Тема 26. Государство и право современной Германии-ФРГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Государство и право современной Германии-ФРГ



1. Германская государственность в эпоху Новейшего времени.

2. Правовая система Германии.

3. Образование объединенной Германии.

 

Военное поражение Германии в Первой мировой войне, внутренние социальные и классовые противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. Революция началась с восстания моряков в Киле, затем выступления стали происходить и в других крупнейших городах Германии. Своеобразной кульминацией революционных выступлений явилось установление советской власти в Баварии в апреле 1919 г. В сложившейся ситуации императорское правительство передало власть представителям германской социал-демократии. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Таким образом, была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов, а также правителей более мелких монархий и княжеств, входивших в состав империи. Германия была объявлена республикой, был установлен 8-часовой рабочий день, провозглашены широкие демократические права и свободы.

В январе 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание, которое стало высшим органом законодательной власти. Временным президентом республики стал Макс Эберт. В Германии, в отличие от России, буржуазия смогла не допустить углубления революции и сохранить власть в своих руках.

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства, известная в истории как Веймарская конституция, провозгласившая Германию республикой с федеральным устройством. Бывшие союзные государства получили название "земель". Всего в состав Германской империи (официальное название было сохранено) вошли 15 земель и 3 вольных города. Земли имели свои законодательные собрания (ландтаги) и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношениям к землям. Существовала статья об "имперской экзекуции", по которой органы федеральной власти с помощью военной силы могли заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.

Высшим законодательным органом республики объявлялся рейхстаг, избираемый сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Была установлена пропорциональная система выборов. Органом представительства земель являлся рейхсрат, обладавший правом отлагательного вето.

Главой государства был президент, избиравшийся всеобщим голосованием сроком на 7 лет, с правом переизбрания. Президент наделялся широкими полномочиями: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявить чрезвычайное положение, являлся главнокомандующим вооруженными силами., представлял государство внутри страны и на международной арене, в случае недостижения согласия палатами парламента решающее слово оставалось за президентом. Он мог самостоятельно принять решение, в том числе назначить посвоему усмотрению канцлера и министров.

Главе правительства (канцлеру) поручалось "формирование основных принципов политики". Правительство несло ответственность перед парламентом, который мог выразить вотум недоверия, как всему составу, так и отдельным членом кабинета.

Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний, объединений, 8-чаровой рабочий день, охрану труда, пособие по безработице и др.

Веймарская республика просуществовала около 15 лет. Весь этот период страна сотрясалась стачками, путчами, терактами, связанными с резкой поляризацией политических сил, находилась в экономическом кризисе. В 1932 г. примышленное производство сократилось больше чем на 50% по сравнению с 1913 г., - почти 30% трудоспособного населения потеряло работу. В этих условиях происходит рост влияния и численности различных радикальных течений: от правых националистических (НСДАП) до левых - германской компартии.

В силу объективных и субъективных причин демократическая система Веймарской республики оказалось слабой и неустойчивой. Общество было не только расколото на правых и левых; левые антифашистские силы в свою очередь были раздроблены. Ведущие левые партий, социал-демократы и коммунисты, были настроены непримиримо по отношению друг к другу. Большинство населения негативно относилось к Веймарской республике, считая ее порождением "позорного Версальского мира". На выборах s июле 1932 г. фашистская партия получила 196 мест, коммунисты и социал-демократы 221 место в рейхстаге. Однако уже в ноябре 1932 г. на новых выборах за национал-социалистов проголосовало на 2 млн. избирателей меньше, тогда как за коммунистов проголосовало рекордное число избирателей. Обеспокоенные этим реакционные правящие круги сделали ставку на приход к власти фашистов. 30 января 1933 г. президент Гинденбург
назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером, что явилось началом
планового разрушения институтов буржуазного парламентаризма,
ликвидации демократических завоеваний немецкого народа и
установления тоталитарного режима. В феврале 1933 г. для оправдания
чрезвычайных мер и репрессий против левых фашисты осуществили
поджог рейхстага.

