Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всегда в норме пальпируются подчелюстные, подмышечные, паховые.

Поиск

74. Порядок и формула прорезывания молочных зубов у детей

На I году жизни молочные зубы прорезываются попарно с шестого месяца в таком порядке:

6-7 мес. — 2 нижних средних резца,

8-9 мес. — 2 верхних средних резца,

9-10 мес. — 2 верхних боковых резиа,

11-12 мес. — 2 нижних боковых резца.

Таким образом, до конца первого года жизни у ребенка в норме должно быть 8 молочных зубов.

12-14 мес. — 4 первые моляры вначале нижние, затем верхние;

14-20 мес. — 4 клыка — вначале нижние, затем верхние;

20-24 мес. — 4 вторые моляры — вначале нижние, затем верхние.

В 2 года у ребенка должно быть 20 молочных зубов.

Для определения необходимого количества молочных зубов в возрасте 6-24 мес. можно воспользоваться такой формулой: х = n - 4

где х — число молочных зубов, n — возраст ребенка в месяцах.

Пример: в 16 месяцев ребенок должен иметь 16-4=12 молочных зубов.

1. Транзиторные рефлексы – определение. Опишите оральные рефлексы

Транзиторные рефлексы — существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте.

К ним относятся:

- оральные рефлексы;

- спинальные рефлексы;

- миелоэнцефальные позотонические рефлексы.

К основным оральным рефлексам относятся:

- сосательный рефлекс (10-12 мес);

- поисковый рефлекс (Куссмауля) (3-4 мес.) — при поглаживании кожи в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя

- хоботковый рефлекс (2-3 мес.) — при нежном поколачивании пальцем по губам ребенка он вытягивает их вперед в виде хоботка;

- ладонно-рото-головной рефлекс (Бабкина) (2-3 мес.) — при надавливании большими пальцами на ладони ребенка малыш открывает рот и наклоняет голову вперед к груди.

76 ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

При характеристике нервной системы в педиатрии используются два оп­ределения-синонима: нервно-психическое развитие (НПР) и психомоторное развитие (ПМР).

Критериями опенки НПР являются:

- моторика;

- статика;

- условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система);

- речь (2 сигнальная система);

- высшая нервная деятельность.

Моторика (движение') — это целенаправленная, манипулятивная деятель­ность ребенка.

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерным является так называемый физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза. Мышечныйгипертонус симметрично выра­жен во всех положениях: на животе, спине, в положениях бокового и верти­кального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и при­жаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большие пальцы приведены к ладони. Ноги также согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание (рис. 31). Даже во время сна мыш­цы не расслабляются.

Движения новорожденного ограниченые, хаотичные (англ. chaos), беспо­рядочные (англ. disorderly), атетозоподобные=дрожащие (англ. trempling). Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают прл еле первого месяца жизни.

Рис. 31. Новорожденный 10 дней

В дальнейшем показатели моторики у здорового ребенка развиваются в следующем порядке:

1) сначала координированным становится движение мышц глаз (на 2-3 неделе), когда ребенок фиксирует свой взгляд на ярком предмете;

2) поворот головы вслед за игрушкой указывает на развитие шейных мыши:

3) мануальная деятельность рук развивается на 4 месяце жизни: ребенок приближает верхние конечности к глазам и рассматривает их, потирает пе­ленку, подушку. Движения становятся целенаправленными: малыш берет игрушку руками (на втором полугодии может сам взять бутылочку с моло­ком и выпить его и т.д.);

4) на 4-5 месяце развивается координация движения мышц спины, что про­является вначале переворачиванием со спины на живот, а на 5-6 месяце — с живота на спину;

5) когда к концу первого года жизни ребенок сам идет за интересным предметом в другой угол комнаты, то признаком моторики является не про­сто процесс ходьбы, а координированное целенаправленное движение всех мышц в необходимом направлении.

За постепенным своевременным развитием моторики у человека можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого хватания карандаша ребенком первого года до манипуляций у взрослых лиц — рисование, игра на скрипке и пианино, лепка, вязание и тд.

77 Частоту дыханий (ЧЛ) в 1 минуту можно определить такими методами:

-визуально сосчитать частоту сокращений грудной клетки;

-сосчитать частоту вдохов, придерживая фонендоскоп у носа ребенка;

-сосчитать частоту вдохов при аускультации легких;

-сосчитать частоту дыхательных движений, положив руку на грудную клетку.

