Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все сочинения по литературе за 10 класс↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все сочинения по литературе за 10 класс
Коллектив Авторов
Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.
Содержание А. Н. Островский 1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») 5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» А. А. Фет 6. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» 7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» 8. Любовная лирика Афанасия Фета Ф. И. Тютчев 9. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева 10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева 11. Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева 12. Философская лирика Ф. И. Тютчева Н. А. Некрасов 13. Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» 14. Поэтический мир Николая Некрасова 15. Жизнь народа – жестокое отражение действительности (в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 16. «Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 17. «Счастливица» Матрена (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») М. Е. Салтыков-Щедрин 18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина 19. Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы 20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина 21. Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» 22. Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» 23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина И. А. Гончаров «Обломов» 24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» И. С. Тургенев 28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 29. Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 30. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» 31. Трагедия Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 32. Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Л. Н. Толстой 33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») 34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») 35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Ф. М. Достоевский 43. «Достоевский – художник... бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев) 44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот») 45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот») 47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») 51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») А. П. Чехов 52. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». (Л. Н. Толстой) 53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») 54. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова 55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова 56. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова 58. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
А. Н. Островский
А. А. Фет
6. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта. Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:
Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, – Я ничего не пойму.
Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:
Все гудет и колышется, Листья кружатся у ног.
Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!» Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила». В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.
7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета обобщает и возвышает, уводит во всеобщее – в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь…» в восприятии читателя оказывается одновременно и воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. В лирических стихотворениях Фета незнакомое, единственное и неповторимое событие ощущается как знакомое, как близкое тебе, быть может, даже бывшее и с тобой. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. В стихотворении две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно сказать даже, что большинство его стихов. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Стихотворение написано шестистопным ямбом – одним из излюбленных размеров поэта. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах – то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни. Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть живописным. Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений. Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног…
Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Стихи точно разгоняются, внутренне накаляются – и соответственно накаляется, становится сильнее ответное читательское чувство. Стихи заражают читателя с каждым новым словом и новой строфой все больше и больше. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой…
Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.
Ф. И. Тютчев
Н. А. Некрасов
И. А. Гончаров «Обломов»
И. С. Тургенев
Л. Н. Толстой
Ф. М. Достоевский
43. «Достоевский – художник... бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев)
В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя. У его предшественников было много быта и мало живого человека. У Достоевского же живой человек явился из среды «униженных и оскорбленных», и каждый из этих людей был целой вселенной со своим миром чувств, мыслей. Каждый герой произведений Достоевского настолько индивидуален, что его не спутаешь ни с кем. Все герои Достоевского удивительно сложны и противоречивы. И все они живут как бы с содранной кожей, абсолютно незащищенные от жестокого внешнего мира, Достоевский как настоящий психолог проникает в самую бездну человеческого сознания, людской психологии, вскрывает противоречивую душу каждого своего героя. Писатель по‑другому, не так, как его предшественники, смотрит на проблемы героя. Он показывает, насколько интересен и необычен может быть каждый отдельно взятый человек, пусть это даже «маленький человек», нищий и задавленный жизнью. Идя по стопам Гоголя, Достоевский в своих произведениях раскрывает тему маленького человека. Но опять же он раскрывает ее с точки зрения глубинной психологии каждого человека. Если Гоголь смотрит на своего героя Акакия Акакиевича как бы со стороны, подмечает в нем черты униженности и забитости и взывает к гуманным чувствам читателя, то Достоевский подходит к этой теме с новых, более радикальных позиций. Он меняет точку зрения, поэтому зачастую уже не автор, а сам герой, «маленький человек», обретает