Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данный принцип является действующим в отношении субъектов налогового права, которые в НК РФ именуются участниками налоговых отношений: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) налоговые органы; 4) таможенные органы; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации; 6) органы государственных внебюджетных фондов (ст. 9 НК РФ). 1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ) Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) 2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. (в ред. Фед-ого закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. 4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. 5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
6. Субъекты налогового права (субъект налогового правоотношения). Участники налоговых правоотношений. В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами. Согласно положениям, закрепленным в ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица (российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций на территории РФ), на которых в соответствии с положениями НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ; 3) налоговые органы. Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ являются управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня; 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела и подчиненные ему таможенные органы РФ). Федеральная таможенная служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела и функции агента валютного контроля, и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459). Различают основных и факультативных участников налоговых правоотношений. Среди факультативных участников можно назвать: 1) лица, которые обеспечивают перечисление и сбор налогов (например, банки или иные коммерческие организации); 2) лица, которые предоставляют непосредственным участникам свою профессиональную помощь (например, представители); 3) правоохранительные органы; 4) лица, которые предоставляют необходимые данные (например, нотариусы, регистрационные органы); 5) лица, которые участвуют в мероприятиях налогового контроля (например, судьи, нотариусы). 1) общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) в лице представительных органов. 2) государственные (муниципальные) исполнительные органы; - Правительство - ФНС - ФТС - Минфин (финансовые органы) - сборщики налогов - лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога (земельный транспортный, налог на имущество). - лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (Нотариусы, органы ЗАГС) 3) правоохранительные органы - следственные органы и органы внутренних дел. 4) организации - налогоплательщики; - налоговые агенты - банки - лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для организации налогового контроля (Банки). 5) физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства): - налогоплательщики - налоговые агенты - лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные лица). - лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах, существенных для налогообложения (нотариусы) - лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (Нотариусы, органы ЗАГС)
II. Факультативные участники: - банки - сборщики налогов - лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные лица). - лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах, существенных для налогообложения (нотариусы) - лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов (Нотариусы, органы ЗАГС) - лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для организации налогового контроля (Банки). В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
7. Представительные органы государственной власти и местного самоуправления, как участники налоговых правоотношений.
органы устанавливают налоги и сборы. Конституционный принцип законодательного установления налогов (ст. 57 РФ) предполагает:
а) наличие единого исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимаемых в РФ; б) установление и введение налогов и сборов исключительно законами (актами представительных органов местного самоуправления); в) разграничение компетенции по установлению и введению налогов и сборов между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти. Согласно КРФ (ст.71) и НК РФ (п. 2 ст. 1, ст. 12), к исключительному ведению РФ относится: 1) установление единого исчерпывающего перечня налогов и сборов, взимаемых на территории РФ; 2) деление налогов и сборов на виды: федеральные, региональные и местные; 3) установление оснований возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 4) определение прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; 5) установление форм и методов налогового контроля; 6) установление ответственности за совершение налоговых правонарушений; 7) определение порядка обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц; 8) полное (исчерпывающее) регулирование федеральных налогов и сборов.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальных образований) относится регулирование региональных (местных) налогов. РФ определяет принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ, а также определяет плательщиков региональных налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, минимальную и предельную налоговую ставку, налоговый период и порядок исчисления региональных (местных) налогов. Субъекты РФ (муниципальные образования) вводят региональные (местные) налоги и сборы на своей территории, определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены РФ, самостоятельно могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования. Перечисленные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований относятся не к собственной компетенции, а именно к совместной, поскольку при осуществлении правового регулирования отдельных элементов налогов субъекты РФ (муниципальные образования) обязаны соотносить свои акты с Налоговым кодексом. В отношении двух субъектов РФ — городов Москвы и Санкт-Петербурга в НК РФ предусмотрены дополнительные полномочия. Местные налоги и сборы на территории этих городов фед-ого значения устанавливаются и вводятся законами Москвы и Санкт-Петербурга. Представительные органы местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге лишены права установления и введения местных налогов и сборов, поскольку эти полномочия переданы соответствующему субъекту РФ. Указанное ограничение прав местного самоуправления объясняется необходимостью сохранения единства городского хозяйства. Следует обратить внимание на то, что НК РФ разделяет понятия «установление налогов» и «введение налогов». В частности, под установлением налогов в соответствии с п. 2 ст. 1 НК РФ понимается установление системы налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации (единого перечня), и их видов исключительно самим Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем п. 3 и 4 ст. 12 НК РФ предусматривает возможность установления налогов субъектами РФ и местным самоуправлением в отношении региональных и местных налогов и сборов. Таким образом, региональные и местные налоги имеют два этапа установления: вначале в Налоговом кодексе, а затем в законах S’ов РФ или актах представительных органов МС. Содержание понятия «установление налогов» раскрывается в ст. 12 и 17 НК РФ и представляет собой выполнение требований принципа «формальной завершенности налога» (п. 6 ст. 3 НК РФ). Налог лишь тогда признается установленным, когда надлежащим актом (федеральным законом, законом субъекта РФ, актом представительного органа местного самоуправления) определены все его элементы — налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При этом для региональных и местных налогов и сборов «формальная завершенность» возникает при одновременном совпадающем федеральном и региональном (федеральном и местном) правовом регулировании. Введение налога предполагает определение момента начала его взимания с учетом правил ст. 5 НК РФ. 8. Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, как субъекты налоговых правоотношений (Правительство, Минфин, ФТС, Федеральное казначейство, Правоохранительные органы).
