько раз маршрутка проезжала мимо постов ГИБДД. Но на нее никто не обращал внимания. Получается, что никто не следит за тем, какие маршрутки ездят по улицам города. Единственными, кто обратил внимание, стали конкуренты. Они поинтересовались, какую компанию представляет данная маршрутка, и попросили не парковаться в том месте, где останавливаются сороковые маршрутки. Авторы программы официально обратились в Департамент транспорта и связи и выяснили, что маршрута 40 вообще не существует. То есть конкуренты Валентина были такими же нелегалами. Оказывается, Департамент транспорта уже не раз пытался убрать этот маршрут. Но когда инспекторы приезжали на конечную остановку, ни одного такси не было на месте. Поймать за руку никого не удавалось. Чтобы помочь транспортникам, авторы программы сели в маршрутку на конечной остановке и прямо из салона вызвали Департамент транспорта и связи. Как только водитель увидел камеру и услышал телефонный разговор, он остановил машину, выскочил и убежал. Когда подъехали инспекторы, водителя, как говорится, и след простыл. В результате рейда Департамент транспорта изъял 6 нелегально работающих на маршруте автомобилей. На хозяев завели дело за незаконную перевозку пассажиров. Сегодня по маршруту 40 ездят легальные перевозчики. Но другие нелегальные маршруты никуда не делись – только в одной Москве, по данным Департамента транспорта и связи, 30% такси работают без лицензии. Поэтому каждому пассажиру надо уметь отличать такие машины на остановке. Первый признак – фирменный знак. Посмотрите на кузов маршрутки. Если там нарисован фирменный знак перевозчика, значит маршрутка легальная. Второй признак – лицензии и документы в салоне: контактные телефоны и название организации-перевозчика, с кем связаться, адреса. Третий признак – билеты. Мы все знаем, что ни в одной маршрутке водитель не выдаст вам билет. Но вы можете его потребовать. У легальных перевозчиков билеты в машине есть. Если водитель отказывается выдавать вам билет, значит маршрутка нелегальная. Четвертый признак касается только москвичей. Посмотрите на номер маршрутки. Все легальные перевозчики внесены в реестр и имеют номера с 1 по 762 с буквой "М" на конце. Если вы увидите "777М" или, к примеру, "304В" – значит эти маршрутки нелегальные»[58].
В поезде наиболее безопасными вагонами являются серединные: при сходе поезда с рельсов более всего страдают передние вагоны. Формула «золотой середины» применима и к местам в вагоне: в середине вагона меньше всего движение пассажиров. Потенциально рискованными (в случае столкновения с другим поездом или резкого торможения) считаются полки, находящиеся со стороны хвоста поезда: если у вас именно такие места и вы путешествуете вместе с детьми, разумно хотя бы для них продумать какие-то меры безопасности (привязать ребенка ремнями, сделать для него барьер из подогнутого матраса, убедиться, что сверху нет «скользящего» багажа и т.д.). Если в поезде серьезное ЧП, не пользуйтесь стоп-краном в тех местах перегона, где будет затруднена эвакуация пассажиров (высокая насыпь, дамба, туннель, мост). Сумки с ценными вещами держите ближе к окну. На попутчиков, естественно, реагируйте «с разбором»: кражи в поездах (а еще ранее того на вокзалах) – обычное явление. Особой внимательности требуют всякого рода «коробейники», ходящие по поездам и продающие те или иные товары. И еще большую осторожность следует проявлять в тех случаях, когда, выезжая за пределы России, вы сталкиваетесь с «менялами» валюты, ходящими по вагонам. Вот одна из последних историй на этот счет. « Группа фальшивомонетчиков, которая около 10 лет меняла рубли направляющихся в страны СНГ туристов на поддельные гривны и леи, задержана в Брянской области. По приблизительным подсчетам, в день аферисты зарабатывали порядка 1 млн рублей. Трое молодых людей промышляли в поездах дальнего следования, идущих из России на Украину и в Молдову. Как пояснили GZT.RU в департаменте экономической безопасности МВД России (ДЭБ), излюбленными местами их «работы» являлись железнодорожные станции Брянск-1 и Сухиничи (Калужская область). Как правило, кто-то из молодых людей покупал билет на один из 20 поездов, ежедневно курсировавших по этой ветке. Затем он проходил по вагонам и предлагал пассажирам поменять рубли на валюту той страны, куда они направлялись, по выгодному курсу. Некоторые соглашались. По подсчетам милиционеров, с одного поезда злоумышленники получали до 50 тыс. рублей. Таким образом, их ежедневный доход вполне мог приблизиться к 1 млн. рублей. Преимущественно они подделывали купюры достоинством 200 гривен и 200 и 500 лей. Фальшивки изготавливались