Тема 27. Государство и право Японии в Новейшее время



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 27. Государство и право Японии в Новейшее время



 

1. Японское государство в эпоху Новейшего времени.

2. Генезис правовой системы Японии.

 

Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20 - начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии за неспособность навести в стране “твердый порядок,’.

После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20 - начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.

Милитаризация экономики сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством. В это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.
В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к “большой войне”, но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

Этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания “новой политической структуры”. В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.

“Новая политическая структура”, олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов “движения помощи трону”, начиная от верхушечной “Ассоциации помощи трону” и кончая сельскими отделениями движения.
Под контроль “Ассоциации помощи трону” были поставлены все средства массовой информации. “Новой политической структуре” соответствовала “новая экономическая структура”, которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии.

Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления, деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр.
Демократизация и демилитаризация Японии сопровождались роспуском японской армии, ультранационалистических и фашистских организаций, отменой целого ряда репрессивных законов. Были ликвидированы тайная полиция, Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства.

В 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в 1946 г. император лично отрекся от своего “божественного происхождения”.

В ряду важных социально-экономических реформ, проведенных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам. Помещичье землевладение было таким образом уничтожено, частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой земельной собственности, что ускорило развитие капиталистических отношений в деревне.

Одновременно проводилась политика декартелизации, устранения засилья финансовой олигархии в промышленности, торговле и финансах страны. Политика декартелизациине подорвала существенно ведущих позиций крупного капитала в экономической и политической жизни страны, так как ограничилась лишь роспуском головных компаний (дзайбацу). Она, однако, способствовала оживлению конкуренции, что явилось одним из дополнительных импульсов развития послевоенной мирной экономики Японии.

Декартелизация, как и в послевоенной Германии, связывалась с политикой денацификации, демократизации государственного аппарата. Но и здесь чистка государственного аппарата от военных преступников не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата.

Реформы существенно не затронули и сферы традиционных трудовых отношений с укоренившейся системой “пожизненного найма”, оплаты труда в зависимости от возраста и стажа, дискриминации в оплате труда женщин и пр. Между тем в 1945 г. был принят закон о профсоюзах, по которому рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров, а в 1947 г. - закон о трудовых нормах, запрещающий принудительный труд. Устанавливались также 8-часовой рабочий день, надбавки за сверхурочную работу, оплачиваемые отпуска, ответственность предпринимателя за охрану труда; вводились страхование и компенсации при несчастных случаях и по безработице.

Конституция Японии 1947 г. Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г. и была построена на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского тропа. Император является “символом государства и единства народа”.

За императором был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представлению кабинета, промульгировать поправки к Конституции, созывать парламентские сессия, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки министров и других должностных лиц. Конституция подрывала не только политические, но и экономические позиции императорского дома. Доходы императорской семьи ограничиваются ныне бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была отведена роль “высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны”. В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над Парламентом - Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский Парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них.
Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.

Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и Премьер-министр. Премьер- министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительно власти и контролирует их.

В Конституции закреплена система “парламентских кабинетов”. Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой — распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента. Конституция закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.

С обязанностью премьер-министра докладывать парламенту об “общем состоянии государственных дел и внешних сношений” связано право премьер-министра на законодательную инициативу. Это право дает ему возможность в условиях длительного монопольного господства одной партии (в настоящее время это Либерально-демократическая партия) в значительной мере определять законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета:
проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.

Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы “сдержек и противовесов”, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона Парламента или указа исполнительной власти.

Организации и деятельности судов в новой Японской Конституции уделено значительное внимание. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного Судьи и установленного законом числа судей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность Судей. Общегражданские Суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было “особые суды” запрещаются.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод. Социальные права в Конституции перемежаются с политическими.

Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны, а также “от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров”.

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой — 35 лет.

Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой “обратного курса”, ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, - упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидации всех его ограничений. И вторая задача - восстановление и развитие Японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства с четкой социальной ориентацией.

Обе эти задачи начали решаться одновременно еще в переходный период со времени принятия Конституции до середины 50-х гг., когда постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Японии в систему «западного мира», создавался налаженный механизм государственного регулировании экономики.

В 1951 г. был подписан Сан-францисский мирный договор между США и Японией, а также “договор безопасности”, который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На Основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет.

“Обратный курс” в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Государство вновь начинает принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Укрепляется взаимодействие государства с “высшими органами” финансово-промышленного капитала, призванными вырабатывать основы политики в сфере экономики. Важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный Совет при премьер-министре по вопросам экономики.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса, преобразованного затем в “охранные войска”, с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. Качественно новый этап “оборонной политики Японии” обозначился в начале 80-хгг. XX в. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии. На основе объединения либеральной и демократической партий сложилась доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая государственную власть. Формирующиеся в последние годы коалиционные кабинеты существенно не затронули этой монополии.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.006 с.)