Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование поляризационных светофильтровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О применении поляризационных светофильтров хотелось бы рассказать подробнее, так как большинство кинолюбителей все еще слишком робко и ограниченно пользуются ими, а чаще всего вообще игнорируют их. И напрасно, с помощью поляроидов (так для краткости называют поляризационные светофильтры) можно добиваться эффектов, недоступных другим способам съемки. Кроме того, простота пользования поляроидами такова, что уже после первых проб и опытов кинолюбитель может спокойно и уверенно получать заранее задуманные эффекты — технические и художественные — не только в черно-белых, но и цветных фильмах. Как известно, поляроид главным образом служит для смягчения или полного уничтожения ярких бликов на различных неметаллических поверхностях: на воде, стекле. пластмассовых изделиях, полированном дереве, лаковом покрытии автомашин и т. д. К сожалению, этим чаще всего и ограничиваются кинолюбители, используя поляризационный светофильтр. Приведем несколько примеров, которые показывают, что возможности этого оптического прибора в создании различных эффектов более широкие. Для съемки с поляроидом нужно вначале установить кинокамеру относительно отражающей поверхности под углом полной поляризации, а затем, поворачивая поляроид перед объективом камеры, найти такое его положение, при котором результат получается наилучшим (рис. 6). Все это делается просто и довольно быстро — ведь, наблюдая изображение в визире камеры, вы легко найдете нужный наклон камеры и требуемый поворот поляроида. Рис 6. Поляризационный светофильтр
Но даже если ваша кинокамера не имеет прямого визирования через объектив, то и это не намного усложняет дело: нужно смотреть на объект съемки через поляроид, причем так, чтобы ваш глаз был по возможности ближе к объективу камеры и наблюдал объект съемки под тем же углом, что и объектив киноаппарата. Затем поворотом светофильтра вокруг своей оси достигают необходимого эффекта и в таком положении укрепляют поляроид на объективе камеры. Так частично или целиком устраняют нежелательные блики на зеркальных поверхностях. Поляроиды очень удобны, когда нужно на изображении ослабить яркость неба. Степень этого ослабления легко регулировать. Характерно, что даже при значительном изменении яркости неба почти совсем не изменяется яркость липа человека, снятого в этом же кадре. Объясняется это тем, что, как уже было сказано, свет, рассеянный в атмосфере, частично поляризуется и его можно ослабить поляроидом, а солнечный свет, отраженный от лица человека, не поляризован, — вот почему на него поляроид почти не подействует. Такая особенность этих светофильтров позволяет получать исключительно эффектные кадры, когда небо, как говорят, на глазах зрителей превращается из светлого и спокойного в грозовое, темное и тревожное, и наоборот. При поворотах светофильтра в его оправе никаких поправок в экспозиции делать не следует. Но, принимая во внимание плотность всех поляроидов, при их использовании нужно приблизительно в четыре-шесть раз увеличить экспозицию (т. е. открыть диафрагму на два — два с половиной деления). Более точно определяется кратность поляроида пробой. Кратность остается неизменной для любых типов пленок. Самые лучшие результаты дает поляроид, когда солнце находится справа или слева от оператора (боковое освещение}. И наоборот, поляроид не изменит яркости неба, если солнце светит из-за спины оператора или при контровом освещении. Эффективность действия поляроида зависит также и от состояния атмосферы: при чистом голубом небе его результаты самые лучшие; при незначительной облачности в виде белых прозрачных тучек, которые закрывают все небо (но сквозь них хорошо виден солнечный диск), эффективность поляроида значительно уменьшается. И уже совсем его действие не ощущается в пасмурную погоду, когда небо закрыто толстым слоем облаков. При киносъемке с поляроидом на черно-белой пленке