Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-грамматическая тема №1.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Алматинский технологический университет

 

 

Практические занятия

по дисциплине PRYa 2201-01 – «Профессиональный русский язык»

для студентов специальности 5В070100 - «Биотехнология»

 

 

Всего – 2 кредита

Курс – 2

Семестр – 4

Практических – 30 часов

СРСП – 15 часов

СРС – 45 часов,

Всего аудиторных часов – 30

Всего внеаудиторных часов – 60

Общая трудоемкость – 90 часов

Количество рубежных контролей (РК) – 2

Экзамен – 4 семестр

 

 

Алматы 2013

Условные обозначения и сокращения:

– задания для формирования лексико-грамматической компетенции

♦ – задания для формирования коммуникативной компетенции

ТСК – тесты для самоконтроля

СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя

СРС – самостоятельная работа студента

Лексико-грамматическая тема №1.

Биотехнология. Пищевая биотехнология. Научный стиль речи. Языковые особенности научной речи

Цель: сформировать представления о языковых особенностях научной речи, совершенствовать коммуникативную компетенцию посредством текстов по специальности.

СРСП. Дискуссия на тему: «Пищевая биотехнология».

СРС. Информация о кафедре «Пищевая биотехнология» АТУ.

Практические задания.

Глоссарий.

Биотехнология – это наука о методах и технологиях производства различных ценных веществ и продуктов с использованием природных биологических объектов (микроорганизмов, растительных и животных клеток), частей клеток (клеточных мембран, рибосом, митохондрий, хлоропластов) и процессов.

Клеточная мембрана – (или цитолемма, или плазмалемма) отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулирует обмен между клеткой и средой; внутриклеточные мембраны разделяют клетку на специализированные замкнутые отсеки — компартаменты или органеллы, в которых поддерживаются определённые условия среды.

Рибосома – важнейший немембранный органоид живой клетки сферической или слегка эллипсоидной формы.

Хлоропласт – органелла клетки, в которой происходит фотосинтез.

Микроорганизм - собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом.

 

Задание 1. Прочитайте текст.Определите стиль текста.

Биотехнология. Пищевая биотехнология

Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, виноделием и другими способами приготовления пищи, известными человеку еще в древности. Например, такой биотехнологический процесс, как брожение с участием микроорганизмов, был известен и широко применялся еще в древнем Вавилоне, о чем свидетельствует описание приготовления пива, дошедшее до нас в виде записи на дощечке, обнаруженной в 1981 г. при раскопках Вавилона.

Наукой биотехнология стала благодаря исследованиям и работам французского ученого, основоположника современной микробиологии и иммунологии Луи Пастера (1822-1895).

Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплинах — химической и информационной технологиях и робототехнике.

Пищевая биотехнология изучает биотехнологический потенциал сырья животного и растительного происхождения и пищевых добавок, новые ферментные препараты, продукты микробиального синтеза, новые виды биологически активных веществ и многокомпонентные добавки, технологические решения для получения различных форм пищи. Одним из основных направлений развития пищевой биотехнологии является получение ферментов, использующихся практически во всех отраслях пищевой промышленности.

Пищевая биотехнология - современное и перспективное направление в пищевой промышленности, использующее биотехнологические процессы для получения пищевых продуктов и различных форм пищи.

1.1. Составьте вопросы к тексту.

1.2. Из данного текста выпишите термины, дайте толкование терминам.

1.3. Перечислите языковые особенности текста (употребление имен существительных, глаголов, сложных предложений).

1.4. Составьте кластер к тексту.

Задание 2. Прочитайте данную информацию, ответьте на вопросы.

Запомните! Научный стиль речи. Языковые особенности научной речи.

деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных знаний о действительности.

Цель научного стиля – доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. Сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы, приводимые автором, насколько логично и точно изложено содержание в научном тексте.

В идеале подлинное владение стилем научного изложения должно выражаться в том, что при соответствующей общей подготовке читателя и знании специальной терминологии само изложение не вызывало бы у него никаких дополнительных трудностей.

Письменная научная речь – это речь монографий научных статей, учебников, справочников.

