Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Институт лицензирования в сфере массовой информацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По сравнению с печатными СМИ электронная пресса находится в несколько особом положении. То есть для аудиовизуальных СМИ регистрация является необходимым, но недостаточным условием для начала деятельности по производству и выпуску средства массовой информации. Так как эта категория СМИ использует для передачи информации естественным образом ограниченный ресурс — эфирные частоты, то российское государство по примеру многих других цивилизованных стран ввело систему лицензирования в этой сфере. Впервые порядок выдачи лицензий на телевизионное и радиовещание был введен постановлением Совета Министров РСФСР «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РСФСР» от 26 сентября 1991 г. Избранная организационно-правовая модель не была лишена некоторых положительных сторон. Предусматривалось на каждую частоту выдавать не одну, а две лицензии: на право занять частоту и включить передатчик — ее должно было выдавать Минсвязи по согласованию с Мининформпечать и ВГТРК, на право осуществлять телевизионное или радиовещание на данной частоте и с помощью данного передатчика — по решению Мининформпечати, согласованному с Минсвязи. Причем лицензии взаимосвязанные, парные, что должно, по идее, вынуждать обоих лицензиатов договариваться друг с другом по всем вопросам, лишая владельца передатчика преимуществ своего монопольного положения. Постановление правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в РФ» от 7 декабря 1994 г. фактически сохранило эту модель. Оно закрепило государственную монополию в области связи. Кроме того, положение требует от потенциального вещателя уже при подаче заявления подтверждать права аренды передающего оборудования. Тем не менее, Положение о лицензировании выдержано в духе Закона о СМИ. При создании механизма распределения частот была предусмотрена гласная работа специальной комиссии по вещанию. В настоящее время Федеральная конкурсная комиссия является частью механизма конкурсной распродажи частот, предусмотренного Постановлением правительства РФ «О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания» от 26 июня 1999 г. Закон о связи, с другой стороны, признает заявителями лишь физические и юридические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся или предположительно будут находиться средства связи, используемые для телерадиовещания. Лицензию на деятельность в области связи сможет получить лишь тот, кому принадлежит или будет принадлежать передатчик и кто выступает в качестве оператора связи. То есть закон объективно способствует концентрации лицензий в руках операторов связи. Это особенно сильно ударяет по интересам независимых вещателей, не располагающих крупными финансовыми ресурсами. Глава 6. Выпуск СМИ Правоотношения, которые складываются в сфере массовой информации, можно поделить на внутренние и внешние. Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными действующими лицами: учредителем, редакцией, издателем, распространителем и собственником. Другая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между вышеперечисленными субъектами и третьими лицами. Это могут быть и органы государственной власти, и местного самоуправления. Внутренние правоотношения касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управления, границ профессиональной самостоятельности журналистов, вопросов собственности. Эти отношения особенно сложны потому, что здесь переплетаются право собственности на имущество и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность) — авторское право на периодическое издание в целом и право на наименование, товарный знак и т. д. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» установил, что редакция СМИ является юридическим лицом, действующим на основании своего устава. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция определяется как организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Путаница, порожденная союзным законом, создавала многочисленные проблемы уже потому, что сам по себе факт регистрации средства массовой информации не мог породить статус юридического лица у редакции. Редакция становилась юридическим лицом только в том случае, если она обладала предусмотренными законом признаками, перечень которых на момент действия союзного Закона о печати определялся прежде всего статьями Гражданского кодекса. Учреждение СМИ и учреждение редакции, по сути, — различные правовые явления. Появление в Гражданском кодексе нормы, устанавливающей, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, резко изменило ситуацию. Закон о СМИ говорит о статусе юридического лица применительно к редакции, а не к самому средству массовой информации, которое является всего лишь формой периодического распространения массовой информации. Имущественные отношения между учредителем, редакцией, издателем и собственником определяются в договоре. Этим же документом определяются и производственные, финансовые отношения между ними. Здесь устанавливается порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий труда сотрудников редакции. Основным условием, которое является определяющим при составлении договора, является организационно-правовая форма существования редакции. Выбор той или иной организационно-правовой формы юридического лица важен потому, что каждая из форм имеет свои плюсы и минусы. Так, если редакция создается в форме акционерного общества, то возникает необходимость тем или иным образом согласовывать правовые нормы, устанавливающие, что высшим органом управления в этом случае является общее собрание его акционеров (что требуется в соответствии с Гражданским кодексом), а с другой, что редакцией руководит главный редактор (Закон о СМИ). Единственная возможность избежать противоречий — это разделить функции принятия финансово-хозяйственных решений и определения редакционной политики. Общее собрание акционеров, совет директоров и генеральный директор будут осуществлять все функции, которые за ними закреплены в соответствии с законодательством об акционерных обществах. В то же время главный редактор будет осуществлять все функции, которые предусматривает Закон о СМИ. Есть много примеров, когда соучредителями СМИ являются государственные и муниципальные органы разного уровня либо субъекты различных форм собственности. Например, газета, учрежденная областным управлением печати и районной администрацией. Редакция такой газеты может быть организована либо в форме государственного (областного), либо муниципального учреждения (унитарного предприятия). Но смешанного государственно-муниципального учреждения или предприятия быть не может, так как субъекты права собственности разные. В подобном случае соучредителям достаточно заключить между собой договор, в котором определить взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава учредителей, процедуру разрешения споров между ними. При этом один из них должен принять на себя функции учредителя редакции как учреждения или предприятия. Этот орган закрепляет за редакцией то имущество, которым ему будет поручено распоряжаться, например оборудование. Другую часть необходимого имущества – служебные помещения — редакция получает по договору аренды от второго соучредителя газеты. Другой стороной во внутренних правоотношениях является издатель. Этим статусом наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. К ним приравниваются юридические лица и граждане, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Под издательством понимаются предприятия, структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений, осуществляющие издательскую деятельность, то есть подготовку, выпуск печатных изданий любого вида. Издатель заключает договор с редакцией. В нем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции и ответственность сторон. Особое место в правоотношениях занимает статус распространителя. С точки зрения Закона о СМИ, распространитель стоит немного в стороне от учредителя, редакции и издателя. Для осуществления деятельности в сфере распространения издатель должен заключить договор на распространение средства массовой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.217 (0.011 с.) |