Тема 23. Государство и право США в Новейшее время




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Государство и право США в Новейшее время



 

  1. Эволюция американской государственности в Новейшее время.
  2. Структурные изменения государственного аппарата США в Новейшее время.
  3. «Новый курс» Ф.Т.Рузвельта.
  4. Изменения государственно-правовой системы США после окончания Второй Мировой войны. Формирование биполярного мира и влияние «холодной войны» на функционирование государственно-правового механизма США в 1950-х – 1970-х гг.
  5. Преодоление расовой сегрегации в годы правления Дж. Кеннеди. Формирование государства «социального благоденствия» в 1970-е – 1990-е гг.
  6. Особенности государственно-правовой системы США в 1990-х – 2000-х гг.

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие США вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Обратимся к наиболее значительным из них.

В XX веке наиболее значительными были изменения, внесенные XIX поправкой (1920 г.) к конституции, установившей равенство избирательных прав мужчин и женщин во всех штатах, и XXVI поправкой (1971 г.), по которой возраст избирателей был снижен до 18 лет. Принятый в 1974 г. федеральный закон об избирательных компаниях впервые в истории США ввел в действие механизм государственного финансирования выборов. Право на государственное финансиро­вание было предоставлено официальным кандидатам на пост президента, но лишь после того как они соберут частные пожертвования на сумму 5 тысяч долларов, по крайней мере, в 20 штатах, причем взносы крупнее 250 долларов не допустимы,

Также были проведены изменения в системе функционирования некоторых государственных институтов, прежде всего президентства. Так, в 1951 году была принята XXII поправка к конституции США, ограничившая время пребывания на посту президента двумя сроками подряд, а XXV поправка (1967 г.) предоставила право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Кроме того, в течение 1957-1965 гг. была принята целая серия законов "о гражданских и избирательных правах", направленных на защиту правового положения негритянского и цветного населения США, преодоления дискриминации по цвету кожи. Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд основных тенденций этих изменений:

1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби, стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с целью принятия тех или иных решений.

2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.

3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

Становление последней тенденции в значительной мере связано с проведением политики "нового курса" президента Ф.Рузвельта и созданием антикризисного механизма.

Уровень развития американского общества сделал необходимым отказ от принципа "невмешательства" и переход к государственному регулированию экономических и социальных отношений. Прежде всего это выразилось в принятии административного законодательства. В 1914 г. принимается закон Клейтона, уточнивший и дополнивший закон Шермана 1890 г., запретивший применение антимонопольного законодательства к профсоюзам. В 1906 г. создается Министерство торговли и труда, наделенное полномочиями по регулированию междуштатной торговли и реализации антитрестовского законодательства.

В 1913 г. для контроля за банковской деятельностью была создана
Федеральная резервная система. Она должна была контролировать
выпуск денежных знаков, устанавливать банковский процент по
кредитам, выполнять функции налогового органа.

После вступления США в Первую мировую войну усилилось влияние
государства на экономику. В 1917 г. закон о контроле.над производством,
сырьем и топливом предоставил президенту США широкие права для
снабжения армии и флота. Для координации снабжения было создано
Военно-промышленное управление, для регулирования социальных
отношений - Военно-трудовое управление. "Великая депрессия" и Вторая мировая война еще больше усилили
государственное вмешательство в экономическую сферу.

Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929 году, привел к падению производства до 56 % от докризисного, банкротству 40 % банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального дохода на 48 %. Правящая элита во главе с президентом Гувером, исповедуя принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких существенных мер.

В 1932 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от демократической партии. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса, вошедшую в историю под названием"Нового курса". Она включала в себя мероприятия по стабилизации денежной системы страны, поддержке промышленности и сельского хозяйства, сокращению безработицы и выполнению ряда социальных программ.

Для этого была проведена девальвация доллара, запрещен вывоз золота за границу, укрупнена банковская система, банки получили крупные кредиты. Промышленность была разделена на 17 групп, деятельность некоторых из них регулировалась нормативными актами - так называемыми "кодексами честной конкуренции", которые определяли: квоты выпускаемой продукции, распределе­ние рынков сбыта, цены, условия кредита, рентабельность, уровень заработной платы и пр. Контроль за их деятельностью возлагался на "Национальную администрацию восстановления промышленности" (НИРА от англ. аббревиатуры).

В области сельского хозяйства задачей созданной "Администрации регулирования сельского хозяйства" (англ.аббревиатура - ААА) стало сокращение посевных площадей, поголовья скота и поднятие цен на сельхозпродукцию до уровня 1909-1914 гг.

