Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статика. Определение. Сроки развития. Назовите признаки развития статики у здоровых детей до года.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Статика — это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первый признак статики — удерживание головы — появляется на втором-третьем месяце жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении. Второй признак — малыш сидит — развит в 6-7 месяцев. Кроме того, на 6-м месяце малыш начинает ползать (англ. creep, crawl), на 7-м — ползает хорошо. Третий признак — ребенок стоит — в 9-10 месяцев. Четвертый признак — малыш ходит — к концу первого года жизни.
86 Для установления верхушечного толчка конечные фаланги пальцев этой же руки перемещаются по межреберному промежутку снаружи кнутри в сторону грудины до определения максимального толчка. Уточнение локализации верхушечного толчка, а также его данных проводится кончиками 2-3 пальцев При оценке верхушечного толчка выясняются следующие критерии: I) локализация верхушечного толчка — этот показатель зависит от возраста ребенка, а также положения больного. Если сторону, причем влево это смещение более значительное (у старших детей — до 2 см), вправо — незначительное, чему препятствует левая доля печени. А также локализация толчка зависит от этапа дыхания: при вдохе он опускается вниз, при выдохе — поднимается вверх; 2) распространенность (= площадь) — нормальная плошадь верхушечного толчка 1x1 см, у детей старшего возраста — 2x2 см; 3) высота (=величина) верхушечного толчка оценивается по амплитуде колебаний межреберных промежутков во время систолы. Кроме состояния сердечных мышц, высота зависит от толщины стенки грудной клетки. В норме верхушечный толчок умеренной высоты. Увеличение показателя у здорового ребенка отмечается во время его возбуждения, плача; 4) резистентность (=сила) верхушечного толчка субъективно определяется размером силы, которую нужно применить для препятствия выпячиванию стенки грудной клетки во время систолы (или это давление, которое ощущается врачом его пальцем во время пальпации). Показатель зависит от силы сокращений желудочка, расстояния между пальцем и верхушкой сердца, толщины грудной клетки. В норме верхушечный толчок умеренной силы. 87КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основными критериями физического развития ребенка являются:- масса тела;- длина тела (рост);- окружность головы;- окружность грудной клетки;- пропорциональность этих показателей. Наиболее интенсивное развитие ребенка происходит во внутриутробном (гестационном) этапе. Для определения нормативных показателей физического развития плода применяются следующие способы. Масса тела плода при гестационном возрасте 25-42 недели высчитывает-ся по формуле: в среднем у 30-недельного плода масса тела равна 1300 г, на каждую предшествующую неделю отнимается 100 г, на каждую последующую прибавляется 200 г. Длина тела плода в зависимости от гестационного возраста высчитывает-ся следующими способами: - в возрасте 25-42 недель длина тела равна: срок беременности в неделях + 10 см (пример: возраст плода 32 недели, длина его тела равна 32+10 = 42 см); - длина плода в первые 5 месяцев беременности равна: месяц внутриутробного развития в квадрате (пример: гестационный возраст плода 3 месяца, его длина равна 3x3 = 9см), а дальше, с 6 месяца беременности рост плода равен: количество месяцев, умноженное иа 5 (пример: возраст плода 7 месяцев, его длина равна 7x5 = 35см). При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимые нормативные колебания массы тела|от2700 г до 4000 г.