Порядок регистрации организаций как субъектов малого бизнеса




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок регистрации организаций как субъектов малого бизнеса



Малые предприятия могут быть созданы и могут участвовать в хозяйственном обороте в форме хозяйственного товарищества, хо­зяйственного общества, потребительского кооператива, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Малые предприятия с момента подачи заявления регистриру­ются и получают соответствующий статус в органах исполнитель­ной власти, уполномоченных действующим законодательством.

При выборе юридической формы предприниматель исходит из направления и объемов бизнеса, количества участников (соучредителей) и миссии своего предприятия в рыночной экономике. При создании собственной фирмы каждый предприниматель должен выбрать ее организационно-правовую форму в соответствии с ГК РФ.

Рассмотрим подробнее их особенности.

Потребительский кооператив – это добровольное объеди­нение граждан, основанное на совместном членстве для произ­водственной или иной хозяйственной деятельности посредством их личного трудового или иного участия и объединении его чле­нами (участниками) имущественных паевых взносов. Количество членов кооператива не может быть менее пяти. Верхний предел численности членов кооператива законом не ограничивается. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обя­зательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом кооператива. До предъявления требований к лицу, которое в со­ответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответствен­ности другого лица, являющегося основным должником (субси­диарную ответственность), кредитор должен предъявить требо­вание к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок от­вет на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Независимо от величины принадлежащего ему пая член коопе­ратива имеет один голос при принятии решений общим собрани­ем членов кооператива. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наем­ных работников. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участи­ем, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в егодеятельности, – соответственно их паевому взносу. Лицу, прекратившему член­ство в кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю.

Кооператив самостоятельно устанавливает для своих членов виды дисциплинарной ответственности.

По решению общего собрания членов кооператива член коопе­ративаможет быть исключен из него в следующих случаях:

♦ не внесен в установленный уставом кооператива срок пае­вой взнос;

♦ не выполнены или ненадлежащим образом выполняются обязанности, возложенные уставом кооператива;

♦ в других случаях, предусмотренных уставом кооператива [7].

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) призна­ется учрежденное одним или несколькими лицами хозяйствен­ное общество, уставный капитал которого разделен на доли оп­ределенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Учредительными документами общества являются учредитель­ный договор, подписанный его участниками, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредитель­ным документом является устав. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Число участников общества не должно быть более 50. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников обще­ства число голосов, пропорциональное его доле в уставном капи­тале общества. Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего со­брания участников общества, принятому всеми участниками об­щества единогласно, может быть установлен иной порядок оп­ределения числа голосов, участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Помимо прав, предоставленных всем участникам общества Законом, устав об­щества может предусматривать иные права (дополнительные пра­ва) участника (участников) общества. Указанные дополнительные права могут быть предусмотрены уставом общества при его уч­реждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согла­сия других его участников или общества. В случае выхода участ­ника общества из общества его доля переходит к обществу с мо­мента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли. Участник обще­ства может быть исключен из общества в судебном порядке, если он грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО)при­знается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных уч­редительными документами размеров. Участники такого обще­ства солидарно несут субсидиарную ответственность по его обя­зательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяет­ся между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмот­рен учредительными документами общества. Общество с допол­нительной ответственностью отличается от общества с ограни­ченной ответственностью тем, что участники первого солидарно отвечают по обязательствам общества в одинаковом для всех крат­ном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредитель­ными документами. Добровольно возлагая на себя такие обязательства, участники общества с дополнительной ответственностью тем самым повышают надежность общества в глазах его кредиторов.

Акционерным обществом (АО)признается общество, устав­ный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им ак­ций. Акционерное общество может быть открытым или закры­тым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытое акционерное общество (ОАО) имеет следующие особенности:

♦ акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества;

♦ общество вправе проводить открытую (для всех других юридических и физических лиц) подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу;

♦ общество вправе проводить закрытую (для определенно­го круга физических и юридических лиц, своих акционе­ров) подписку на выпускаемые им акции, за исключени­ем случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации;

♦ число членов (физических и юридических лиц) общества законом не ограничивается;

♦ общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет при­былей и убытков.