Для научной речи характерны следующие качества:

- объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передачи содержания, в безличности языкового выражения, сосредоточенности на предмете высказывания;

- логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами (во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы));

- доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;

- точность, которая достигается использованием терминов однозначных слов, четким оформлением синтаксических связей слов, ясной внутренней семантической связью;

- обобщенность и отвлеченность (абстрагирование), которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова, имена существительные с абстрактным значением, конкретные существительные в обобщенном значении), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида), в пользовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, страдательные обороты);

-насыщенность фактической информацией.

2.1. Какова цель научного стиля?

2.2. Какие качества характерны для научной речи?

2.3. Назовите языковые особенности научной речи.

Задание 3. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания.

Глоссарий к тексту

Антибиотики – вещества природного или полусинтетического происхождения, подавляющие рост живых клеток, чаще всего прокариотических или простейших.

Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Микроорганизм – собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом.

Пенициллин (PCN) — бензиловый эфир 6-аминопенициллановой кислоты. Антибиотик, получаемый из грибков рода Penicillium. Семейство пенициллиновых антибиотиков включает бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин и другие.

Сахарный тростник (лат. saccharum) – род растений, наряду с сахарной свёклой использующихся человеком для получения сахара.

Ферменты – обычно белковые молекулы или молекулы РНК (рибозимы) или их комплексы, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах.

История биотехнологии

Впервые термин «биотехнология» применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году.

Использование в промышленном производстве микроорганизмов или их ферментов, обеспечивающих технологический процесс известны издревле, однако систематизированные научные исследования позволили существенно расширить арсенал методов и средств биотехнологии. Так, в 1814 году петербургский академик К. С. Кирхгоф (биография) открыл явление биологического катализа и пытался биокаталитическим путём получить сахар из доступного отечественного сырья (до середины XIX века сахар получали только из сахарного тростника). В 1891 году в США японский биохимик Дз. Такамине получил первый патент на использование ферментных препаратов в промышленных целях: учёный предложил применить диастазу для осахаривания растительных отходов.

В начале XX века активно развивалась бродильная и микробиологическая промышленность. В эти же годы были предприняты первые попытки наладить производство антибиотиков, пищевых концентратов, полученных из дрожжей, осуществить контроль ферментации продуктов растительного и животного происхождения.

Первый антибиотик — пенициллин — удалось выделить и очистить до приемлемого уровня в 1940 году, что дало новые задачи: поиск и налаживание промышленного производства лекарственных веществ, продуцируемых микроорганизмами, работа над удешевлением и повышением уровня биобезопасности новых лекарственных препаратов.

3.1. Составьте вопросы к тексту.

3.2. Выпишите сущ. в именительном падеже, инфинитив, причастие.

3.3. Найдите в тексте сложные предложения и определите их вид.

3.4. Выпишите термины, терминосочетания из текста.

3.5. Подготовьте пересказ текста.

3.6. Выпишите из данного ряда только терминосочетания: пищевые концентраты, отечественное сырье, по новой технологии, технологический процесс, необходимый процесс, молекулярная биология, формула успеха, биологический катализ.

 

♦ Дискуссия на тему: «Пищевая биотехнология - современное и перспективное направление в пищевой промышленности».

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее коллективное обсуждение вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

ТСК №1

1. Благодаря кому биотехнология стала наукой?

a) Л. Пастер

b) Р.Кох

c) Д.И.Ивановский

d) И.И.Мечников

e) Д.И.Менделеев

 

2. Хлоропласт – это

a) органелла клетки, в котором происходит фотосинтез

b) важнейший немембранный органоид

c) компортамент клетки, в котором происходит фотосинтез

d) внутриклеточная мембрана

e) органоид в котором не происходит фотосинтез

 

3. Современное и перспективное направление в пищевой промышленности, использующее биотехнологические процессы для получения пищевых продуктов и различных форм пищи –

a) пищевая биотехнология

b) молекулярной биологии

с) биохимии

d) эмбриологии

e) клеточная биология

 