небо получает какую-то особую глубину, а на цветной пленке — становится более насыщенным, серовато-голубым, с хорошо проработанными, рельефными облаками. Можно пользоваться поляризационным светофильтром ПФ-26 для кинокамер «Кварц» и «Кварц-2». Кроме того, есть два типа поляроидов для фотоаппаратов: ПФ-36, диаметр которого 25 мм, и ПФ-42 с диаметром 36 мм. Соответственно диаметру оправы вашего объектива можно приобрести тот или иной поляроид, но оправу почти во всех случаях придется подгонять. Если для кинолюбителя это сложно, можно, как исключение, во время киносъемок держать поляроид пальцами, прижав его к объективу камеры. Когда вы снимаете объект, находящийся за стеклом витрины магазина, не замеряйте его яркость от кинокамеры, так как на экспонометр будут действовать блики на стекле, которые во время съемки будут устранены с помощью поляроида. В таких случаях целесообразнее замерять освещенность объекта (падающий на него свет). Если у вас есть два поляризационных светофильтра, вы можете получать хорошие «затемнения» и «высветления». Для этого нужно закрепить светофильтры на объективе камеры так, чтобы их легко было поворачивать. Тогда можно по своему желанию ослаблять световой поток вплоть до его полного гашения, повернув один светофильтр по отношению к другому на 90°. Таким образом, за один полный оборот дважды произойдет максимальное уменьшение света. При подборе двух светофильтров следите, чтобы максимальное и минимальное затемнение распределялось бы равномерно по всему полю светофильтров. Кроме затемнения и высветления, двумя поляроидами можно пользоваться и как нейтрально-серыми светофильтрами переменной плотности в тех случаях, когда объект съемки слишком яркий, а относительного отверстия объектива (1:11 или даже 1:16) недостаточно. Бывает и так: на натуре возникает необходимость уменьшить глубину резкости изображения, допустим, сделать резким лицо человека, а фон за ним — нерезким (помните, мы уже говорили ранее о том, что это усиливает пластичность и глубину изображения). Поставив светофильтр на желаемую кратность притемнения, можем снимать при диафрагме 4 или 2,8 и получать желаемый эффект. Чтобы легко определить во время съемки необходимую кратность спаренных поляроидов, сначала следует направить их на яркий источник света и, поворачивая только один фильтр, определить с помощью экспонометра несколько кратных положений фильтра между минимальным и максимальным гашением света. Зафиксируйте эти положения отметками на оправе фильтров и напишите — 4, 8, 16, что во время съемки сразу поможет быстро установить нужную кратность поляроидов. Например, экспонометр показывает, что для нормальной экспозиции данного объекта диафрагма должна быть 11, но вы хотите избавиться от излишней глубины резкости и поэтому избрали диафрагму 4. Поскольку при этой диафрагме через объектив пройдет света в восемь раз больше, чем при диафрагме 11, нужно поставить кратность поляроидов на отметку «8». Помните, что при работе с поляроидами мы добавляем к объективу еще новые оптические плоскости, от которых может отражаться свет и давать на кинопленке нежелательные блики и рефлексы. Вот почему необходимо всегда пользоваться солнечной блендой, которую надевают на поляроид (а не наоборот!). Содержите поляроид в такой же чистоте, как и объектив, берите его только за оправу, а не за стекла, храните от пыли и грязи. Лучше хранить поляроид (впрочем, как и любые другие светофильтры) в пластмассовой или металлической коробочке, а не в кожаном футляре, так как при частом вынимании и вкладывании стекла светофильтров могут получить потертости и даже царапины. ЭФФЕКТНЫЕ КАДРЫ С ПОЛЯРОИДОМ НА ЦВЕТНОЙ КИНОПЛЕНКЕ