| Если масса тела при рождении превышает 4000 г, ребенок считается крупным (англ. large). Длина тела у новорожденного имеет особое значение как показатель зрелости организма. В норме она равна 50 см (соответственно у мальчиков и девочек — 50,7 см и 50,2 см). Допустимые колебания — 46-56 см.] Окружность головы у ребенка при рождении равна [54-ЗЬ см [(допустимые размеры 32-38 см), окружность грудной клетки — |3Z-34 см.] Методика определения и расчет показателей физического развития здорового ребенка Масса тела. Правила измерения массы тела такие. Перед каждым использованием весов, на которых определяется масса ребенка, нужно проверить их ровное горизонтальное расположение и отрегулировать. Ребенок до 6 месяцев (рис. 23) укладывается на специальные детские весы в положении на спине. Малыш старше 6-7 месяцев может находиться на таких же весах в сидячем положении. Если это не противопоказано по состоянию здоровья, ребенка раздевают и кладут на предварительно застеленный пеленкой лоток весов головой на его широкую часть. От полученной суммарной величины массы отнимается вес пеленки (и другой одежды, если малыш был одетым). Ребенок после года при измерении массы тела находится в стоячем положении на медицинских рычажных весах (рис. 24). Для определения точного показателя веса ребенка рассмотренная методика проводится утром до первого кормления, после выделения мочи и кала. В первые дни жизни ребенка вес тела несколько уменьшается, что называется физиологическая потеря (=убыль) массы тела (ФУМТ). Считается максимально допустимым уменьшение веса иа 6-8% от массы тела при рождении. Этот процесс продолжается до третьего дня жизни, а до 7-8 дня вес новорожденного восстанавливаеотмечается у 1/5 части детей. В остальных случаях необходимое увеличение массы тела к исходному затягивается до второй недели жизни — замедленный тип. Очень редко восстановление массы тела происходит на третьей неделе жизни ребенка. Физиологическая потеря массы тела обусловлена следующими факторами. В первые дни жизни ребенок получает небольшое количество материнского молока при потере большого количества энергии, так как сразу после рождения вступают в действие все органы и системы новорожденного. Три четверти утраченной массы тела связаны с perspi-ratioinsensibilis. то есть с выделением жидкости без ощущения этого процесса через кожу. А также жидкость теряется через включившуюся в работу после рождения дыхательную систему. Выделение мочи, мекония. отпадение пупочного канатика и подсыхание пупочной ранки — это тоже причины уменьшения массы тела новорожденного. Для расчета долженствующей массы тела (ДМТ) ребенка первого года жизни применяются следующие показатели: ежемесячно в первом полугодии вес увеличивается на 800 г, во втором полугодии — на 400 г. Пример: масса тела ребенка при рождении 3500 г; сейчас ему 9 месяцев, в этом возрасте долженствующая масса тела равна 3500 + 800 хб + 400 х 3 = 9500 г. Длина тела. Правила измерения длины тела следующие. Ребенок первого года помещается на горизонтальном ростомере, покрытом пеленкой (рис. 25). Голова ребенка располагается возле недвижимой стенки ростомера так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и край нижнего века малыша находились на одной вертикальной линии. Нижние конечности в разогнутом положении прижимаются к деревянной поверхности. К стопам прикладывается подвижная планка ростомера. Длина тела ребенка равна расстоянию от недвижимой стенки до движимой планки. Она указана цифрами вдоль ростомера. Длина старших детей (рис. 26) измеряется в стоячем положении на стандартном деревянном ростомере. Ребенок прижимается к вертикальной планке затылком, отделом позвоночника между лопатками, крестцом и пятками. Голова располагается в таком положении, чтобы между нижним веком и верхним краем наружного слухового прохода визуально проводилась горизонтальная линия. Руки опущены вдоль туловища, пальцы разогнуты в суставах, ладони направлены на бедра. В таком положении к голове опускается движимая пластинка ростомера, и место ее остановки указывает на длину тела ребенка. Тяжелым больным старшего возраста индивидуально измеряется длина тела в лежачем положении. Для расчета показателей долженствующего роста у детей первого года жизни используются следующие ежемесячные дан-ные увеличения длины тела:_ первый квартал (квартал —это 3 месяца) — по 3 см, второй квартал — по 2,5 см, третий квартал — по 2 см; четвертый квартал — по 1-1,5 см (табл. 3). Таким образом, чем меньше возраст ребенка на первом году жизни, тем интенсивнее его рост. За 12 месяцев длина тела увеличивается в 1,5 раза. В среднем рост малыша 1 года равен 75 см. Далее скорость роста ребенка уменьшается. В среднем до 4 лет длина тела увеличивается по 8 см ежегодно (и в 4 года составляет 100 см), а