Модуль 3. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета на малых предприятиях



Тема 6. Учет товаров

1. Организация бухгалтерского учета товаров

2. Учет поступления товаров

3. Порядок определения себестоимости проданных товаров

4. Порядок определения стоимости проданных товаров при их учете по продажным ценам

1.

Основными документами по регулированию бухгалтерского учета товаров являются Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально производственных запасов» ПБУ 5/ 01 (утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н) и Методические указания по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н)

Учет товаров в зависимости от принятой в организации формы бухгалтерского учета может вестись:

- в журналах-ордерах № 10-а, 10/1 и ведомости № 10-а при применении журнально-ордерных форм счетоводства;

-в ведомости учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям № В-2, утвержденной приказом Минфина России № 64н, при применении упрощенной формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета;

-в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности № К-1, утвержденной приказом Минфина России № 64н, при применении простой формы бухгалтерского учета;

-в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н, организациями, применяющими УСН, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

Бухгалтерский учет товаров позволяет осуществлять контроль за их:

1) наличием;

2) сохранностью;

3) правильным документальным оформлением.

Контроль за наличием товарных запасов. Задача контроля за наличием товарных запасов заключается в информировании руководства организации о наличии или отсутствии тех или иных видов товаров, поддержании на складе количества товаров, достаточного для обеспечения их непрерывной продажи. Данная задача выполняется путем оперативного отслеживания текущих объемов товарных запасов и информирования руководства, когда их количество достигает «точки заказа». Под «точкой заказа» понимается минимально необходимое для обеспечения непрерывной продажи количество товарных запасов, которое будет продано за то время, пока будет осуществляться поставка следующей партии данных товарных запасов.

Контроль за сохранностью товарных запасов обеспечивается путем:

-закрепления за лицами, производящими прием и продажу товаров, материальной ответственности;

-проведения периодических инвентаризаций остатков товарных запасов.

Контроль за правильным документальным оформлением. Затраты на приобретение товаров являются основной статьей расходов организаций торговли. Однако без их правильного документального оформления невозможно, во-первых, предъявить претензии поставщикам в случае поставки недоброкачественных товаров, ошибок по их количеству, ассортименту и т.п., во-вторых, взыскать суммы причиненного ущерба с материально ответственных лиц, в-третьих, принять указанные расходы в целях налогообложения.

В зависимости от специфики деятельности организации бухгалтерский учет товарных запасов может быть организован по методу:

-периодической инвентаризации (товарно-суммовой способ учета товаров);

перманентной инвентаризации (количественно-суммовой способ учета товаров).

Метод периодической инвентаризации заключается в том, что в течении месяца учет расходования товарных запасов не ведется. В конце каждого отчетного периода на складах или торговых прилавках у материально ответственных лиц проводятся инвентаризации. Количество проданных товаров, определяется по формуле:

Трн+П-Ок

где Тр - сумма проданных товаров;

Он - остаток товаров на начало отчетного периода;

П - поступление товаров в отчетном периоде

Ок - остаток товаров на конец отчетного периода.

Достоинством указанного метода является его простота.

Метод перманентной инвентаризации заключается в оперативном отражении количества проданных товаров, т.е. регистрируется факт продажи товаров с указанием их количества. По сравнению с методом периодической инвентаризации данный метод позволяет:

организовать контроль за наличием товаров, т.к. ежедневно отслеживается остаток каждого вида товаров;

-усилить контроль за сохранностью товаров, т.к. позволяет выявлять сокращение товарных запасов в результате потерь, порчи или хищения;

-обеспечить получение информации о финансовом результате деятельности организации на любую дату без обязательного проведения инвентаризации.

Однако метод перманентной инвентаризации трудоемок как при своей организации, так и в процессе ведения бухгалтерского учета. Возможности торговых организаций, особенно малых, по налаживанию такого учета с использованием ККТ, интегрированных с компьютерной техникой и бухгалтерскими программами, очень ограниченны.

В процессе эволюции бухгалтерского учета были выработаны способы бухгалтерского учета, которые позволяют в определенной степени решить указанные задачи при использовании метода периодической инвентаризации.

