Тема 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

(учебно-методическое пособие)

по дисциплине

«Налоги и налогообложение»

 

Студента (ки) группы Л 21

Специальности38.02.02

Операционная деятельность в логистике

___________________________________

 

Лебедянь, 2016


 

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие включает лекционный материал, перечень заданий и задач по изучаемым темам дисциплины Налоги и налогообложение.

Пособие предназначено для студентов специальности Операционная деятельность в логистике.

Дисциплина Налоги и налогообложение входит в профессиональный цикл: общепрофессиональные дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;

- понимать сущность и порядок расчетов налогов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации;

- экономическую сущность налогов;

- принципы построения и элементы налоговых систем;

- виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.

 


 

 

Содержание страница
Тема 1.Экономическая сущность налогов и основы налогообложения  
1.Законодательство о налогах и сборах.  
2.Структура НК РФ  
3. Функции налогов  
4. Принципы налогообложения  
5.Понятие налога и сбора  
6.Виды налогов  
7.Общие условия установления налогов и сборов  
8. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах  
Тема 2 Налоговый контроль  
1.Налоговый контроль: общие положения  
2.Камеральные налоговые проверки  
3.Выездные налоговые проверки  
4.Учет организаций и физических лиц  
Тема 3 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение  
1.Пеня  
2.Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение  
Тема 4. Налог на добавленную стоимость  
Тема 5. Акцизы  
Тема 6. Налог на прибыль организаций  
Тема 7. Налог на доходы физических лиц  
Тема 8. Ресурсные налоги и сборы  
1.Сборы за пользование объектами животного мира  
2.Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов  
3.Водный налог  
4.Налог на добычу полезных ископаемых  
Тема 9 Государственная пошлина  
Тема 10Налог на имущество организаций  
Тема 11.Транспортный налог  
Тема 12.Земельный налог  
Тема 13.Налог на имущество физических лиц  
Тема 14. Единый налог на вмененный доход  
Тема 15. Упрощенная система налогообложения  

 


 

Тема 1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

План:

1.Законодательство о налогах и сборах.

2.Структура НК РФ.

3. Функции налогов.

4. Принципы налогообложения.

5.Понятие налога и сбора.

6.Виды налогов.

7.Общие условия установления налогов и сборов.

8. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 

Законодательство о налогах и сборах

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных, региональных законов о налогах и сборах (н-р, «Закон о транспортном налоге в Липецкой области»), а также нормативно правовых актах представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах (н-р, «Положение о налоге на имущество физических лиц на территории г. Лебедяни").

НК устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе: (используя статью 1 НК самостоятельно записать 7 принципов налогообложения и сборов в РФ)

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации

2) __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________;

3) __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________;

4) __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________;

5) __________________________________________________________________________;

6) __________________________________________________________________________;

7) __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Структура НК РФ

Налоговый Кодекс РФ состоит из двух частей.

Первая общая часть, которой установлены общие принципы налогообложениясостоит из ___ разделов, в которые включено _____ глав. (названия разделов записать, названия глав прочитать, не выписывать, указав их количество в каждом разделе)

Раздел I. ________________________________________________________________

________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел II. __________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел III__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел IV. __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел V. ___________________________________________________________________

_________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел V.1 ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел V.2. ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел VI. ___________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Раздел VII. __________________________________________________________________

_________________________________________________________(состоит их ___ глав)

Вторая специальная часть, которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов),состоит из ___ разделов, в которые включено __глав.(названия разделов записать, названия глав прочитать, не выписывать, указав их количество в каждом разделе)

Раздел VIII. ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел VIII.1 ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав))

Раздел IХ ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Раздел Х ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________ (состоит их ___ глав)

Функции налогов

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение нало­гов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и не­обходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распре­делительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан.

Контрольная функция означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, достаточный для выполнения государством своих конституционных функций.

 

Принципы налогообложения

В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

1.Экономические

Принцип справедливости предполагает установление обязанно­сти каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип эффективности (принцип экономичности) подразуме­вает необходимость установления таких налогов, чтобы поступле­ния по каждому налогу существенно перекрывали затраты государ­ства на его администрирование.

Принцип соразмерности характеризуют принцип эко­номической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны.

Принцип учета интересов основан на определенности налого­вого платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, в первую очередь для нало­гоплательщика. Заключается в необходимости предварительной информированности налогоплательщика о перечне налогов и о всех вводимых в налоговое законодательство изменений.

2.Юридические

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствую­щего законодательного акта.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышаю­щие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законода­тельства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заклю­чается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложе­ния, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответст­вующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога.

3.Организационные

Принцип единства налоговой системы предполагает недопус­тимым установление налогов, прямо или косвенно ограничиваю­щих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за­ключается в том, что в целях приведения в соответствие с объек­тивно изменяющимися государственными потребностями некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип налогового федерализма- принцип наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика.

Принцип одновременности обложения базируется на недопуще­нии обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательст­вом налоговый период.