на компьютере и распечатывались на обычном цветном принтере. Таким образом, подделки не отличались высоким качеством, однако туристы обнаруживали это уже на территории страны, при попытке расплатиться такими купюрами»[59]. Всегдашняя рекомендация, равно применимая ко всем видам транспорта, но к поездам в особенности, – в поездке воздерживайтесь от спиртного. Опасности, связанные с алкоголем, в данном случае многообразны, но приведем лишь одну историю. В Интернете находим материал под заголовком «В Подмосковье задержан убийца, травивший жертв в электричках», – читаем. «Милиция задержала 23-летнего жителя Подмосковья, который опаивал наркотиком и грабил пассажиров поездов. От рук преступника погибли 13 человек, еще 12 оказались в реанимации в тяжелейшем состоянии, многие из них потеряли память. Алексею Выгодскому (ранее неоднократно судимому) предъявлено обвинение в совершении 25 эпизодов разбойных нападений и 13 эпизодов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Злоумышленник действовал всегда по одной и той же схеме. На Курском, Казанском вокзалах или в электропоездах он подсаживался к хорошо одетому мужчине или группе мужчин, которые уже находились в состоянии алкогольного опьянения. И предлагал им вместе выпить за рождение ребенка, за свой день рождения либо просто попробовать коньяк из своей фляжки, в котором уже находилась огромная доза сильного нейролептика. Когда человек терял сознание, преступник забирал из его карманов все ценное: деньги, мобильные телефоны, портмоне, банковские и транспортные карты. Судьба жертвы его не интересовала»[60]. Наиболее опасным видом наземного транспорта является личный автомобиль во всей совокупности тех его рисков, которые он несет как для водителя и тех, кто находится в салоне, так и для пешеходов. По статистике основной причиной ДТП с участием легкового автомобиля является нарушение водителями правил дорожного движения: около 80% происшествий на дороге происходит по их вине (в 35-37% случаях из-за нарушений скоростного режима, 18-19% – вождения в состоянии алкогольного опьянения, 17-18% – выезда на встречную полосу и 7-8% – нарушений правил очередности проезда перекрестка)[61]. При этом установлено, что пики опасности (аварийности), связанные с автомобилем, приходятся: в продолжение дня на 19-00 часов, в рамках недели – на пятницу, в рамках года – на август месяц. Теоретически говоря, тема «безопасность личного автомобиля» начинается не тогда, когда он у вас стоит в гараже или вы выезжаете на дорогу, а тогда, когда машины у вас еще нет, – когда вы только-только решаете, что именно вы приобретете. Именно на этой стадии нужно проводить «оценку безопасности машины». Вы, разумеется, знаете, что у современного автомобиля есть «активная» (технологии предупреждения аварии) и «пассивная» (технологии защиты пассажира) безопасность, в связи с чем еще на стадии выбора машины следует задаться двумя вопросами: 1) какие качества данной машины позволят мне избежать аварии и 2) в случае аварии как эта машина «защитит» меня? Здесь много очень специальных вопросов, в рассмотрение которых мы не входим, но опытный автомобилист всегда обратит внимание на следующие моменты: характеристики тормозной системы, электронного контроля, датчиков давления, качество пристяжных ремней, наличие подушек безопасности, вес автомобиля (по общему правилу чем автомобиль тяжелее, тем он безопаснее) и другие его «черты безопасности». Немалая часть аварий, в которые попадают многие водители, особенно неопытные, – это мелкие аварии, происходящие на небольшой скорости (скажем, при заезде на парковку, при выезде из ворот, при движении задним ходом и т.п.). Поэтому подумайте, не пройти ли вам дополнительных и специальных – т.н. контраварийных – курсов вождения. В нашу задачу не входит повторять здесь то, что водитель и без того знает или должен знать из Правил дорожного движения. Есть, однако, смысл прислушаться к некоторым советам специалистов по безопасности вождения. В Интернете, в частности, находим сайт со следующими наблюдениями и рекомендациями. «Грамотного водителя в городском потоке видно сразу. Он правильно сидит и правильно держит руль; плавно разгоняется и так же тормозит у светофоров; спокойно пропускает общественный транспорт, отъезжающий от остановок и подъезжающий к ним (согласно правилам дорожного движения); не держит правую руку на переключателе скоростей; без особой нужды не «скачет» из ряда в ряд; выбирает оптимальную дистанцию и правильную траекторию в поворотах; никогда не ругает водителей и пешеходов, так как ему никто не мешает; постоянно владея дорожной обстановкой, правильно