далее, после 4 лет — по б см ежегодно. Скорость увеличения длины тела после грудного возраста характеризуется неравномерностью в разные годы жизни, а также зависит от пола. Более быстрое увеличение длины тела, так называемый первый ростовой толчок (вытягивание), наблюдается в 4-5,5 лет у мальчиков и в 6-7 лет у девочек. Да- лее скорость роста замедляется. В 11-14 лет у девочек и 12-17 лет у мальчиков отмечается второй ростовой толчок, а далее — значительное замедление. Длина тела достигает своего максимума в 18-20 лет. Окружность головы измеряется сантиметровой лентой. Она прикладывается позади на месте максимального выпячивания затылочного бугра, спереди по надбровным дугам (рис. 27). Возрастные показатели увеличения окружности головы следующие: I полугодие — по 1,5 см ежемесячно; II полугодие — по 0,5 см ежемесячно; до 5 лет — по 1 см ежегодно; до 15 лет — по 0,6 см ежегодно. Окружность грудной клетки в грудном возрасте (рис. 28) измеряется в лежачем положении, со второго года жизни — в стоячем положении. Сантиметровая лента укладывается позади под углами лопаток, спереди — над сосками и натягивается примерно на 1 см. У девочек в пубертатном периоде лента спереди прикладывается над грудными железами на уровне ГУ ребра. Возрастные показатели увеличения окружности грудной клетки следующие:I полугодие — по 2 см ежемесячно; II полугодие — по 0,5 см ежемесячно; до 10 лет — по 1,5 см ежегодно; до 15 лет — по 3 см ежегодно. Для выяснения гармоничности, пропорциональности физического развития ребенка используются индексы Чулицкой и Эрисмана. Расчет индекса упитанности (англ. fatness, well-nourished) Чулицкой (отечественный врач XX века) у детей до 8 лет проводится по формуле:_ 3 (три) окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела._ При измерении окружностей плеча, бедра и голени сантиметровая лента прикладывается на местах наиболее развитых мышц, то есть наиболее широких отделов соответствующих частей в горизонтальной плоскости. Возрастные нормативные показатели: грудной возраст — 20-25 см, 2-3 года — 20 см, 6-7 лет — 10-15 см, до 8 лет — уменьшается до 6 см. При трактовке полученного результата следует помнить, что индекс зависит от упитанности ребенка (три первых показателя) и его роста (последний показатель). Таким образом, уменьшение индекса может быть как при гипотрофии, истощении, так и при значительном увеличении длины тела. А увеличение индекса Чулицкой возникает в случае паратрофии, ожирения или значительной задержки роста. Индекс Эрисмана (швейцарец по происхождению, отечественный гигиенист ХГХ-ХХ века) рассчитывается по формуле (до 15 лет): Окружность груди — 1/2 длины тела.Нормативные показатели: грудной Возраст — 13,5-10 см, 2-3 года — 9-6 см, 6-7 лет — 4-2 см, 7-8 лет — 0 см, до 15 лет — 1-3 см. Главным показательным фактором индекса Эрисмана у ребенка (особенно до 6-8 лет) является положительная цифра. Если полученный результат меньше нормы, а тем более — отрицательный, то это является признаком значительного уменьшения объема груди или увеличения длины тела. В случае чрезмерного увеличения показателя возникает мысль о патологически широкой грудной клетке и малой длине тела. 88 Придатки кожи Сальные железы размешены по всей коже новорожденного, кроме ладоней и стоп. Функция их проявляется уже на 7 месяце внутриутробного развития. Часто у детей после рождения на кончике и крыльях носа и прилегающих отделах щек могут быть желто-розовые точки размером 1x1 мм, напоминающие зерна проса (англ. millet). Это закупоренные выводные протоки сальных желез — milia. Исчезают они постепенно через 2-3 месяца. Лечения не требуют Потовые железы при рождении недоразвиты. Иногда на коже малыша встречаются miliaria — это закупоренные выводные протоки потовых желез, похожие на капли воды. Заканчивается их формирование вначале на лбу и голове, далее — на коже грудной клетки и спины. Процесс потовыделения наиболее активный в течение первых двух месяцев жизни. Становление этой функции происходит на протяжении 7 лет. И только у детей раннего школьного возраста отмечается адекватная реакция потоотделения на температуру внешней среды. Волосы, покрывающие кожу ребенка при рождении, через короткое время выпадают. Взамен вырастают постоянные волосы. Ресницы у детей растут быстро, и их длина в 3-5-летнем возрасте останется на всю жизнь. Толщина волос с возрастом увеличивается. 