Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное общение юриста

Поиск

Общение — это тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места и роли общения в любой, тем более в юридической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные(социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона). Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть еще одну весьма важную отличительную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникаций, таких, например, как:

· прием заявлений, объяснений, ходатайств, жалоб у граждан;

· получение объяснений у лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, показаний у потерпевших, свидетелей, проходящих по делам данной категории;

· допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров и т.д.

Процессуальный порядок профессионального общения юристов предусмотрен также и при выполнении соответствующих процедур принудительного исполнения исполнительных документов, при совершении нотариальных действий юристами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой, которые в случае отказа в совершении нотариальных действий должны в определенной форме изложить причины отказа, разъяснить заинтересованному липу порядок обжалования, а также имеют право допрашивать свидетелей.

Говоря о психологических особенностях профессионального общения юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные, но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления уважительного отношения к окружающим людям, к различным социальным ценностям.

Специфика профессионального общения сотрудников правоохранительных органов определяется также:

- Специфичностью поводов для вступления в общение (это обстоятельство ограничивает круг участников общения, определяет его содержание и цели);

- Наличием множественности целей в каждом акте общения, кроме получения информации о правонарушении;

- Конфликтный характер общения в связи со спецификой поводов вступления в общение, так как цели участников общения нередко либо не совпадают, либо не понимаются в полной мере;

- Спецификой психических состояний участников общения, для которых характерны повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения и доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

- Особое значение психологического контакта для оптимизации процесса общения.

Основными факторами, которые влияют на эффективность общения в профессиональной деятельности юриста, являются следующие:

1. Личность самого сотрудника. Особенно такие качества, как общительность, умение изучать психологические особенности собеседника и использовать эти данные, умение и готовность устанавливать контакт даже при неблагоприятных обстоятельствах, умение разговорить человека, поддержать беседу и вести допрос при необходимости даже в течении длительного времени.

2. Психологические особенности и психические состояния людей, с которыми сотрудники вступают в общение.

3. Условия общения, в ходе которых оно происходит.

4. Содержание оперативно-служебных задач, то есть, ради чего собственно происходит общение.

Для повышения эффективности общения, выступающего важнейшим условием успешности решения оперативно-служебных задач, сотрудник должен быть универсалом в общении, уметь общаться, располагать к себе и устанавливать психологический контакт как с учетом всех вышеуказанных индивидуально-психологических особенностей граждан, с которыми его сталкивает деятельность, так и с учетом их возрастных, национальных, половых особенностей, их социального и процессуального положения и других качеств.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевые умения -- связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятся следующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемой коммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно», т.е. Достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое.

2. Социально-психологические умения -- связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения: психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологически точно определить «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению.

3. Психологические умения -- связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение; мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении; эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций (коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использовать эмоции как средство общения.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами; использовать ситуативные нормы поведения; адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание.

5. Умения использовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистические средства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисменты и т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средства общения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умения взаимодействовать: на уровне диалога -- с личностью или группой; на уровне полилога -- с массой или группой; на уровне межгруппового диалога.

Однако знание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае, если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какими личностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организовать общение?

(1) Знание психологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению? Главным образом это знание ценностных ориентации, которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, что человек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимо быть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация на исполнение документа. В результате действия негативных факторов в профессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки других людей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества, которые определяют особенности психических познавательных процессов:

* достаточно большой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему облику партнера по общению;

* наблюдательность, способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это с существенными явлениями в личности партнера по общению;

* особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению, на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

* особенности мышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки в различных ситуациях;

* интуицию и воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людей без развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка -- приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волевая устойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человек сопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умение человека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. Способ обращения с партнером. Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные для делового общения. Например, грубость порождается бестактностью, неисполнительность -- попустительством, капризность -- излишней уступчивостью.

Методика установления психологического контакта. Под психологическим контактом в психологии общения понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности юристов психологический контакт - это ситуативное состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением взаимопонимания и снятием барьеров, препятствующих общения в целях получения информации или совершения каких-либо действий, значимых для успешного решения оперативно-служебных задач.

