Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теневой мультипликационный кинофильм↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из разновидностей мультипликационного кино является теневой (или силуэтный) фильм — очень своеобразный и эффектный вид кинематографии со своим языком и особым образным строем. Кроме того, теневой фильм проще в исполнении, чем рисованный или кукольный. Теневая мультипликация, пожалуй, самая доступная кинолюбителям, поэтому рекомендуем читателям испытать свою творческую фантазию в создании теневых фильмов. ПРИНЦИП ТЕНЕВОГО КИНОФИЛЬМА
Главная особенность теневого кинофильма состоит в том, что фигурки действующих лиц (марионетки), детали декорации и фона делают из картона и бумаги различной плотности. А это позволяет создавать в кадре выразительные, изящные силуэты, богатые по тональности декорации со всеми оттенками от черного до белого. «Актеры» и декорации во время съемки находятся в горизонтальном положении, объектив кинокамеры направлен вертикально вниз, а освещается съемочное поле снизу, напросвет (рис. 59). Рис. 59. Принцип съемки теневою кинофильма: 1 — съемочная кинокамера; 2 — стол с прямоугольным вырсчом; 3 — съемочное поле с матовым стеклом: 4 лампы
Съемка производится одиночными кадриками (по-кадрово), на которые фиксируются отдельные фазы движения марионеток. Кинокамера надежно укрепляется на кронштейне, штативе или другом устройстве, которое позволяет передвигать ее вверх и вниз для съемок общих, средних и крупных планов. Кронштейн может быть очень простым и иметь лишь несколько фиксированных положений кинокамеры, как, например, на рис. 60. Кинокамера с помощью штативного винта крепится к деревянной передвижной полочке, которая может устанавливаться на одном из трех уровней над снимаемым полем. Если кинокамера не имеет сменных объективов или афо-кальных насадок, это позволит получать кадры различной крупности. Устройство, удерживающее камеру, крепится к фанерному ящику, верхняя стенка которого имеет прямоугольный вырез. На него кладут матовое стекло. На стекле размещают декорации и марионетки. Подсвечиваются они лампами, установленными на дне ящика. Для более равномерного освещения дно ящика покрывают белой краской. В боковых стенках должны быть отверстия для вентиляции воздуха. Всю конструкцию для удобства работы устанавливают на устойчивый стол. Размеры устройства зависят от размеров съемочного поля, а оно должно быть не меньше чем 24 v 30 см, иначе марионетки будут слишком маленькими и ими неудобно будет управлять. Наиболее распространенные размеры: 40 х 50 и 50 х 60 см. Можно порекомендовать кинолюбителям остановить свой выбор на формате 40 50 см, так как он позволяет делать марионетки высотой до 20 см, а с ними работать легко. На таком съемочном поле удобно также действовать марионеткам сказочных сцен — «великанам» и «карликам».
Рис. 60. Устройство для съемки теневого кинофильма
Чтобы получить равномерное освещение, используют 6 — 8 ламп по 25 — 40 Вт, которые устанавливают на расстоянии 35 — 50 см от матового стекла (съемочного поля). Если использовать более мощные лампы, например по 75 Вт, то можно с помощью реостата изменять силу света, создавая таким образом различные эффекты. Можно вместо ламп накаливания взять 4 — 6 трубок люминесцентных ламп дневного света (см. рис. 60) — съемочное поле будет нагреваться значительно меньше. Матовое стекло, лежащее на вырезе верхней стенки ящика, обращено матовой стороной вверх, к объективу камеры. Стекло должно быть несколько большим, чем рабочая площадъ кадра, которую нужно очертить, тогда видно будет, когда марионетка выходит за границы кадра. На это стекло кладут вырезанные из бумаги декорации. Чтобы декорация не коробилась от тепла ламп, ее накрывают сверху чистым листом оконного стекла. По этому стеклу будут двигаться марионетки, не задевая декораций. МАРИОНЕТКИ И ДЕКОРАЦИИ
Теневой кинофильм — это нечто среднее между рисованным и кукольным фильмом. Несмотря на двумерность марионеток и декораций, возможности их движения велики. Весь реквизит фильма, изготовленный вначале, сохраняется до конца съемок. С марионетками и декорацией можно работать отдельно, независимо друг от друга. Работу можно прекращать или начинать с любого эпизода, но желательно (особенно при съемке на 8-лш пленку) не делать лишних склеек, снимать с самого начала и до конца подряд, как записано в режиссерском сценарии. Рис. 61. Изготовление марионетки