Открытое акционерное общество обязано публиковать:

♦ проспект эмиссии своих акций в случаях, предусмотрен­ных правовыми актами Российской Федерации;

♦ сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

♦ списки аффилированных лиц общества с указанием коли­чества и категорий (типов) принадлежащих им акций;

♦ иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

В случае размещения обществом акций или иных ценных бу­маг ОАО обязано опубликовать об этом информацию в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссией по рынку цен­ных бумаг.

Открытое акционерное общество как организационно-право­вая форма применяется юридическими лицами, ведущими масш­табную хозяйственную деятельность и использующими значитель­ные финансовые ресурсы. Приведение открытого акционерного общества в действие сопряжено со значительными издержками, непосильными не только для мелких, но и часто для средних организаций.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) имеет следующие осо­бенности:

♦ акции распределяются только среди учредителей (ЗАО) или иного, заранее определенного круга лиц;

♦ общество не вправе проводить открытую подписку на вы­пускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц;

♦ акционеры общества имеют преимущественное право при­обретения акций, продаваемых его акционерами, по цене предложения другому лицу. Порядок и сроки осуществле­ния преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества.

♦ срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 или более 60 дней с момента предложения акций на продажу;

♦ уставом общества может быть предусмотрено преимущест­венное право общества на приобретение акций, продава­емых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право на приобретение акций;

♦ в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг на рынке общество обязано опубликовать информацию об этом в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Права и обязанности участников хозяйственного товарище­стварегламентируются ст. 67 ГК РФ.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме:

♦ полного товарищества;

♦ товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Полное товариществоимеет следующие существенные при­знаки:

ü в основе деятельности полного товарищества лежит до­говор между его участниками;

ü создается для предпринимательской деятельности, являет­ся коммерческой организацией, юридическим лицом, обладает общей правоспособностью в соответствии со ст. 49 ГК РФ;

ü в деятельности полного товарищества предусмот­рено участие всех товарищей;

ü предпринимательская деятельность осуществляется от имени товарищества – юридического лица;

ü участники товарищества несут по его обязательствам ответственность принадлежащим им имуществом (ст. 75 ГК РФ).

Вкладчик товарищества на вере имеет право:

♦ получить часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмот­ренном учредительным договором;

♦ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товари­щества;

♦ по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;

♦ передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу.

Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к услови­ям и порядку, предусмотренным п. 2 ст. 93 ГК РФ. Передача вклад­чиком всей доли иному лицу прекращает его участие в товари­ществе.

Образование малого предприятия про­исходит на учредительном собрании его участников. Инициатив­ная группа, решившая его создать, или организационный комитет, образованный его будущими участниками, проводит подготови­тельную работу.

Первым этапом является экономическое обоснование целесо­образности создания предприятия – его способности произво­дить конкурентоспособную продукцию, т.е. такую, которая бу­дет пользоваться спросом со стороны совершенно определенного круга граждан, юридических лиц.

Оргкомитет разрабатывает бизнес-план, который затем обсуждается, при необходимости корректируется и после этого при­нимается собранием учредителей. Начинающим предпринимате­лям предлагается следующая упрощенная структура бизнес-плана.

1. Продукт или услуга, производимые предприятием. В этом разделе дается характеристика продукта, если он стандар­тизирован, приводятся его стандарты, назначение и возможные сферы применения, технические и качественные параметры, осо­бенности, причины ценности для потребителя, оригинальные и уни­кальные черты, недостатки, возможности совершенствования и т.п.

