Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Арбитражные суды в Российской Федерации

Поиск

 

Арбитражный суд – разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции), которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (гл.4, §1) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений между:

юридическими лицами;

гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

субъектами Российской Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым в арбитражных судах, чаще всего относят споры о (об):

разногласиях по договору;

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

нарушении прав собственника;

возмещении убытков;

обжаловании отказа в государственной регистрации;

о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

взыскании с организаций и граждан штрафов

и иных, предусмотренных АПК РФ.

Арбитражный суд рассматривает также иные дела, в том числе:

об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Арбитражные суды образуют централизованную систему –

Высший Арбитражный Суд РФ;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды субъектов федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Высший Арбитражный суд РФ рассматривает в первой инстанции дела:

об оспаривании нормативных или ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

экономические споры между: - Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, - субъектами Российской Федерации.

В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ:

проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов;

может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов, договоров;

изучает и обобщает судебную практику;

разрабатывает предложения по совершенствованию законов и других нормативных актов.

В порядке руководства нижестоящими арбитражными судами Высший Арбитражный Суд РФ:

дает разъяснения по вопросам судебной практики;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов: - кадровое обеспечение, - организационное обеспечение, - материально-техническое обеспечение.

Федеральные арбитражные суды округов

Являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Существует 10 федеральных арбитражных судов соответствующих округов:

Волго-Вятского,

Восточно-Сибирского,

Дальневосточного,

Западно-Сибирского,

Московского,

Поволжского,

Северо-Западного,

Северо-Кавказского,

Уральского,

Центрального.

В полномочия федерального арбитражного суда входит:

проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции;

пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

изучение и обобщение судебной практики;

подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

анализ судебной статистики.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Являются основным звеном системы арбитражных судов. Арбитражные суды субъектов РФ действуют на территории субъектов РФ.

В компетенцию арбитражных судов субъектов РФ входит:

рассмотрение дел, подведомственных арбитражным судам, по первой инстанции;

рассмотрение в апелляционной инстанции повторного дела, рассмотренного в этом суде в первой инстанции;

обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом в любой инстанции и др.

Арбитражный суд субъекта РФ состоит из президиума и двух судебных коллегий:

коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Коллегии рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, отнесенные к юрисдикции данных арбитражных судов.

Президиум утверждает членов коллегий по представлению председателя арбитражного суда, рассматривает вопросы судебной практики, а также вопросы организации работы суда.

Организационная работа в арбитражном суде возлагается на председателя и его заместителей. Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации возглавляют судебные коллегии и организуют их работу, осуществляют руководство деятельностью структурных подразделений аппарата арбитражного суда.

Арбитражные суды всех уровней действуют в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», другими законодательными документами.

В систему арбитражных судов РФ входят также третейские суды – негосударственные органы, рассматривающие экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Соглашение о передаче споров третейскому суду может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейских судов для рассмотрения споров между российскими организациями на территории Российской Федерации определяется Федеральным законом «О третейском суде», а третейские суды для рассмотрения международных экономических споров – Законом Российской Федерации от 07.07.93 «О Международном коммерческом арбитраже».

Тема 8. Прокуратура РФ

 

В Российской Федерации прокуратура является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой стороны — системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства.

Прокуратура является специальным государственным органом (системой органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конститу­ции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, что означает

—наличие общих целей и задач;

— установленный порядок назначения прокуроров;

— финансирование веек органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;

— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору России.

Целью данной работы является рассмотрение Прокуратуры в Российской Федерации.

Задачами данной работы будут являться:

- сформирование понятия прокуратуры;

- рассмотрение системы органов прокуратуры;

- изучение структуры и организации органов прокуратуры.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также осуществляющая уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Деятельность прокуратуры строится на принципах законности, гласности, единства и централизации; независимости от федеральных и местных органов.

Все требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ.

В систему органов прокуратуры, кроме того входят:

- Управления (отделы) Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах.

- Прокуратуры субъектов РФ (краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области).

- Районные прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, а сами имеют в подчинении районные прокуратуры.