4. Стиль – это

a) разновидность литературного языка, которая выполняет определенную функцию в общении.

b) разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей

c) разновидность социального диалекта, объединяющая в языковом отношении людей одной профессии или одного рода занятий

d) разновидность общенародного языка, используемая в общении отдельной социальной группы.

e) разновидность общенародного языка, используемая в общении на небольшой территории

 

5. Для научной речи характерны качества:

a) объективность, логичность, доказательность

b) точность, эмоциональность

c) обобщенность, метафоричность

d) отвлеченность, просторечие

e) многозначность, однозначность

 

6. Кто впервые применил термин «биотехнология»?

a) Карл Эреки

b) Дз. Такамине

c) К. С. Кирхгоф

d) Маклеодом

e) В.Н. Филянов

 

7. Сахарный тростник – это

a) род растений

b) первый антибиотик

c) пищевой концентрат

d) биологический катализ

e) ферментный препарат

 

8. Первый антибиотик –

а) пенициллин

b) левомицетины

с) карбапенемы

d) тетрациклины

e) линкозамиды

 

9. Когда К.С.Кирхгоф открыл явление биологического катализа?

a) 1814 году

b) 1813 году

c) 1791 году

d) 1891 году

e) 1917 году

 

10. В начале XX века какая промышленность развивалась активно?
a) бродильная и микробиологическая

b) микробиологическая и макробиологическая

c) бродильная и макробиологиеская

d) макробиологическая

e) биологическая

 

Микробиология наука о живых организмах. Лексика научного стиля. Термины. Терминология как основной признак научного стиля. Узкоспециальная и общенаучная терминология.

Цель: сформировать представления о лексических особенностях научной речи, совершенствовать профессиональную речь посредством текстов по специальности.

Глоссарий

Болезнь, заболевание (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитных реакций и механизмов.

Зубной налет - крайне агрессивная среда как для тканей зуба, как для эмали, так и для десен.

Микробиология - наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами.

Микробы — это мельчайшие живые существа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы.

Патогенность (от греч. «страдание, болезнь, возникновение, первоисточник») — способность быть причиной (порождать) патологии (болезни, отклонения от нормы.

Задание 1. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания

Глоссарий.

Микроорганизмы – микробы, обширная группа преимущественно одноклеточных живых существ, различимых только под микроскопом и организованных проще, чем растения и животные. К ним относятся бактерии, микоплазмы, актиномицеты, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли (иногда к ним причисляются простейшие и вирусы).

Генетика – 1) Генетика - (от греч. genetes –родитель, рожденный) - англ. genetics; нем. Genetik. Наука о законах наследственности и изменчивости организмов. 2) Генетика - (genetics) — изучение наследственности через передачу характеристик генами. Основатель науки — Г. Мендель (1822—1884), австрийский монах, который наблюдал изменения в последовательных поколениях гороха посредством скрещивания растений с разными характеристиками (то есть выборочным размножением). Гены входят в состав ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) — большой молекулы в форме двойной спирали, нуклеотидные цепи которой могут различными путями приспосабливаться к коду специфической информации о характеристиках гена.

Экология – (от др.греч. oikos — обиталище, жилище, дом, имущество и logos — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Микробиология - наука о живых организмах.

Микробиология – наука о биологических свойствах генетике, экологии микроорганизмов, их роли в жизни природы, человека, животных и растений.

Термин «микробиология» (micros, bios, logos) предложил ученик Л.Пастера Эмиль Дюкло.

Микробиология — это наука, изучающая жизнь и развитие живых микроорганизмов (микробов). Микроорганизмы — самостоятельная обширная группа одноклеточных организ­мов, связанных по своему происхождению с растительным и животным миром.

Развитие микробиологии началось еще во времена древ­ности, когда медики впервые предположили, что «болезни пе­редается от человека к человеку» через каких-то живых су­ществ. В результате последующего развития естественных наук появились специальные методы научных исследований, позволившие ученым окончательно убедиться в этом утверж­дении.