Продолжительность подсчета зависит от возраста. У ребенка до 3 месяцев считать нужно не менее 1 минуты: возможные в таком возрасте аритмия и ап­ноэ могут дать неточные данные при более кратковременном определении. У старших детей считать можно 20-30 сек. и полученную цифру умножить соответственно на 3 или 2.

В норме частота дыханий в 1 мин. зависит от возраста и составляет:

Новорожденный 40-60,
до 1 года 30-35,
5 лет 25,
10 лет 20,
старше 12 лет 20-16.

Внимание! Физиологические колебания в сторону уменьшения и увели­чения —10 %.

До 7-8 лет частота дыханий у мальчиков несколько больше, чем у дево­чек. Во время полового созревания и далее этот показатель несколько выше у девочек.

Дыхательный центр у детей склонен к легкому возбуждению: физичес­кая и психическая нагрузки, повышение температуры окружающей среды быстро приводят к значительному увеличению частоты дыхания. Это необ­ходимо учитывать при осмотре ребенка — наиболее точные данные могут быть получены в спокойном состоянии его или во время сна.

Заболевания дыхательной системы чаще характеризуются повышением частоты более чем на 10%, что называется тахипиоэ. Кроме того, повышение температуры тела н ягяжттьг йградус выше 37°Сприводит к увеличению ЧД на 10 дыхательных движений. Например: у ребенка 5 лет при температуре 39Х! частота дыханий в 1 минуту =25 + 10x2 = 45.

Уменьшение ЧД на 10% и более — брадипноэ — чаще является призна­ком поражения дыхательного центра.

 

 

78 Сила мыши — это степень усилия, которое необходимо приложить ребенку для противодействия какому-нибудь движению. У детей школьного возраста она определяется динамометром. Ниже (табл. 9) указана средняя сила мышц правой кисти у детей.

Таблица 9

Нормативные возрастные показатели средней силы мышц правой кисти у детей

 

Возраст (лет) Пол
Мальчики Девочки
7-9 11-12,5 кг 9-13 кг
10-11 16 кг 14-14,5 кг
12-14 21,5-31 кг 18,5-27 кг

Силу мышц, особенно у детей дошкольного возраста, можно приблизи­тельно определить следующими приемами:

-по силе рукопожатия;

-по возможности поднять какой-либо груз;

-по способности к сопротивлению, которое больной может оказать врачу при сгибании и разгибании его конечностей.

79 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Мышечная система у детей отличается следующими особенностями:

-соотношение массы мышц относительно массы тела у детей значитель­но меньше, чем у взрослых: у новорожденного она составляет 23%, у взрослых — 44%; именно мышечная ткань имеет самый большой прирост после рождения;

-у новорожденного основная часть массы приходится на мышцы тулови­ща, у взрослого — на мышцы конечностей;

-вспомните: особенностью новорожденных является преимущество то­нуса мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями, чем обусловлена специфическая поза плода еще во внутриутробном периоде;

-развитие мышц разных частей туловища у детей неравномерное:

•в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча и предплечья:

•затем происходит интенсивный рост мыши кистей рук (до школьно­го возраста дети не способны выполнять пальцами тонкую работу — писать, лепить и т.д.);

•с 8-9 лет значительно увеличивается объем мыши:

•в период полового созревания идет прирост мышц спины, ног, пле­чевого пояса:

•к концу школьного возраста интенсивно развиваются мелкие мыш­цы, которые способствуют точности и координации изящных (англ. refined) движений.

 

80 Тип дыхания. Гармоничная и последовательная работа определенных ды­хательных мышц обеспечивается регуляцией нервной системы. Однако, в зависимости от возраста и пола ребенка, существует 3 типа дыхания:

-диафрагмальный — после рождения наиболее активное участие в акте дыхания принимает диафрагма; реберная мускулатура — очень незна­чительное;

-грудобрюшной (=смешанный) появляется у ребенка в грудном возрас­те. Однако сначала экскурсия грудной клетки значительно выражена в нижних отделах, слабо — в верхних. При переходе ребенка в верти­

Рис. 79. Дыхание Чейн-Стокса

Рис. 80. Дыхание Куссмауля

кальное положение в акте дыхания будут принимать участие как диа­фрагма, так и реберная мускулатура;

-грудной тип — такой тип дыхания у детей 3-7 лет отмечается хорошо развитыми мышцами плечевого пояса, функция которых при дыха­нии значительно преобладает над диафрагмальными мышцами;

- с 8 до 14 лет тип дыхания зависит от пола: у мальчиков формируется брюшной, у девочек — грудной тип.

Нарушение типа дыхания указывает на поражение соответствующих мышц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.008 с.)