Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теневой мультипликационный кинофильм

Поиск

 

Одной из разновидностей мультипликационного кино является теневой (или силуэтный) фильм — очень своеоб­разный и эффектный вид кинематографии со своим языком и особым образным строем.

Кроме того, теневой фильм проще в исполнении, чем ри­сованный или кукольный.

Теневая мультипликация, пожалуй, самая доступная кино­любителям, поэтому рекомендуем читателям испытать свою творческую фантазию в создании теневых фильмов.

ПРИНЦИП ТЕНЕВОГО КИНОФИЛЬМА

 

Главная особенность теневого кинофильма состоит в том, что фигурки действующих лиц (марионетки), детали декора­ции и фона делают из картона и бумаги различной плотно­сти. А это позволя­ет создавать в кад­ре выразительные, изящные силуэты, богатые по тональ­ности декорации со всеми оттенками от черного до белого. «Актеры» и декора­ции во время съем­ки находятся в го­ризонтальном по­ложении, объектив кинокамеры на­правлен вертикаль­но вниз, а освеща­ется съемочное по­ле снизу, напросвет (рис. 59).

Рис. 59. Принцип съемки теневою кинофильма: 1 — съе­мочная кинокамера; 2 — стол с прямоугольным вырсчом; 3 — съемочное поле с матовым стеклом: 4 лампы

 

Съемка произ­водится одиночны­ми кадриками (по-кадрово), на кото­рые фиксируются отдельные фазы движения ма­рионеток. Кинокамера надеж­но укрепляется на кронштейне, штативе или другом устрой­стве, которое позволяет пере­двигать ее вверх и вниз для съемок общих, средних и круп­ных планов.

Кронштейн может быть очень простым и иметь лишь несколько фиксированных по­ложений кинокамеры, как, на­пример, на рис. 60.

Кинокамера с помощью штативного винта крепится к деревянной передвижной по­лочке, которая может устанав­ливаться на одном из трех уровней над снимаемым по­лем. Если кинокамера не имеет сменных объективов или афо-кальных насадок, это позволит получать кадры различной крупности. Устройство, удер­живающее камеру, крепится к фанерному ящику, верхняя стенка которого имеет прямоугольный вырез. На него кладут матовое стекло. На стекле размещают декорации и марио­нетки. Подсвечиваются они лампами, установленными на дне ящика. Для более равномерного освещения дно ящика покрывают белой краской. В боковых стенках должны быть отверстия для вентиляции воздуха.

Всю конструкцию для удобства работы устанавливают на устойчивый стол. Размеры устройства зависят от разме­ров съемочного поля, а оно должно быть не меньше чем 24 v 30 см, иначе марионетки будут слишком маленькими и ими неудобно будет управлять. Наиболее распространенные размеры: 40 х 50 и 50 х 60 см. Можно порекомендовать ки­нолюбителям остановить свой выбор на формате 40 50 см, так как он позволяет делать марионетки высотой до 20 см, а с ними работать легко. На таком съемочном поле удобно также действовать марионеткам сказочных сцен — «велика­нам» и «карликам».

 

Рис. 60. Устройство для съемки теневого кинофильма

 

Чтобы получить равномерное освещение, используют 6 — 8 ламп по 25 — 40 Вт, которые устанавливают на расстоянии 35 — 50 см от матового стекла (съемочного поля). Если использовать более мощные лампы, например по 75 Вт, то можно с помощью реостата изменять силу света, создавая таким образом различные эффекты. Можно вместо ламп накаливания взять 4 — 6 трубок люминесцентных ламп днев­ного света (см. рис. 60) — съемочное поле будет нагреваться значительно меньше. Матовое стекло, лежащее на вырезе верхней стенки ящика, обращено матовой стороной вверх, к объективу камеры. Стекло должно быть несколько боль­шим, чем рабочая площадъ кадра, которую нужно очертить, тогда видно будет, когда марионетка выходит за границы кадра. На это стекло кладут вырезанные из бумаги декорации. Чтобы декорация не коробилась от тепла ламп, ее накрывают сверху чистым листом оконного стекла. По этому стеклу бу­дут двигаться марионетки, не задевая декораций.