Среди выдающихся ученых-микробиологов можно выде­лить Л. Пастера, Р. Коха, И. И. Мечникова, Д. И. Иванов­ского.

Предметом изучения микробиологии является их морфология, физиология, генетика, систематика, экология и взаимоотношения с другими формами жизни.

В таксономическом отношении микроорганизмы очень разнообразны. Они включают прионы, вирусы, бактерии, водоросли, грибы, простейшие и даже микроскопические многоклеточные животные.

По наличию и строению клеток вся живая природа может быть разделена на прокариоты (не имеющие истинного ядра), эукариоты (имеющие ядро) и не имеющие клеточного строения формы жизни. Последние для своего существования нуждаются в клетках, т.е. являются внутриклеточными формами жизни.

● 3.1. Из данного текста выпишите узкоспециальные термины.

3.2. Составьте вопросный план.

3.3. Передайте основную мысль текста.

3.4. Назовите языковые особенности текста.

3.5. Найдите дополнительную информацию об ученых-микробиологов, расскажите, что вы знаете о них.

 

Ситуационная задача.

Несколько студентов вашей группы дают интервью корреспонденту журнала «Пищевая технология». Их попросили сравнить правила приема в вузы на специальность «Биотехнология» в нашей стране и в Англии. Что вы расскажите корреспонденту? Диалог: корреспондент, студент.(7-8 реплик).

 

ТСК №2

1. Кто из ученых предложил термин «микробиология»?

a) Эмиль Дюкло

b) Л. Пастер

c) И.И.Мечников

d) Р.Кох

e) Д.И.Ивановский

 

2. Частная микробиология по объектам изучения делится на –

а) физиологию, биохимию

б) генетику, экологию

в) физиологический, иммунологический

г) строение, физиологию, биохимию, генетику

д) морскую, космическую, техническую.

 

3. Эукариоты –

a) не имеющие ядро

b) имеющие ядро

c) не имеющие истинного ядра

d) не имеют формы

e) одноклеточные

 

4. Прокариоты - это

a) не имеющие истинного ядра

b) имеющие ядро

c) не имеющие ядро

d) не имеют формы

e) одноклеточные

 

5. Микроорганизмы –

a) самостоятельная обширная группа одноклеточных организмов

b) биологические свойства

c) использования живых организмов

d) биокатализаторы

e) органические соединения

 

6. Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве –

a) термин

b) техницизм

c) cловосочетание

d) профессионализм

e) диалект

 

7. Совокупность терминов данной области знания, производства, деятельности-

a) терминология

b) словари

c) общественно-политическая лексика

d) техницизм

e) профессионализм

 

8. Кто сконструировал микроскоп с увеличением в 300 раз?

a) Антоний ван Левенгук

b) Д. С. Самойлович

c) И. И. Мечников

d) Р. Кох

e) Ибн Сина

9. Микробы это –

a) мельчайшие живые существа

b) болезнь

c) зубной налет

d) существа

e) грибы

 

10. Когда была издана книга «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком»

a) 1695 году b) 1696 году c) 1697 году d) 1698 году e) 1999 году

 

Прокариоты, эукариоты.

Глоссарий

Прокариоты — (от про... и греч. karyon ядро), доядерные организмы, клетки которых не имеют ограниченных мембраной ядер.

Аналог ядра — структура, состоящая из ДНК, белков и РНК.

Нуклеоид (от лат. nucleus — ядро и греч. eidos — вид), ДНК-содержащая зона клетки прокариот. Обычно находится в центре клетки, не ограничена мембранами.

Эукарио́ты (лат. Eukaryota от греч. εύ-хорошо) — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядра. Все организмы, кроме бактерий и архей, являются ядерными.

Надцарство в некоторых системах классификации - категория, которую считают стоящей выше, чем царство. Согласно такой системе, два подцарства прокариотов считаются двумя надцарствами, называемыми Archea и Bacteria, а все прочие живые организмы объединены в третье надцарство, - Eukaria.

Митохондрии — (от греч. mitos нить и chondrion зернышко, крупинка), внутриклеточные структуры животных и растительных клеток, обеспечивающие клетки энергией за счет протекающих в них окислительно восстановительных реакций

 

Задание 1. Прочитайте текст.