голос, начинает судить и себя, и окружающую его среду. Это помогает автору глубже проникнуть в души героев, посмотреть на них изнутри, показать их самосознание. Известный исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин пишет по этому поводу следующее: «Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя. То, что выявлял автор, выполняет теперь герой, освещая себя со всех возможных точек зрения». Особенно сильно это качество проявилось в первом романе Достоевского «Бедные люди», главный герой которого, Макар Девушкин, пускается в описание своих чувств, рассуждает о литературе и обнажает перед читателем свою душу. В. Н. Майков писал, что Достоевский – поэт по преимуществу психологический, потому что для него становится более важной душа человека, то, как она изменяется под воздействием окружающих ее фактов, окружающей среды. И оказывается, что герои Достоевского кажутся забитыми и бессловесными только со стороны. А на самом деле их душа сложна и противоречива, и прежде всего потому, что они обладают обостренным чувством своего Я. Герои Достоевского – это люди глубоко страдающие, остро переживающие социальные и психологические катастрофы. Они чутко откликаются на любое унижение своего достоинства. Многие исследователи отмечали, что Достоевский создает своих героев с открытой, обнаженной душой. Но чем больше вглядываешься в душу, тем больше понимаешь, что она сильно изранена жизненными обстоятельствами, которые помутили ее чистоту и искренность. Поэтому так много в душах героев противоречий. С одной стороны, они добры и искренни, но с другой – порой их больная душа заставляет их быть эгоистами. Это качество особенно заметно в героях романа «Идиот», и больше всего в образе героини Настасьи Филипповны. Это человек, который с юношеских лет был предан поруганию и затаил злобу на всех людей. Эта душевная рана постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. С одной стороны, в ее душе присутствует доверчивость и простодушие, а с другой – сознание оскорбленной гордости, тайный стыд за незаслуженное, но совершившееся нравственное падение. Поэтому на людях на поверхности души героини бушуют чувства, которые порой доводят ее до цинических поступков. А в глубине души у нее таится чуткое сердце, жаждущее любви и прощения. Достоевский не просто вскрыл душевные противоречия героев своих романов, не просто проник в бездны их души, но и показал, что в них таятся душевная щедрость и красота, которые не могут быть сломлены даже самыми тяжелыми условиями жизни.
А. П. Чехов
52. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». (Л. Н. Толстой)
А. П. Чехов по праву считается мастером малого жанра – короткого рассказа, новеллы‑миниатюры. Как никто другой, он умеет вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок для своих читателей. Так как в небольшом по объему рассказе невозможны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку: буквально одна черта во внешности или поведении героя может сказать нам все о человеке. По отдельной детали писатель воссоздает целое. Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Смерть чиновника». Его главный герой – мелкий чиновник Червяков. В театре, случайно чихнув, он обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это так поразило Червякова, благоговевшего и одновременно трясшегося от страха перед высоким чином, что он несколько раз подходил извиняться перед Бризжаловым. Тот сначала благосклонно принимал извинения Червякова, но в итоге, доведенный до исступления его назойливостью, выгнал чиновника вон. Червяков думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Его убивает страх перед вышестоящим чином. Одна деталь в последней фразе рассказа дает нам полную характеристику героя: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Автор замечает, что герой умирает, не сняв вицмундира: эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Одним штрихом к портрету своего героя гениальному писателю удается обличить рабскую психологию, страсть к пресмыкательству перед вышестоящим чином. В рассказе «Дама с собачкой» деталь образно демонстрирует нам изменения в состоянии главной героини, Анны Сергеевны. Она приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа – человека, которого она не любила и не уважала. Там она познакомилась с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того мира, откуда пытается бежать героиня, является лорнетка. Не случайно перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее: она готова изменить свою жизнь, это начало попытки ее «бегства» от мужа – «лакея», от беспросветной тоскливой жизни в провинциальном городе. Но позже в театре города С. Дмитрий Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках: ее попытка «бегства» не удалась. Характер Беликова, «человека в футляре», полностью определяется теми предметами, которыми он себя окружил: все вещи у него были упакованы в чехлах и футлярчиках. Он и сам стремился окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от всего неизвестного, нового и неопределенного, что скрывала в себе жизнь. Беликов всю жизнь чего‑то опасался, его пугала сама жизнь, и счастливым он стал только после смерти: он попал в футляр, из которого ему больше никогда не надо будет выходить. Вицмундир Червякова, лорнетка Анны Сергеевны, зонт и калоши Беликова говорят нам о характерах и психологическом состоянии героев рассказов Чехова точнее и образнее, чем этого можно было достичь с помощью пространных описаний их поведения, внешности и образа мысли. В драматургии Чехова, так же как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали, хотя его пьесы и кажутся на первый взгляд странными, перегруженными мелочами. Любая реплика, авторская ремарка, помимо прямого значения, служит для создания общего подтекста. Например, героиня пьесы «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском. Эта деталь свидетельствует о полном отсутствии вкуса и одновременно о душевных качествах героини. Огромную смысловую нагрузку детали несут и в пьесе «Вишневый сад». Звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы важны как для раскрытия характеров персонажей, так и для развития действия пьесы. Чехов, великий художник слова, гениальный писатель и драматург, считал, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем действии оно обязательно должно выстрелить.
