Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Специфика регулирования рынка труда в Японии
Похожие статьи вашей тематики
Япония в силу своего местоположения, многовековой истории и, как следствие, традиций обладает весьма специфичными особенностями рынка труда. Главными особенностями рынка труда Японии следует отметить пожизненныйнайм в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы. Как правило, только компании-гиганты могут позволить себе обеспечить гарантиями занятости свой персонал до конца их стажа, однако, ни в одном коллективном договоре нельзя найти пункт о пожизненном найме – это само собой разумеющееся правило, соблюдаемое обеими сторонами договора, но – негласное. С помощью этой системы японским компаниям удавалось создать атмосферу единения интересов работников и работодателей в рамках компании, тем самым в максимальной степени мобилизуя трудовой потенциал на достижение самых высоких производственных показателей. Обратная сторона этой системы заключалась в том, что при ухудшении экономической конъюнктуры компании не увольняли становившуюся излишней рабочую силу, а "консервировали" ее до лучших времен в рамках самой компании, переводя работников на сокращенный рабочий день или "расфасовывая" их по отдельным производственным участкам. При сохранении высоких и стабильных доходов в условиях быстрого экономического роста такая стратегия со стороны компаний оставалась рентабельной, хотя сами работники временами лишались части своего дохода. Однако в настоящее время наблюдается процесс перехода к более традиционным для Запада формам организации бизнеса – компании больше не напоминают замкнутые семейные предприятия и наблюдается жесткая конкуренция с конкурентами извне. Также нужно отметить, что несмотря на возрастающую социальную роль женщины, положение работающей японки остается по некоторым пунктам более шатким, чем у японца. Обусловлено это теми же традициями, в частности, конфуцианством, согласно которому женщина занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Опять-таки это нигде жестко не прописано, но тем не менее крепко засело в головах современных японцев. Современные японки предпочитают даже не брать отпуск по беременности и родам, т.к. потом чрезвычайно сложно восстановиться на работе в той же должности. Общепризнанным является тот факт, что японская экономика в послевоенные годы добилась выдающихся успехов, главным образом, благодаря своеобразной системе управления трудом, которая была сориентирована на долговременное закрепление кадров на предприятии, то есть на так называемый «закрытый рынок труда». Всего десятилетие японская система управления с трудом считалась среди предпринимателей и ученых мира одной из наиболее эффективных и жизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Она виделась как некий конгломерат средств и методов, в котором гибкость сочеталась с определенной жесткостью, где меры централизованного, волевого управлениядополнялись рыночными механизмами саморегулирования,однако в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы (в 2000 г. – 49%). В средне- и долгосрочной перспективе в японской промышленности ожидаются структурные изменения, обусловленные интернационализацией (глобализацией) экономической деятельности и развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияет на ситуацию на рынке труда. В связи с чем в последние годы, исходя из задач структурной перестройки экономики, Министерство труда Японии разрабатывает и пытается реализовать ряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, среди которых: - руководителям фирм, стремящимся сохранить рабочие места в условиях циклических колебаний спроса на рабочую силу, выделяются дотации на поддержание занятости; - учитывая динамизм средних и малых предприятий и опираясь на закон «О содействии совершенствованию управления вопросами занятости на средних и малых предприятиях в целях обеспечения их трудовыми ресурсами», Министерство труда Японии принимает участие в организации обучения работников и создании привлекательных условий труда на венчурных и других средних и малых предприятиях; - на основе закона «Об обеспечении занятости по видам работ» нанимателям, расширяющим возможности трудоустройства и развития профессиональных способностей трудящихся при перетоке рабочей силы из одних отраслей промышленности (или предприятий) в другие, организующим конференции и семинары, на которых можно получить информацию, облегчающую перераспределение рабочей силы, предоставляются субсидии; - участие государства в регулировании ситуации на рынке рабочей силы проявилось и в организации государственных бюро по обеспечению занятости (далее - ГБОЗ). Однако ими не исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную роль играют частные агентства. Изменения в предложении и спросе на рабочую силу сопровождаются совершенствованием деятельности этих структур; - среди предусмотренных Министерством труда мер - содействие в трудоустройстве выпускников учебных заведений. Организации по обеспечению занятости населения проводят профконсультирования выпускников средних школы и предоставляют им услуги по подысканию работы. Университеты и колледжи также помогают своим выпускникам в профессиональной ориентации и трудоустройстве; - в соответствии с законом «О содействии в трудоустройстве и иной помощи инвалидам» осуществляются программы по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов; - функционирует также система страхования по безработице. Людям, потерявшим работу, выплачиваются пособия. Предпринимаются меры, направленные на предотвращение массовых увольнений, расширение возможностей трудоустройства. В Японии эффективно функционирует комплекс законодательных актов в сфере занятости. Все меры, разрабатываемые