Микроорганизмы – продуценты биологически активных веществ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроорганизмы – продуценты биологически активных веществ



Микробиологический синтез различных веществ играет ключевую роль в биотехнологическом производстве. Начало современной промышленной микробиологии было положено в 40-х гг. XX столетия, когда наладили производство пенициллинов методами ферментации. В настоящее время микроорганизмы продуцируют десятки видов соединений – аминокислот, антибиотиков, белков, витаминов, липидов, нуклеиновых кислот, полисахаридов, пигментов, сахаров, ферментов и т.д.

Прокариоты – древнейшие организмы, не обладающие четко оформленным ядром с оболочкой (кариомембраной) и типичным хромосомным аппаратом. Наследственная информация передается и реализуется через ДНК. Размножаются прокариоты делением без выраженного полового процесса. Прокариот обычно считают одним из царств природы или выделяют в качестве надцарства. Общее число известных видов прокариот – около 6 000.

Одним из направлений микробиологии в биотехнологическом производстве является создание микроорганизмов-продуцентов. Природные микроорганизмы, как правило, обладают низкой продуктивностью тех веществ, производство которых необходимо. Для биотехнологии нужны высокопродуктивные штаммы микроорганизмов. Их создают методами селекции – направленного отбора спонтанных или индуцированных (химическими мутагенами или радиацией) мутантов. Получение таких штаммов занимает иногда многие годы. В результате селекции производительность продуцентов удается увеличить в сотни-тысячи раз. Например, в работе с Penicillium методами селекции выход пенициллина был увеличен, в конце концов, примерно в 10 тыс. раз по сравнению с исходным диким штаммом.

Продуценты – автотрофные организмы, создающие с помощью фотосинтеза или хемосинтеза органические вещества из неорганических.

Отбору высокопроизводительных штаммов предшествуют тонкие манипуляции селекционера с генетическим материалом исходных штаммов. При этом используют весь спектр естественных способов рекомбинирования генов, известных у бактерий: конъюгацию, трансдукцию, трансформацию и другие генетические процессы. Например, конъюгация (обмен генетическим материалом между бактериями) была успешно использована при создании штамма Pseudomonas putida, способного утилизоровать углеводороды нефти. Очень часто прибегают к трансдукции (перенос гена из одной бактерии в другую посредством бактериальных вирусов – бактериофагов) и амплификации (увеличение числа копий нужного гена). Конъюгация – соединение двух микроорганизмов, при котором генетический материал (ДНК) переходит от одного организма к другому. У некоторых бактерий на донорской «мужской» клетке существует небольшой выступ (половой пиль (pilus)), образующий мостик с «женской» клеткой реципиента, через который ДНК переходит от одной бактерии к другой. Трансдукция (от лат. transductio – перемещение) – перенос бактериофагом генетического материала (участка ДНК) из одной бактериальной клетки в другую, что приводит к изменению наследственных свойств клетки. Перенесенный генетический материал может остаться в составе ДНК фага или включиться в ДНК бактерии. Бактериофаги (от бактерии и греч. phagos – пожиратель; буквально – пожиратели бактерий) – фаги, бактериальные вирусы, вызывающие разрушение (лизис) бактерий и других микроорганизмов. Бактериофаги размножаются в клетках, лизируют их и переходят в другие, как правило, молодые, растущие клетки. Впервые перевиваемый лизис бактерий (сибиреязвенной палочки) наблюдал в 1898 г. русский микробиолог Н.Ф. Гамалея.

● 1.1. Составьте вопросы к тексту.

1.2. Передайте основную мысль текста.

1.3. Выпишите простые осложненные предложения, трансформируйте в СПП.

1.4. Переведите на казахский язык первый абзац.

1.5. Определите стиль текста. Назовите лексические, синтаксические особенности данного текста.

Задание 2. Прочитайте данную информацию, ответьте на вопросы

Запомните! Научный текст. Признаки научного текста.

Текст (от лат. textum - «ткань», «связь, соединение») – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств. Текст реализуется в письменной форме, представляя собой законченное произведение. Текст связан с актом коммуникации, что позволяет говорить о нем как о речевом явлении.

