Лексико-грамматическая тема№2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-грамматическая тема№2



Микробиология наука о живых организмах. Лексика научного стиля. Термины. Терминология как основной признак научного стиля. Узкоспециальная и общенаучная терминология.

Цель: сформировать представления о лексических особенностях научной речи, совершенствовать профессиональную речь посредством текстов по специальности.

СРСП. Вестник АТУ. Работа с текстом по специальности.

СРС. Толкование терминов.

Практические задания.

 

Глоссарий

Болезнь, заболевание (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитных реакций и механизмов.

Зубной налет - крайне агрессивная среда как для тканей зуба, как для эмали, так и для десен.

Микробиология - наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами.

Микробы — это мельчайшие живые существа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы.

Патогенность (от греч. «страдание, болезнь, возникновение, первоисточник») — способность быть причиной (порождать) патологии (болезни, отклонения от нормы.

Задание 1. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания

История развития микробиологии

Микробиология (от греч. mikros — малый, bios — жизнь, logos — учение) — наука о малой жизни, объектом изучения которой являются микроорганизмы. Особенность их — простота и очень малый размер.

Микробиологию можно подразделить на общую и частную. Общая микробиология изучает строение, физиологию, биохимию, генетику, экологию и эволюцию микробов. Частная микробиология по объектам изучения делится на медицинскую, ветеринарную, сельскохозяйственную, морскую, космическую, техническую.

Основной задачей медицинской микробиологии является изучение патогенных для человека микробов, механизмов инфекции, методов лабораторной диагностики, специфической терапии и профилактики инфекционных заболеваний человека.

Исторический путь развития древнейшей науки микробиологии можно разбить на 5 этапов, в зависимости от уровня и методов познания мира микробов: эвристический, морфологический, физиологический, иммунологический, молекулярно-генетический.

Эвристический этап связан с неожиданными находками и догадками о существовании на Земле невидимых живых существ, вызывающих болезни.

Микробы существовали на нашей планете задолго до появления животных и человека, о чем догадывались уже древние мыслители и ученые. Еще в III — IV вв. до н.э. основоположник античной медицины Гиппократ считал, что болезни человека вызываются какими-то невидимыми частицами, которые он называл миазмами, выделяемыми в болотистых и других местностях. Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) писал в Каноне врачебной науки о том, что причиной чумы, оспы и других болезней являются невидимые простым глазом мельчайшие живые существа, передающиеся через воздух и воду.

Основоположник морфологического периода голландский натуралист Антоний ван Левенгук (1632—1723) сконструировал микроскоп с увеличением в 300 раз. Рассматривая под ним капли воды, зубной налет, различные настои, он всюду находил мельчайших «зверюшек» — amimalcula. Первые наблюдения Левенгук опубликовал в трудах Лондонского королевского общества. В 1695 г. была издана его книга «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком», где были описаны микроорганизмы с точки зрения их формы, подвижности, окраски.

Открытие микробов и доказательство их патогенности для человека связано с именами таких известных ученых и врачей, как Д. С. Самойлович (1744-1805), Р. Кох (1843-1910), И. И. Мечников (1845- 1916), Н.Ф.Гамалея (1859-1949) и многих других.

● 1.1. Ответьте на вопросы:

1) Что такое «микробиология»?

2) Что является основной задачей медицинской микробиологии?

3) Что изучает общая микробиология?

1.2. Выпишите термины, определите вид. Составьте с данными терминами сложноподчиненные предложения.

1.3. Составьте назывной план, перескажите текст.

1.4. Выделите в тексте числительные, определите вид, замените их словами и запишите. Для чего в тексте применяются цифровые данные?

1.5. Переведите на казахский язык первый абзац..

Задание 2. Прочитайте данную информацию, ответьте на вопросы.

Запомните! Лексика научного стиля речи. Термины.

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова. Это такие слова, которые употребляют все люди, независимо от профессии и местожительства. Например: отец, мать, сын, дочь, хороший, красивый, длинный, один, два, три, я, ты, он, говорить, ходить, писать и др. Общеупотребительные слова могут использоваться в любом стиле письменной и устной речи.

В русском языке также есть слова, которые не являются общеупотребительными. Это специальная лексика, в нее входят профессионализмы и термины.

Профессионализмы – это слова, являющиеся принадлежностью речи определенного коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией. В их состав входят слова, известные не всем людям, а лишь одной какой-либо профессиональной группе лиц. Профессионализмы различаются по принадлежности к одному из двух стилевых пластов лексики:

- профессионализмы разговорного характера (у медицинских работников: восьмерка – зуб мудрости; у учителей: хорошист – ударник, окно – ничем не занятый промежуток времени между уроками и т.д.).

- профессионализмы книжного характера, обозначающие научные понятия – термины (математические термины: катет, интеграл и др; химические термины: гидролиз, аминокислоты, коллоид и т.д.).

Термин (лат.terminus – предел, граница, пограничный знак) – это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от слов общеупотребительных, которые часто могут быть многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственна также экспрессия, т.е. выражение каких-либо чувств.

Один и тот же термин может использоваться в нескольких сферах, тогда говорят о многозначности термина.

Существуют также узкоспециальные термины, которые используются в области одной науки или дисциплины. Совокупность терминов данной области знания, производства, деятельности называется терминологией. В словаре русского языка определенное место занимает интернациональная лексика (интернационализмы). Это слова общего происхождения, существующие во многих языках с одним и тем же значением. Основную часть интернациональной лексики составляют термины из области науки и техники, общественно-политической жизни, экономики, литературы и искусства (аспирин, грипп, микроскоп, телеграф, география, история, философия, логик).

