Законодательство о налогах и сборах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство о налогах и сборах



Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных, региональных законов о налогах и сборах (н-р, «Закон о транспортном налоге в Липецкой области»), а также нормативно правовых актах представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах (н-р, «Положение о налоге на имущество физических лиц на территории г. Лебедяни").

НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: (используя статью 1 НК самостоятельно записать 7 принципов налогообложения и сборов в РФ)

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации

2) __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________;

3) __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________;

4) __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________;

5) __________________________________________________________________________;

6) __________________________________________________________________________;

7) __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Структура НК РФ

Налоговый Кодекс РФ состоит из двух частей.

Первая общая часть, которой установлены общие принципы налогообложениясостоит из ___ разделов, в которые включено _____ глав. (названия разделов записать, названия глав прочитать, не выписывать, указав их количество в каждом разделе)

Раздел I. ________________________________________________________________

________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел II. __________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел III__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел IV. __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел V. ___________________________________________________________________

_________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел V.1 ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел V.2. ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел VI. ___________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел VII. __________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Вторая специальная часть, которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов),состоит из ___ разделов, в которые включено __глав.(названия разделов записать, названия глав прочитать, не выписывать, указав их количество в каждом разделе)

Раздел VIII. ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел VIII.1 ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав))

Раздел IХ ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел Х ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Функции налогов

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение нало­гов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и не­обходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распре­делительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан.

Контрольная функция означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих конституционных функций.

 

Принципы налогообложения

В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

1.Экономические

Принцип справедливости предполагает установление обязанно­сти каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразуме­вает необходимость установления таких налогов, чтобы поступле­ния по каждому налогу существенно перекрывали затраты государ­ства на его администрирование.

Принцип соразмерности характеризуют принцип эко­номической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны.

Принцип учета интересов основан на определенности налого­вого платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для нало­гоплательщика. Заключается в необходимости предварительной информированности налогоплательщика о перечне налогов и о всех вводимых в налоговое законодательство изменений.

2.Юридические

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствую­щего законодательного акта.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышаю­щие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законода­тельства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заклю­чается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложе­ния, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответст­вующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога.

3.Организационные

Принцип единства налоговой системы предполагает недопус­тимым установление налогов, прямо или косвенно ограничиваю­щих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за­ключается в том, что в целях приведения в соответствие с объек­тивно изменяющимися государственными потребностями некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип налогового федерализма- принцип наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика.

Принцип одновременности обложения базируется на недопуще­нии обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательст­вом налоговый период.

Понятие налога и сбора

Понятие налога и сбора определено НК РФ (понятия выписать с НК)

(ст. 8) Налог представляет собой _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сбор - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Понятия налога и сбора имеют существенные отличия:

1. Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с государством. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это могут быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий. Уплатив сбор, плательщики, в частности, получают лицензии на пользование какими-либо объектами.

2. Компенсационный характер. Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Сбор необходим для компенсации дополнительные издержки государствана оказание плательщикуиндивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

3. Состав элементов. Каждый налог имеет определенные элементы, при установлении же сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

5. Регулярность уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций.

 

Виды налогов

Многообразие налоговых платежей создает объективные предпосылки для их классификации, то есть обособления в отдельные группы со сходными признаками. Налоги группируются по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, устанавливающих налоги, и территории, на которой они уплачиваются все налоги и сборы делятся:

Федеральные (ст. 12, п.2)

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ

К федеральным налогам и сборам относятся: (ст.13)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Региональные (ст. 12. п.3)

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся: (ст.14)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Местные (ст.12 п.4)

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся: (ст.15)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Специальные налоговые режимы (ст.18) устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В зависимости от категории налогоплательщиков:

налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество);

налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);

смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (транспортный налог, земельный налог и др.)

По объекту обложения выделяют:

налоги на имущество;

налоги на доходы (прибыль);

налоги на определенные виды деятельности.

По способу взимания налоги подразделяются:

Прямые, уплата которых производитсянепосредственно налогоплательщиком (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.)

Косвенные, которые оплачиваетконечный потребитель товаров, а в бюджет перечисляет установленный законом плательщик. Такие налоги взимаются путем включения в цену товара. (НДС, акцизы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.129 с.)