Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет отпуска материалов в производство.

Поиск

Отпуск материалов в производство оформляется:

- лимитно – заборной картой при наличии лимитов отпуска материалов (унифицированная форма М – 8);

- формой, самостоятельно утвержденной организацией с учетом требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Согласно п. 16 ПБУ 5/01 списание материальных запасов в производство может осуществляться одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретения материально – производственных запасов (способ ЛИФО).

По себестоимости каждой единицы запасов оцениваются материальные запасы, которые используются организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), а также запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

Метод средней себестоимости на практике может быть реализован двумя способами:

- способом взвешенной оценки;

- способом скользящей средней.

В первом случае стоимость списанных материалов определяется как отношение суммы остатка материалов на начало месяца и всех поступлений к количеству остатков на начало и всех поступлений.

Во втором случае себестоимость списанных материалов определяется на момент их отпуска, т.е. в себестоимость материалов включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Обращаем внимание, что стоимости материалов, отпущенных в производство, рассчитанные по методу средней взвешенной и средней скользящей, различны.

Метод себестоимости первых по времени приобретения материально – производственных запасов предполагает, что сначала должны списываться партии материальных запасов, которые поступили в организацию раньше всего. Себестоимость запасов, списанных в производство, данным методом можно также определять двумя способами.

Во-первых, отслеживая расход каждой партии материалов.

Во-вторых, определив стоимость неизрасходованных поставок и вычтя ее из общей стоимости остатков на конец месяца и всех поступлений.

Как видно из примера, в отличие от методов средней себестоимости порядок расчета себестоимости материальных запасов, израсходованных в производстве, по методу ФИФО не влияет на итоговый результат.

Метод себестоимости последних по времени приобретения материально – производственных запасов исходит из предположения, что стоимость последних покупок более точно отражает рыночную стоимость запасов, списанных в производство, по методу ЛИФО можно также двумя способами, абсолютно аналогичными тем, которые применяются при методе ФИФО.

Во-первых, отслеживая расход каждой партии материалов.

Во-вторых, определив стоимость неизрасходованных поставок и вычтя ее из общей стоимости остатков на конец и всех поступлений.

Аналогично методу ФИФО порядок расчета стоимости материальных запасов, израсходованных в производстве, по методу ЛИФО не влияет на итоговый результат.

Особенности применения методов списания по средней себестоимости и ЛИФО в условиях кассового метода. При применении кассового метода как в бухгалтерском учете, так и в налогообложении подлежит списанию на затраты (включению в расходы для целей налогообложения) только оплаченная часть материальных расходов (приказ Минфина России № 64н,

п. 20; НК РФ, ст. 273, п. 3, подп. 1). Что касается метода ЛИФО, то очевидно, что стоимость последних по времени закупок оплачивается в последнюю очередь, поэтому принятие указанного метода грозит тем, что последние неоплаченные поставки не будут включаться в расходы для целей налогообложения в полном объеме. Очевидно, что использование метода ЛИФО в этой ситуации выглядит нерациональным.

Аналогичная ситуация складывается и с методом средней себестоимости. Прежде всего остается неясным, каким образом определить неоплаченную долю материалов, списанных в производство. Как вариант при расчете средней цены можно учитывать только суммы оплаченных и частично оплаченных поставок.

Однако при таком варианте возникает вопрос: как в дальнейшем списывать неоплаченный остаток товаров (в нашем примере 2900 – 1800 = 1100): то ли в дальнейшем при оплате единовременно списать в расходы сумму, относящуюся к списанным в прошлом отчетном периоде материальным запасам, то ли ее следует учесть при расчете стоимости списания материальных расходов в отчетном периоде?

Так или иначе, при применении кассового метода и способа списания материальных запасов в производство по средней себестоимости может возникнуть и другая, не менее острая проблема.

Если учесть, что применение способа списания материальных запасов в производство по себестоимости каждой единицы запасов очень трудоемко и возможно только в отдельных ситуациях, то из предложенных на выбор четырех способов списания в условиях кассового метода экономически оправданно применение только одного – ФИФО. Организациям, применяющим УСН или же кассовый метод учета доходов и расходов по налогу на прибыль, следует учитывать этот аспект, дабы избежать нежелательных налоговых последствий.

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ.

Порядок проведения инвентаризации материальных запасов регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации (подп. 26, 29) и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

Инвентаризация имущества проводится в целях установления соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию материальных ценностей, что позволяет выявить:

- фактическое наличие материальных запасов;

- ошибки при внесении данных с первичных документов в регистры бухгалтерского учета;

- ошибки при отпуске материальных запасов или их приеме;

- потери материальными ценностями своих первоначальных качеств;

- неиспользуемые материальные запасы;

- пропажи или хищения материальных ценностей;

- соблюдение правил и условий хранения материальных запасов.

Все это позволяет сделать вывод, что инвентаризация материальных запасов необходима не только для составления бухгалтерской отчетности, но и для информирования руководства организации о фактическом состоянии дел. Нормы и положения вышеуказанных документов хотя и пестрят такими словами, как «обязаны», «должны» и т.п., на самом деле выработаны на основе 500-летнего опыта бухгалтерского учета. Эти требования фактически идут не из нормативных актов, а из жизни, практики. Соблюдение указанных норм позволяет избежать ошибок, успешно провести инвентаризацию даже в очень сложных ситуациях, предъявить при обнаружении недостачи претензии материально ответственным лицам на грамотной правовой основе. В противном случае, если дело вдруг до суда, виновность материально ответственных лиц может быть не доказана, что приведет к получению организацией прямых убытков.

Подробно порядок проведения инвентаризации здесь рассматриваться не будет, так как он описан в вышеуказанных документах. Остановимся только на основных моментах.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень объектов инвентаризации утверждаются руководителем организации в ее учетной политике. Для проведения инвентаризаций приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия. Комиссия состоит из председателя (которым является руководитель организации или его заместитель) и членов (главный бухгалтер, юрист, руководители подразделений). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Инвентаризация материальных запасов проводится на основании приказа руководителя (форма № ИНВ – 22). До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных запасов. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Инвентаризация проводится в присутствии материально ответственных лиц. Сведения о фактическом наличии материальных запасов заносятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3). При выявлении расхождений между фактическим количеством материальных запасов и их учетными данными составляется сличительная ведомость (форма № ИНВ-19), в которую заносятся только расхождения между фактическим наличием материально-производственных запасов и их количеством, числящимся по данным бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации излишки материально- производственных запасов приходуются инвентаризацией по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Д-т10 «Материалы» К-т91 «Прочие доходы и расходы».

Если по результатам инвентаризации была выявлена недостача материально-производственных запасов или их порча в пределах норм естественной убыли, эти суммы относятся на издержки производства или обращения (расходы). Если по результатам инвентаризации была выявлена недостача материально-производственных запасов или их порча сверх норм естественной убыли, то суммы недостачи сверх норм возмещаются за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то суммы недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Выявленные недостачи отражаются бухгалтерской записью:

Д-т94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К-т10 «Материалы».

Далее происходит классификация недостач. Недостачи в пределах норм естественной убыли оформляются бухгалтерской записью:

Д-т20 «Основное производство» «К-т94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При согласии материально – ответственного лица с возмещением суммы недостачи:

Д-т73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К-т94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В случае отказа материально ответственного лица от возмещения причиненного ущерба и направления дела в суд делается запись:

Д-т76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям» К-т94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.238 (0.008 с.)