пользуется зеркалами и безопасно перестраивается из ряда в ряд; всегда знает ситуацию вокруг своего автомобиля и, поворачивая или перестраиваясь, не забывает включать «поворотник». … Что значит постоянное внимание? Всегда прогнозировать развитие ситуации, думать на несколько шагов вперед. Таким образом можно предугадать возникновение аварийной ситуации. Постоянно рассчитывать на внезапное возникновение опасности. Она может исходить от других участников движения. Например: а) от детей или велосипедистов; б) от неумелых или опасных водителей; в) от машин с иностранными или неместными номерными знаками. Очень важно правильно выдержать дистанцию. Начинающие водители, особенно женщины, жалуются, что плохо видят дорогу, не успевают вовремя среагировать на действия впереди идущей машины, чувствуют себя неуверенно в общем транспортном потоке. Причина одна – несоблюдение дистанции. Есть элементарная формула, по которой определяется оптимальная дистанция: половина скорости, выраженная в метраже. Если вы едете 60 км/ч, то до автомобиля, впереди идущего, должно быть 30 метров. В городе дистанция сокращается приблизительно на коэффициент 0,3. Это 20-25 метров до впереди идущей машины. Таким образом вы не ограничиваете себя ни в маневренности, ни во времени принятия решения на совершение маневра… Кто-то возразит: чуть больше дистанция, и сразу кто-то влезет! Посмотрите на проблему спокойно, без лишних эмоций! Ничего страшного не произойдет, даже если кто-то «влез», – можно притормозить, чтобы восстановить безопасную дистанцию. Запомните: двигаясь вплотную за кем-то, вы лишаете себя обзора, возможности выполнить маневр объезда или экстренного торможения. Малое расстояние до впереди идущего автомобиля лишает вас главного оружия: времени и места для совершения контраварийных действий. Очень важно сохранять безопасную дистанцию, не только двигаясь с постоянной скоростью, но и при разгоне, а главное – при торможении. Езда на автомобиле по городу – серьезное испытание не только для новичка, но и для опытного водителя: ежесекундно меняющаяся ситуация и огромный поток информации требуют повышенного внимания. Ситуация на дороге ни на секунду не должна выходить из-под контроля водителя. Потеря контроля над ситуацией даже на доли секунды приводит к аварийной ситуации. Анализ аварий корпоративного автотранспорта одной из столичных фирм дал такие результаты: менее 5% аварий произошли по причине разворота автомобиля на скользкой дороге и остальные 95% из-за невнимательности водителей… Главное – предотвратить саму возможность аварии или дорожного происшествия. Например, в таких случаях как: а) женщина с коляской переходит улицу; б) водитель перепутал ряды и хочет занять ваш ряд; в) водитель, преодолевающий подъем, встретил на своей полосе препятствие; г) играющие на проезжей части дети; д) водитель, выезжающий из двора или ворот, хочет влиться в плотный поток транспорта; е) водитель встречного автомобиля не успевает перестроиться на свою полосу после обгона; ж) водитель не успел закончить разворот на перекрестке. Рассмотрим ситуации с экстренным торможением. Как правильно тормозить внезапно и на большой скорости? Что делать? При торможении надо помнить, что чем нежнее обращение с тормозной педалью, тем лучше будет сбалансирован автомобиль, и тем больше шансов пройти поворот на пределе, то есть максимально быстро. Естественно, нажатие и отпускание тормозной педали должно происходить очень быстро. Но скорость нажатия не должна быть одинаковой – самое важное, чтобы торможение было прогрессивным, то есть с увеличивающимся давлением на педаль. Начинать торможение нужно плавно – чем дальше, тем больше увеличивая силу нажатия на педаль. Если затормозить слишком резко, передние колеса окажутся перегружены и заблокируются. Отпускать педаль нужно тоже как можно более плавно, но при этом максимально быстро. Технику прогрессивного торможения можно абсолютно безопасно и спокойно отрабатывать каждый день при езде по обычным дорогам. В районе педалей не должно находиться посторонних предметов, поэтому строжайшим образом запрещается складывать под водительским сиденьем какие-либо предметы. При применении ковриков следите, чтобы они были закреплены и не сбивались в сторону педалей. Известны случаи, когда сбившийся коврик давил на педаль газа, что привело к аварийной ситуации. А если какой-то предмет попадает под педаль тормоза, это может закончиться трагедией Как не ошибиться в переключении, то есть не включить, например, вместо четвертой вторую передачу? Основное правило – не спешить. При поспешном переключении водитель неизбежно быстро убирает