Фигуры действующих лиц вырезают из тонкого картона (еще лучше из тонкого листового железа). Сначала делают эскизы марионеток нужной величины, а потом дорисовывают все места шарнирных соединений, после чего контуры отдельных частей марионеток переносят на картон и вырезают (рис. 61). Степень подвижности фигурок зависит от их роли в фильме. Некоторые из них могут иметь ограниченное движение, например, как у гребца на челне (рис. 62). Соединяются все части марионетки шарнирами из тонкой проволоки. Важно, чтобы каждая фигура отличалась своим особым характером, чтобы силуэт ее запоминался. Тогда она не только будет иметь свою определенную типажную примету, но ее, кроме того, легко будет сразу же узнать на экране среди других действующих лиц. Особое внимание следует уделить абрису головы марионетки. Декорации делают из бумаги также по предварительному эскизу, придерживаясь принятого масштаба (например, все уменьшено в десять раз по сравнению с натурой). Рис. 62. Марионетка с ограниченным движением Рис. 63. Кадр из теневою кинофильма Рис. 64. Изготовление декорации
Уже при разработке эскизов обращайте внимание на то, чтобы силуэты были изящными, ажурными, чтобы через предметы переднего плана проглядывало как можно больше дали. Тогда и черные силуэты марионеток будут хорошо видны на более светлых участках декораций (рис. 63). Предметы фона (дальних планов) изготовляют из бумаги различной плотности — папиросной, обычной тонкой, а также из кальки. Такие материалы позволяют создавать полутоновую картину глубокой перспективы. На рис. 64 показаны основные стадии создания декорации теневого фильма: А — предварительный эскиз; Б — декорация переднего плана, вырезанная из черной бумаги или тонкого картона. Декорацию можно вырезать из одного целого листа бумаги или из отдельных частей и склеить. Поскольку в данном примере сова на ветке наподвижна (она только открывает и закрывает глаза), то и она вырезается из одного куска бумаги вместе с деревом, на котором сидит. И, наконец, законченный вид декорации показан на рис. 64, В. Здесь уже не только силуэты переднего плана, но и дальние планы — гора, озеро, лес на горизонте, из-за которого поднимается луна. Для изготовления декорации воспользуемся различными сортами бумаги. Для неба, например, возьмем кальку или папиросную бумагу в два-три слоя. В нем сделаем отверстие в форме молодого месяца или полной луны. Для горы и дальнего леса тоже нужно подобрать соответствующую плотность, сложив, допустим, в два слоя обычную белую бумагу. Озеро можно оставить совсем прозрачным или закрыть его одним слоем папиросной бумаги, в которой вырезать «лунные блики» на воде. Чтобы глаза совы закрывались и открывались, достаточно прикрывать их полоской черной бумаги (на несколько кадриков), а затем снова убирать ее. Точно так же, если в кадре есть дома с окнами, можно усилить впечатление наступления ночи, постепенно зажигая огни в окнах домов. Для этого вначале окна закрывают черными кусочками бумаги, производят съемку части кадра, а затем постепенно убирают один за другим кусочки бумаги с окон — ив каждом из них вспыхнет свет, в ближних окнах более яркий, в дальних — послабее (за счет подкладывания под окна бумаги различной плотности). Можно, например, создать эффект восхода луны, передвигая (покадрово, конечно) «небо» с вырезанной в нем «луной». Кроме кальки, папиросной бумаги для фона можно использовать мелкий и крупнозернистый песок, муку, мятый целлофан, тюль, газ и другие полупрозрачные материалы. В результате экспериментов можно найти новые материалы, которые дадут разнообразные и интересные эффекты. Тонкие линии можно не вырезать, а просто рисовать черной тушью кисточкой или пером на бумаге или кальке. Так, например, сделаны цветы и узор на оконной раме на рис. 63. Уже в эскизе декорации нужно определить ее общий характер, настроение — должна ли она быть мрачной, тяжелой (с преобладанием темных участков), или веселой, радостной (с общим светлым тоном), или уравновешенной, спокойной (с гармоничным распределением светлых и темных участков). Таким образом, декорация может выполнять и драматургические функции. Чтобы создать панораму по пейзажу, нужно передвигать фон, который для этого делают в виде полосы (рис. 65). Точно так же выполняют и длинные проезды действующих лиц, требующие изменения фонового пейзажа. На рис. 66 показана примерная схема изготовления фонового пейзажа, представляющего собой бумажные полосы с участками различной прозрачности (транспарант). В данном случае берут четыре слоя бумаги различной плотности. Рис. 65. Принцип съемки панорам Рис. 66. Транспарант для движущегося фона
Слой первый 1 — небо. Его изготовляют обычно из одного-двух слоев папиросной бумаги, в которой можно сделать вырезы по форме облаков. Если нужно, чтобы небо было без облаков, можно эту часть декорации дать совсем прозрачной (без единого слоя бумаги). Слой второй 2 — горы. Их можно вырезать из кальки. Слой третий 3 — часть декорации несколько плотнее предыдущего слоя. Ее можно сделать из обычной белой бумаги. И, наконец, слой четвертый 4 — участки декорации, а также и марионетку, которую изготовляют отдельно, — вырезают из черной бумаги или тонкого картона. Для создания иллюзии естественного эффекта, который мы обычно наблюдаем при движении, нужно, чтобы объекты на фоне двигались с разными скоростями: близкие — быстрее, дальние — медленнее, а совсем дальние могут оставаться неподвижными. Так, в