ТОП 10:

Глава 8. Ограничение доступа к информации



В России довольно развито законодательство о защите информа­ции. Основные положения были впервые сформулированы в указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на ин­формацию» 1993 года, провозгласившем принципы информацион­ной открытости. Все эти принципы составляют концептуальную ос­нову федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года.

К информации с ограниченным доступом запрещено относить:

· законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного са­моуправления, организаций, общественных объединений, а также права и свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар­но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

· документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использова­нии бюджетных средств и других государственных и местных ре­сурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архи­вов, информационных системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, организа­ций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечисленные выше сведения не могут относиться ни к госу­дарственной тайне, ни к служебной, ни к какой-либо иной. Однако это не исключает возможности отнесения этих сведений к служеб­ной тайне. Много споров возникает вокруг такого примера: можно ли считать секретной информацию об аварии на атомной подводной лодке, в результате которой произошло радиационное заражение ок­ружающей среды. С одной стороны, такая информация должна быть признана секретной, поскольку содержит сведения о ядерных энер­гетических и специальных физических установках оборонного зна­чения (п. 1. ст. 5 закона РФ «О государственной тайне»). С другой стороны, она не может быть засекречена, поскольку содержит све­дения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан.

Всякое ограничение права человека на информацию должно быть соразмерно конституционно признаваемым целям такого огра­ничения. Отсюда следует, что «в тех случаях, когда конституцион­ные нормы позволяют законодателю установить ограничения закреп­ляемых ими прав, он не может использовать такие способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключили бы его судебную защиту».

Особую категорию составляют персональные данные, то есть сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» относит эти сведения к категории конфиденциальной информации. В соот­ветствии с Конституцией он запрещает сбор, хранение, исполь­зование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, поточных, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебно­го решения. В то же время закон вводит обязательное лицензирова­ние деятельности негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению пользователям персональных данных. Очевидно, что на профессиональную работу журналистов это не распространяется.

Другая категория конфиденциальной информации — коммерче­ская тайна. Понятие коммерческой тайны имеет принципиальное значение. Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ, к этой категории относится информация, одновременно отвечающая следующим условиям: 1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет сво­бодного доступа на законном основании; 3) ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Одним из таких актов является постановление правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 года № 35.

В случае разглашения коммерческой тайны п. 2 ст. 139 ГК РФ предусматривает возложение обязанности возместить причиненные убытки на лиц, незаконными методами получивших информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе конт­ракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Следовательно, если журналист не нарушил за­кон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет.

Правда, надо помнить о том, что законы, включая Гражданский кодекс, в вопросах охраны тайны не делают различия между журна­листом и любым другим юридическим лицом.

Глава 9. Институт аккредитации

Институт аккредитации существует для закрепления взаимных обязательств органов государственной власти или иных организаций и прессы, призван служить упорядочению контактов с журналиста­ми. Ст. 48 Закона о СМИ предусматривает, что правила аккредита­ции не являются едиными для всех. Эти правила устанавливаются самими органами государственной власти и местного самоуправле­ния, организациями, учреждениями, органами общественных объе­динений, аккредитующими при себе работников прессы. Редакции имеют право подавать заявки на аккредитацию своих журналистов, однако их удовлетворение зависит от того, соответствуют ли они ус­тановленным правилам аккредитации. Но в любом случае сами пра­вила должны обязательно соответствовать законодательству:

во-первых, они не должны ущемлять свободу массовой инфор­мации или права журналиста, поскольку поиск, получение, произ­водство и распространение массовой информации не подлежат огра­ничениям за исключением установленных федеральным законом;

во-вторых, правила аккредитации не должны вступать в проти­воречие с другими федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации;

в-третьих, правила аккредитации должны гарантировать, что ак­кредитовавшие журналиста органы и организации будут предвари­тельно извещать его о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и другими доку­ментами, создавать благоприятные условия для аудио- и видеозапи­си, фото- и киносъемки.

Закон о СМИ допускает возможность судебного рассмотрения споров, связанных с аккредитацией. Так, отказ в аккредитации мо­жет быть обжалован на том основании, что с точки зрения редакции действующие в данном органе или организации правила аккредитации нарушают закон либо неправильно применены. Предметом жа­лобы может стать и нарушение прав аккредитованного журналиста. Наконец, лишение аккредитации также может быть обжаловано в суд. Оно будет считаться правомерным в двух случаях: 1) если жур­налистом или редакцией нарушены установленные правила аккреди­тации — при условии, что сами эти правила обоснованны и законны; 2) если вступившим в законную силу решением суда установлен факт распространения не соответствующих действительности сведе­ний, порочащих деловую репутацию организации, аккредитовавшей журналиста.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.007 с.)