89 Форма грудной клетки v здорового ребенка старшего возраста может быть трех типов. Астенический тип грудной клетки — признак детей астенической конституции. Она напоминает положение максимального выдоха и характеризуется следующими проявлениями: - узкая, длинная грудная клетка; - при пальпации не ощущается угол в месте соединения грудины и ее рукоятки; - эпигастральный угол меньше 90° (методика определения — рис. 78.2); - более вертикально размещены ребра в боковых отделах и более широкие межреберные промежутки; - впадины в местах над- и подключичной ямок; - лопатки отстают от грудной клетки. Рис. 78.2. Методика определения величины эпигастрального угла Гиперстенический тип грудной клетки — признак детей гиперстеничес-кой конституции. Напоминает положение максимального вдоха и характеризуется такими проявлениями: - грудная клетка имеет форму цилиндра; - значительно выражен угол, где соединяются грудина и ее рукоятка; - эпигастральный угол больше 90°; - ребра размещены более горизонтально в боковых отделах и сужены межреберные промежутки; - сглажены надключичные и визуально не определяются подключичные ямки; - лопатки плотно прилегают к грудной клетке. Нормостенический тип грудной клетки — признак детей нормостеничес-кой конституции — характеризуется конусообразной формой грудной клетки, для которой являются типичными такие признаки: - грудная клетка напоминает усеченный конус (хорошо развиты мышцы плечевого пояса); - поперечный размер больше передне-заднего размера; - обычной формы угол, соединяющий грудину и ее рукоятку; - эпигастральный угол равен - 90'; - умеренно косое размещение ребер в боковых отделах и нормальная ширина межреберных промежутков; - несколько видны лишь надключичные ямки; - лопатки плотно прилегают к грудной клетке. Эмфизематозная, патологическая форма грудной клетки, в основе которой лежи т увеличение объема легочной ткани в результате длительной эмфиземы легких (эмфизема — это растяжение органа или ткани образовавшимися в тканях воздухом или газом), характеризуется такими признаками: - бочкообразный вид; - более значительное увеличение межреберных промежутков; можно сказать, что такая форма грудной клетки по этим значительно выраженным последним признакам напоминает гипер-стенический тип.
90 К основным спинальным рефлексам относятся: - рефлекс автоматической походки (2 мес.) — если в состоянии рефлекса опоры туловище ребенка немного наклонить вперед, он делает шаги вперед (рис. 36); - рефлекс Моро (немецкий педиатр XX века) (4 мес). Существует несколько способов его установления, при которых реакция ребенка одинаковая: • при ударе двумя руками по поверхности, на которой находится ребенок (на расстоянии 15-20 см от головы), он вначале широко разводит руки в стороны и разгибает пальцы (рис. 38А) — первая фаза рефлекса Моро, а затем возвращает руки в прежнее положение (рис. 38Б) — вторая фаза рефлекса Моро; • удерживая ребенка на руках, резко опустить его вниз на 15-20 см (возникает I фаза), в дальнейшем поднять в прежнее положение (возникает II фаза); • относительно быстро разогнуть ребенку нижние конечности; • это может быть продолжением хватательного рефлекса — несколько подтянуть ребенка за пальцы (не поднимая над столом) и тут же отпустить их; после этого возникают одна за другой 2 фазы рефлекса Моро; • похлопать по бедру; • похлопать по ягодице; - рефлекс ползания=Бауэра (4 мес.) — если положить ребенка на живот, то он старается поднять голову и выполнить одновременно ползающие движения; а если плотно прижать руку к стопе ребенка, то он активно от нее отталкивается (рис. 40); 91 Прямая кишка Прямая кишка у новорожденногоотносительнодлиннаяи может в случае наполнения большим количеством кала располагаться в малом тазу. В ней происходит окончательное формирование каловой массы (кал=фека-лии=испражнения =экскременты=стул) и всасывание воды. После рождения ребенка на протяжении 1-3 дней из прямой кишки выделяется стерильныймеконий. Внешние особенности кала (цвет, консистенция, запах) — см. таблицу 17 (составлена