Прокариоты и эукариоты

Все организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две группы: предъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты).

Клетки прокариот, к которым относятся бактерии, в отличие от эукариот, имеют относительно простое строение. В прокариотической клетке нет организованного ядра, в ней содержится только одна хромосома, которая не отделена от остальной части клетки мембраной, а лежит непосредственно в цитоплазме. Однако в ней также записана вся наследственная информация бактериальной клетки.

Цитоплазма прокариот по сравнению с цитоплазмой эукариотических клеток значительно беднее по составу структур. Там находятся многочисленные более мелкие, чем в клетках эукариот, рибосомы. Функциональную роль митохондрий и хлоропластов в клетках прокариот выполняют специальные, довольно просто организованные мембранные складки.

Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты плазматической мембраной, поверх которой располагается клеточная оболочка или слизистая капсула. Несмотря на относительную простоту, прокариоты являются типичными независимыми клетками.

● 1.1. Выпишите терминосочетания

1.2. Выпишите сложные предложения, сделайте синтаксический разбор.

1.3. Составьте всевозможные терминосочетания: капсула, оболочка, цитоплазма, клетка, прокариот, ядро, мембрана, слизистая, плазматическая.

1.4. Определите средства связи предложений 2-го абзаца текста.

1.5. Образуйте от данных глаголов существительные, составьте сложные предложения: исследовать, составлять, обобщать, редактировать.

Задание 2. Прочитайте данную информацию, ответьте на вопросы.

Запомните! Морфологические особенности научного стиля.

Для выражения определенных качеств научного стиля речи выделяются морфологические особенности, возникшие под влиянием содержания текстов научного стиля речи.

Морфология (от греч. morphe – форма, logia - учение) – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Главной морфологической особенностью научного стиля является именной характер речи, т.е. широкое употребление имен существительных, большая часть которых абстрактные. Это связано с информативностью, точностью, потребностью номинации научных понятий, их фиксацией.

В научной речи активно используются:

- существительные на -ение, -ство, -ость, -ция, -ота, -изм, -ист и др.: плавление, плотность, реакция, широта, атеизм, лингвист;

- сложные существительные: альфа-частица, биостанция;

- отглагольные существительные: исследовать – исследование;

- глагольно-именные словосочетания: дать оценку, провести измерения.

- отсутствуют глагольные формы 1 лица ед.ч.

- Частотны формы 1 лица мн.ч. Они располагаются в местах, когда необходимо активизировать внимание читателя. Также частотны формы 3 лица мн.ч.

- Использование конкретных существительных в форме ед.ч., которые приобретают отвлечённо-обобщённое значение (берём воронку; кит – морское млекопитающее). Вещественные существительные часто используются в форме мн.ч. для обозначения разновидности данного вещества. Характерно использование абстрактных существительных в форме мн.ч.

- Употребление кратких прилагательных, причастий.

- Используются безличные глаголы с оттенком необходимости, долженствования. Частотен инфинитив. Используется в сочетании: можно, необходимо, следует (необходимо рассмотреть, следует отметить, можно говорить)

- Частотны указательные (тот, этот), неопределённые (некоторый, какой-либо), определительные (такой, который, столько), притяжательные местоимения (его, её, их). Используются отыменные производные предлоги и союзы (в силу…).

● 2.1. Что такое морфология?

2.2. Назовите морфологические особенности научного стиля.

 

Задание 3. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания.

Глоссарий

Прокариоты - это доядерные организмы, у которых клетки не имеют окруженного мембраной ядра.

Эукарио́ты, или Я́дерные (лат. Eukaryota от греч. εύ- — хорошо и κάρυον — ядро) — домен (надцарство) живых организмов, клетки которых содержат ядра.

