Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. История возникновения права массовой информации в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня это может показаться странным, но в предшественнике России — в Советском Союзе — не было законодательства о средствах массовой информации. То есть с точки зрения закона вся деятельность осуществлялась абсолютно незаконно. Регулирование СМИ осуществлялось (с точки зрения законодательства) лишь законами о труде и Уголовным кодексом. Все остальное регламентировалось постановлениями ЦК КПСС, которые принимались по каждому конкретному случаю и давали ту или иную оценку событиям и фактам в сфере прессы, а также предписывали редакторам и издателям, как надо поступать дальше в подобных случаях. Сами постановления ЦК КПСС, если подходить к ним с точки зрения правового государства, были абсолютно незаконными, поскольку принимались достаточно узким кругом лиц единственной правящей партии, а отнюдь не парламентом государства. Соответственно выглядела и подготовка журналистских кадров. Лучшим специалистом и кандидатом на выдвижение на руководящие должности считался не тот, кто знает законы, а тот, кто хорошо знает постановления ЦК КПСС и признает «руководящую роль партии». В характеристиках того времени так и писали: «Политику партии понимает правильно. Делу партии предан». Этого было достаточно, чтобы занимать высокие посты в сфере СМИ. Сегодня нам кажется совершенно нормальным, когда есть закон о СМИ, когда вопросы размещения и изготовления рекламы регулируются соответствующим законом «О рекламе» и так далее. Ничего этого в СССР не было. Не было даже законов о политических партиях, поскольку и альтернативных политических партий также не было. То есть отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормами. Документы, которые принимались партийными комитетами высокого уровня, регламентировали порядок создания газет и журналов. Только партийные комитеты принимали решения о назначении главных редакторов. Причем на федеральном уровне это были решения ЦК КПСС. Если же речь шла о создании новой газеты или издательства где-нибудь в районном центре, то решение принималось исключительно на уровне областного или краевого комитета партии, но опять же только после согласования и получения положительного решения со стороны сектора печати (он входил в отдел пропаганды) ЦК КПСС. Любые инициативы со стороны организаций и объединений граждан создать новый печатный орган или телевизионный канал немедленно пресекались. Партия не хотела упускать из рук монополию на власть и информацию, тем более что при той низкой заработной плате, которая была установлена в целом в стране и в полиграфической отрасли в частности, при низких ценах на газетную бумагу полиграфия приносила КПСС фантастические прибыли. Характерно, что даже период перестройки, который пришелся на вторую половину 80-х годов прошлого века, был инициирован партийными руководителями. А вопросы гласности опять же регламентировались партийными комитетами. Они принимали решения о том, что можно обсуждать гласно и до какой степени. Возможность обсуждать открыто насущные проблемы предоставлялась, как правило, лишь на определенный короткий срок проведения той или иной кампании. Завершалась кампания, завершалось и обсуждение. Понятия, свойственного демократическим государствам, — «пресса — это четвертая власть в обществе», не существовало вообще, потому что журналисты именовались «идеологическим отрядом партии». То есть в обществе даже не было представления о том, что граждане государства имеют конституционное право на получение информации. Первой попыткой подготовки закона о печати была разработка законопроекта еще в середине 60-х годов прошлого столетия. Но в ходе его обсуждения членами Политбюро было принято решение не давать хода закону, и дальнейшая работа была прекращена. Политическое руководство страны тогда было не на шутку напугано демократическими процессами, которые происходили в Восточной Европе, особенно в Чехословакии. Поэтому оно опасалось, что подобное может произойти в случае принятия закона о прессе и в СССР. А тогда уже будет значительно сложнее контролировать ситуацию в стране. Закрытость партийного руководства, идеологизированная направленность прессы приводили к многочисленным преступлениям номенклатуры. Но при этом нельзя было рассчитывать, как это бывало не раз в демократическом обществе, на откровенные разоблачения прессы. Одним из таких варварских преступлений правящей партии можно считать трехнедельное молчание политического руководства СССР после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Население страны продолжало получать дозу излучения, но руководство и пресса молчали. Однако попытки создания законодательной базы во время существования СССР все-таки предпринимались. Надо сразу отметить, что происходило это вовсе не по инициативе правящей партии, а под давлением политических процессов в демократических странах. 