Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 25. Государственная и правовая системы Франции в Новейшее времяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Развитие государственного строя Франции в эпоху Новейшего времени. 2. Основные тенденции права. Основы государственного строя Франции после Первой мировой войны продолжали определяться конституционными законами 1875 г. При этом происходит фактическое ослабление полномочий президента, установление полного контроля парламента над исполнительной властью. В условиях высокой политической поляризации общества, многофракционности в парламенте (около двадцати партий в 30-е гг.) происходили частые политические кризисы и отставки правительства. В то же время в межвоенный период наблюдается возрастание роли исполнительной власти. В 1934-1935 гг. юридически оформляется структура правительства, утверждается пост председателя совета министров. К правительству окончательно переходит право издания нормативных актов как на основе делегирования полномочий парламентом, так и на основе собственных прерогатив. В 30-е годы в условиях острого социального и экономического кризиса во Франции активизируется деятельность профашистских организаций: "Огненные кресты", "Аксьон франсэз" и др. В 1934 г. они предприняли попытку переворота, но благодаря отпору демократических сил путч провалился. Угроза фашистской диктатуры привела к созданию объединения антифашистских сил под названием "Народный фронт", куда вошли партии коммунистов, социалистов, радикалов - всего более 40 организаций. В 1936 г. Народный фронт - получил большинство голосов на выборах и сформировал правительство. Правительство Народного фронта провело ряд демократических преобразований: была установлена 40-часовая рабочая неделя, повышена зарплата рабочим, отменены чрезвычайные декреты, запрещены военизированные формирования правых организаций. Но разногласия внутри Народного фронта привели к его расколу. Военное поражение Франции в 1940 г. привело к оккупации германскими войсками большей части ее территории и краху политической системы Третьей республики. В неоккупированной зоне установилась власть профашистского правительства маршала Петэна, названное по месту его резиденции "правительством Виши". В 1942 г. территория Франции была полностью оккупирована. В то же время во Франции с первых дней оккупации возникло; движение Сопротивления. В 1940 г. в Англии под руководством генерала Шарля де Голля (1890 - 1970 гг.) был образован комитет "Свободная Франция" для объединения французов в борьбе за освобождение страны. Вскоре де Голль был признан английским правительством как "глава всех свободных французов". Летом 1943 г. был создан единый "Французский комитет Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции. После разгрома фашистского рейха силами антигитлеровской коалиции Временным правительством Франции (август 1945 г.) были утверждены положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 875 года; 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден следующим референдумом. Выборы в Учредительное собрание дали следующие результаты: Коммунистическая партия собрала наибольшее количество голосов -5004 тыс. и соответственно получила 152 мандата; Социалистическая партия - 4491тыс. голосов и 139 мандатов; партия МРП - 4580 тыс. голосов и 145 мандатов. Партия МРП - Народно-республиканское движение - была роздана в 1944 г., в ее состав вошло значительное количество членов довоенных, по преимуществу католических организации и партий, ее поддерживали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпораций. В ходе референдума 96,4% избирателей высказалось за принятие новой конституции, 66,3% - за последующее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. Учредительным собранием было завершено составление проекта конституции. Предполагалось создание однопалатного суверенного парламента. Президент лишался ряда своих былых прерогатив: права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т.д. Конституционно закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности. В ходе референдума этот проект был отклонен. К осени 1946 г. был подготовлен новый проект конституции, который был утвержден на референдуме в октябре этого же года. С принятием конституции 1946 г. во Франции устанавливается политический режим Четвертой республики. В преамбуле конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные "Декларацией прав человека и гражданина 1789 г." Кроме того, провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение работы вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но в рамках законов, которые их регламентируют; право на заключение коллективных договоров. Декларировалась: социальная помощь детям, матерям, "престарелым труженникам", инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн, "... не употреблять силы против свободы какого-либо народа". Объявлялось, что ''...всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное. общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества". Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. В соответствии со ст. 20 конституции Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по ним Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении. Оно выносит окончательное решение только по поводу предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов всего состава Национального собрания, но при условии, если в Совете республики голосование закона в целом было проведено аналогичным образом. Высшим представителем государственной власти конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок. Президент подписывал договоры с иностранными государствами, обнародовал законы, мог потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона, но повторное решение парламента являлось окончательным. Президент утверждал также важнейшие правительственные декреты, но каждый из актов Президента должен был скрепляться подписями председателя Совета министров и одного из министров, по ведомству которого шло осуществление соответствующего нормативного акта. Органом, возглавляющим непосредственное управление страной, являлся Совет министров во главе с председателем. Последний, назначался президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представлял на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводилось его назначение, а также министров сформированного им кабинета. Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов. Под его непосредственным руководством находился весь государственный аппарат. Он осуществлял общее руководство вооруженными силами. Конституция возложила на министров коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Правительством (Председателем Совета министров) мог быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием. Отказать кабинету в доверии могло только абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ приводил к коллективной отставке кабинета. Принятие Национальным собранием резолюции о порицании кабинета также влекло его коллективную отставку. Вместе с тем конституция предусматривала систему противодействия возможному злоупотреблению со стороны Национального собрания правом порицания. Она принималось только в том случае, если в течение 18 месяцев происходило два министерских кризиса. Совет министров мог принять решение о роспуске Национального собрания. Роспуск в соответствии с этим решением объявлялся декретом президента. После роспуска должны быть проведены не ранее 20 и не позднее 30 дней новые выборы в Национальное собрание. Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления, равно как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Специальная глава конституции посвящалась Французскому союзу, который должен был юридически оформить колониальную империю. В этой главе провозглашалось равенство всех частей колониальной империи, которые образовывали Французский союз. Для решения общих вопросов учреждалась Ассамблея Французского союза. Но многие положения этой главы носили формальный характер и не реализовывались на практике. Таким образом, по конституции 1946 г.: 1) сохранен двухпалатный парламент, что в немалой степени было вызвано объективной необходимостью (наличие двух палат придает стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двухкратному обсуждению в независимых друг от друга палатах должен быть более совершенным); существенно ограничены права второй палаты; 2) право принимать законы было предоставлено только Национальному собранию, запрещалось его делегирование; 3) не предусматривалась сильная и независимая от парламента 4) исполнительная власть (правительство) зависило от Национального собрания. В последующие годы происходят определенные изменения в системе государственной власти Франции. Возрастает роль Совета республики в законодательном процессе, а в 1954 г. законодательно было закреплено почти полное равноправие палат. Повышается роль и самостоятельность исполнительной власти. Политическая система Четвертой республики в условиях острых политических противоречий оказалась не в состоянии найти решение экономических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Поляризация политических сил, выразившаяся в многофракционности парламента, была одной из причин частых политических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 г. по 1958 г. во Франции сменилось 45 составов правительства. Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились события в Алжире. В апреле-мае 1958 г. там резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления; национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые проколониалистские выступления французских военных против правительства, считавших, что оно не достаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились передачи всей полноты государственной власти де Голлю, имеющему наибольший авторитет в : стране. По требованию де Голля ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Парламент, ограничившись общими положениями относительно будущей конституции, по существу, устранился от участия в ее составлении. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общенациональный референдум и одобрен большинством избирателей. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики. По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент. Согласно конституции президент "... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов..." (ст. 5). Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право роспуска Национального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введения чрезвычайного положения по предложению правительства или совместному предложению палат парламента, вынесения на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочен. В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы; он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции. Велики правомочия президента и в области исполнительно-распорядительной деятельности. Он назначает премьер-министра, а по его предложению - министров, председательствует в Совете министров. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности. Являясь главой вооруженных сил, он председательствует в Совете Высшем комитете национальной обороны. Он представляет страну международных отношениях. В качестве председателя Высшего совета магистратур президент организует деятельность судебной системы. Особое значение имеет ст. 16 конституции: "Когда институты республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальнее функционирование органов государственной власти...нарушено, Президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также Конституционным советом". Констатация этих условий, которые позволяют президенту брать в свои руки фактически всю полноту государственной власти, может толковаться весьма широко, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собирается по праву, т.е. автоматически, он может учредить Верховный суд для разбора дела президента по обвинению его в государственной измене. Вторым лицом в государстве конституция считает премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает выполнение законов. По определенному поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом (исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции). Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в год. Общая продолжительность сессий не может превышать 170 дней в году. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Особое внимание конституция уделила отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных ст. 34 пределах (гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации государственного аппарата и др.). Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке, прежде всего путем издания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству. Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, если парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако "резолюция порицания" - наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении правительственной власти - может быть применен в ограниченных пределах. Наделение Сената почти равными правомочиями с Национальным собранием воссоздает систему внутрипарламентских противовесов. Среди органов, учреждаемых на основе конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из 9 членов, полномочия которых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляется Государственным советом, значение которого после 1958 г. несколько возросло. Таким образом, конституцией 1958 г. во Франции устанавливается форма правления, сочетающая черты как парламентской, так и президентской республики, при очевидном доминировании элементов последней. Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции. В 1962 г. был изменен порядок выборов президента. Он стал В 80-90-ые гг. XX века во Франции происходит расширение прав местного самоуправления. Действительностью политической жизни стала система раздельного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы. Новый этап конституционных реформ предпринят в 2000 г. Весной этого года президент Ж. Ширак внес законопроект о снижении срока полномочий президента до 5 лет. Осенью 2000 г. он был одобрен на референдуме и вступил в силу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.01 с.) |