Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав безработных по категориям

Поиск

 

На 01.07.2011 состав безработных по категориям представлен на диаграмме

[14]
2.2. Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики [13]. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;

- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышения качества создаваемых рабочих мест;

- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей,

формирование механизма финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально- квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.

Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

* достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

* возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;

* возможность самостоятельного индивидуального обучения;

* ориентация на конечный результат [14].

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.

Государство гарантирует безработным:

· бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

· выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

· компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

· бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

· содействие в организации предпринимательской деятельности[10, стр.128].

При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.

Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству [11, стр. 117].

Проведение эффективной политики на рынке труда означает:

· содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;

· создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;

· предоставление работы всем желающим;

· удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;

· обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

Специфика безработицы в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции в области занятости, которые характеризовались увеличением приема граждан на работу, уменьшением масштабов высвобождения рабочей силы, увеличением спроса на рабочую силу.

Основной задачей государства по регулированию рынка труда является обеспечение занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда [6,стр. 176].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.009 с.)