МАРИОНЕТКИ И ДЕКОРАЦИИ

 

Теневой кинофильм — это нечто среднее между рисован­ным и кукольным фильмом. Несмотря на двумерность марио­неток и декораций, возможности их движения велики.

Весь реквизит фильма, изготовленный вначале, сохраня­ется до конца съемок. С марионетками и декорацией можно работать отдельно, независимо друг от друга. Работу можно прекращать или начинать с любого эпизода, но желательно (особенно при съемке на 8-лш пленку) не делать лишних склеек, снимать с самого начала и до конца подряд, как записано в режиссерском сценарии.

Рис. 61. Изготовление марионетки

 

Фигуры действующих лиц вырезают из тонкого картона (еще лучше из тонкого листового железа).

Сначала делают эскизы марионеток нужной величины, а потом дорисовывают все места шарнирных соединений, после чего контуры отдельных частей марионеток переносят на картон и вырезают (рис. 61). Степень подвижности фигу­рок зависит от их роли в фильме. Некоторые из них могут иметь ограниченное движение, например, как у гребца на челне (рис. 62). Соединяются все части марионетки шарнирами из тонкой проволоки.

Важно, чтобы каждая фигура отличалась своим особым характером, чтобы силуэт ее запоминался. То­гда она не только будет иметь свою определенную типажную примету, но ее, кроме того, легко будет сразу же узнать на экране среди других действующих лиц. Особое внимание следует уделить абрису головы марионетки.

Декорации делают из бумаги также по предварительному эскизу, придерживаясь принятого масштаба (например, все уменьшено в десять раз по сравнению с натурой).

Рис. 62. Марионетка с ограниченным движением

Рис. 63. Кадр из теневою кинофильма

Рис. 64. Изготовление декорации

 

Уже при разработке эскизов обращайте внимание на то, чтобы силуэты были изящными, ажурными, чтобы через предметы переднего плана проглядывало как можно больше дали. Тогда и черные силуэты марионеток будут хорошо вид­ны на более светлых участках декораций (рис. 63).

Предметы фона (дальних планов) изготовляют из бумаги различной плотности — папиросной, обычной тонкой, а так­же из кальки. Такие материалы позволяют создавать полуто­новую картину глубокой перспективы. На рис. 64 показаны основные стадии создания декорации теневого фильма: А — предварительный эскиз; Б — декорация переднего пла­на, вырезанная из черной бумаги или тонкого картона.

Декорацию можно вырезать из одного целого листа бу­маги или из отдельных частей и склеить. Поскольку в данном примере сова на ветке наподвижна (она только открывает и закрывает глаза), то и она вырезается из одного куска бу­маги вместе с деревом, на котором сидит.

И, наконец, законченный вид декорации показан на рис. 64, В. Здесь уже не только силуэты переднего плана, но и дальние планы — гора, озеро, лес на горизонте, из-за кото­рого поднимается луна.

Для изготовления декорации воспользуемся различными сортами бумаги.

Для неба, например, возьмем кальку или папиросную бумагу в два-три слоя. В нем сделаем отверстие в форме молодого месяца или полной луны. Для горы и дальнего леса тоже нужно подобрать соответствующую плотность, сложив, допустим, в два слоя обычную белую бумагу. Озеро можно оставить совсем прозрачным или закрыть его одним слоем папиросной бумаги, в которой вырезать «лунные бли­ки» на воде. Чтобы глаза совы закрывались и открывались, достаточно прикрывать их полоской черной бумаги (на не­сколько кадриков), а затем снова убирать ее.