1. ФКЗ «О Правительстве РФ» - статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики разрабатывает и реализует налоговую политику;
2. Имеет полномочия принимать нормативные акты в налоговой сфере. В настоящее время, Правительство: - определяет порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам ст.59 НК - определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации ст.64 НК. - определяет порядок постановки на налоговый учет, изменения сведений и снятия с учета организаций и предпринимателей ст.83,84 НК - определяет выплаты и размеры сумм причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, подлежащих выплате ст.131 НК.
III. Налоговая компетенция финансовых органов.
Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (далее — финансовые органы) являются субъектами налоговых правоотношений, наделенными властными полномочиями по определенному кругу вопросов, и выступают в указанных правоотношениях от имени государства. В пределах своей компетенции они издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Правовой статус Министерства финансов определяется ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 01.12.2004) "О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3258., в соответствии с которым Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере... налоговой деятельности. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы. Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы. Правовой статус финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Налоговым законодательством устанавливаются следующие полномочия Минфина России (его подразделений) и финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
1. Полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере регулирования вопросов налогообложения. Минфин РФ и финансовые органы вправе принимать указанные нормативные правовые акты в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством. Так, Минфин России имеет право принятия нормативных актов - по вопросам определения порядка исчисления налоговой базы для индивидуальных предпринимателей (п.2.ст. 54 НК РФ); - проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки (п.п.6.п.1.ст. 31 НК РФ), - определяет правила заполнения поручений на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (п.7.ст.45 НК) - определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, особенности учета иностранных организаций (ст.83 НК), определение порядка постановки на учет организаций и физических лиц (ст.84 НК), порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК), порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ст.84 НК). Финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муниципальных образований имеют также право принятия нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательными актами о налогах и сборах, принимаемых соответствующими законодательными органами власти или представительными органами местного самоуправления, 2. Полномочия в области разъяснений налогового законодательства
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Письменные разъяснения даются в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (зам. руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. IV. Налоговая компетенция органов Федерального казначейства РФ (федеральной службы)
1. По зачислению сумм налога, зачёту и возврату сумм налогов. Обращает на себя внимание тот факт, что общая часть Налогового кодекса РФ содержит упоминания об органах Федерального казначейства как об уполномоченных органах, осуществляющих возврат из федерального бюджета излишне уплаченных сумм налогов, пени и штрафов (п.7.ст.32, п.11.ст.78, п.6.ст.79 НК). Для усиления гарантий прав налогоплательщиков в главах второй части НК РФ, регулирующих уплату косвенных налогов (НДС и акцизов), предусмотрены обязанности органов Федерального казначейства по возврату сумм косвенных налогов из бюджета, а также регламентирован порядок исполнения ими своих обязанностей (ст. 176, 203 НК РФ).