правую руку с руля и берется за переключатель, машина в этот момент делает зигзаг влево. Это связано с анатомическим или, скорее, с биомеханическим строение рук человека. Прежде чем убирать правую руку с руля, силу, с которой левая рука держит руль, следует увеличить. Совершенно недопустимо браться за ручку переключателя двумя пальцами или разворачивать руку ладонью вперед при включении третьей или пятой передачи. На современных автомобилях передач, как минимум, пять, и появляется все больше шестиступенчатых вариантов. … Правила гласят, что «участник дорожного движения не должен начинать, продолжать или возобновлять движение или осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Понятное дело – «не должен», но часто именно так и поступает. Например, не успел закончить какой-то маневр: разворот на перекрестке или выезд на главную дорогу, а может быть, он не успевает завершить маневр обгона. Важно, чтобы в таких ситуациях водители уважали взаимное право на ошибку. Ошибиться может любой, и вы в том числе! Каждый водитель обязан настроить себя так, чтобы простить ошибку другого. Кстати, и об этом сказано в правилах: «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда». Что стоит слегка притормозить, чтобы дать своему коллеге-водителю безопасно завершить свой маневр? Нехватка места для остановки и стоянки автомобилей в крупных городах стала для российских водителей большой проблемой: при бурном росте автопарка наблюдается хронический дефицит стоянок. Проблема усугубляется тем, что паркуются российские водители безобразно! Ситуация, когда один автомобиль занимает место, на котором спокойно могут разместиться две, а то и три машины, – не исключение, а правило. Культурный водитель никогда не заблокирует своей машиной свободные места на парковке, выезды и въезды. Он не создаст помех другим участникам движения. Никуда не годится опасная парковка на проезжей части, создающая аварийные ситуации. Никогда никого не «запирайте» своим автомобилем. Как показывает практика, даже самая кратковременная блокировка ничего, кроме неприятностей, не принесет, даже если вы отлучились буквально «на минутку». Только вы отошли, как «по закону подлости» появляется водитель «запертого» автомобиля. Ситуация всегда очень нервная, и ваша вина в ней очевидна. Поставьте себя на место водителя, чью машину вы заперли своей, и вам все станет ясно. Найти нужный маршрут в больших городах трудно. Посмотрел план, наметил маршрут проезда, а на деле все по-другому: здесь поворот запрещен, там – одностороннее движение. Так много запрещающих знаков, как у нас, нет ни в одной стране мира. Начинающим водителям рекомендуется выезжать рано утром в выходной день, чтобы выучить на первое время свои основные маршруты. На полупустых улицах можно без труда разглядеть все знаки и запомнить особенности маршрутов. Соблюдая дорожную разметку, учитывайте, что остальные водители, скорее всего, игнорируют ее и в самый неподходящий момент вытеснят вас из занимаемого ряда. Вот типичная конфликтная ситуация: кто-то хочет повернуть на «стрелку», влезая без очереди. Не мешайте! Любой водитель, попавший в аварию, просто обязан был смоделировать такое развитие событий. Но не сделал этого. Он не смог предвидеть ошибки другого водителя и в этом – его ошибка. По-настоящему классным водителем можно считать того, кто не попадается в подобные ловушки. А чтобы в ловушки не попадать, надо учиться признавать свои ошибки в любой аварийной ситуации. Если есть аварийная ситуация, значит вы совершили ошибку. Ее надо уметь отыскать. Ее нельзя игнорировать, иначе вы не будете совершенствоваться! Тот, кто уверен, что ошибок не совершает, – опасный водитель»[62].
Про безопасность в авиатранспорте написано достаточно много[63], – мы, однако, не думаем, что эту тему нужно подавать со всеми «душераздирающими подробностями», как это подчас делается в литературе и на Интернет-сайтах. Статистика есть статистика: самолет есть один из наиболее безопасных видов транспорта; как отмечалось выше, вероятность катастрофы у него выражается отношением 1 к 1,6 млн. полетов; по зарубежным данным, отражающим смертельные случаи на разных видах транспорта вследствие всякого рода происшествий, на 100 млн. км полета у него приходится 0,03 смерти, в то время как на той же условной дистанции у железнодорожного транспорта эта цифра составляет 0,10, а у автомобильного транспорта – 0, 175[64]. Под этим углом зрения авиатранспорт в 3 раза безопаснее железнодорожного и в 5 раз – автомобильного. В пересчете же на 1 млн. км. покрываемой дистанции самолет в 12 раз безопаснее поезда и в 62 раза – автомобиля[65]. В