Во-первых, организациям розничной торговли предоставлено право вести учет товаров не по закупочной, а продажной стоимости с выделением торговой наценки. Положительная сторона указанного способа заключается в том, что он позволяет не просто сгладить, а практически полностью выявить сокращение товарных запасов в результате потерь или хищения. Остаток товаров по инвентаризационным описям на начало месяца по продажным ценам характеризует собой доход, который будет получен в результате их продажи. Поступление товаров по продажным ценам отражает сумму дохода, которая будет получена в результате реализации поступивших товаров. Остаток товаров по инвентаризационным описям на конец месяца отражает сумму дохода от товаров, которые еще не удалось продать организации. Таким образом, сумма остатка на начало месяца и поступления дают общую величину дохода организации, который может быть получен от реализации товаров, имеющихся на начало месяца и поступивших. Остаток на конец отражает доход, который заключен в остатках, т.е. не получен, потому что данные товары еще не проданы. Разница между этими величинами дает сумму дохода организации за отчетный месяц, которая должна совпадать с выручкой от реализации за отчетный месяц. Если выручка от реализации оказывается меньше, значит, имеет место хищение или утеря товаров.

Описанный метод работает только в случае неизменных цен на товары. Поэтому каждое изменение цен (уценка товара, продажа со скидкой и др.) должно отслеживаться и документироваться.

Во-вторых, контроль за наличием товарных запасов, т.е. отслеживание остатка каждого вида товаров на каждую дату, необходим, как правило, для выявления залежалых запасов и информирования руководства о достижении «точки заказа», когда для бесперебойного процесса необходимо произвести дополнительную закупку. Залежалые запасы позволяет выявить и метод периодической инвентаризации, однако отследить «точку заказа» он не способен. Но можно ее отследить и другим способом. Для этого количество товаров, соответствующего «точке заказа», каким-либо образом должно быть выделено из их общей массы (перевязаны или скреплены, лежат в другом месте и т.п.). Как только все свободные товары будут проданы, продавец столкнется со скрепленной (отдельно лежащей и т.п.) пачкой товаров и должен будет проинформировать руководство о необходимости произвести дополнительную закупку данного вида товара.

В-третьих, определить финансовый результат от продажи товаров на любую дату отчетного периода также возможно в случае периодической инвентаризации товарных запасов. Это достигается путем применения единой наценки на все товары, выраженной в процентах. Тогда на основании данных о доходах за период всегда можно будет рассчитать закупочную стоимость товаров и определить полученную прибыль. Как вариант можно выделить несколько групп товаров, по каждой из которых будет применена своя наценка. Но в этом случае учет продажи товаров также необходимо вести в разрезе групп с разной величиной наценки.

 

2.

Учет поступления товаров можно разделить на три составляющие:

-документальное оформление поступления товаров;

-способы отражения приобретения товаров в бухгалтерском учете;

-порядок определения фактической себестоимости товаров.

Документальное оформление поступления товаров. Поступление товаров в организацию может осуществляться:

-по договорам купли-продажи, договорам доставки, другим аналогичным договорам или другим документам в соответствии с действующим законодательством;

-путем внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

-путем получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

Приемка товаров осуществляется членами приемной комиссии, уполномоченными на то руководителем организации. В условиях малого предприятия приемка может осуществляться непосредственно кладовщиком или материально ответственным лицом в присутствии представителя поставщика товаров или организации- перевозчика. На фактическое количество поступивших товаров составляется Акт о приемке товаров (форма ТОРГ-1) или иной документ о поступлении товаров по форме, самостоятельно разработанной организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (приложение 1).

При наличии расхождений между документами поставщика по ассортименту, количеству и качеству приемку товаров приостанавливают и в обязательном порядке вызывают представителя поставщика или грузоотправителя. При невозможности участия представителя поставщика вместо него может быть приглашен компетентный представитель незаинтересованной организации.

Если поступают отечественные товары, то на товарно-материальные ценности, по которым установлены расхождения между данными поставщика и фактическим количеством или качеством, составляется в четырех экземплярах Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ТОРГ-2).

Если поступают импортные товары, то на товарно-материальные ценности, по которым установлены расхождения между данными поставщика и фактическим количеством или качеством, в пяти экземплярах составляется Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (ТОРГ-3).

Указанные акты являются в дальнейшем основанием для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.009 с.)