9. Налоговые органы, как субъекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налоговых органов. В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 30 НК РФ). Налоговые органы вправе: 1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ (ст. 31 НК РФ). Налоговые органы несут обязанности, установленные для них не только Налоговым кодексом, но и иными федеральными законами. См. п. 2 ст. 32 НК РФ. Интересно отметить, что согласно п. 2 ст. 31 НК РФ права налоговых органов должны ограничиваться только теми правами, которые установлены для них Налоговым кодексом РФ, а в соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ также и федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. Таким образом, законодатель «расширяет» законодательное регулирование обязанностей налоговых органов по сравнению с регулированием их прав и в п. 2 ст. 32 устанавливает, что обязанности налоговых органов могут быть урегулированы не только Налоговым кодексом, но и законодательными актами, не относящимися к актам налогового законодательства. Указанная норма п. 2 ст. 32 НК РФ не соответствует положениям п. 2 ст. 1 НК РФ и требует изменения. При этом необходимо различать обязанности налоговых органов в целом и обязанности конкретных должностных лиц налоговых органов. Так, в силу своих должностных полномочий наибольший объем обязанностей налогового органа исполняется руководителями и заместителями руководителей налоговых органов. Должностными лицами налоговых органов являются руководящие работники и специалисты налоговых органов, которым в зависимости от занимаемой должности, квалификации и стажа работы в соответствии с действующим законодательством присвоены классные чины3. Надлежащее исполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей является одной из гарантий обеспечения прав налогоплательщиков. (См. п. 2 ст. 22 НК РФ.) Основной обязанностью должностных лиц налоговых органов является осуществление в пределах своей компетенции прав и обязанностей налоговых органов в порядке, установленном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Впервые должностным лицам налоговых органов предписана обязанность корректного и внимательного отношения к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам отношений, соблюдения их прав на честь и достоинство, которые в случае причинения морального вреда защищаются в порядке гражд-ого закон-ва. В ст. 32 НК РФ установлены основные обязанности налоговых органов: 1) соблюдать налоговое законодательство; 2) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 3) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговые органы в настоящее время осуществляют контроль в том числе и за соблюдением нормативных актов, принятых до вступления в силу первой части НК РФ, которые продолжают действовать до окончательного формирования второй части НК РФ; 4) вести в установленном порядке (ст. 83-86 НК РФ) учет налогоплательщиков; 4.1) передавать налогоплательщикам в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика; 5) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения. 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Фед-ого казначейства, а также доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную сист. РФ; 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) соблюдать налоговую тайну, т.е. устанавливать специальный режим защиты сведений, полученных должностными лицами налоговых органов от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в силу исполняемых ими должностных обязанностей; 9) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии актов налоговых проверок, копии решений налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога; 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту в течение пяти дней по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. 11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются ФНС; 12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. 13) Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При осуществлении своей деятельности и совершении конкретных действий в отношении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента налоговые органы несут и другие обязанности, установленные налоговым законодательством, например, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта (п.3.ст. 78 НК РФ); налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления (п.4.ст. 80); налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на налоговый учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство (п.2.ст. 84) и т.д. Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе налоговых органов и их должностных лиц, которые несут юридическую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе осуществления своей деятельности. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом своих обязанностей его действия или бездействие могут быть обжалованы в судебном порядке, а в некоторых случаях налоговый орган может быть понужден судом к совершению определенных действий в пользу налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или других лиц. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных налоговых инспекций своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Налоговые органы несут ответственность перед государством (в лице его высших органов — Правительства РФ, Президента РФ) за исполнение тех задач, которые перед ними поставлены, т.е. за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков, за обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов, за эффективность налогового контроля и т.д. Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Возмещение убытков осуществляется за счет федерального бюджета.
10. Налогоплательщики как субъекты налоговых правоотношений. Классификация, права и обязанности. Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст. 19 НК РФ). В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по место-нахождению филиалов и иных обособленных подразделений. Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах: 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; 5) на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия их должностных лиц; 1 3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны; 14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц; 15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 21 НК РФ). Помимо основной обязанности налогоплательщика - уплачивать установленные законом налоги - существуют и иные, призванные обеспечить налоговым органам возможность осуществлять контроль за правильностью и полнотой уплаты налогов (ст.23 НК РФ). I. Налогоплательщики (организации, предприниматели, физические лица) обязаны, если такая обязанность предусмотрена НК РФ: 1. встать на учет в органах ФНС РФ 2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; 3. представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчёты) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать; 4. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 5. в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций и предпринимателей - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; 6. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.011 с.) |