Важная особенность поляризационного светофильтра — это то, что он может уменьшать яркость голубого неба, но при этом белые облака остаются светлыми (свет, отраженный от облаков не поляризуется) и особенно четко прорабатываются в изображении. Поляроидами устраняют также излишне холодный, синеватый тон травы и листьев деревьев, который они приобретают в тени. И тогда эти затененные и обычно «едкие» по цвету места приобретают приятный зеленый оттенок. Снимая с поляроидом водную поверхность, можно найти такой угол зрения камеры, что на изображении эта часть водоема будет совершенно «осушена» — вода исчезнет, водоросли будут казаться растущими на суше, а рыбы — плавающими в воздухе. Такие необычные кадры могут пригодиться в эпизодах снов или фантастических фильмов. Полезным может оказаться поляроид и при съемке на цветную пленку натюрморта. И здесь можно регулировать насыщенность и яркость цветов, а также контраст изображения. Необычные эффекты можно получить комбинацией поляроида с обычным целлофаном (хотя бы тем, в который упаковывают некоторые сорта сигарет). Причем выбирать целлофан нужно ровный, немятый, без утолщенных продольных полос, поскольку поляризованный свет, проникая сквозь них, делает эти полосы заметными на экране. Целлофановый листок нужно закрепить перед поляроидом (т. е. со стороны предмета съемки) так, чтобы их можно было поворачивать одновременно. Если посмотреть через этот комбинированный светофильтр на какую-нибудь блестящую поверхность (кроме металлической), то можно увидеть, что при вращении светофильтра рефлексы и блики начнут окрашиваться в различные цвела. Особенно хорошо это заметно в окнах, где отражается небо. И хотя само небо будет изменять свою окраску слабее, все же при разных поворотах светофильтра и ему можно также придать более интенсивную голубизну или приятный розоватый, зеленоватый или даже желтоватый оттенок. Если вы хотите усилить яркость окраски, возьмите два листика целлофана. Это, правда, снизит резкость изображения, но, как показывает опыт, не обязательно стремиться к чрезмерной резкости предметов, когда нужно так ощутимо изменить их естественную окраску, придав им несколько условный вид.
* * *
И уже совсем фантастические краски и невиданные их сочетания можно получить, если целлофановый листок положить между двумя поляроидами. При поворотах одного из них получите яркие спектральные цвета. Но тут особенно ощутимы полосы на целлофане, поэтому необходимо поляроиды с целлофаном устанавливать как можно ближе к объективу — линии будут заметны меньше. Подобные комбинации не исчерпывают всех возможностей использования поляроидов в сочетании с целлофаном. Возможно, вам удастся найти материал лучший, чем целлофан, который еще более расширит возможность применения поляроидов. Этот вопрос еще мало разработан и заслуживает большего внимания, в частности со стороны кинолюбителей. КИНОСЪЕМКА ТРАНСФОКАТОРОМ
Кому довелось снимать кинокамерой, снабженной трансфокатором, мог убедиться в преимуществах этого объектива по сравнению с обычными. Это, во-первых, более быстрая и точная установка необходимой крупности плана, композиции кадра (что особенно ценно при хроникальных съемках) и. во-вторых, возможность, не сходя с места, снимать «наезды» и «отъезды». Всегда ли правильно пользуются этим приемом кинолюбители? Легкость и простота выполнения «наезда» и «отъезда» с помощью трансфокатора нередко приводит к искушению делать это чуть ли не в каждом кадре. Не говоря уже об излишней трате кинопленки, чрезмерное увлечение этим приемом очень скоро приедается зрителям и просто мешает сосредоточиться на содержании кадров. Опыт профессионального кино подсказывает, что на одна часть фильма (примерно 10 мин демонстрирования) не следует применять трансфокаторные приближения и удаления более пяти-шести раз. Нередко ошибочно считают, что трансфокатор полностью воспроизводит впечатление «наезда» или «отъезда», которое прежде (до изобретения трансфокатора) осуществлялось приближением к объекту съемки или удалением от него съемочной кинокамеры. При приближении кинокамеры к объекту (например, когда кинокамера стоит на операторской тележке, движущейся автомашине и т. д.) у зрителей возникает ощущение приближения к предмету съемки, а при «наезде» с помощью трансфокатора кажется, что объект съемки движется к зрителю. Обратите