исключительно по просьбе студентов для лучшего запоминания). В состав мекония входят: спущенный эпителий кишечника, секрет желез пищеварительного тракта и поджелудочной железы, проглоченные околоплодные воды, клетки кожи, lanugo. На 2-3 сутки в меконий имеется большое количество микроорганизмов. Стул с третьего дня жизни называется переходным. С 5 дня жизни испражнения приобретают обычный вид. Внешние признаки обычного кала зависят от типа вскармливания ребенка. Со второго полугодия жизни фекалии приобретают вид кала взрослого человека. Частота испражнений у новорожденного равна частоте кормлений — 6-7 раз в сутки, затем на первом полугодии — 4-5, на втором полугодии — Таблица 17 Возрастные особенности кала у детей
2-3 раза в сутки. Количество каловой массы за 24 часа в грудном возрасте — 30-100 г. Со второго года жизни частота испражнений — 1-2 раза в сутки 92 Ротовая полость Ротовая полость ребенка грудного возраста имеет ряд отличий, большинство из которых обеспечивают приспособление к акту сосания. К особенностям относятся: -ротовая полость относительно мала; -в центре верхней губы имеется выступающий вперед валик (= мозоль) размером 3-4 мм (рис. 104); -поперечная складчатость на губах у новорожденного; -хорошо развиты жевательные мышцы и мышцы губ; -слизистая оболочка ярко-красного цвета, обильно васкуляризирована; -функция слюнных желез (околоушных, подчелюстных, подъязычных) начинает проявляться после рождения ребенка, однако слюны образуется мало. Поэтому у новорожденного слизистая оболочка относительно сухая. С 4-6 месяцев секреция значительно увеличивается, часто дети не успевают ее глотать, и слюна вытекает наружу (Физиологическое слюнотечение — рис. 46); -по краю челюстных отрезков имеется дупликатура(англ. duplicate) слизистой оболочки (она при сосании плотно охватывает грудь матери); -в толще щек у новорожденного хорошо выражены плотные жировые подушечки — так называемые комочки Биша (французский анатом, физиолог и врач XVIII века); в них много твердых жирных кислот, они упругие, что способствует акту сосания; Рис. 104. Валик (мозоль) на верхней губе У ребенка 2 месяцев
-язык относительно больших размеров, он почти полностью заполняет небольшую ротовую полость. Работа языка во время акта сосания напоминает действие поршня в шприце — язык прижимается к твердому небу и отодвигается назад, нижняя челюсть опускается, создается отрицательное давление, и ротовая полость заполняется молоком; -вспомните порядок прорезывания зубов. Физиологической особенностью ротовой полости доношенного зрелого ребенка является акт сосания, состоящий из 3 фаз: I— Фаза аспирации (захватывание материнской груди); II— Фаза сдавливания соска и ареолы (при каждом сосательном движении молоко поступает в ротовую полость); III— фаза проглатывания (одно проглатывание после нескольких сосательных движений). Акт сосания обеспечивается безусловными рефлексами — сосательным и глотательным. У здорового доношенного зрелого ребенка рефлексы хорошо выражены сразу после рождения. Отсутствие глотательного рефлекса является признаком значительной незрелости новорожденного. 93 Толщина подкожного жирового слоя обычно определяется под углами лопаток (рис. 61.2 А). При необходимости — в нескольких участках, так как при некоторых заболеваниях может быть неравномерное отложение жира в разных местах: на передней поверхности грудной клетки — под нижним краем m. pectoralismajor по среднеключичной линии, на животе (рис. 61.2 Б), в средней трети предплечья, на бедрах и др. Первым пальцем руки, который находится сверху, и вторым пальцем захватываются слой кожи и подкожной клетчатки. Субъективно оценивается ширина образовавшейся складки, которая в норме равна 1-2 см (у детей раннего возраста именно такой размер определяется в области щеки; на внутренней поверхности бедра — до 3-4 см) — это считается нормальным отложением жира. При увеличении или уменьшении этого показателя говорят соответственно об избыточном или недостаточном отложении жира. Первое является характерным признаком паратрофии, ожирения, второе возникает при гипотрофии, истощении. Тургор тканей выясняется путем сжатия двумя пальцами кожи, подкожной клетчатки и мышц на верхней трети бедра с внутренней стороны (рис. 61.3). В норме при этом субъективно ощущается плотность, упругость Рис. 61.2. Методика определения толщины подкожного жирового слоя под углом лопатки (А) и на животе (Б) (англ. resiliency) сопротивляющихся (англ. resistance) слоев (англ. lauer) — тургор тканей удовлетворительный. Если при пальпации указанного места определяется вялость, говорят о снижении тургора тканей. Снижение тургора является признаком пастозного типа паратрофии, значительной гипотрофии, болезни Дауна, атрофии, пареза, параличей, длительного воспалительного процесса и т.