Понятие налога и сбора

Понятие налога и сбора определено НК РФ (понятия выписать с НК)

(ст. 8) Налог представляет собой _________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сбор - ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Понятия налога и сбора имеют существенные отличия:

1. Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с государством. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это могут быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий. Уплатив сбор, плательщики, в частности, получают лицензии на пользование какими-либо объектами.

2. Компенсационный характер. Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Сбор необходим для компенсации дополнительные издержки государствана оказание плательщикуиндивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

3. Состав элементов. Каждый налог имеет определенные элементы, при установлении же сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

5. Регулярность уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций.

 

Виды налогов

Многообразие налоговых платежей создает объективные предпосылки для их классификации, то есть обособления в отдельные группы со сходными признаками. Налоги группируются по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, устанавливающих налоги, и территории, на которой они уплачиваются все налоги и сборы делятся:

Федеральные (ст. 12, п.2)

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ

К федеральным налогам и сборам относятся: (ст.13)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Региональные (ст. 12. п.3)

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся: (ст.14)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Местные (ст.12 п.4)

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся: (ст.15)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Специальные налоговые режимы (ст.18) устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В зависимости от категории налогоплательщиков:

налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество);

налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);

смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (транспортный налог, земельный налог и др.)

По объекту обложения выделяют:

налоги на имущество;

налоги на доходы (прибыль);

налоги на определенные виды деятельности.

По способу взимания налоги подразделяются:

Прямые, уплата которых производитсянепосредственно налогоплательщиком (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.)

Косвенные, которые оплачиваетконечный потребитель товаров, а в бюджет перечисляет установленный законом плательщик. Такие налоги взимаются путем включения в цену товара. (НДС, акцизы).

Задание 1.

Внимательно изучив вопросы темы 1 р ешите следующие тестовые задания (правильный ответ отметьте знаком «+»):

1.Законодательство РФ о налогах и сборах включает:

1. Налоговый Кодекс РФ

2. Закон «О налогах и налоговой системе РФ»

3. региональные законы о налогах

4. все ответы верны

2.В первой части НК установлена:

1. ответственность за совершение налоговых правонарушений

2. формы налогового контроля

3. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ

4. все ответы верны

3.Неуплата налогов

1. влечет за собой штрафные санкции

2. не влечет штрафные санкции

3. в зависимости от вида налога

4.Уплата сбора осуществляется

1. регулярно, через определенные промежутки времени

2. в строго определенных ситуациях

3. по решению правительства РФ

5.К федеральным налогам относятся:

1. акцизы

2. налог на добычу полезных ископаемых

3. налог на игорный бизнес

4. все ответы верны

6.К региональным налогам относятся:

1. транспортный налог

2. сборы за пользование объектами животного мира

3. налог на игорный бизнес

4. все ответы верны

7.При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются:

1. плательщики

2. налоговые ставки, в пределах установленных НК

3. сроки уплаты налога

4. нет верного ответа

8.Уплата местных налогов предполагает:

1. освобождение от уплаты некоторых федеральных налогов

2. освобождение от уплаты некоторых региональных налогов

3. нет верного ответа

9.К прямым налогам относятся:

1. акцизы

2. налог на прибыль

3. земельный налог

4. нет верного ответа

10.В зависимости от категории налогоплательщика транспортный налог является

1. прямым

2. косвенным

3. смешанным

4. налогом на имущество

11.Элементы налогообложения, определенные НК РФ

1. налогоплательщики

2. налоговая база

3. налоговый период

4. все ответы верны

12.Обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет возложена на

1. налогоплательщиков

2. налоговые органы

3. налоговых агентов

4. все ответы верны

13.В первой части НК установлены:

1. права и обязанности налогоплательщиков

2. порядок взимания налога на прибыль

3. методы налогового контроля

4. все ответы верны

14.Первая часть НК включает разделы:

1. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел.

2. Специальные налоговые режимы

3. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

4. все ответы верны

15.Неуплата сборов

1. влечет за собой штрафные санкции

2. не влечет штрафные санкции

3. в зависимости от вида сбора

16.Уплата налога осуществляется

1. в виде разового платежа

2. предполагает систематичность уплаты

3. уплачивается по желанию плательщика

17.К федеральным налогам относятся:

1. налог на имущество организаций

2. налог на прибыль организаций

3. налог на доходы физических лиц

4. все ответы верны

18.К региональным налогам относятся:

1. транспортный налог

2. налог на имущество организаций

3. налог на игорный бизнес

4. все ответы верны

19.Федеральные налоги обязательны к уплате:

1. всеми плательщиками соответствующих налогов

2. только после принятия соответствующих региональных законов

3. только государственными предприятиями

20.Уплата специальных налоговых режимов предполагает:

1. освобождение от уплаты отдельных налогов

2. освобождение от уплаты всех налогов

3. нет верного ответа

21.К косвенным налогам относятся:

1. транспортный налог

2. налог на имущество организаций

3. налог на вмененный доход

4. нет верного ответа

22.По способу взимания налог на добавленную стоимость является

1. прямым

2. смешанным

3. косвенным

4. федеральным

23.Элементы налогообложения, определенные НК РФ

1. порядок начисления налогов

2. налоговая ставка

3. сроки уплаты налога

4. все ответы верны

24.Расчет суммы налога может осуществляться

1. налогоплательщиками

2. налоговыми органами

3. налоговыми агентами

4. все ответы верны

 

Задание 2.*

Используя официальный сайт налоговой службы (http://www.nalog.ru) найдите и распечатайте схему структуры центрального аппарата ФНС России. Вложите распечатанный материал в свою рабочую тетрадь.

