Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Арбтражные суды России — это сравнительно новая система судов, существующая чуть более 10 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали для этого объективные условия. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Госарбитраж СССР являлся системой квазисудебных органов, не входивших в судебную систему страны, но осуществлявших рассмотрение споров между социалистическими предприятиями одной формы собственности. Такие споры были неподсудны судам общей юрисдикции. Кроме того органы Госарбитража выполняли контрольные и другие управленческие функции. Введение в экономику различных форм собственности обусловило необходимость отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе таких принципов, как законность, независимость судей арбитражного суд, равенство организаций и граждан перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, непосредственность судебного разбирательства, диспозитивность и гласность разбирательства. Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Арбитражные суды — это федеральные суды, они входят в единую судебную систему Российской Федерации. Их место в ней определяется тем, что арбитражные суды составляют особую ветвь (подсистему) судов, входящих в российскую судебную систему; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ. Систему арбитражных судов составляют: · Высший Арбитражный Суд РФ; · федеральные арбитражные суды округов; · арбитражные апелляционные суды; · арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов). Задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: · защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; · обеспечение доступности правосудия в указанной сфере; · справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; · укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; · формирование уважительного отношения к закону и суду; · содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (ст. 2 АПК РФ). Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК такие споры названы экономическими (ст. 1 АПК). Их разрешение и рассмотрение иных дел, отнесенных к ведению данных судов АПК и другими федеральными законами, является исключительной компетенцией арбитражного суда. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК РФ. Эти правила разработаны с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не могут использоваться никакими другими органами. Так, не может использоваться арбитражная процессуальная форма в процессе третейского разбирательства экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов. Осуществляемая третейскими судами деятельность по защите прав сторон не является правосудием. Согласно АПК (ст. 27) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из указанных отношений, а именно: · между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; · между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Кроме того, на арбитражные суды возлагается разбирательство дел о некоторых административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Новый АПК более четко разграничил подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Если раньше арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали споры, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью — в зависимости от того, кто обращается с иском: если гражданин, то рассматривает суд общей юрисдикции, а если гражданин-предприниматель или юридическое лицо, то в этом случае спор разрешается арбитражным судом. Поскольку все эти споры являются спорами экономическими, связанными с предпринимательской деятельностью, по новому АПК они переданы именно в арбитражные суды. Аналогичным образом решаются вопросы и в отношении подведомственности дел по спорам с иностранными предпринимателями. Раньше иностранный предприниматель обладал возможностью выбора — он мог обратиться, когда он судился с российским предпринимателем, или в суд общей юрисдикции, или в арбитражный суд, что создавало определенные сложности, коллизии. Сейчас эти споры также разрешаются арбитражными судами. Чаще всего арбитражные суды разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков, о защите деловой репутации и др. — экономические (имущественные) споры; споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрацией граждан — индивидуальных предпринимателей, дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и др., — это споры в сфере управления; об установлении фактов, имеющих юридическое значение. АПК дополнил подведомственность экономических споров арбитражных судов в части оспаривания нормативных и ненормативных актов, возникающих из административных и иных публичных отношений. Общее правило обжалования нормативных правовых актов заключается в том, что такие дела подведомственны судам общей юрисдикции (п. 1 ст. 29 АПК, п. 3 ст. 22 ГПК, ст. 245 ГПК). Оспаривание указанных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, допустимо арбитражным судом, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. Например, об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК), об оспаривании юридическими лицами нормативных постановлений ФКЦБ России (ст. 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», об оспаривании актов, связанных с регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию (ст. 7-1 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» (см. подробнее Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09 декабря 2002 года №11). Что же касается ненормативных актов, то в данном случае критерием для разграничения подведомственности является то, чьи права и законные интересы затрагиваются указанным актом (т.е. используется субъектный критерий, например, п. 2 ч. 2 ст. 29, ст. 197 АПК). Некоторыми федеральными законами прямо предусматривается возможность обжалования ненормативного акта (действия, решения) в арбитражный суд. Так, ч. 1 ст. 46 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. предусматривает обжалование в арбитражный суд решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10 января 2003 г.) и др. Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления - арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.007 с.) |