Точно так же, если в кадре есть дома с окнами, можно усилить впечатление наступления ночи, постепенно зажигая огни в окнах домов. Для этого вначале окна закрывают чер­ными кусочками бумаги, производят съемку части кадра, а затем постепенно убирают один за другим кусочки бумаги с окон — ив каждом из них вспыхнет свет, в ближних окнах более яркий, в дальних — послабее (за счет подкладывания под окна бумаги различной плотности).

Можно, например, создать эффект восхода луны, пере­двигая (покадрово, конечно) «небо» с вырезанной в нем «луной».

Кроме кальки, папиросной бумаги для фона можно использовать мелкий и крупнозернистый песок, муку, мятый целлофан, тюль, газ и другие полупрозрачные материалы. В результате экспериментов можно найти новые материалы, которые дадут разнообразные и интересные эффекты.

Тонкие линии можно не вырезать, а просто рисовать черной тушью кисточкой или пером на бумаге или кальке. Так, например, сделаны цветы и узор на оконной раме на рис. 63.

Уже в эскизе декорации нужно определить ее общий характер, настроение — должна ли она быть мрачной, тяже­лой (с преобладанием темных участков), или веселой, радост­ной (с общим светлым тоном), или уравновешенной, спокой­ной (с гармоничным распределением светлых и темных участков). Таким образом, декорация может выполнять и драматургические функции.

Чтобы создать панораму по пейзажу, нужно передвигать фон, который для этого делают в виде полосы (рис. 65). Точно так же выполняют и длинные проезды действующих лиц, требующие изменения фонового пейзажа.

На рис. 66 показана примерная схема изго­товления фонового пейзажа, представля­ющего собой бумаж­ные полосы с участка­ми различной проз­рачности (транспа­рант).

В данном случае берут четыре слоя бу­маги различной плот­ности.

Рис. 65. Принцип съемки панорам

Рис. 66. Транспарант для движущегося фона

 

Слой первый 1 — небо. Его изготовля­ют обычно из одного-двух слоев папиросной бумаги, в которой можно сделать вы­резы по форме облаков. Если нужно, чтобы небо было без облаков, можно эту часть декорации дать совсем прозрачной (без единого слоя бумаги).

Слой второй 2 — горы. Их можно вырезать из кальки.

Слой третий 3 — часть декорации несколько плотнее пре­дыдущего слоя. Ее можно сделать из обычной белой бумаги.

И, наконец, слой четвертый 4 — участки декорации, а также и марионетку, которую изготовляют отдельно, — вырезают из черной бумаги или тонкого картона.

Для создания иллюзии естественного эффекта, который мы обычно наблюдаем при движении, нужно, чтобы объекты на фоне двигались с разными скоростями: близкие — быст­рее, дальние — медленнее, а совсем дальние могут оставать­ся неподвижными.

Так, в нашем примере часть декорации, обозначенная цифрой 1 (небо), будет неподвижной. Неподвижными могут оставаться также и горы 2 или двигаться очень медленно.

Заметно скорее должны двигаться холм и дорога 3, а вдвое быстрее — предметы переднего плана 4. И все это, конечно, в сторону, противоположную направлению движения марио­нетки.

Разумеется, что в данном случае, когда каждый из слоев декорации должен двигаться со своей скоростью, нужно разделить их. Делается это с помощью нескольких листов оконного стекла, которые накладывают поверх каждого слоя декорации. А чтобы декорации можно было свободно пере­двигать, между листами стекла по краям прокладывают по­лоски картона так, чтобы декорация передвигалась легко, но с небольшим трением.

Одно из основных требований к декорации: всегда остав­ляйте достаточно места для свободного действия марионеток.

Нередко готовую декорацию приходится изменять — что-то выбрасывать или прибавлять. Не бойтесь этого — такое явление вполне нормально.

РАБОТА С МАРИОНЕТКАМИ

 

Помните: какой бы выразительной ни была декорация, впечатление от фильма будет испорчено неумелой, плохой игрой «актеров» — марионеток. Вот почему главное внима­ние должно быть уделено кропотливой, но творческой и интересной работе над усовершенствованием своего мастер­ства в управлении марионетками.