С первых дней прихода к власти Гитлер взял курс на установление
диктатуры, В феврале 1933 г. был издан декрет "в защиту народа и
государства", который по существу отменял свободу личности, слова,
печати, собраний, а декрет "в защиту германского народа" наделил
неограниченными правами полицию. В марте 1933 г. была запрещена
компартия, а затем и все остальные партии. Право на легальное
существование было признано лишь за нацистской партией и
руководимыми ею организациями. Действующие профсоюзы были
распущены, их имущество конфисковано. Вместо них были созданы
новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии. В декабре
1933 г. был издан закон "Об обеспечении единства партии и
государства",Объявивший фашистскую партию единственной
"носительницей немецкой государственной мысли". Назначение на
любую должность могло состояться только с согласия фашистской
партии. НСДАП становится центральным и всевластным элементом
государственного аппарата.

После, смерти Гинденбурга 1 августа 1934 г. должность президента
была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера,
который был объявлен фюрером (вождем) и пожизненным
рейхсканцлером. В 1934 г. законодательным путем были ликвидированы
ландтаги, а в феврале 1934 г. - рейхсрат. Земли были лишены статуса
субъектов федерации. В 1935 г. положением "О германских общинах"
ликвидировалась система местного самоуправления. Хотя сохранялось
прежнее административное деление, страна была разделена, на 32
области во главе с гауляйтерами, руководившими партийными
организациями.

Законом от-27 февраля 1934 г. в Германии утвердились так называемые хозяйственные, палаты - общеимперская и провинциальные, на которые были возложены полномочия по регулированию экономической жизни и социальных отношений. В 1938 г. была установлена трудовая повинность - каждый работник мог быть направлен на любую работу в какую-нибудь область Германии.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры было Министерство пропаганды, осуществлявшее идеологическую обработку населения.

Особую роль играли репрессивные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), тайная полиция - гестапо, специальная служба порядка (СД). В 1939 г. было создано главное управление имперской безопасности. Для расправы с оппозиционерами были учреждены Народные трибуналы, а в армии - военно-полевые суды.

Одновременно, при попустительстве западных держав, шло активное строительство армии и флота. В 1938 г. Германией были захвачены Австрия и Чехия. В сентябре 1939 г. Гитлер, отдав приказ о нападении на Польшу, развязал Вторую мировую войну.

После поражения гитлеровской Германии во Второй мировой войне союзники по антигитлеровской коалиции поставили вопрос о ее будущем государственном устройстве. Важнейшие соглашения по "германскому вопросу" были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии, происходившей в Потсдаме в июле-августе 1945 г. Было решено установить в Германии временный оккупационный режим, для чего ее территория была разделена на 4 зоны (советскую, американскую, английскую и французскую). Предусматривалось проведение демилитаризации (роспуск вооруженных сил и ликвидация генерального штаба, предание суду военных преступников), денацификации (запрет и роспуск фашистских организаций), декартелизации экономики (ликвидация монополий, прежде всего в области военной промышленности), демократизации германского общества. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций союзников, все его решения должны были приниматься на основе консенсуса.

Так продолжалось до сентября 1946г., когда началось сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), была создана так называемая "Бизония", а затем и тремя, включая французскую оккупационную часть страны.

Несмотря на решение Потсдамской конференции о сохранении единой Германии, западные союзники взяли курс, на формирование сепаратных органов власти, экономической системы и, в конечном счете, на расчленение Германии. В мае 1947 г. в западной зоне оккупации из представителей ландтагов земель был образован Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями. Был создан Директорат, выполнявший роль немецкого правительства. В 1948 г. Экономический Совет получил дополнительные; функции, главным образом в налоговой сфере. Директорат стал называться Исполнительным советом. В 1946-1948гг. в западных зонах создаются центральные банки земель, а в январе 1948 г. образуется Банк немецких земель, который должен был проводить самостоятельную денежно-финансовую политику, осуществлять контроль за эмиссией денежных средств. В 1948 г. в западных зонах проводится сепаратная денежная реформа, в результате которой была ликвидирована единая денежная система Германии. В отношении западных земель стал действовать "план Маршалла".