В целях сокращения безработицы была создана "Администрация развития общественных работ". Безработных направляли в специально созданные "трудовые лагеря", занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов.

Серьезным изменениям подверглось трудовое право и социальное законодательство. В 1935 г. был принятзакон Вагнера, легализовавший в общефедеральном масштабе деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договора и не принимать на работу рабочих, не состоящих в профсоюзах(принцип "закрытого цеха"). Признавалось право забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Нарушители закона подвергались судебному преследованию.

В 1935 г. был принят также общефедеральный закон о социальном обеспечении. Были установлены выплаты пенсий по старости гражданам США от 65 лет, имеющим определенный ценз оседлости и определенный уровень заработка. Для формирования пенсионного фонда были установлены налоги на предпринимателей в 1 % от выплаченной зарплаты и на доходы работников в 1 %. И тот и другой налоги должны были увеличиваться на 0,5 % каждые три года.

В 1938 г. принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень заработной платы.

В период после Второй мировой войны в США предпринимались неоднократные попытки ревизии "нового курса", но основные принципы государственного регулирования экономики и социальных отношений не только сохранились и получили дальнейшее развитие, но и были восприняты многими развитыми государствами мира.

В 1957 1965 гг. в США под нажимом движения негритянского населения против расовой дискриминации принимаются: Закон о гражданских правах 1957 г., Закон о гражданских правах 1964 г. и Закон об избирательных правах 1965 г., которые запретили практику расовой сегрегации, дискриминацию в общественной и политической жизни и установили некоторые гарантии избирательных прав.

На основе общефедерального законодательства соответственно демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования и не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее сделали избирательное право в основном равным и всеобщим.

Заметные успехи наметились в области выравнивания других гражданских прав белого и цветного населения. В 60-70 гг. принимаются законы против расовой дискриминации в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.

Проведенные демократические преобразования, особенно в области избирательного права, во многом стимулировали совершенствова­ние партийной системы, с помощью которой традиционно обеспечивалось кадровое комплектование органов власти и управления представителями господствующей элиты. Соответственно организационная структура сложившейся еще в XIX в. двухпартийной системы (республиканцы-демократы) была сориентирована на удовлетворение требований избирательных кампаний. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами - национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды), хотя многое в партийной политике определяют частные или юридические лица, оказывающие партиям негласную, но весьма значительную финансовую помощь. Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы, в частности, законы 1965 и 1970 гг., а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Однако негласное финансирование партий отдельными лицами и корпорациями продолжается. Причем нередко они направляют средства представителям обеих партий одновременно.

Принципиальные различия между демократами и республиканцами в основном исчезли спустя некоторое время после окончания войны между Севером и Югом. Это особенно ярко продемонстрировали, президентские выборы 2000 г., на которых расхождение между голосами, отданными за кандидатов в президенты, было столь мало, что победа определялась судебным решением. Тем не менее, накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая из этих партий; выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя иногда побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями в коррупции и других противоправных действиях своих оппонентов. Но вместе с тем фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на "средний класс" лишает другие общественные организации надежды на успех в ходе выборов.

Одной из существенных тенденций изменений в государственном аппарате является диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики. В этой области все большую роль начинают играть предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как "группы давления''. В середине XX века их насчитывалось более 3 тысяч, затем количество их уменьшилось главным образом за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата.

 

Группы давления выполняют как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов экономического и социально-политического развития, разработанных высококвалифицированными специалистами, эти объединения подготавливают различные меморандумы, рекомендации и даже фактически основные тезисы будущих законопроектов, которые потом направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Подобные документы, разумеется, не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие финансово-промышленные объединения применяют и другие каналы воздействия на правительство, включая, в частности, партийный аппарат.

В политической практике "группы давления" на государственные органы с целью формирования правительственной политики в определенных интересах обозначаются специальным термином -"лобби",а их деятельность получила название "лоббизм". Размах этой деятельности вызвал необходимость ввести ее в законодательные рамки. В 1946 г. был принят общефедеральный закон о регулировании лоббизма, обязывающий лиц, ведущих лоббистскую деятельность, регистрироваться и делающий их деятельность более прозрачной и контролируемой.

Другая важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс, обусловленный многими причинами, среди которых интересы крупнейших корпораций занимают особо важное место, приобрел более завуалированные формы, чем это было в период установления военной администрации в южных штатах.

Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной исполнительной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и усложнение исполнительно-распределительных функций государства - одна из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих - профессионалов. Его формирование завершилось сравнительно поздно, лишь к концу XIX в. До этого чиновничий аппарат

США был относительно невелик, чем существенно отличался от бюрокрагизированных государств континентальной Европы. Но уже в XX веке президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы государственной и гражданской жизни всей страны. К этому времени в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений:

1) департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления (первые департаменты были созданы, еще в XVIII-XIX вв. - это департаменты иностранных дел, финансов, обороны и др.; в XX в. количество департаментов не только увеличилось, но они изменились качественно, пополнившись и оснастившись значительным аппаратом чиновников, выполняющих большую часть государственной работы;

2) "национальные агенства" - учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых;

3) многочисленные и разнообразные временные "комиссии", "бюро", "советы", "коллегии", "администрации", создаваемые на время для выполнения определенных, жизненно важных для страны задач.

Усиление централизации государственной власти нашло отражение и в порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией назначение президентом глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц требует предварительного согласия сената; назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом, замещение всех второстепенных постов сенат может доверить президенту. На практике роль президента в этом процессе, как правило, оказывалась более значительной. Этому косвенно содействовало установившееся еще в XIX веке фактическое деление аппарата управления на "гражданскую службу", состоящую из несменяемых чиновников-профессионалов, и "правительственную службу", состоящую из высших должностных лиц, назначаемых вновь пришедшим к власти президентом и уходящих вместе с ним (так называемая "система добычи"). Согласно установившейся традиции президент, назначая таких должностных лиц, вправе рассматривать их не более как своих доверенных советников. На образуемые такими должностными лицами коллегиальные органы обычно не возлагается солидарной ответственности. Они считаются доверенными лицами президента и несут ответственность перед ним. И сенат обычно признает это.

Но развитию государственного управления были присущи и другие черты. Государственные службы, сконструированные таким образом, оказывались вне действенного государственно-правового контроля. Такое положение во многом обусловливалось и отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Недовольство общественности коррупцией, злоупотреблением властью, а подчас и некомпетентностью части государственного аппарата вынудило конгресс заняться его реформированием. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XIX веке. Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы – экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона возлагался на создаваемый независимый орган - комиссию гражданской службы (КГС). Во многом благодаря этому закону, а также другим принятым позже нормативным актам в США удалось избежать формирования коррумпированной касты чиновников. В то же время появилось немало высококвалифицированных гражданских специалистов по государственному управлению.

Но это не привело к полному исчезновению "системы добычи". Не выполнялся и принцип недопустимости и увольнения по политическим мотивам. В 1939 г. законом Хэтча "О политической деятельности" запрещалось участие государственных служащих в "политических кампаниях". В 1947 г. в соответствии с исполнительным приказом N 9835 президента Трумэна комиссия гражданской службы должна была проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Данная практика, направленная на преследование прогрессивных, демократических сил, получила название политики маккартизма(по имени сенатора Маккарти, возглавлявшего комиссию по проверке благонадежности). Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ N 10450 президента Эйзенхауэра (1953 г.) "О проверке политической благонадежности и лояльности .государственных служащих", предусматривающий возможность их досрочного увольнения. Впоследствии эти приказы перестали применяться, но результаты их воздействия продолжают сказываться и в настоящее время.

Структура государственного управления отличается особенностью, обусловленной федеративным устройством США. В стране не сложилось формально единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что впрочем не означает разобщённости госаппарата в масштабах страны. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, в первую очередь финансовые.

К середине XX века особую значимость приобрели такие государственные учреждения, как Федеральное бюро расследования, Центральное разведывательное управление, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. Президенты, опираясь на них, получили возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом свои полномочия, предоставленные им конституцией. Особенно это сказывалось в решении вопросов о войне и мире. Не считаясь с предписаниями конституции, президенты неоднократно, без предварительной санкции конгресса, отдавали приказы о начале военных действий на территории других государств, что по существу означало ведение там войны. Весьма авторитарно веласебяисполнительная власть и внутри страны. Показательно в этом отношении ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых "исполнительных приказов", формально призванных конкретизировать должное исполнение принятых законов, президенты, по существу, приобрели в известном смысле право на "делегированное законодательство". В XX в. в США возросла роль Министерства юстиции и прокуроров (атторнеев)по контролю за соблюдением законности.

В итоге централизация привела к усилению федеральной власти во главе с президентом. Вместе с тем усиление исполнительной власти не означало подмены ею других ветвей власти. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном системы "сдержек и противовесов". Здесь особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.012 с.)