на их основе, представляют собой систему управления вопросами обеспечения занятости населения (СУВОЗ), центральное место в которой занимает закон «Опо обеспечению занятости населения». Его реализация должна содействовать сбалансированному развитию народного хозяйства путем достижения полной занятости населения на основе установления качественной) количественного баланса между предложением рабочей силы и спросом 1 нее, создавать трудящимся условия для эффективного использования создавать трудящимся условия для эффективного использования их способностей, повышая их экономический и социальный статус. Данный закон предусматривает создание государственной службы занятости, которая совместно с другими государственными, муниципальными и частными организациями будет обеспечивать людям трудоустройство в соответствии с их способностями и удовлетворять потребности экономики в рабочей силе [9, стр.345]. Основными задачами системы управления вопросами обеспечения занятости в Японии являются: - сбор и анализ данных о ситуации на рынке труда, получаемых от ГБОЗ: информация о занятости и тенденциях в динамике безработицы, о вакансиях и обращениях по поводу трудоустройства; информация, необходимая работодателям для подбора кадров и управления персоналом; - организация самообслуживания клиентов, использование ими компьютеров для получения адресов и номеров телефонов работодателей, сообщивших о вакансиях. Поэтому лицо, занятое поиском работы, может связаться с нанимателем, не регистрируясь в ГБОЗ; оказание профориентационных услуг, организация встреч начальников отделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающих работу с лицами, занятыми ее поиском; - трудоустройство руководящего персонала и работников среднего звена, которым занимаются специальные организации, располагающие банком данных о квалифицированных специалистах. Они же обеспечивают компетентным персоналом средние и малые предприятия, а также содействуют трудоустройству пожилых людей; - организация обучения и переобучения граждан с сохранением выплаты пособия по безработице в течение всего периода прохождения таких курсов. При Министерстве труда существует специальная организация, именуемая Корпорацией, по содействию в трудоустройстве, в ведении которой находятся центры повышения квалификации, занимающиеся профессиональной переподготовкой и организующие курсы повышения квалификации. Курсы для безработных длятся в среднем около шести месяцев. Основная доля программ обучения, предусмотренных министерством, направлена на оказание помощи предприятиям в определенных регионах и отраслях промышленности, где проходит реструктуризация. Важное место среди мер, осуществляемых СУВОЗ, занимают те, которые направлены на улучшение положения в области занятости, увеличения возможностей для трудоустройства и развитие профессиональных способностей работников. Увеличению занятости способствует предоставление помощи нанимателям: - временно увольняющим работников или направляющим их на профессиональную подготовку, а также в случае вынужденного сокращения производства, вызванного колебаниями конъюнктуры, структурными изменениями и другими экономическими причинами; - не увольняющим работников, достигших пенсионного возраста; - готовым принять на работу инвалидов и иных лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве; - предоставляющим пожилым работникам возможность пройти профподготовку в государственных учреждениях и в течение периода учебы выплачивающим им заработную плату; - держащим в штате сезонных работников весь год (для определенных регионов); - предоставляющим женщинам отпуска по уходу за ребенком или нанимающим женщин, уволившихся по причине беременности и др. Расходы, связанные со страхованием в сфере занятости, покрываются взносами, выплачиваемыми работниками и работодателями. В фонды пособий по безработице наниматели и работники платят сумму, составляющую 1,1% ФЗП (в равных долях). Сумма, соответствующая 0,35% ФЗП (в строительстве — 0,45%), вносится нанимателями и поступает в фонды, из которых оплачиваются расходы на осуществление мер по обеспечению занятости населения. Размер пособия по безработице определяется, в основном, исходя из уровня заработной платы, которую безработный получал перед потерей работы. Устанавливается его минимальная и максимальная величина. Продолжительность выплаты пособий зависит от возраста, стажа работы за прошедший период страхования и т.д. Практикуется продление срока выплаты пособий для определенных категорий лиц, в частности, безработных инвалидов. Своеобразной является организация работы по регулированию рынка труда в территориальных образованиях Японии. В каждой префектуре функционируют отделы труда, в которых, как правило, имеются два сектора: обеспечения занятости и страхования в области занятости. По закону «Об обеспечении занятости» губернаторы префектур уполномочены осуществлять руководство и надзор за деятельностью своих подчиненных, ответственных за решение вопросов труда, и директоров ГБОЗ. Подготовка служащих бюро осуществляется обычно на рабочем месте. А курсы бучения вне работы чаще всего длятся недолго и служат дополнением к обучению в процессе работы. Один из важных методов обучения на работе — ротация, т.е. переход от выполнения одного вида обязанностей к другому, например, от работы с пособиями к работе по трудоустройству. Ротация сопровождается стандартизированным набором курсов обучения вне работы, включая начальный курс для всех новых служащих, основной курс - через два года после начала работы и курс повышенного типа - после 10 лет работы. Служащим со стажем 15-20 лет предлагаются специальные курсы на выбор. Специальное обучение вне работы предусмотрено также для тех, кто назначен на руководящую должность. [5,стр. 224]
|