Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 27. Государство и право Японии в Новейшее время

Поиск

 

1. Японское государство в эпоху Новейшего времени.

2. Генезис правовой системы Японии.

 

Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20 - начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии за неспособность навести в стране “твердый порядок,’.

После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20 - начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.

Милитаризация экономики сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством. В это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.
В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к “большой войне”, но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

Этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания “новой политической структуры”. В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.

“Новая политическая структура”, олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов “ движения помощи трону ”, начиная от верхушечной “ Ассоциации помощи трону ” и кончая сельскими отделениями движения.
Под контроль “Ассоциации помощи трону” были поставлены все средства массовой информации. “Новой политической структуре” соответствовала “ новая экономическая структура”, которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии.

Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления, деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр.
Демократизация и демилитаризация Японии сопровождались роспуском японской армии, ультранационалистических и фашистских организаций, отменой целого ряда репрессивных законов. Были ликвидированы тайная полиция, Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства.

В 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в 1946 г. император лично отрекся от своего “божественного происхождения”.

В ряду важных социально-экономических реформ, проведенных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам. Помещичье землевладение было таким образом уничтожено, частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой земельной собственности, что ускорило развитие капиталистических отношений в деревне.

Одновременно проводилась политика декартелизации, устранения засилья финансовой олигархии в промышленности, торговле и финансах страны. Политика декартелизациине подорвала существенно ведущих позиций крупного капитала в экономической и политической жизни страны, так как ограничилась лишь роспуском головных компаний (дзайбацу). Она, однако, способствовала оживлению конкуренции, что явилось одним из дополнительных импульсов развития послевоенной мирной экономики Японии.

Декартелизация, как и в послевоенной Германии, связывалась с политикой денацификации, демократизации государственного аппарата. Но и здесь чистка государственного аппарата от военных преступников не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата.

Реформы существенно не затронули и сферы традиционных трудовых отношений с укоренившейся системой “пожизненного найма”, оплаты труда в зависимости от возраста и стажа, дискриминации в оплате труда женщин и пр. Между тем в 1945 г. был принят закон о профсоюзах, по которому рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров, а в 1947 г. - закон о трудовых нормах, запрещающий принудительный труд. Устанавливались также 8-часовой рабочий день, надбавки за сверхурочную работу, оплачиваемые отпуска, ответственность предпринимателя за охрану труда; вводились страхование и компенсации при несчастных случаях и по безработице.

Конституция Японии 1947 г. Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г. и была построена на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена.

Конституция сохраняла династийную преемственность императорского тропа. Император является “символом государства и единства народа”.

За императором был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представлению кабинета, промульгировать поправки к Конституции, созывать парламентские сессия, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки министров и других должностных лиц. Конституция подрывала не только политические, но и экономические позиции императорского дома. Доходы императорской семьи ограничиваются ныне бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была отведена роль “высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны”. В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над Парламентом - Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский Парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них.
Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.

Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и Премьер-министр. Премьер- министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительно власти и контролирует их.

В Конституции закреплена система “парламентских кабинетов”. Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой — распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента. Конституция закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.

С обязанностью премьер-министра докладывать парламенту об “общем состоянии государственных дел и внешних сношений” связано право премьер-министра на законодательную инициативу. Это право дает ему возможность в условиях длительного монопольного господства одной партии (в настоящее время это Либерально-демократическая партия) в значительной мере определять законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета:
проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.

Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы “сдержек и противовесов”, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона Парламента или указа исполнительной власти.

Организации и деятельности судов в новой Японской Конституции уделено значительное внимание. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного Судьи и установленного законом числа судей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность Судей. Общегражданские Суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было “особые суды” запрещаются.

Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод. Социальные права в Конституции перемежаются с политическими.

Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны, а также “от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров”.

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой — 35 лет.

Послевоенная государственная политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой “обратного курса”, ужесточением политического режима. После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, - упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидации всех его ограничений. И вторая задача - восстановление и развитие Японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства с четкой социальной ориентацией.

Обе эти задачи начали решаться одновременно еще в переходный период со времени принятия Конституции до середины 50-х гг., когда постепенно снимались ограничения японского суверенитета вместе с тесным включением Японии в систему «западного мира», создавался налаженный механизм государственного регулировании экономики.

В 1951 г. был подписан Сан-францисский мирный договор между США и Японией, а также “договор безопасности”, который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На Основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет.

“Обратный курс” в политике декартелизации укрепил на новой основе позиции крупного японского капитала, усилил процесс слияния ранее раздробленных компаний, что привело к возрождению мощных финансово-промышленных групп Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и др. Государство вновь начинает принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Укрепляется взаимодействие государства с “высшими органами” финансово-промышленного капитала, призванными вырабатывать основы политики в сфере экономики. Важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный Совет при премьер-министре по вопросам экономики.

“Обратный курс” был связан и с возрождением военной силы страны, которое началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса, преобразованного затем в “охранные войска”, с восстановления ее военно-морских и военно-воздушных сил. Качественно новый этап “оборонной политики Японии” обозначился в начале 80-хгг. XX в. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии.

Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии. На основе объединения либеральной и демократической партий сложилась доминирующая политическая сила в лице Либерально-демократической партии, на долгие годы монополизировавшая государственную власть. Формирующиеся в последние годы коалиционные кабинеты существенно не затронули этой монополии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.013 с.)