свете этих цифр о безопасности в самолете, если вопрос рассматривать строго по существу, сказать можно мало что, тем более что при возникновении ЧП от пассажира здесь мало что зависит, а все необходимые инструкции мы в любом случае получаем от стюардессы при взлете. И все же несколько рекомендаций заслуживают внимания. Поскольку большинство ЧП на воздушном транспорте происходит во время взлетов и посадок, по возможности старайтесь летать рейсами без промежуточных посадок и пересадок. Если есть возможность, выбирайте более «тяжелые» самолеты, – по отношению к ним действуют более строгие регламентации по безопасности; в случае ЧП они обеспечивают больше возможностей для спасения пассажиров. В самолете есть аварийные выходы: при посадке уточните, где именно они находятся. Ряд с аварийным выходом узнать легко: в таком ряду иллюминатор как бы встроен в дверь, обозначенную надписью «Аварийный выход» или «Еmergency». Не помещайте тяжелых объектов на полки для ручного багажа. В ночных перелетах не оставляйте там и ничего ценного, – документы, деньги и т.д. переложите в сумочку, крепящуюся на поясе. Среди инструкций, которые стюардесса дает при взлете, центральный пункт – кислородная маска (пусть даже люди, которым приходится много летать, и говорят, что они не знают ни одного случая использования таковой). Если в самолете произойдет декомпрессия (ее первые же признаки – свист и боль в ушах) и перед вами откроется контейнер с маской, ее нужно надевать немедленно, не пытаясь выяснить, в чем дело, не оглядываясь на других пассажиров и т.д. Если рядом с вами находятся люди, которым в этой ситуации потребуется помощь (дети, пожилые, инвалиды), то и в этом случае вначале необходимо надеть маску на себя и только после этого помогать окружающим, – в противном случае вы рискуете попросту потерять сознание, после чего уже никому не поможете. Если в длительном перелете вы решили поспать, пристегнитесь ремнем поверх одеяла: в этом случае стюардессе будет видно, что вы пристегнуты и ей не нужно будет будить вас в тех случаях, когда загорается надпись «Пристегнитесь». На большинстве внутренних рейсов курение сегодня запрещено; на отдельных международных рейсах оно разрешено, но с ограничениями. В любом случае курить можно только сидя. И самая опасная вещь, которую только может сделать пассажир, – это курить в туалете. Самолет буквально «накачан» кислородом: любое возгорание в туалете поэтому чревато тем, что он превратится в «летящую бомбу» (во избежание чего многие авиалинии сегодня оборудуют туалеты детекторами дыма, а бортпроводники вправе вскрывать туалетную дверь, если они срабатывают). Не увлекайтесь спиртным. Воздух в салоне самолета достаточно сильно «спрессован», так что алкоголь здесь оказывает более сильное воздействие, чем обычно. Кроме того, при длительных полетах воздержание от алкоголя поможет вам легче перенести то, что называется «джетлаг». Весьма разборчиво следует относиться и к той еде, которую нам предлагают во время авиаперелетов, особенно длительных. В Интернете читаем: «Питание на борту крупнейших международных авиакомпаний мира опасно для здоровья по причине несоблюдения гигиены поставщиками комплектов питания. Таковы выводы доклада USA Today. На проверке настояли авиакомпании, пишет Daily Mail. Грязные кухни, нечистоплотные рабочие и даже крысы, мухи и тараканы – вот что увидели инспекторы в местах приготовления комплектов. Три компании, поставляющие питание на борт самолетов Delta, American United, US Airways and Continental, а также других авиалиний, не соблюдают элементарных правил гигиены, сообщают составители доклада. Речь идет о компаниях LSG Sky Chefs, Gate Gourmet и Flying Food Group, которые поставляют более 100 миллионов комплектов питания в год для множества крупных мировых перевозчиков, летающих через Атлантику Несмотря на все усилия Управления США по контролю за продуктами и лекарствами, ситуация с питанием во время полетов вызывает беспокойство, ухудшается и представляет реальную опасность возникновения болезней и недомоганий у десятков тысяч авиапассажиров ежедневно»[66]. «Сакраментальный вопрос» – в какой части самолета, головной или хвостовой, безопаснее всего находиться в случае аварии при взлете или посадке? В свое время журнал «Popular Mechanics» подсчитал, что при катастрофе у людей, сидящих ближе к хвосту, шансов остаться в живых на 40% больше, чем у сидящих в головной части; другие специалисты опровергают это. Будем все же думать, что хвост самолета безопаснее, – не случайно же бортописцы рейса помещаются именно там.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.018 с.) |