нашем примере часть декорации, обозначенная цифрой 1 (небо), будет неподвижной. Неподвижными могут оставаться также и горы 2 или двигаться очень медленно. Заметно скорее должны двигаться холм и дорога 3, а вдвое быстрее — предметы переднего плана 4. И все это, конечно, в сторону, противоположную направлению движения марионетки. Разумеется, что в данном случае, когда каждый из слоев декорации должен двигаться со своей скоростью, нужно разделить их. Делается это с помощью нескольких листов оконного стекла, которые накладывают поверх каждого слоя декорации. А чтобы декорации можно было свободно передвигать, между листами стекла по краям прокладывают полоски картона так, чтобы декорация передвигалась легко, но с небольшим трением. Одно из основных требований к декорации: всегда оставляйте достаточно места для свободного действия марионеток. Нередко готовую декорацию приходится изменять — что-то выбрасывать или прибавлять. Не бойтесь этого — такое явление вполне нормально. РАБОТА С МАРИОНЕТКАМИ
Помните: какой бы выразительной ни была декорация, впечатление от фильма будет испорчено неумелой, плохой игрой «актеров» — марионеток. Вот почему главное внимание должно быть уделено кропотливой, но творческой и интересной работе над усовершенствованием своего мастерства в управлении марионетками. Когда выполняется очередная фаза движения, следите, чтобы, кроме тех частей марионетки, которые действуют в данный момент, все остальные оставались совершенно неподвижными. Иначе на экране фигуры героев фильма будут подергиваться, дрожать, что может испортить впечатление от фильма. Опыт показывает, что удобнее передвигать отдельные части марионетки с помощью пинцета. Скорость и время процесса движения определяют простым подсчетом. Например, нужно определить, с какой скоростью передвигать луну, чтобы создать впечатление ее восхода из-за горы. Прежде всего установим, какое расстояние в декорации должна пройти луна. Допустим, что от точки над горой, где только показался верхний рог месяца, и до наивысшей точки в кадре, куда он должен подняться, расстояние равно 150 мм. Длительность этого кадра по сценарию — 8с. Частота съемки — 16 кадр!с. Повторение фаз равно двум, следовательно, каждую новую фазу движения снимаем не одним, а двумя кадриками. Опыт показывает, что это вдвое экономит количество фаз и не нарушает плавности движения. Для съемки кадра длительностью 8 с при частоте 16 кадрjc нужно было бы сделать: 8 х 16 = 128 кадриков, т. е. 128 отдельных фаз движения. А если снимать каждую фазу не одним, а двумя кадриками, отдельных фаз будет вдвое меньше — 64. Теперь остается подсчитать, на сколько нужно передвигать вверх луну, чтобы получить равномерное движение ее на протяжении 8 с на расстоянии 150 мм. Разделим величину расстояния (150 мм) на количество съемочных фаз (64): J|f- = 2,34 мм. Итак, после съемки двух кадриков одной фазы (одного положения луны) луну передвигают на 2,34 мм. Так подсчитывают необходимое расстояние между отдельными фазами движения, если предметы передвигаются с равномерной скоростью. Для этой же цели полезной будет табл. 3, рассчитанная для объективов F 10 — 12,5 мм для 8-лш пленки или F=20 — 25 мм для 16-мм пленки. Таблица 3 Необходимые расстояния между отдельными фазами движения
Что касается марионеток-людей, марионеток-животных, то, естественно, тут не может быть механического типа движений. Каждое движение персонажа должно быть обусловлено характером исполняемой им роли, ситуацией, настроением данной сцены. Съемка действующих персонажей почти всегда требует комбинированного движения. Например, нужно, чтобы марионетка прошла от правого дерева к левому (рис. 67). Это главное движение в данном кадре. Но во время ходьбы у человека двигаются не только ноги, но и руки, голова, тело. И если мы хотим сохранить естественность, натуральность действий наших героев, нельзя забывать и об этих дополнительных видах движения. Скорость движения в данном случае также зависит от расстояния, какое должна пройти марионетка, и времени, которое мы хотим потратить на это, т. е. подсчитывается по той же формуле, какой мы пользовались в расчетах движения луны. Разница лишь в том, что марионетка не обязательно должна пройти все это расстояние в одном ритме (как всходила луна). Персонаж может посередине пути замедлить ход, остановиться, оглянуться и пойти дальше. Но сделанные вами расчеты (или приведенная выше табличка) помогут правильно ориентироваться и в выборе темпа движения, и в определении нужного расстояния между соседними фазами движения, и в метраже, нужном для съемки данного кадра. Рис. 67. Комбинированное движение марионетки
Заметим только, что по мере приобретения опыта вы научитесь определять фазы движения без вычислений. Они нужны лишь начинающим, чтобы не делать больших ошибок и лучше усвоить основные требования специфического движения в мультфильме.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.39 (0.008 с.) |