Задание 3. *

Подготовьте доклады на темы: «История возникновения и развития налогообложения», «Налоги в Древнерусском государстве», «Налоги в Российской империи в 18 веке», «Налоговая система в первой половине 19 века», «Налоги в Советской России и в СССР», «Перспективы развития налоговой системы».

Задание 4. *

Найдите и запишите не менее двух высказываний о налогах.

Например:Налоги для государства то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его. (Екатерина 2, российская императрица.)

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе (Оливер У Холмс, американский писатель)


 

Тема 2 Налоговый контроль

План

1.Налоговый контроль: общие положения

2.Камеральные налоговые проверки

3.Выездные налоговые проверки

4.Учет организаций и физических лиц

 

Налоговый контроль: общие положения

Деятельность государственных органов в сфере налогообложения представляет собой разновидность государственного управления – процесса, включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этапов налогообложения есть разновидность государственного контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.

Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений.

Налоговый контроль – это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Субъектами налогового контроля выступают государственные налоговые органы, таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля.

Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов.

Объект налогового контроля – финансово-хозяйственная деятельность указанных лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения, предметом – денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Согласно ст. 82 НКНалоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом.

В процессе налогового контроля большое внимание придается различного рода гарантиям прав и законных интересов лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется. Одной из таких гарантий выступает институт налоговой тайны, включающей любые полученные налоговым органом сведения, за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия.

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка

Налоговая проверка – это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются накамеральные и выездные.

 

Выездные налоговые проверки

Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля. Большое значение здесь придается соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможного произвола со стороны государства. В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний давностный срок для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, запрет на проведение повторных проверок, право на обжалование, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и возместить налогоплательщику ущерб, причиненный незаконными действиями.

Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Должностным лицам, непосредственно проводящим выездную налоговую проверку, обеспечивается беспрепятственный доступ на территорию и в помещение налогоплательщика. При этом проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение о проведении выездной налоговой проверки, а в необходимых случаях и документ, подтверждающий их полномочия на проверку объектов с особым режимом доступа. При отсутствии любого из указанных документов налогоплательщик вправе не допускать проверяющих на свою территорию (в помещения).

Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц для проведения налоговой проверки на территории или в помещения (кроме жилых помещений) влечет для виновных лиц негативные последствия. В этом случае руководитель проверяющей группы составляет акт, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, основываясь на оценке имеющихся данных о налогоплательщике или по аналогии с другими налогоплательщиками.

Проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, запрещается. Исключение составляют случаи, когда проверка проводится: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала (представительства). Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

При проведении налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять различного рода процессуальные действия, к которым относятся: истребование пояснений от налогоплательщика; инвентаризация имущества; осмотр (обследование) документов, предметов, помещений и территорий; истребование документов; выемка предметов и документов; экспертиза; привлечение специалиста.

Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также вызывать их на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи суплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогового законодательства. Пояснения в зависимости от конкретных обстоятельств предоставляются налогоплательщиком в устной или письменной форме. К пояснениям могут прилагаться необходимые документы (накладные, внутренние приказы и распоряжения, счета-фактуры и др.).

При проведении выездной налоговой проверке может проводиться инвентаризация имущества. Распоряжение о проведении инвентаризации, порядке и сроках ее проведения, перечне имущества, подлежащего инвентаризации, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель (его заместитель) налогового органа. Основными целями инвентаризации являются: а) выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; б) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; в) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить осмотр документов и предметов. Осмотр производится в присутствии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре лично либо через своего представителя. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

Истребование документов. Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты.

Выемка документов и предметов. Выемка проводится в случае отказа налогоплательщика предоставить истребуемые документы или предметы, а также при наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы (предметы), свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Выемка назначается мотивированным постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Таким образом, произвести выемку можно только в рамках выездной налоговой проверки. Присутствие понятых и лиц, у которых непосредственно производится выемка, является обязательным.

Экспертиза. Экспертиза назначается на договорной основе в случаях, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Как правило, экспертиза назначается в случаях, когда требуется отнести имущество налогоплательщика к той или иной категории предметов, значимых с точки зрения налогового законодательства (объекты налогообложения, культурные ценности, основные фонды, незавершенное строительство и т.п.). Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Эксперт несет ответственность за отказ от участия в проведении налоговой проверки, а также за дачу заведомо ложного заключения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.22.236.90 (0.166 с.)