23 марта 1976 г. вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах. В нем обеспечивались гарантии каждому человеку «свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору». Это явление всколыхнуло демократическую общественность в СССР. Было такое впечатление, что правительство и правящая партия в СССР не могут ничего противопоставить международным тенденциям к расширению демократии. Даже был подготовлен проект Закона о печати. Но особенность данного проекта заключалась в том, что он был выдержан в духе тоталитарного государства и пронизан идеями идеологии однопартийной системы. Сегодня это воспринимается как недоразумение, но тогда в проекте было заложено положение о том, что пресса должна организовывать трудящихся на решение задач «коммунистического строительства, пропагандировать марксистско-ленинские идеи и достижения советского общества». Причем право на издание печатной продукции предоставлялось исключительно партийным комитетам и государственным, общественным организациям. Свобода печати сводилась исключительно к возможности для граждан «свободно выражать свои мнения и получать интересующую их информацию по всем вопросам государственной, общественной и культурной жизни, поскольку это не противоречит...» основной линии партии на расширение демократии в обществе. Положение о праве на информацию было сформулировано в проекте так, что пресса могла иметь право «получать информацию», но никак не требовать информацию от государственных и общественных организаций. В проекте ничего не говорилось о правах и обязанностях журналистов. Просто констатировалось, что «никто не должен препятствовать законной деятельности корреспондента органа печати, преследовать его за такую деятельность, оказывать на него давление в целях искажения информации». Однако не было уточнений, что такое «законная деятельность». Потому каждое издание могло трактовать это положение по-своему. Тем не менее, слухи о готовящемся проекте широко распространялись в стране среди демократически настроенной общественности, о нем говорили и сами журналисты, поскольку ожидалось, что закон позволит дать более широкие права изданиям и журналистам при расследовании многочисленных злоупотреблений и нарушений законодательства, которые совершались тогда партийными чиновниками и властью. Следующая попытка создания законодательства о СМИ также была связана с международными обязательствами нашего государства. В начале перестройки, которая происходила в стране с середины восьмидесятых годов прошлого века, закон о печати был в плане законопроектных работ. В это время СССР подписал итоговый документ венской встречи государств — участников СБСЕ (сегодня ОБСЕ): «Разрешать отдельным лицам, учреждениям и организациям при уважении прав на интеллектуальную собственность, включая авторское право, получать, обладать, воспроизводить и распространять информационные материалы всякого рода». Сегодня это можно воспринимать не более чем попытку некоторой модернизации, по сути, тоталитарного общества, но которому идеологи перестройки хотели придать вид «социализма с человеческим лицом». Попытки «очеловечивания» диктатуры проходили под лозунгами «демократии» и «гласности». Потому в проекте предусматривалось ослабление тотального контроля над СМИ. Однако создатели Закона о прессе не могли отойти от постулатов «руководящей и направляющей роли партии» в идеологической работе, частью которой по-прежнему воспринималась сфера средств массовой информации. Некоторая модернизация тем не менее не предусматривала в перспективе отказа КПСС от неограниченной и неконтролируемой обществом и прессой власти. Характерно, что даже в Конституции страны того времени сохранялось положение в статье 6 «о руководящей и направляющей силе» КПСС. Несмотря на попытки придать законный характер деятельности СМИ, не снимался с повестки дня главный тогда вопрос: кто же будет руководить и направлять деятельность прессы? КПСС и ее чиновники не представляли, как может журналистика существовать самостоятельно, руководствуясь только демократическими принципами и законами рыночной экономики, и не быть подчиненной партии. Тем не менее, КПСС не могла противостоять демократическим процессам, которые развивались в Европе и в самом советском государстве. Потому в ЦК КПСС во второй половине 80-х годов XX в. велась работа по подготовке официального проекта закона о печати. Но демократичности в нем было ровно столько, сколько могли предложить народу партийные руководители тоталитарного режима. Наиболее ярко диктатура КПСС проявилась в проекте в разделе, где говорилось об основных задачах прессы: «Мобилизация трудящихся на решение задач всестороннего совершенствования социалистического общества», «умелая и доходчивая пропаганда марксистско-ленинских идей, формирование в массах коммунистического мировоззрения», «разъяснение задач и целей советского общества, миролюбивой внешней политики СССР, показ достижений советского государства и стран социалистического содружества» и так далее. Как ни хороши были разговоры о демократии, но на самом деле получилось так, что проект 1987 г. оказался еще более консервативным, чем проект, который разрабатывался в 1976 г. Например, обжаловать решение об отказе в регистрации теперь можно было не в суде, а в союзном или республиканском правительстве. Исчез из проекта и судебный порядок обжалования решений о запрещении распространения издания. Не было там и декларации о недопустимости цензуры. Партия не собиралась выпускать власть из своих рук, верховенство закона не предусматривалось даже теоретически. Впервые в проекте появились строки о статусе журналиста. Однако речь шла всего лишь как о «бойцах идеологического фронта», то есть даже намека не было на конституционные права граждан в праве на получение информации. Потому одновременно группой авторов в эти же годы разрабатывался и другой проект закона. Концептуальная основа этого проекта была принципиально иной: безусловное запрещение цензуры, признание за гражданами и трудовыми коллективами права учреждать СМИ, обеспечение профессиональной и экономической независимости редакций, детальная регламентация осуществления права на информацию и статуса журналиста, защита источников информации. Но власти сделали все, чтобы замолчать этот проект. Любопытно, что авторам, чтобы прорвать информационную блокаду вокруг проекта, пришлось опубликовать его ни много ни мало в спортивной газете! Да еще где?! В Таллине. Но самое забавное заключалось в том, что проект был опубликован на эстонском языке! Но даже этого оказалось достаточно для последующего широкого обсуждения проекта, тем более что после первой публикации перепечатки на русском языке уже осуществлялись в других газетах и журналах всей страны. 