- Военные прокуратуры (прокуратуры флотов, военных округов, армий, гарнизонов и др.)

- Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

- Транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов.

- Научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институты повышения квалификации и др.) и редакции печатных изданий органов прокуратуры.

Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов в РФ Генеральная прокуратура РФ – высшее должное лицо прокуратуры РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлен6ию Президента РФ.

Генеральный прокурор РФ одновременно является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту России доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года №12-111 (с отдельными последующими изменениями) Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав:

— Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);

— Организационно-контрольное управление;

— Управление кадров;

— Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

— Организационно-методическое управление;

— Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;

— Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;

— Управление по делам несовершеннолетних и молодежи;

— Второе управление;

— Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;

— Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

— Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;

— Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;

— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

— Управление правового обеспечения;

— Международно-правовое управление;

— Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления);

— Центр информации и общественных связей (на правах управления);

— Управление по надзору за исполнением налогового законодательства;

— Отдел писем (на правах управления);

— Приемная (на правах управления);

— Первый отдел (на правах управления);

— Управление делами;

— Управление делопроизводства;

— Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и мобилизационной работе (на правах управления);

— Отдел безопасности (на правах управления);

— Главная военная прокуратура.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Тема 9. Органы дознания и предварительного следствия

 

В соответствии с законодательством предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на:

выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением,

обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества,

выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств:

заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей;

изучает заключения экспертов;

осматривает вещественные доказательства и т.д.

Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Задачами предварительного расследования являются:

быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;

изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;

обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

принятие мер по обеспечению материального ущерба – розыск и изъятие похищенного, наложение ареста на имущество и вклады и т.д.

Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:

осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

равенство граждан перед законом и судом;

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

презумпция невиновности;

гласность;

неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;

публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется:

следователями СК;

следователями органов Федеральной службы безопасности;

следователями органов внутренних дел;

Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ).

Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ)

Дознание осуществляется в 2-х формах:

по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ

по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей:

срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток;

при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.

К органам, осуществляющим дознание (См.: ст. 40, 157 УПК РФ), относятся:

государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность: - органы внутренних дел; - органы Федеральной службы безопасности; - федеральные органы государственной охраны; - органы пограничной службы РФ; - таможенные органы РФ; - Служба внешней разведки РФ;- Министерство юстиции РФ

Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ;

командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия.

Общим для обеих форм расследования является:

решаемые задачи;

принципы осуществления задач;

процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия);

равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение).

Различия состоят в следующем:

состав органов;

методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям);

сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток);

процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде);

степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера).

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Виды оперативно-розыскных мероприятий:

опрос граждан;

наведение правок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

проверочная закупка;

исследование предметов и документов;

наблюдение;

отождествление личности;

обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

снятие информации с технических каналов связи;

оперативное внедрение;

контролируемая поставка;

оперативный эксперимент.

Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.

Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).

Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие.

Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.

Задачами органов предварительного следствия являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь – это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочия следователя включают в себя:

возбуждать уголовное дело;

право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий;

производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.;

применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле;

принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого;

принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения;

принятие решения об окончании предварительного следствия;

право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.;

право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий;

привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.

Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить разрешение суда или санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Дела о таких преступлениях, как –

убийства,

изнасилования,

получение взятки,

а также все дела о преступлениях, совершенных –

судьями,

прокурорами,

следователями,

должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы

расследуют следователи Следственного комитета. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности полиции являются –

обеспечение личной безопасности граждан;

предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;

раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка.

Командование Вооруженных Сил РФ призвано обеспечить боеспособность и боеготовность вверенных им подразделений, военной техники и т.д.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О полиции», и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.

С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:

выполнение одних и тех же задач при производстве дознания;

осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом;

проведение дознания под надзором прокурора;

возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.

Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:

выявление,

предупреждение,

пресечение,

раскрытие преступлений;

выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление;

розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 орган дознания должен провести предварительное расследование в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному дел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.017 с.)