В стилистике выделяют пять основных функционально-стилевых типов текстов.

1. Обиходно-бытовые тексты: главной функцией в текстах данного типа является функция общения.

2. Официально-деловые тексты: к ним относятся государственные, дипломатические, юридические и тому подобные документы.

3. Общественно-информативные тексты: содержат сообщения средств массовой информации.

4. Художественные тексты: охватывают все жанровое разнообразие художественной литературы

5. Научные тексты: содержат научную информацию – тексты специальные, рассчитанные на профессионалов, и научно-популярные, предназначенные для массового читателя. Им присуща функция сообщения и ориентация на логически последовательное, объективное и доказательное изложение содержания. Научные тексты реализуются главным образом в письменной форме, но их форма может быть и устной в научной сфере общения (выступления на конференциях, симпозиумах и других научно-исследовательских мероприятиях). Письменная научная речь – это речь монографий научных статей, учебников, справочников.

Для научной речи характерны следующие качества:

- объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передачи содержания, в безличности языкового выражения, сосредоточенности на предмете высказывания;

- логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами (во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);

- доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;

- точность, которая достигается использованием терминов однозначных слов, четким оформлением синтаксических связей слов, ясной внутренней семантической связью;

- обобщенность и отвлеченность (абстрагирование), которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова, имена существительные с абстрактным значением, конкретные существительные в обобщенном значении), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида), в пользовании синтаксических конструкций (неопределенно- личные предложения, страдательные обороты);

- насыщенность фактической информацией.

Основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной устной и письменной связной речи: наличие темы и основной мысли; наличие или возможность заголовка; смысловая связь между предложениями; определенная последовательность предложений; использование языковых средств, выполняющих функцию прогресса, связи и обобщения информации текста.

● 2.1.Что такое текст? Назовите типы текстов.

2.2. Какие качества характерны для научного текста?

2.3. Присутствуют ли эти качества в тексте «Микроорганизмы – продуценты биологически активных веществ».

 

♦ Как вы понимаете высказывание «Пока слово не произнесено, оно - узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнес его».

ТСК №6

1. Перенос бактериофагом генетического материала (участка ДНК) из одной бактериальной клетки в другую, что приводит к изменению наследственных свойств клетки –

a) трансдукция

b) коньюгация

c) микробиологический синтез

d) ферментация

e) продуценты

 

2. Вставьте нужное слово.

В настоящее время ….. продуцируют десятки видов соединений – аминокислот, антибиотиков, белков, витаминов, липидов, нуклеиновых кислот и др.

a) микроорганизмы

b) вирусы

c) бактерии

d) ферменты

e) промышленные препараты

 

3. Начало современной промышленной микробиологии?

a) 40гг. XXв.

b) 40гг. XIXв.

c) 40-50гг. XXв.

d) 40гг. XVIIIв.

e) 60гг. XXв.

 

4. Вид данного предожения: Продуценты – автотрофные организмы, создающие с помощью фотосинтеза или хемосинтеза органические вещества из неорганических.

a) простое осложненное

b) сложносочиненное

c) сложноподчиненное

d) бессоюзное

e) безличное

 

5. Какой тип связи употреблен в данных словосочетаниях: промышленная микробиология, биотехнологическое производство, микробиологический синтез

a) согласование

b) примыкание

c) управление

d) именное сказуемое

e) обратная связь

 

6. К жанрам научного стиля речи относятся.....

a) научная статья, учебник

b) сказка, роман

c) очерк, заметка

d) поэма, договор

e) расписка, автобиография

 

7.Методы исследования, научная проблема, теоретические разработки - это стиль

a) научный

b) художественный

c) публицистический

d) разговорный

e) официально-деловой

 

8. Точность, использование терминов, однозначных слов, чёткое оформление синтаксических связей слов, характерны для стиля…

a) научного

b) официально – делового

c) публицистического

d) разговорного

e) художественного

 

9. Какое слово не является термином?

a) подготовка

b) рецептор

c) рефлекс

d) лактация

e) липид

 

10. Кристаллические витамины

a) терминосочетание

b) термин-слово

c) аббревиатура

d) сочетание слов

e) цельное словосочетание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.02 с.)