53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч»)
А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации человека, – рассказ «Ионыч». Проанализировав его, можно попытаться ответить на вопрос: что же приводит человека к нравственному опустошению и погружению в мир пошлости и обывательщины? Среда, которая окружает человека и давит на него, или же его личные качества? Перед нами – четыре этапа жизни героя. На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии, увлечен работой, чуток к простым людям, которых лечит. В город он ходил «пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) и все время напевал». На втором этапе Старцев охладел к своей деятельности, перестал вкладывать в нее всю свою душу и силы. У него уже нет того энтузиазма и бескорыстия в работе, он располнел, «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». На третьем этапе его внимание поглощает большая частная практика, приносящая материальное удовлетворение. «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами». На четвертом этапе жизнь Старцева окончательно опустошена и обеднена. Высокие идеалы молодости исчезли в никуда, их место заняла страсть к приобретательству и накоплению. Интерес к людям, стремление приносить им пользу выродились в полную бесчувственность и крайний эгоизм. «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Нереализованные идеи о служении высоким идеалам заменились успешным служением «золотому тельцу». Тягостное впечатление от этого удваивается у читателя благодаря разительному сходству кучера со своим хозяином: мы видим не одну, а сразу две «мертвые души», жертвы духовной деградации личности. С человеком, ограничившим свои потребности только достижением материальных благ, происходит процесс постепенного обнищания души, ослабления воли, потери жизненной позиции и здоровой человеческой активности. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым – этого человеку мало для счастья. Должна же быть какая‑то высшая цель. Человек должен оправдывать свое предназначение, а не бесцельно прозябать, пеняя на окружающий мир. Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием! Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека.
Все сочинения по литературе за 10 класс
Коллектив Авторов
Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.
Содержание А. Н. Островский 1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») 5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» А. А. Фет 6. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» 7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» 8. Любовная лирика Афанасия Фета Ф. И. Тютчев 9. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева 10. Любовная лирика Ф. И. Тютчева 11. Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева 12. Философская лирика Ф. И. Тютчева Н. А. Некрасов 13. Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» 14. Поэтический мир Николая Некрасова 15. Жизнь народа – жестокое отражение действительности (в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 16. «Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 17. «Счастливица» Матрена (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») М. Е. Салтыков-Щедрин 18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина 19. Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы 20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина 21. Предмет авторской сатиры в «Истории одного города» 22. Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» 23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина И. А. Гончаров «Обломов» 24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов») 27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» И. С. Тургенев 28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 29. Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 30. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» 31. Трагедия Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 32. Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Л. Н. Толстой 33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») 34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») 35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» 38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Ф. М. Достоевский 43. «Достоевский – художник... бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н. А. Бердяев) 44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот») 45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот») 47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») 49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») 51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») А. П. Чехов 52. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна». (Л. Н. Толстой) 53. Каково отношение А. П. Чехова к формуле: «среда заела»? (на примере рассказа «Ионыч») 54. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова 55. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова 56. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 57. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова 58. Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
А. Н. Островский
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.014 с.) |