д. 94 ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА Причиной деления человеческого онтогенеза в детском возрасте на периоды является постоянный рост, развитие ребенка и имеющиеся при этом анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия в организме в разные дни, месяцы и годы жизни. Все периоды детского возраста разделены на 2 этапа. 1. Внутриутробный (=гесташюнный) этап продолжается 270 дней от момента оплодотворения до рождения ребенка. Поскольку точно определить время оплодотворения невозможно, на практике считают, что гестационный этап длится 280 дней (=40 недель), начиная с первого дня последнего менструального цикла у матери. Внутриутробный этап делится на следующие фазы: а) фаза эмбрионального развития — от момента оплодотворения до 2 месяцев; б) Фаза плацентарного развития (=фетальный период) — с 3-го месяца до конца беременности. Фаза эмбрионального развития характеризуется наиболее высокими темпами дифференциации тканей. Важнейшей его особенностью является органогенез (т.е. образование почти всех внутренних органов будущего ребенка). Патологическое влияние экзо- и эндогенных факторов в этом периоде приводит к возникновению эмбриопатий — наиболее грубых пороков анатомического развития (рис. 22). Эмбриональный период беременности считается критическим этапом развития — т.е. периодом максимального риска возникновения врожденной патологии. Во время фазы плацентарного развития происходит созревание всех органов и систем, увеличиваются длина и масса тела плода. Фаза делится на два периода: -ранний фетальный (с начала 9 недели до конца 28 недели); -поздний фетальный (после 28 недели до родов). Ранний фетальный период характеризуется интенсивным ростом и дифференциацией органов плода. Влияние неблагоприятных факторов не приводит к формированию грубых пороков, однако может задержать рост органов и нарушить дифференциацию тканей. У ребенка это проявится незначительными аномалиями и физиологическими дефектами. Нарушения развития плода в этом периоде называются ранние фетопатии. Патологические факторы в позднем фетальном периоде уже не повлияют на почти сформированные органы плода, но могут вызвать преждевременные роды и рождение функционально незрелого ребенка с недостаточной массой тела. Возникающие при этом повреждения называются поздние фетопатии. Неблагоприятными (англ. unfavourable) (^тератогенными) Факторами во время беременности являются: недостаточное питание плода, острые заболевания и обострение хронических, тяжелая физическая работа, професси- Рис. 22. Эмбриопатия. Точный диагноз — эктромелия (полное отсутствие одной или нескольких конечностей) ональные вредности матери, алкоголь и курение родителей, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п. Все тератогенные факторы можно разделить на 3 группы: -экзогенные; -эндогенные (в первую очередь генетические); -сочетание экзогенных факторов с эндогенными. Поздний фетальный период переходит в кратковременный интрана- тальный этап — от времени появления схваток (англ. fit) до момента перевязки пуповины. Длится от 2-4 до 18-20 часов. Опасными в этом периоде являются: травмирование центральной и периферической нервной системы, нарушение пуповинного кровообращения, расстройство дыхания. 