2. Рынок сбыта продукта. В этом разделе дается подробная ха­рактеристика:

♦ емкости рынка, и степени его насыщенности данным про­дуктом и его аналогами;

♦ особенностей рынка, например сезонных колебаний спроса;

♦ прогноз состояния спроса на данный товар на перспективу;

♦ наиболее перспективных рынков с точки зрения объема продаж, удаленности и транспортной доступности, орга­низации продаж (самостоятельно или через торговые организации – кто и как будет продавать товар) и т.п.;

♦ прогнозируемого объема продаж, цен;

♦ количества покупателей – граждан и юридических лиц (в том числе и в перспективе), величины запросов наибо­лее перспективных покупателей;

♦ возможных посредников в сбыте продукции, а также орга­низаций, которые могут взять на себя обслуживание про­дукта, например его хранение и расфасовку.

3. Анализ конкурентоспособности предприятия. В этом разде­ле рассматриваются вопросы поиска рыночной ниши для продукта, и дается его сравнение с товарами конкурентов в таких сфе­рах, как качество, упаковка, внешний вид, реклама, дополнитель­ные и послепродажные услуги, возможность снижения цен, своевременность поставок и т.п.

4. Политика продвижения товара на рынок. В этом разделе целесообразно определить:

♦ политику цен. Основные факторы, влияющие на цену и ее составляющие и изменение спроса с учетом возможных изменений цены;

♦ рассчитать с учетом действия этих факторов возможные цены в диапазоне «от и до»;

♦ политику в области качества продукта – его основные характеристики и направления улучшения с учетом факто­ров, определяющих спрос на продукт;

♦ политику увеличения продаж – поиск и обеспечение ка­налов сбыта, формы стимулирования сбыта; способы рас­пространения продукта, включая транспортировку и орга­низацию послепродажного обслуживания;

♦ дополнительное обслуживание покупателей, обеспечива­ющее сбыт продукта: реклама, наличие фирменных знаков, комплектность, обеспеченность запасными час­тями, сопутствующими товарами;

♦ квалифицированная консультация при продаже, достав­ка, послепродажное обслуживание и т.п.;

♦ политику продления жизненного цикла продукта;

♦ модификацию, поиск новых возможностей использова­ния продукта и потребителей.

5. Прогнозирование продаж продукта – приблизительный рост объема продаж в натуральной и денежной формах с учетом прогнозируемого уровня цен на различных рынках.

6. Производственная база и организация производства продук­та. В этом разделе указывается:

♦ дается характеристика технологии, которая будет исполь­зоваться для производства продукции;

♦ приводится характеристика производственной базы предприятия, в частности производственных площадей, соста­ва оборудования, источников их поступления;

♦ приводится характеристика затрат на приобретение производственной базы, приведение в рабочее состояние и т.д.;

♦ определяются в расчете на год эксплуатационные расходы;

♦ указываются предполагаемые источники, формы и сро­ки обеспечения производства сырьем, материалами, энер­гией, водоснабжением, канализацией, комплектующими и т.д., необходимые для этого затраты в расчете на год;

♦ дается характеристика кадрового состава работников, при­водится его численный состав по профессиям, специальностям;

♦ приводится прогноз суммарных затрат на предполагае­мый объем производства, перечень статей постоянных затрат, не зависящих от этих объемов (расходы на аренду здания, содержание администрации и т.п.), и переменных, обусловленных объемом производства. Этот прогноз да­ется на год.

7. Затраты на реализацию продукции.В этом разделе приводятся ожидаемые расходы на упаковку, перевозку, складирование, хранение продукции.

8. Ожидаемая прибыль по итогам года. В этом разделе рассчитывается чистая прибыль или разность между поступлениями денежных средств и их расходами.

9. Критический объем продаж. В этом разделе делается расчет годового объема продаж, при котором предприятие будет функционировать бесприбыльно, но и не убыточно.

10. Риски и страхование имущества предприятия. Здесь пере­числяются существенные риски, которые присутствуют постоянно (стихийные бедствия, уничтожение и порча зданий, строе­ний, оборудования, продукции; невыполнение обязательства партнерами, конфликты с ними и т.д.).