В июле 1948 г. конференция 6 государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) выработала рекомендации о создании германского государства. В соответствии с ними был разработан проект германской конституции. В апреле 1949 г. западные оккупационные власти принимают так называемый оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западногерманскими властями.

8 мая 1949 г. конституция была принята Парламентским Советом и утверждена оккупационными властями. После одобрения землями конституция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федеративной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии.

В октябре 1949 г. Немецкий Народный Совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР.

Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.). К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм ("охрана конституции"), призванный гарантировать незыблемость ее основных положений. Для этого была предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их "антиконституционности", не допускался пересмотр ряда основополагающих статей конституции.

Основными государственными органами ФРГ являлись: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг - высший орган законодательной власти, избираемый
на 4 года всеобщим, прямым и тайным, голосованием, по смешанной
избирательной системе. Существующий 5% избирательный барьер
позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так
и левого толка. Кроме законодательных, функций, бундестаг утверждает
бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но
бундестаг связан правилом так называемого "конструктивного вотума",
когда отставка правительства возможна.только при утверждении ими
нового канцлера.

Бундесрат - орган представительства интересов земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель, и они связаны императивным мандатом. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.

Главой государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным органом - федеральным собранием. Президент обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральные судей и чиновников, представляет страну:на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером Канцлер, как правило, является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Канцлер самостоятельно формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Исключительную роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом.

Раздельное существование германских государств продлилось относительно недолго. В результате глубоких изменений, прошедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. Во второй половине 1980-х гг. ГДР, как и другие страны социалистического лагеря, находилась в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса. Все активнее звучали требования открытия границ и политических перемен в стране. В мае 1989 г. после открытия австро-венгерской границы через Венгрию начался массовый выезд восточных немцев в ФРГ. В ноябре власти ГДР были вынуждены открыть границы. Вслед за этим был утерян контроль над политической и экономической ситуацией в стране. В повестку дня ставится вопрос об объединении Германии.

Однако правительства Г. Коля (ФРГ) и Г. Модрова (ГДР) рассматривали возможное объединение на основе договорного процесса. 18 мая 1990 г. был заключен Договор об экономической, валютной и социальной унии. В результате на территории двух государств было установлено единое платежное средство - марка ФРГ, что явилось сокрушительным ударом по экономике ГДР. (Дело в том, что «западная» марка обменивалась по курсу 1:10, что привело к быстрому росту цен на товары первой необходимости и резкому падению уровню жизни на территории Восточной Германии).

В августе 1990 г. был заключен Договор об избирательной унии, формировалась единая избирательная территория, выборы должны проходить по правилам и законам ФРГ.

23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа 1990 г. договор подписывается обеими сторонами. В сентябре 1990 г. договор был ратифицирован ГДР и ФРГ. Согласно договору ГДР как: государство ликвидировалось, а 5 воссоздаваемых на ее территории земель с 3 октября 1990 г. включались в состав ФРГ. Государственная система ГДР демонтировалась, на территорию Восточной Германии распространилось действие конституции ФРГ.

В сентябре 1990 г. состоялась конференция министров иностранных дел четырех великих держав (СССР, США, Англия, Франция) и Западной и Восточной Германии, призванная обеспечить внешние условия объединения. Итоговый документ конференции зафиксировал незыблемость границ Германии, запретил ФРГ производить, владеть и распоряжаться оружием массового уничтожения, обязал сократить вооруженные силы ФРГ и потребовал, чтобы с ее территории "исходил только мир". В то же время был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.229.251 (0.022 с.)