Кле́тка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию

Митохо́ндрия (от греч. μίτος - нить и χόνδρος — зёрнышко, крупинка) — двумембранная гранулярная или нитевидная органелла толщиной около 0,5 мкм. Характерна для большинства эукариотических клеток как автотрофов (фотосинтезирующие растения), так и гетеротрофов (грибы, животные)

Бакте́рии (эубактерии (Eubacteria), др.-греч. βακτήριον — палочка) — домен (надцарство) прокариотных (безъядерных) микроорганизмов, чаще всего одноклеточных

Популя́ция (от лат. populatio — население) — это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории. Этот термин используется в различных разделах биологии, экологии, демографии, медицине и психометрике.

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.

Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.

Из-за возможности обмена генами между представителями различных видов и даже родов систематизировать прокариот довольно сложно. Удовлетворительная систематика прокариот не построена до сих пор; все существующие системы являются искусственными и классифицируют бактерии по какой-либо группе признаков, не учитывая их филогенетического родства. Ранее бактерии вместе с грибами и водорослями включались в подцарство низших растений. В настоящее время бактерии выделены в отдельное надцарство прокариот. Наиболее распространённой системой классификации является система Берги, в основу которой положено строение клеточной стенки.

Прокариоты появились 3,5 миллиарда лет назад. Нет оформленного ядра, в центре клетки находится зона с высокой концентрацией ДНК – нуклеоид. Носитель генетической информации – кольцевая ДНК, закрепленная на плазматической мембране. Нет органелл мембранного строения, только рибосомы. Цитоплазма в состоянии гель, поэтому клетки прокариот выдерживают высокие температуры и высушивание. Клеточная оболочка содержит муреин. Размножение простым бинарным делением. Нет многоклеточных форм.

Подцарство Архебактерии считаются наиболее древними прокариотами. От эубактерий отличаются строением и химическим составом клеточной стенки (нет муреина). Кольцевая ДНК построена по типу эукариот – избыточный геном. Выделяют три группы: 1) метаногенные бактерии;

2) галобактерии; 3) экстремальные термофилы. Галобактерии способны к фотосинтезу, но без выделения кислорода. Пигмент фотосинтеза – бактериородопсин.

Подцарство Оксифотобактерии Oxyphotobacteriobionta делится на два отдела: Цианобактерии (сине-зеленые водоросли) и Хлороксибактерии. К последнему отделу относят прокариот, объединенных в род прохлорон, открытый в 70-х годах 20 века. Происхождение их неясно. Набор фотосинтетических пигментов идентичен зеленым водорослям и высшим растениям (хлорофиллы а и b). Обитают в симбиозе с асцидиями в тропических и субтропических морях.

● 3.1. Составьте тезисный план и перескажите текст, изпользуя конструкции с предлогами.

3.2. Запишите по памяти термины.

3.3. Выпишите из текста словосочетание предлог+сущ., отглагольные существительные, глаголы 3л. мн.ч.

3.4. Назовите морфологические особенности научного текста.

♦ Как вы понимаете цитату «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

ТСК №3

1. Организмы, клетки которых не имеют ограниченных мембраной ядер.

a) прокариоты

b) эукариоты

c) нуклеиоды

d) митохондрии

e) ядерные

 

2. На сколько групп делятся все организмы, имеющие клеточное строение?

a) 2, b) 4, c) 1, d) 5, e) 3.

 

3. В какой клетке нет организованного ядра, в ней содержится только одна хромосома?

a) прокариотической

b) эукариотической

c) нуклеиодной

d) митохондрии

e) ядерной

 

4. Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты чем?

a) плазматической мембраной

b) нуклеотидами

c) митохондрией

d) хромосомой

e) клеточной оболочкой

 

5. Структура, состоящая из ДНК, белков и РНК

a) аналог ядра

b) эукариот

c) прокариот

d) митохондрии

e) нуклеиод

 

6. Доядерные организмы у которых клетки не имеют окруженного мембраной ядра -

a) прокариоты

b) эукориоты

c) мембрана

d) плазмолиз

e) нуклеоиды

 

7. Элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов, кроме вирусов

a) клетка

b) кокки

c) эукариот

d) гольджи

e) нуклеоид

 

8. Пигмент фотосинтеза –

a) бактериородопсин

b) хлорофилл

c) прохлорон

d) муреин

e) плазмолиз

 

9. Найдите предложение с причастным оборотом.

a) Молоко — это изумительная пища, приготовленная самой природой", — писал академик И. П. Павлов.

b) Сливки отличаются от молока повышенным содержанием молочного жира.

c) Указанные показатели безопасности являются общими для молочных товаров.

d) Среднее содержание молочного жира в молоке составляет 3,9%.

e) Содержание белков в коровьем молоке колеблется от 2,7 до 3,8%.