Для установления такого контакта непременным условием является преодоление психологических барьеров, которые затрудняют достижение взаимопонимания, вызывают настороженность, недоверие и другие негативные психологические явления. Наиболее известными в ряду таких барьеров являются смысловые, интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и тактические.

Смысловой барьер заключается в выключении из сознания всего, что связано по смыслу с опасной зоной, т.е. Человек выключается из общения, если затрагивается опасная для него зона. В качестве мотивационного барьера может выступать нежелание в данный момент вести откровенный разговор, предубежденное отношение, боязнь мести преступников, нежелание нести ответственность за содеянное. Интеллектуальный барьер вызывается ошибками неверного восприятия друг друга, особенностей речи партнеров по общению, различиями уровня образования, осведомленности в определенных вопросах.Эмоциональный барьер может быть обусловлен как отрицательными чувствами, которые испытывают партнеры по общению друг к другу, так и их эмоциональными состояниями: подавленностью, раздражительностью, невыдержанностью, агрессивностью, озлобленностью, а также эмоциональной нечувствительностью, которая зачастую преступниками специально тренируется.Волевой барьер имеет место, если форсируется подчинение своей воле партнера по общению или он связан обещанием не вступать в контакт третьим лицом, а также не может преодолеть других поведенческих установок.Тактический барьер заключается в тактике поведения, направленного на сопротивление через контраргументы.

Структура психологического контакта включает несколько элементов.

(1) Прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа -- сбор информации о партнере по общению.

В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям:

* общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

* ближайшее социальное окружение;

* образ жизни;

* склонности, интересы, привычки;

* манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

* привычные и запретные темы общения.

В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.

На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. Как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований:

* начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

* необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

* ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.

(2) Создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. Выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е. Формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа -- снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник: мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранение помех в общении. Помехи могут возникать в результате:

* формирования в процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки к предстоящему общению (для сотрудника -- мобилизовать волевые ресурсы, сломать установку; для партнера -- сменить стиль поведения);

* непонимание партнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта: первый -- обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжать взаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй -- снять конфликт);

* психическое состояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация, эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самым снизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулирование интереса к продолжению общения.

Психотехника изучения собеседника

1. Приемы подготовки к изучению. 2. Приемы эффективного слушания. 3. Приемы активного выявления диагностически значимых реакций. 4. Приемы саморегуляции наблюдения. 5. Приемы анализа данных изучения. 6. Приемы контроля данных изучения.

Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.

Практика получения информации методом выведывания свидетельствует о том, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения человека устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики.Можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется побуждение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к передаче информации работнику юридического труда.

1. Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного субъекта соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Предмет, избранный для демонстрации, должен быть известен субъекту нашей заинтересованности. Демонстрация предмета должна быть естественной и оправдываться конкретной ситуацией.

2. Использование смежной темы разговора. Этот прием разговора дает возможность вести беседу целенаправленно, не прибегая к постановке прямых вопросов, в голове нужно держать не перечень возможностей, а самый способ ставить тему, то есть умение боковыми вопросами задавать главный вопрос и получать на него ответ.Тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна субъекту нашей заинтересованности и иметь для него определенную личностную значимость. Она должна логически вытекать из конкретной ситуации.

3. Постановка прямых, но достаточно мотивированных вопросов. Для успешного применения в юридической деятельности приема постановки прямых мотивированных вопросов необходимо соблюдать условия: 1) прямой вопрос должен относиться к теме, хорошо известной субъекту нашей заинтересованности; 2) работник юридической профессии и источник информации должны доверять друг другу; 3) прямой вопрос должен быть психологически обоснован и подтвержден определенными речевыми интонациями.

4. «Вызов» субъекта заинтересованности на соответствующую беседу путем формирования у него определенного психического состояния в процессе общения. Психофизиологически такие явления объясняются присущей людям так называемой эмоциональной реактивностью. Она характеризуется «инстинктивным реагированием на змоциогенный раздражитель. Возникающие подкорковые доминанты возбуждения по законам иррадиации охватывают почти весь организм и объективно мешают целенаправленной деятельности.

5. Демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта нашей заинтересованности. Условиями успешного практического использования этого приема являются: 1) демонстрируемые конкретные предметы должны быть действительно или вероятно связаны с преступной деятельностью субъекта;2) субъект должен воспринять эти предметы в соответствующей ситуации; 3) наличие демонстрируемых предметов должно быть оправдано определенной жизненной ситуацией; 4) действия и поступки сотрудника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, должны выражать его нейтральное отношение к этим предметам и быть соответствующим образом мотивированы; 5) необходимо тщательно фиксировать психические состояния субъекта и его выразительные движения.

6. Создание кратковременных, неожиданных или психологически острых жизненных ситуаций. Условия успешного применения этого приема следующие: 1) создаваемые ситуации должны иметь для субъекта личностную значимость;2) нужно выбрать такой момент для создания ситуации, чтобы субъект обязательно на нее среагировал; 3) поступки и действия лица, использующего ситуацию, должны логически вытекать из нее и получать соответствующее экспрессивное подтверждение; 4) необходимо тщательно фиксировать психические состояния и выразительные движения субъекта в ответ на созданную ситуацию.

7. Создание обстановки привычной деятельности. Условия, обеспечивающие успешность применения данного приема, состоят в следующем:1) создаваемая обстановка привычной деятельности должна быть действительно привычной; 2) в этой обстановке субъект должен действовать; 3) поведение лица, использующего обстановку привычной деятельности, должно быть нейтральным и экспрессивно подтвержденным; 4) необходима фиксация результатов деятельности субъекта, его психических состояний и выразительных движений.

Важно подчеркнуть, что на практике использование тех или иных способов и приемов получения информации осуществляется, как правило, комплексно: один прием дополняет другой и создает условие для применения третьего и т. Д.

Психология преступных групп

Феномен группы в юриспруденции, психологии, правоохранительной практике - один из ключевых. Это обусловленотем, что малая группа является микросредой, в которой живет и действуетличность, группа - это фактор, влияющий на социализацию и поведение личности. Относительно ограниченное число разработок по психологии преступных групп объясняется отсутствием адекватного методологического подхода к изучению закономерностейи механизмов формирования и функционирования криминальных сообществ.

Более эффективная работа по профилактике групповых преступлений, их пресечению, выявлению роли ихучастников в совершении преступных деяний во многом зависит от понимания социально-психологических механизмов функционирования группы.

Общая характеристика преступнойгруппы. В современной криминологии под традиционной преступной группой понимают неофициальную общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Преступная группа - это разновидность малой группы и при ее описании целесообразнообращать внимание на характеристики, традиционно изучаемые в социальной психологии. К ним относятся: численность и состав участников, организованностьи структура, ценностные ориентации и групповые нормы, особенности взаимоотношений внутри группы и с другими сообществами, содержание деятельности.

Для преступных групп характерны также специфические межличностные отношения. На первый план здесь выдвигаются «деловые» преступные действия, общие корыстные интересы, общий страх, круговая порука. Межличностные эмоциональные отношения отступают на второй план, дружба и взаимные симпатии отсутствуют или выражены очень слабо. Для членов преступной группы характерны циничное отношение к социальным ценностям, моральным нормам поведения, эмоциональная глухота, жестокость, воздействие грубой физической силой.

Нижний предел численности преступной группы определен уголовным законодательством: "совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления". Верхний предел численности некоторых организованных преступных групп достигаетболее 1000 человек. При увеличениичисленности преступной группы возрастает не только ее криминальная опасность, но усиливаются взаимное влияние, внушаемость, чувство принадлежности, уверенностьв себе и т.п. Увеличение численности группы предъявляет более высокие требованияи к ее организованности, необходимости координировать действия ее членов.

Состав участников группы можно характеризовать такими параметрами: возраст, пол, национальность, криминальный опыт, социальный статус и т.п.

В.Ф. Пирожков выделяет по возрастному признаку следующие криминальные группы несовершеннолетних: детские асоциальные группы (8-летние); подростковые криминальные группы(11-15-летние); юношеские криминальные группы (15-17-летние). Близость возрастов благоприятствует формированию общих взглядов, способов поведения,проведения досуга. Это ускоряет процесс группирования и повышает криминальную мобильность.

По признаку пола группы могут быть: однополые (преимущественно мужского пола, реже женского); смешанные (с участием лиц мужского и женского пола). Преступные группы с участием одних женщин чаще всего занимаются такими видами промысла, как проституция, мошенничество, кражи, торговля наркотиками.