2. Внеупюбный этап делится на следующие периоды: а)период новорожденности или неонатальный период (лат. neonatus — новорожденный) — длится первые 28 дней жизни ребенка; делится на 2 под-периода: -ранний (первые 7 дней); -поздний (8-28 дней); б)период грудного возраста — с 29 дня до I года; в)преддошкольный (=ранний период) — с 1 года до 3 лет; г)дошкольный период — от 4-го года до 6 лет; д)младший школьный период (= период отрочества) — от 7-го года до 11 лет; е)старший школьный период (= период полового созревания) от 12-го года до 17-18 лет. В некоторых странах (Индия и др.) этот период называется подростковым (англ. adolescence) и состоит из таких трех периодов: препубертатный — 10-12 лет/девочки/, 12-14 лет /мальчики/; пубертатный —12-14 лет /девочки/, 14-16 лет /мальчики/; постпубертатный — 14-18 лет /девочки/, 16-20 лет /мальчики/. В медицинской практике широкое применение нашли еще три термина: -антенатальный (=ппенатальный) период или анамнез имеется в виду течение и длительность всей беременности; - перинатальный период или анамнез, в состав которого входят поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды, т.е. он длится с 29-й недели (полных 28 недель) внутриутробного развития до 7 дня жизни ребенка; - постнатальный период или анамнез — это течение жизни от рождения до смерти человека, а в педиатрии — от рождения до 17-18 лет. Для лучшего восприятия периодов детского возраста представлена таблица 2. Таблица 2 Периоды детского возраста
Инт-рана-таль-ный (2-20 часов) Внутриутробный этап (17-18 лет) Неонатальный
95Кдиспептическим расстройствам (лат. dispepsia — извращение пищеварения) относятся: нарушения стула (понос, запор), рвота, срыгивание, руми-нация, тошнота, изжога и отрыжка. Понос (англ. diarrh(o)ea) — это ускоренная дефекация, при которой кал жидкий по консистенции. Жидкость стула обусловлена выделением воды. Причин диареи много: -при грудном вскармливании может быть как симптом диареи переедания, так и при длительном голодании (дистрофический понос, «голодный» стул), быстрое введение прикорма и замена материнского молока искусственной смесью; -непереваренная пища; -аллергическая реакция на пищевые продукты и медицинские препараты (aдмsп^c^яJщassaлжsaшшsвзsжвшгшi', -прием антибиотиков; -вирусно-бактериальные заболевания кишечника — наиболее частая причина; -кровотечения в желудочно-кишечном тракте; -простейшие в кишечнике; -иногда при нефрологических, эндокринных заболеваниях, нарушениях обмена и др.; -у старших детей понос может быть на фоне психологического стресса (неврогенная диарея) и др. В первую очередь при поносе выясняется частота дефекаций: выделений может быть от одного до нескольких десятков в день; иногда частоту невозможно посчитать — например, при холере. А так как вид кала имеет диагностическое значение, то во время его осмотра учитываются следующие признаки (Внимание!Указаны разные изменения стула при разных заболеваниях): 1) консистенция — стул может быть кашицеобразным (воды немного), жидким (среднее количество воды), водянистым (вода преобладает); -лентовидный; -дегтеобразный; -замазкообразный; -полусформировавшийся; -неоформленный; -мягкий; -разжиженный; -кашицеобразный; -жидкий — инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта; -водянистый; -пенистый; -в виде рисового отвара (характерный признак тяжелой холеры); 2) запах: -обычный, естественный; -гнилостный (обычно желудочного и панкреатического характера); -зловонный (дизентерия, брюшной тиф); -без запаха (холера); 3)цвет (указаны изменения цвета при разных нарушениях стула): - обычный — зависит от возраста; - белый — холера; - ахолический. сеоо-глинистый (глина — англ. clay) — при механической желтухе в связи с отсутствием желчи в кале и при инфекционном гепатите (болезнь Боткина); - зеленый — дизентерия, сальмонеллез; - цвет гороха (англ. pea) — брюшной тиф; - черный — кровотечение из верхних отделов желудочно-кишечного тракта (пищевод, желудок), такой стул называется мелена: 4) примеси (англ. admixture, tinge): -свежая кровь красного цвета — из нижнего отдела кишечника; - прожилки крови (сгустки бордового цвета — англ. claret) — дизентерия; - слизь — энтероколит, дизентерия, сальмонеллез; - жирный стул — целиакия. При некоторых заболеваниях имеет значение суточное количество каловых масс. Например, полифекалия(значительное увеличение суточного количества испражнений) и обильный стул — характерный признак синдрома мальаб-сорбции. Запор (англ. constipation) — уменьшение частоты дефекаций (нередко сопровождается затруднением) с выделением плотных