Термины подразделяются на общенаучные и узкоспециальные.

Значение общенаучных терминов известно и неспециалисту, что обычно связано с изучением основ разных наук в школе и с частым их употреблением в быту и в СМИ (политическая, экономическая терминология). Они используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом система, функция, явление, величина, эксперимент, прогнозировать, прогрессивность и т.д.

Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Они закреплены за определенными научными дисциплинами, отраслями производства и техники. Такие слова используются в основном в научных произведениях, рассчитанных на людей, занятых в этой области науки и техники.

● 2.1. Что такое термин?

2.2. Назовите виды терминов.

Задание 3. Прочитайте текст, выполните послетекстовые задания

Глоссарий.

Микроорганизмы – микробы, обширная группа преимущественно одноклеточных живых существ, различимых только под микроскопом и организованных проще, чем растения и животные. К ним относятся бактерии, микоплазмы, актиномицеты, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли (иногда к ним причисляются простейшие и вирусы).

Генетика – 1) Генетика - (от греч. genetes –родитель, рожденный) - англ. genetics; нем. Genetik. Наука о законах наследственности и изменчивости организмов. 2) Генетика - (genetics) — изучение наследственности через передачу характеристик генами. Основатель науки — Г. Мендель (1822—1884), австрийский монах, который наблюдал изменения в последовательных поколениях гороха посредством скрещивания растений с разными характеристиками (то есть выборочным размножением). Гены входят в состав ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) — большой молекулы в форме двойной спирали, нуклеотидные цепи которой могут различными путями приспосабливаться к коду специфической информации о характеристиках гена.

Экология – (от др.греч. oikos — обиталище, жилище, дом, имущество и logos — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Микробиология - наука о живых организмах.

Микробиология – наука о биологических свойствах генетике, экологии микроорганизмов, их роли в жизни природы, человека, животных и растений.

Термин «микробиология» (micros, bios, logos) предложил ученик Л.Пастера Эмиль Дюкло.

Микробиология — это наука, изучающая жизнь и развитие живых микроорганизмов (микробов). Микроорганизмы — самостоятельная обширная группа одноклеточных организ­мов, связанных по своему происхождению с растительным и животным миром.

Развитие микробиологии началось еще во времена древ­ности, когда медики впервые предположили, что «болезни пе­редается от человека к человеку» через каких-то живых су­ществ. В результате последующего развития естественных наук появились специальные методы научных исследований, позволившие ученым окончательно убедиться в этом утверж­дении.

Среди выдающихся ученых-микробиологов можно выде­лить Л. Пастера, Р. Коха, И. И. Мечникова, Д. И. Иванов­ского.

Предметом изучения микробиологии является их морфология, физиология, генетика, систематика, экология и взаимоотношения с другими формами жизни.

В таксономическом отношении микроорганизмы очень разнообразны. Они включают прионы, вирусы, бактерии, водоросли, грибы, простейшие и даже микроскопические многоклеточные животные.

По наличию и строению клеток вся живая природа может быть разделена на прокариоты (не имеющие истинного ядра), эукариоты (имеющие ядро) и не имеющие клеточного строения формы жизни. Последние для своего существования нуждаются в клетках, т.е. являются внутриклеточными формами жизни.

● 3.1. Из данного текста выпишите узкоспециальные термины.

3.2. Составьте вопросный план.

3.3. Передайте основную мысль текста.

3.4. Назовите языковые особенности текста.

3.5. Найдите дополнительную информацию об ученых-микробиологов, расскажите, что вы знаете о них.

 

Ситуационная задача.

Несколько студентов вашей группы дают интервью корреспонденту журнала «Пищевая технология». Их попросили сравнить правила приема в вузы на специальность «Биотехнология» в нашей стране и в Англии. Что вы расскажите корреспонденту? Диалог: корреспондент, студент.(7-8 реплик).

 

ТСК №2

1. Кто из ученых предложил термин «микробиология»?

a) Эмиль Дюкло

b) Л. Пастер

c) И.И.Мечников

d) Р.Кох

e) Д.И.Ивановский

 

2. Частная микробиология по объектам изучения делится на –

а) физиологию, биохимию

б) генетику, экологию

в) физиологический, иммунологический

г) строение, физиологию, биохимию, генетику

д) морскую, космическую, техническую.

 

3. Эукариоты –

a) не имеющие ядро

b) имеющие ядро

c) не имеющие истинного ядра

d) не имеют формы

e) одноклеточные

 

4. Прокариоты - это

a) не имеющие истинного ядра

b) имеющие ядро

c) не имеющие ядро

d) не имеют формы

e) одноклеточные

 

5. Микроорганизмы –

a) самостоятельная обширная группа одноклеточных организмов

b) биологические свойства

c) использования живых организмов

d) биокатализаторы

e) органические соединения

 

6. Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве –

a) термин

b) техницизм

c) cловосочетание

d) профессионализм

e) диалект

 

7. Совокупность терминов данной области знания, производства, деятельности-

a) терминология

b) словари

c) общественно-политическая лексика

d) техницизм

e) профессионализм

 

8. Кто сконструировал микроскоп с увеличением в 300 раз?

a) Антоний ван Левенгук

b) Д. С. Самойлович

c) И. И. Мечников

d) Р. Кох

e) Ибн Сина

9. Микробы это –

a) мельчайшие живые существа

b) болезнь

c) зубной налет

d) существа

e) грибы

 

10. Когда была издана книга «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком»

a) 1695 году b) 1696 году c) 1697 году d) 1698 году e) 1999 году

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.032 с.)