Налоговая обязанность как норма налогового законодательства. Обязанность по уплате налога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая обязанность как норма налогового законодательства. Обязанность по уплате налога.



Налоговая обязанность - это урегулированное нормами права отношение, в рамках которого происходит исполнение конституционной обязанности уплаты налога.

 

Обязанность по уплате налогов и сборов носит публично-правовой характер и представляет собой правоотношение между налогоплательщиками и государством как субъектом суверенной власти.

 

В узком смысле налоговую обязанность рассматривают как обязанность налогоплательщик а уплатить государству соответствующую сумму в порядке и сроки, определенные законодательством о налогах и сборах.

 

Налоговая обязанность в широком смысле включает всю совокупность обязанностей и прав, в ее содержании можно выделить несколько основных блоков:

 

- обязанность по регистрации налогоплательщика в налоговом органе и ведению налогового учета;

 

- обязанность по уплате налогов и сборов;

 

- обязанность по составлению, представлению и хранению налоговой отчетности.

 

Центральное место в содержании налоговой обязанности занимает обязанность по уплате налогов и сборов. Именно она отождествляется с налоговой обязанностью в узком смысле. Категория "обязанность по уплате налогов и сборов" нашла свое правовое воплощение в Конституции РФ (ст. 57) и НК РФ (ст. 3).

 

Обязанность по уплате налога - единственная в системе обязанностей налогоплательщика - носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".

 

Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством. Общими основаниями являются наличие у налогоплательщика объекта налогообложения и истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

 

Согласно ст. 44 НК РФ налоговая обязанность прекращается:

 

1) с уплатой налога (сбора) налогоплательщиком;

2) с возникновением иных обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика.

 

По общему правилу налоговая обязанность прекращается ее надлежащим исполнением, то есть когда налог уплачен налогоплательщиком своевременно и в полном объеме.

 

К числу иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности, можно отнести:

- удержание налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК);

- принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);

- уплата налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);

- уплата налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);

- уплата налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК); списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);

- уплата налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК);

- зачет излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога в счет предстоящих платежей (ст. 78, 79 НК) и др.

 

Смерть налогоплательщика или признание его умершим также прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога.

 

 

Исполнение налоговой обязанности, способы его обеспечения.

Исполнение налоговой обязанности заключается в совершении налогоплательщиком тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта, т. е., прежде всего, в передаче государству, муниципальному образованию, как правило, в собственность определенного количества денежных средств.

Предметом исполнения налоговой обязанности являются деньги: уплата налога, как это следует из ст. 8 НК, производится посредством изъятия из владения и, как правило, собственности обязанного лица именно денег.

 

Налоговая обязанность должна быть исполнена:

- надлежащим субъектом;

- в надлежащем полном объеме;

- в установленные налоговым законодательством сроки;

- в определенном налоговым законодательством месте;

- указанным налоговым законом способом;

- в установленной налоговым законом форме.

 

Надлежащим субъектом при исполнении налоговой обязанности признается организация или физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги или сборы.

 

НК РФ устанавливает, что исполнение налоговой обязанности осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено НК РФ (п. 1 ст. 45 НК РФ).

 

Таким образом, субъектом исполнения налоговой обязанности является сам налогоплательщик, за исключением тех случаев, когда налоговым законодательством исполнение налоговой обязанности полностью или частично возложено на третьих лиц.

В установленных налоговым законодательством случаях обязанность по уплате налога возлагается на налогового агента: при выплате работодателями доходов физическим лицам, при расчетах с иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в налоговом органе Российской Федерации, и в других случаях.

 

К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся:

1) залог имущества;

2) поручительство;

3) пеня;

4) приостановление операций по счетам в банке;

5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.

 

Первые два можно условно отнести к гражданско-правовым способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, последние два - к административно-правовым. Все способы обеспечения в налоговом праве носят исключительно имущественный характер.

 

Ст. 329 ГК РФ прямо называет залог и поручительство в числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств. НК РФ устанавливает, что к правоотношениям, возникающим при установлении залога и поручительства в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 7 ст. 73, п. 6 ст. 74 НК РФ). Таким образом, нормы гражданского законодательства, регулирующие институты залога и поручительства, выступают здесь в качестве общих норм, а соответствующие нормы НК РФ - специальных.

 

Применение залога и поручительства в сфере налогообложения ограничивается случаями изменения сроков исполнения налоговой обязанности, то есть отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Пеня, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества применяются во всех случаях, когда налоговому органу необходимо осуществить принудительное взыскание налога.

 

 

Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений. Функции региональных органов Федеральной Налоговой службы в субъектах РФ и их права.

Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Осуществляя свои функции, налоговые, таможенные и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная налоговая служба выполняет следующие функции:

- проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

 

- производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

 

- организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

 

- осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

 

- анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов.

 

Налоговые органы вправе:

 

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

 

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

 

- производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

 

- приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ;

 

- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

 

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

 

- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений или территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

 

- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном НК РФ;

 

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

 

- требовать от налогоплательщиков и иных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

 

- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

 

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

 

- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

 

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

 

Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

 

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

 

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

 

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

 

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды;

 

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

 

- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

 

Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

 

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.037 с.)