на это внимание при просмотрах фильмов и вы, несомненно, ощутите эту разницу. Причину такого различия нетрудно понять. При «наезде» кинокамерой, установленной, допустим, на тележке, по мере ее движения в поле зрения объектива попадают все новые и новые объекты, которых мы ранее не могли видеть, поскольку они перекрывали друт друга. Это создает объемность, стереоскопичность изображения. При использовании трансфокатора камера стоит на месте и поэтому отсутствуют упомянутые выше условия для возникновения глубины, стереоскопичности. Кроме того, при действительном «наезде» (на тележке, автомашине) на изображении увеличиваются только предметы, находящиеся вблизи камеры, в то время как объекты дальнего плана либо совсем остаются без изменения, либо увеличиваются незначительно. При «наезде» трансфокатором увеличиваются в своих размерах на изображении не только переднепланные, но и дальние предметы. Вот почему эффект этот очень схож с наездом на плоскую фотографию. И все же есть простой прием, помогающий ослабить впечатление плоскостности изображения — этого специфического недостатка трансфокатора при «наездах» и «отъездах». Нужно, чтобы одновременно с «наездом» или «отъездом» камера панорамировала по объекту, если он статичный, или следила за движущимся объектом. Например, вы снимаете лыжника, прыгающего с трамплина. Съемочная камера находится примерно против того места, где лыжник отрывается от трамплина и начинает полет. Когда спортсмен еще со старта начинает двигаться вниз, возьмите ei о максимально крупным планом (рис. 1,А). Постепенно, с приближением лыжника и в момент его отрыва от трамплина переведите рукоятку трансфокатора до общего плана (рис. 7. В), а затем, когда спортсмен коснется снега, удаляясь от вас, снова «наезжайте» на него, укрупняя объект съемки все более и более (рис. 7, В). Такое смешение действия трансфокатора с панорамированием за движущимся объектом создает интересное и глубинное экранное изображение. А как быть при киносъемке неподвижных объектов, например архитектурного ансамбля? И здесь можно достичь хорошего эффекта, применив тот же принцип. Допустим, кадр начинается общим планом части городской площади. Затем, панорамируя по зданиям, одновременно делаем плавный «наезд» трансфокатором и заканчиваем этот кадр крупным планом башенных часов, скульптуры, лепного украшения на строении и т. д. (рис. 8). Рис. 7. Киносъемка трансфокатором движущегося объекта Рис. 8. Киносъемка трансфокатором неподвижного объекта
Не забывайте, что при «наезде», когда фокусное расстояние трансфокатора увеличивается, скорость панорамирования необходимо уменьшить — иначе изображение будет смазанным. Приведем еще несколько советов, которые помогут сделать более качественным изображение, снятое трансфокатором. При малейшей возможности снимайте со штатива — нет ничего более неприятного, чем скачущее, подергивающееся изображение на экране. Если нет штатива, найдите подходящую опору — палку, забор, дерево, угол дома. Перед съемкой отрепетируйте «наезд» или «отъезд» — в начале и конце кадра изображение должно быть хорошо, точно скомпоновано. Нажимайте на пусковую кнопку камеры за 1,5 — 2 с до начала «наезда» или «отъезда» — это даст зрителю возможность рассмотреть и понять содержание кадра до того, как композиция его начнет изменяться. Особенно важно это при «наезде» с общего плана на крупный. Не делайте рывков при вращении рукоятки трансфокатора — «наезды» и «отъезды» должны выполняться плавно, единым ровным движением руки (чуть-чуть сбавляя скорость вращения рукоятки к концу «наезда»). Заканчивайте движение рукоятки трансфокатора осторожно — это сохранит плавность «наезда» до его остановки, и тогда в коние движения не будет впечатления толчка. Следите, чтобы в конпе «наезда» не дернулась и сама камера (если она не закреплена на штативе). При «наезде» или при «отъезде» транс фока т ор о м фокусное расстояние устанавливайте по той точке, где находится (или будет находиться) объект в момент съемки его крупным планом.