11. Финансовая политика. В этот раздел с учетом прогнозиру­емого объема продаж предприятия на год или более длительный период включаются сведения:

♦ об источниках формирования финансовых ресурсов;

♦ политике распределения чистой прибыли;

♦ формах контроля за своевременным и правильным по­ступлением платежей от покупателей продукции пред­приятия;

♦ формах контроля в отношении обязательств предприятия перед поставщиками, налоговыми органами и т.д.;

♦ политике в области страхования кредитов;

♦ способах определения и критериях эффективности инве­стиций.

Вторым этапом работы оргкомитета является разработка учредительного договора и устава предприятия. В этих документах излагается порядок проведения и применения решений учредительными собраниями. После проведения учредительного собрания перед органами управления малого предприятия, избранными собранием возникает задача его государственной регистрации. Малое предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация – это специальный акт государственного органа, фиксирующий законность его создания и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации – зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика. Учредителям малого предприятия необходимо помнить, что оно регистрируется не как таковое, а в качестве производственного кооператива, хозяйственного общества, товарищества, т.е. в определенной организационно-правовой форме.

Для государственной регистрации предприятия в орган, осуществляющий регистрацию коммерческих организаций, необходимо представить следующие документы:

протокол общего собрания учредителей о создании предприятия. Протокол должен свидетельствовать, что собранием принято решение об образовании предприятия, утверждении его устава и избрании его органов управления и ревизионной комиссии (ревизора);

ü устав предприятия;

ü гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса;

ü документы, подтверждающие проверку наименования предприятия на повторяемость;

ü заполненные бланки по образцам, установленным регистрационным органом;

ü квитанция об уплате государственной пошлины.

Все эти документы представляются учредителями или их упол­номоченными в орган регистрации или направляются ему ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Тре­бования со стороны органа регистрации о предоставлении каких-либо документов сверх указанных – гарантийных писем, справок, подтверждающих каким-либо органом целесообразность создания малого предприятия, и т.п. – запрещено. Получив документы, орган регистрации, в том случае если они составлены правильно, выдает временное свидетельство о регистрации. С этого момента и до получения постоянного свидетельства учредителям предприятия (его уполномоченным представителям) необходимо осуществить следующие действия, имея при себе копии устава и временного свидетельства о регистрации:

♦ обратиться в местный орган Государственного комитета РФ по статистике для присвоения предприятию кодов Обще­го классификатора предприятий и организаций (ОКПО);

♦ изготовить печать предприятия, получив декларацию обизготовлении печати;

♦ поставить предприятие на учет в Пенсионном фонде, Фондах обязательного медицинского и социального страхования, налоговом органе, получив соответствующие справки, необходимые для открытия счета в банке;

♦ на основании указанных справок, копии устава и банковской кар точки с нотариально заверенными образцами подписей руководителя предприятия и главного бухгалтера от­крыть счет в банке, получив от него соответствующую справку.

Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и произведения надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (ти­тульном листе) устава предприятии, скрепляемого подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Для постановки на налоговый учет необходимо заполнить заявление, бланк которого следует получить в налоговом органе.

После получения свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на нало­говый учет необходимо открыть в банке расчетный счет.

Если уставный капитал вносили деньгами и уже открыт нако­пительный счет, то банк преобразует его в расчетный. Условия расчетно-кассового обслуживания банк устанавливает самосто­ятельно.

Перечень документов, которые необходимо представить для открытия счета, каждый банк устанавливает самостоятельно. Однако в любом случае потребуются учредительные документы, нотариально заверенные подписи руководителя и главного бухгалтера и свидетельство о постановке наналоговый учет.

6.

Порядок регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", по месту постоянного жительства этого лица.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, затем выдается свидетельство о регистрации граждан в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в котором кроме данных о гражданине указываются виды деятельности, которыми он будет заниматься.