12 июня 1990 г. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» был принят. Чтобы представить себе политическую ситуацию в стране в этот момент, достаточно сказать, что в этот же день Съезд народных депутатов России принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. В стране шла борьба не только за проект закона о печати, но и одновременно борьба за признание России. В законе СССР была статья, в которой определялся правовой статус редакции СМИ как предприятия. Поскольку в то время еще не существовало Закона о предприятии, было внесено такое положение: «Редакция средства массовой информации является юридическим лицом, действующим на основании своего устава». Кроме того, была установлена норма ч. 1 ст. 16: «Редакционный устав средства массовой информации принимается на общем собрании журналистского коллектива редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей ее состава и утверждается учредителем». Это позволило многим редакциям, существовавшим ранее в качестве внутренних подразделений издательств, стать самостоятельными юридическими лицами. В результате многие газетно-журнальные издательства КПСС превратились в предприятия по эксплуатации зданий, сдающие помещения редакциям в аренду. На смену союзному закону через полтора года пришел Закон РФ «О средствах массовой информации», который конкретизировал многие положения и в целом явился шагом вперед по пути демократизации общества. Важная норма, определяющая структуру законодательства о СМИ, содержится в ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. Здесь записано, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ, то есть закону придавался характер мини-конституции в сфере печати. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле, о телекоммуникационных сетях, о порядке формирования и деятельности федеральной и территориальных комиссий по телерадиовещанию, о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание, о государственной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайне. Кроме того, предполагалось, что необходимо внести ряд изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и другие кодексы. Особый вопрос — состояние регионального законодательства о СМИ. В четырех субъектах Российской Федерации (республиках Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Ханты-Мансийский автономный округ) приняты комплексные законы «О средствах массовой информации». Кроме того, в нескольких десятках регионов действуют законы, касающиеся экономической поддержки СМИ, освещения в государственных и муниципальных СМИ деятельности соответствующих органов власти и самоуправления, распространения продукции средств массовой информации эротического характера и так далее. С 1991 г. в Татарстане действует закон «О защите чести и достоинства Президента Республики Татарстан», устанавливающий административную ответственность в виде штрафа и конфискации продукции СМИ за публичное оскорбление или клевету в отношении главы республики. Причем штрафу подвергаются как физические лица, так и средства массовой информации (точнее сказать, редакции). Такой нормативный акт плохо согласуется с Конституцией Российской Федерации, гарантирующей каждому защиту чести и доброго имени независимо от должностного положения. Региональные законы не только менее демократичны, чем федеральный закон, но и зачастую откровенно игнорируют его. В ряде законов есть предпосылки для создания цензуры, вводятся дополнительные требования при регистрации СМИ, расширен перечень оснований для отказа в регистрации, признания свидетельства о регистрации недействительными, прекращения деятельности СМИ. Глава 3. Учреждение средства массовой информации Особенность регистрации СМИ заключается в том, что редакция может быть юридическим лицом, но может и не быть им. Это возможно в том случае, если СМИ является подразделением какого-либо крупного предприятия либо основано физическим лицом. Правила учреждения СМИ, установленные законом, достаточно просты. Во-первых, учредителем может быть любой совершеннолетний гражданин Российской Федерации, то есть достигший восемнадцатилетнего возраста. Исключение составляют отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольные, которые признаны судом недееспособными. Интересно, что иностранцы лишены этого права. Но, с другой стороны, ничто не мешает им просто приобрести предприятие законным путем (или часть его акций) или учредить юридическое лицо, которое затем может выступить в качестве учредителя. Во-вторых, правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан: общественные, религиозные, трудовые и журналистские коллективы, которые не обязательно должны являться юридическими лицами. В-третьих, учреждать СМИ вправе предприятия, учреждения, организации. Единственное ограничение — деятельность таких предприятий, учреждений и организаций не должна быть запрещена в соответствии с законом. То есть общественная организация, в отношении которой имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации, утрачивает право быть учредителем СМИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.153 (0.01 с.) |