Одна из характеристик криминальныхгрупп - это этнический или национальный состав ее членов. Большинство преступных группировок по своему составу являются отражением национального состава региона, в котором они функционируют.

Структура преступной группы - однаиз наиболее важных характеристик. Существует несколько подходов при описании структуры.

Социометрическая структура позволяет определить статус (авторитет) каждого члена группы, исходя изтех предпочтений, которые ему отдают другие члены группы. При этом выделяют лидеров, предпочитаемых, середнячков и "изгоев" (изолированных). Социометрический подход может успешно применяться при описании небольших групп - до 20 человек.

Ролевая структура характеризует членов группы, исходя из тех неофициальных функций, которыеони выполняют.

Организационная структура предполагает наличие разветвленных, многофункциональных и иерархически взаимосвязанных подразделений. Структура группы - один из наиболее существенныхпризнаков организованности криминального сообщества. Организованность в свою очередь влияет на характер преступной деятельности и особенности протекания социально-психологических явлений.

В научной литературе выделяются следующие типы преступных сообществ в зависимости от уровня их криминализации и организованности: предкриминальные группы (или находящиеся на стадии криминализации); простые преступные группы; организованные преступные группы; преступные организации.

Предкриминальные группы - это, как правило, общности несовершеннолетних и молодежи, которые вначале образуются не с целью совершения преступлений, а ради удовлетворения каких-то иных потребностей на эмоционально-психологической основе. Членов таких группсвязывает общение, совместное проведение досуга по месту жительства, учебы или работы. В подавляющем большинстве это дворовые компании. Для них характерна антиобщественная ориентация и некоторые формы отклоняющегося поведения, хотя до поры до времени они могут не совершать преступлений.

Стремление войти в состав референтной группировки криминальной направленности порождает повышенную внушаемость, конформность, т.е. Беспрекословное согласие со всеми требованиями группы, даже если это противоречит личным убеждениям новых членов, готовность выполнять самые непрестижные поручения. Наличие в дворовой компании авторитетных лиц с преступным прошлым ускоряет процесс повышения криминализации и организованности группы.

Простые преступные группы - группы численностью 2-4 человека, имеющие общую преступную цель.Структура группы определяется личностными качествами членов группы (ролевой характер) либо характером преступной деятельности. В этих группах часто нет ярко выраженного лидера, взаимоотношения носят партнерский и доверительныйхарактер, а решения о совершении преступлений принимаются и затем реализуются совместно.

Устойчивыми являются группы, в которых лидер пользуется криминальным авторитетом у всех ее членов. В этой ситуации даже сложный характер лидера, авторитарный стиль руководства воспринимаются членами группы как допустимые и не вызывают межличностных конфликтов.

Простые криминальные группы малочисленны, не имеют сложной структуры, это "относительно примитивная форма объединения преступников". Однако они автономны, достаточно законспирированы и сплочены.

Организованные преступные группы – это многочисленное преступное сообщество, объединяющее в своих рядах десяткии даже сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью. Для них характерны такие свойства, как иерархическая структура, ролевая дифференциация преступных микрогрупп.

В основе формирования организованных преступных групп наиболее отчетливо прослеживаются два принципа: территориальный и этнический. Территориальные преступные группы создаются в масштабах микрорайона,города, региона. В структуру территориальнойорганизованной преступной группы входят: лидер ("авторитет"), сборщики "налогов", боевики. Этнические преступные группы, в отличие от территориальных, формируются на основе национальногои кланового родства, принятых традиций и обычаев. В своей преступной деятельности они существенно опираются на диаспору, проживающую в данной местности.

Преступная организация. В соответствии с Уголовным законодательством "преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях". Большинство психологических характеристик, свойственных организованным преступным группам, характерны и для преступныхорганизаций. Однако последние имеют и специфические свойства:

• стремление лидеров преступных групп легализовать свою деятельность, работать под прикрытием официальных фирм и ассоциаций, "пробиться" в государственные органы власти;

• коррумпированность, которая выражается в создании системы связей с администрацией государственных органов, сотрудниками правоохранительной системы, известными политиками, деятелямикультуры, врачами, спортсменами;

• осуществление контроля над всеми прибыльными формами противозаконной деятельности, включая обналичиваниеденег, азартные игры, проституцию, распространение наркотиков и т.п.;

• реализация (отмывание) денег, полученных преступным путем, их вкладывание в легальный бизнес;

• экспансионистские и монополистические тенденции организованной преступности в масштабах региона;

• транснациональный характерпреступной деятельности, т.е. Совершение преступлений за пределами государства базирования, на территориях функционирования.