 

10. Найдите предложение с деепричастным оборотом

a) Из однородной массы делают шарики величиной с грецкий орех и раскладывают, накрыв марлей, на солнце.

b) Указанные показатели безопасности являются общими для молочных товаров.

c) Сливки получают путем сепарирования молока.

d) По виду тепловой обработки молоко классифицируют на пастеризованное и стерилизованное.

e) Каймак – кисломолочное изделие, подобное сметане.

 

Глоссарий

Микроорганизмы - организмы, невидимые невооруженным глазом из-за их незначительных размеров. Этот критерий - единственный, который их объединяет.

Бактерии - прокариотические, преимущественно одноклеточные микроорганизмы, которые могут также образовывать ассоциации (группы) сходных клеток, характеризующиеся клеточными, но не организменными сходствами.

Культура - видимая глазом совокупность бактерий на питательных средах. Культуры могут быть чистыми (совокупность бактерий одного вида) и смешанными (совокупность бактерий двух или более видов).

Клон - совокупность бактерий, являющихся потомством одной клетки.

Систематика — раздел биол., задачей которого является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по таксонам (группировкам) различного ранга

Задание 1. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания.

Классификация (систематика) микроорганизмов

Основной задачей классификации и систематики микроорганизмов является их распределение на основании сходства определенных признаков по группам, которые называются таксонами, а также установление родственных связей между ними. Присвоение этим группам научных названий и есть номенклатура микроорганизмов.

Все микроорганизмы подразделяются на клеточных и неклеточных. К неклеточным микроорганизмам относят вирусы, вироиды и прионы.

Клеточные формы микроорганизмов подразделяются на эукариот и прокариот.

Эукариоты (ядерные формы) подразделяются на микрогибы и простейшие.

К прокариотам относят бактерии, которые делятся на две группы: эубактерии и архебактерии.

Эубактерии в свою очередь делятся на грамположительные (толстостенные), грамотрицательные (тонкостенные) и бактерии без клеточной стенки (микоплазмы).

К тонкостенным бактериям относятся кокки, палочки, извитые

(спириллы и спирохеты), риккетсии и хламидии.

К толстостенным относят кокки, палочковидные и актиномицеты

Микробы включают в царство Procariotae, которое подразделяется на отделы, отделы — на классы, классы — на порядки, семейства, роды, виды. Высший таксон — царство, а низший — вид микроорганизма.

В микробиологии широко применяются термины «штамм» и «клон».

Штамм — более узкое понятие, чем вид. Штаммами называют различные микробные культуры одного и того же вида, выделенные из разных источников или даже из одного и того же источника, но в разное время.

Клон — культура микроорганизмов, полученная из одной клетки.

● 1.1. Выпишите из текста термины, терминосочетания.

1.2. Назовите средства связи предложений.

1.3. Выпишите из текста простые осложненные предложения, трансформируйте в СПП.

1.4. Составьте кластер текста, подготовьте краткий пересказ.

Задание 2. Прочитайте данную информацию, ответьте на вопросы.

Запомните! Синтаксические особенности научного стиля.

Специфической особенностью научной речи является завершенность, полнота и логическая последовательность изложения, тесная связь отдельных предложений и отрезков текста.

Основной структурой научного текста является повествовательное предложение с правильным порядком слов и с союзной связью между частями предложения. Информативная насыщенность таких текстов требует сложных синтаксических построений. Поэтому в научном тексте широко употребляются сложные предложения; предложения с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами; предложения с однородными членами с характером перечисления.

Работа с научным текстом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.016 с.)