Когда выполняется очередная фаза движения, следите, чтобы, кроме тех частей марионетки, которые действуют в данный момент, все остальные оставались совершенно не­подвижными. Иначе на экране фигуры героев фильма будут подергиваться, дрожать, что может испортить впечатление от фильма. Опыт показывает, что удобнее передвигать от­дельные части марионетки с помощью пинцета.

Скорость и время процесса движения определяют прос­тым подсчетом. Например, нужно определить, с какой ско­ростью передвигать луну, чтобы создать впечатление ее восхода из-за горы.

Прежде всего установим, какое расстояние в декорации должна пройти луна. Допустим, что от точки над горой, где только показался верхний рог месяца, и до наивысшей точки в кадре, куда он должен подняться, расстояние равно 150 мм. Длительность этого кадра по сценарию — 8с. Частота съем­ки — 16 кадр!с. Повторение фаз равно двум, следовательно, каждую новую фазу движения снимаем не одним, а двумя кадриками. Опыт показывает, что это вдвое экономит коли­чество фаз и не нарушает плавности движения.

Для съемки кадра длительностью 8 с при частоте 16 кадрjc нужно было бы сделать: 8 х 16 = 128 кадриков, т. е. 128 отдельных фаз движения. А если снимать каждую фазу не одним, а двумя кадриками, отдельных фаз будет вдвое меньше — 64.

Теперь остается подсчитать, на сколько нужно передви­гать вверх луну, чтобы получить равномерное движение ее на протяжении 8 с на расстоянии 150 мм. Разделим величину расстояния (150 мм) на количество съемочных фаз (64):

J|f- = 2,34 мм.

Итак, после съемки двух кадриков одной фазы (одного положения луны) луну передвигают на 2,34 мм.

Так подсчитывают необходимое расстояние между от­дельными фазами движения, если предметы передвигаются с равномерной скоростью.

Для этой же цели полезной будет табл. 3, рассчитанная для объективов F 10 — 12,5 мм для 8-лш пленки или F=20 — 25 мм для 16-мм пленки.

Таблица 3 Необходимые расстояния между отдельными фазами движения

Расстояние от камеры до объекта съемки, см                  
Допустимый сдвиг, мм   5,2 3,2 2,8 2,1 1,4   0,7 0,35

Что касается марионеток-людей, марионеток-животных, то, естественно, тут не может быть механического типа дви­жений. Каждое движение персонажа должно быть обуслов­лено характером исполняемой им роли, ситуацией, настрое­нием данной сцены. Съемка действующих персонажей почти всегда требует комбинированного движения.

Например, нужно, чтобы марионетка прошла от правого дерева к левому (рис. 67). Это главное движение в данном

кадре.

Но во время ходьбы у человека двигаются не только ноги, но и руки, голова, тело. И если мы хотим сохранить естест­венность, натуральность действий наших героев, нельзя за­бывать и об этих дополнительных видах движения.

Скорость движения в данном случае также зависит от расстояния, какое должна пройти марионетка, и времени, которое мы хотим потратить на это, т. е. подсчитывается по той же формуле, какой мы пользовались в расчетах движения луны. Разница лишь в том, что марионетка не обязательно должна пройти все это расстояние в одном ритме (как всхо­дила луна). Персонаж может посередине пути замедлить ход, остановиться, оглянуться и пой­ти дальше.

Но сделанные вами расчеты (или приведенная выше табличка) помо­гут правильно ориентироваться и в выборе темпа движения, и в опреде­лении нужного расстояния между со­седними фазами движения, и в мет­раже, нужном для съемки данного кадра.

Рис. 67. Комбинированное движе­ние марионетки

 

Заметим только, что по мере приобретения опыта вы на­учитесь определять фазы движения без вычислений. Они нужны лишь начинающим, чтобы не делать больших ошибок и лучше усвоить основные требования специфического дви­жения в мультфильме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.39 (0.008 с.)