каловых масс («голодный» стул у детей грудного возраста при недостаточном питании, «овечий» стул). Признаком запора у ребенка первого года жизни является отсутствие испражнений более суток, у старшего ребенка — более 2 суток (или ежедневно, но с затруднением). Причиной запора в раннем возрасте является нарушение диеты (недостаточное питание, излишек белков, недостаток овощей и фруктов). В старшем возрасте, кроме указанной причины, запор возникает вследствие нарушения тонуса и перистальтики кишечника, недоразвития нервно-мышечного аппарата, психогенного фактора. Рвота — выделение наружу содержимого желудка и верхних отделов кишечника через ротовую полость. Рвота возникает при многих заболеваниях, как желудочно-кишечного тракта, так и других органов (токсическое раздражение рвотного центра при инфекционных заболеваниях, патология центральной нервной системы и т.д.). И чем моложе ребенок, тем легче и поэтому чаще бывает рвота. Вспомните. После выделения мекония желудок расположен поперечно. У грудного ребенка мышцы пилорического отдела хорошо развиты и для них характерно значительное сокращение. А мышцы кардиального отдела, наоборот, слабо развиты, чем характеризуется его зияние (англ. hiatus, gaping). Кроме того, у грудного ребенка значительно возбудим рвотный центр. При осмотре рвотных масс выясняются следующие признаки: их количество, состав и возможные некоторые особенности. К последним относятся: -наличие красной крови — источник кровотечения находится в карди-альном отделе желудка или выше; а также быстрое выделение значительного количества крови при желудочном, дуоденальном кровотечении, когда кровь не успевает превратиться в солянокислый гематин; -рвота типа «кофейной гуши» (англ. «сопеgrounds*) — рвотные массы коричневого цвета являются признаком наличия небольшого количества крови в желудке, где она приобретает темный цвет под действием желудочного сока, или кровь находилась в желудке длительное время (кровотечение при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, глотании крови при кровотечении из органов носовой и ротовой полости и дыхательных путей); -если внешний вид рвотных масс v грудного ребенка соответствует виду принятой пищи — нествороженное (англ. uncurds) молоко, то рвота возникла через короткий период времени после кормления или у малыша имеется непроходимость пищевода; у старших детей рвота неизмененной пищей тоже может возникнуть через короткое время и является признаком сужения пищевода или кардиального отдела желудка; -если состав рвотных масс имеет творожный вид — створоженное (англ. cmd) молоко — рвота возникла через 1,5-2 часа после кормления ребенка первого года жизни. Срыгиваьие— см. стр. 261. Руминация(англ. merycism, rumination) — редкий вид рвоты у детей грудного, иногда старшего возраста, когда рвотную массу ребенок глотает назад, не испытывая при этом неприятных ощущений (тошноту и др.). Тошнота (англ. nausea) — неприятное ощущение в надчревной области, иногда сопровождающееся слабостью, головокружением. Возникает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, глистная инвазия), патологии головного мозга, интоксикации и др. Изжога (англ. heartburn) — жгучее ощущение за грудиной или в надчревной области, возникающее при забрасывании содержимого желудка в пищевод. Это признак гиперапидного гастрита. Отрыжка (англ-eructation) — внезапное поступление из желудка в ротовую полость газов или небольшого количества желудочного содержимого. Причины и характерные признаки: -в первые месяцы жизни ребенка отрыжка часто является признаком аэрофагии: -при гипоапидном гастрите отрыжка сопровождается тухлым (англ. mustysmell) запахом; -при гиперашшном гастрите и язвенной болезни желудка — кислым запахом; -отрыгиваемое горькое (англ. bitter) на вкус — заболевания желчевыво-дящих путей. Аппетит. Плохой или чрезмерный (англ. surplus) аппетит, его отсутствие или искажение (англ. perversion) — одна из самых частых жалоб родителей. Нарушения аппетита могут быть как проявлением заболеваний желудочно-кишечного тракта, так и клиническим признаком поражения других органов и систем. Их можно условно разделить н
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.017 с.) |