Свидетельство оформляется в трех экземплярах (1 – предпринимателю, 1 – регистрирующему органу, 1 – направляется налоговому органу по месту регистрации). В свидетельстве о регистрации, кроме физического лица, зарегистрированного в качестве предпринимателя, не могут быть вписаны другие граждане, изъявившие желание вести с предпринимателем совместную деятельность.

Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. За государственную регистрацию граждане уплачивают регистрационный сбор, предельный размер которого и категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора, устанавливаются органами администрации. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер ставки устанавливается также органами местной власти при рассмотрении заявления о регистрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в доход бюджета. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство о государственной регистрации предъявляется по требованию должностных лиц налоговых и иных органов, определяемых законодательными актами, при осуществлении ими своих полномочий.

Занятие предпринимательской деятельностью, не зарегистрированной в установленном порядке (не указанной в выданном гражданину свидетельстве), отказ гражданина предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также право налогового органа взыскать в доход государства все доходы (за вычетом расходов), полученные от деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту постоянного жительства. Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. На свидетельстве о государственной регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год.

Для открытия расчетного счета в банке налоговые органы при постановке на учет физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по их заявлению выдают им справки по форме, подтверждающие их постановку на налоговый учет и намерение открыть в банке или ином кредитном учреждении расчетный счет (валютный, ссудный, депозитный и др. счета) для осуществления операций, связанных с деятельностью. Банки и иные кредитные учреждения не вправе открывать налогоплательщику счета без предоставления ими подлинников указанных справок.

После открытия налогоплательщику расчетного, валютного, ссудного, депозитного и иного счета банки в течение 5 рабочих дней направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на налоговый учет, извещение об открытии расчетного, валютного, ссудного, депозитного и другого счета.

В случае выявления налоговой инспекцией фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных, валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа, несвоевременного представления сведений об открытых счетах налогоплательщиков, руководители банков и других кредитных учреждений, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, привлекаются административной ответственности в виде штрафа в размере 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда. Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность сведений налогоплательщика об открытых ему счетах в банках или иных кредитных учреждениях и их реквизитах, всей поступившей информации о движении денежных средств в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу:

ü с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

ü с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации;

ü в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации. Основанием для аннулирования государственной регистрации предпринимателя является решение суда или арбитражного суда. Аннулирование государственной регистрации производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрирующим органом судебного решения.

Регистрирующий орган обязан:

ü в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения направить предпринимателю письменное уведомление об этом факте;

ü в 7-дневный срок сообщить налоговому органу данные об аннулировании государственной регистрации предпринимателя. Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя утрачивает силу и подлежит возврату регистрирующему органу, выдавшему свидетельство:

ü в день подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

ü с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

ü с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации.

На основании вышеизложенного отметим, что в России в настоящее время особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Российской Федерации создается в торговле, посредничестве и в сфере услуг. В российской практике, при отнесении предприятий к субъектам малого предпринимательства, следует руководствоваться Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринима­тельства в Российской Федерации», в котором указаны условия отнесения. В разных зарубежных странах в настоящий момент используются свои критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных организаций неприменимы к субъектам малого предпринимательства, так как, у субъектов малого бизнеса имеются свои особенности функционирования.

При государственной регистрации малые предприятия и физические лица с момента подачи заявления регистрируются и получают соответствующий статус в органах исполнитель­ной власти, уполномоченных действующим законодательством. Цель регистрации – зафиксировать правовое положение предприятия, ввести его деятельность в правовое русло, определить предприятие в качестве налогоплательщика.

 

Тема 2. Открытие банковских счетов, лицензирование отдельных видов деятельности, стандартизация и сертификация товаров, работ, услуг

Открытие банковских счетов и ведения банковских операций субъектов малого предпринимательства. Лицензирование отдельных видов деятельности. Порядок стандартизации и сертификации товаров, работ, услуг.

(см. Презентацию)





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.024 с.)