Поясним это на таком примере. В начале съемки актер находится от камеры на расстоянии 10,и, а затем подходит к ней на 5 м (рис. 9). Кадр начинается общим планом (рис. 9. А), и по мере приближения человека к камере одновременно делаем «наезд» так, чтобы в конце кадра получить крупный план актера (рис. 9, Б). Как поступить, чтобы фигура человека была резкой на всем протяжении его движения к камере? Решить это можно двумя способами. Первый. Если у вас есть помощник, он может по мере приближения человека переводить фокус (вращая кольцо фокусировки на объективе) с 10 м до 5 м. Этот способ особенно полезен при съемке в помещениях, где почти полное открытие диафрагмы значительно уменьшает глубину резкости объектива. Второй. Можно обойтись и без помощника. Достаточно сфокусировать объектив на ту точку, где будет человек в момент съемки его крупным планом (в нашем примере 5 м). В начале кадра, когда трансфокатор был поставлен на общий план, т. е. использовалось его самое короткое фокусное расстояние, а значит, и наибольшая глубина резкости, ее может быть достаточно (особенно при съемке на натуре) для того, чтобы человек и на расстоянии 10 м от кинокамеры получился на изображении совершенно резким. А вот при «наезде» и одновременном приближении человека, когда трансфокатор постепенно становится длиннофокусным объективом и глубина резкости его значительно сокращается, очень важно, чтобы объект съемки оказался как можно точнее на том расстоянии, на которое сфокусирован объектив (5 м). При съемке обратного движения (т. е. когда объект удаляется от камеры и одновременно производится «отъезд» трансфокатором) поступаем в принципе так же, как и в случае «наезда»: фокусируем объектив по самому крупному плану, а затем, не изменяя фокусировки, делаем «отъезд». И в заключение снова повторяем: не злоупотребляйте «наездами» и «отъездами» трансфокатором. Каждое приближение или удаление от объекта съемки должно быть действительно необходимым, логичным и осмысленным. «НАЕЗД» — БЕЗ ТРАНСФОКАТОРА ИЛИ ТЕЛЕЖКИ
Существует прием, удачно имитирующий быстрый «наезд» без трансфокатора и без операторской тележки. Приведем пример, который объясняет довольно простую технику такой съемки. Снимать можно кинокамерой любого типа. Возьмите кинокамеру и станьте на точку, откуда объект съемки, например памятник на площади, будет виден на общем плане (рис. 10, А). Затем подойдите к памятнику настолько, чтобы можно было взять в кадр крупно нужную часть его (допустим, голову фигуры). Теперь измерьте шагами расстояние от крупного до общего плана и полученное число разделите на 10 (особой точности здесь не требуется, поэтому округляйте числа). Например, вы получили результат — 3. Станьте на точку общего плана, направьте камеру на объект и снимите его. Затем передвиньте регулятор на съемку одиночных кадров и сделайте три шага (результат деления был 3) в направлении памятника. С этого места снова направьте кинокамеру на ваш объект и нажмите пусковую кнопку -- будет снят только один кадрик. Сделайте еще три шага вперед и снимите еще один кадрик, и так повторяйте, пока не подойдете к последней точке — съемке фрагмента памятника. Тогда снова переставьте регулятор со съемки одиночных кадров на серийную съемку и снимите этот фрагмент. Таким же способом можно снимать и «отъезды». Но чтобы этот прием производил хорошее впечатление, необходимо соблюдать следующие условия: переходя с одной точки на другую, следите, чтобы композиция кадра изменялась по возможности постепенно, иначе на экране будут неприятные рывки в стороны и сверху вниз. Выдержка при покадровой съемке несколько больше, чем при серийной, непрерывной, а поэтому, чтобы не было разнобоя в плотности изображения, лучше немного (на полделения) уменьшить отверстие диафрагмы при съемке одиночными кадрами. В зависимости от вашего замысла можно изменять скорость «наезда», увеличивая или уменьшая количество промежуточных пунктов съемки (не 10, как в нашем примере, а 68 или 13 — 15) и также снимая не одиночными кадрами, а коротенькими пусками кинокамеры на 2 — 3 кадрика каждый. Интересно, что этим способом можно делать «наезды» и «отъезды» (хотя их правильнее бы назвать «подходами» и «отходами») не только по прямой линии, но и по кривой (рис. 10, F). Это значит, что можно непрерывно держать в кадре объект съемки и в то же время обходить различные преграды на пути к нему — заборы, ряд деревьев и т. д. Как видите, такой способ «наездов» имеет свои преимущества: иногда рельеф местности или преграды (в виде заборов, широких траншей и т. д.) не позволяют использовать тележку, а трансфокатором не сделаешь «наезд» по кривой линии (как, например, на рис. 10, Б).
Рис. 10. Имитация «наезда»: А — по прямом линии: Б - по кривой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.39.181 (0.01 с.) |