*** Типология преступных групп. Классификация преступных групп строится на основе учета нескольких признаков, характеризующих различные аспекты их противоправной деятельности.

По количественному составу преступные группы, как и социально положительные группы, делятся на малые и большие. Малые преступные группы имеют в своем составе от 2-х до 30-40 человек. По мнению большинства исследователей этой проблемы, преступная группа – это всегда малая неформальная группа, выступающая как коллективный субъект преступной деятельности.

Количественный состав малой преступной группы в определенной мере влияет на ее сплоченность, устойчивость и эффективность преступной деятельности. Оптимальной в количественном отношении считается группа, состоящая из 2-7 человек.Такой состав спонтанно отражает «закон оперативной памяти», так как подобная группа в наибольшей степени сплочена, мобильна, поддается контролю и управлению со стороны вожака.

Однако групповая преступность не сводится только к наличию малых неформальных групп. Такие группы могут объединяться в более обширные сообщества с общим руководством и образовывать большие группы. В сфере хозяйственных преступлений количественный состав преступных групп точному учету не поддается, он может достигать 200-250 и более человек. В больших сообществах типа мафии наблюдается деление на подгруппы по определенным отраслям преступлений. Личные контакты в таких группах очень ограничены в связи с конспирацией.

По степени организации преступные группы делятся на:

– ситуативные группы;

– организованные группы;

– преступные организации.

Ситуативная преступная группа включает не менее двух лиц, объединяющихся в целях совершения конкретного преступления. Такая группа может возникнуть на непродолжительное время для удовлетворения конкретной корыстной потребности. Основные признаки ситуативной группы:

– предварительный сговор;

– согласие всех участников;

– наличие инициатора преступления;

– нет четко выраженного руководства и распределения ролей;

– преступление совершается без тщательной предварительной подготовки и, как правило, совершается однократно.

В таких группах отсутствует определенная система взаимоотношений и сложная иерархия.

Организованные преступные группы возникают на основе предварительного преступного сговора и связаны с многократным совершением преступлений. Общими признаками организованных преступных групп являются:

– наличие организатора и руководителя;

– наличие иерархической структуры;

– распределение ролей;

– совместная разработка и обсуждение плана действий;

– формирование определенной психологической и функциональной структуры;

– создание специального денежного фонда, которым распоряжается вожак;

– распределение добытых средств в соответствии с местом в иерархии и значимостью выполняемых в преступлении ролей;

– установление норм и правил поведения как внутри группы, так и вне ее;

– внешняя защита группы.

Преступная организация характеризуется более тесной сплоченностью и организованностью, более сложной иерархией. В нее входят лица, представляющие различные социальные общества, но объединенные идеей преступного промысла. Такие организованные сообщества включают также аппарат защиты и насилия. Наиболее сплоченной и опасной для общества преступной организацией является банда, направленная на совершение убийств и террористических актов.

Преступная организация характеризуется такими общими признаками:

– организованность – наличие четкой иерархической структуры и единого строгого управления со стороны организатора;

– устойчивость – наличие длительных и прочных преступных связей в группе и способность восстанавливаться после применения к ней мер уголовного воздействия;

– сплоченность – высокая степень связанности и взаимозависимости членов организации – круговая порука. В основе такой сплоченности лежат не гуманные товарищеские отношения, а побудительные стимулы – мотивация, корыстные личные интересы, страх перед разоблачением;

– защищенность, т.е. Наличие специальных блоков защиты, групп прикрытия, аппарата психического и физического давления на членов группы.

Преступные группы характеризуются также по содержанию преступной деятельности. По этому признаку можно выделить следующие виды преступных групп: расхитители, взяточники, маклеры, рэкетиры, контрабандисты, а также шайки, банды, мафия и др.

Банда – хорошо организованная и вооруженная преступная группа, представляющая наибольшую общественную опасность. Для нее характерна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 4277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.012 с.)