ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности договора поставки для государственных нужд.



По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК).

Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, а также государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров соответствуют юридическим характеристикам договора купли-продажи. Он является: - консенсуальным; - возмездным;- двусторонне обязывающим (взаимным).

Поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд в настоящее время урегулирована системой нормативных актов различной юридической силы. Во главе этой системы находятся нормы § 4 главы 30 ГК РФ ("Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд"). Далее к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 522 ГК РФ). Затем подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК РФ).

ГК РФ продолжает традицию использования специальных правовых актов о государственных (муниципальных) закупках.

Поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд обусловливает специфику субъектного состава в одноименном договоре. Государственными (муниципальными) заказчиками могут быть:

а) государственные органы (в том числе органы государственной власти); б) органы управления государственными внебюджетными фондами; в) органы местного самоуправления; г) бюджетные учреждения;

д) получатели бюджетных средств и средств из внебюджетных источников финансирования.

Потенциальным поставщиком (исполнителем) по поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд может быть физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель), юридическое лицо.

ФЗ "О размещении заказов..." предусматривает несколько способов заключения государственного (муниципального) контракта, это: (1) конкурс; (2) аукцион; (3) запрос котировок; (4) на товарных биржах; (5) у единственного поставщика. По общему правилу законодательства о бюджетных закупках договор должен заключаться посредством торгов (т.е. конкурса или аукциона).

Легальное определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров позволяет выделить его существенные условия.

Во-первых, существенным является условие о предмете. Общие положения о купле-продаже раскрывают это условие как наименование и количество товара. Во-вторых, цена контракта.

Детализированный порядок заключения контракта по правилам ФЗ "О размещении заказов..." обязывает будущих контрагентов обязательно согласовать больший перечень существенных условий будущего контракта. На примере конкурса содержание существенных условий можно выявить из текста конкурсной документации и извещения (с одной стороны) и конкурсной заявки (с другой стороны).

Подробное правовое регулирование процедуры заключения контракта на поставку для государственных (муниципальных) нужд объясняется необходимостью рационального использования бюджетных средств, предотвращения злоупотреблений при их расходовании и т.д.

Укажем следующие блоки существенных условий.

Первый блок таких условий характеризует товар (требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам товара, к безопасности, к сроку и объему предоставления гарантий качества, к обслуживанию, к расходам на эксплуатацию товара и т.д.).

Второй блок условий характеризует процесс поставки. Например, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и т.д.

Третий блок условий связан с ценой контракта и порядком расчетов (начальная цена контракта, а также цена единицы товара, форма, сроки и порядок оплаты товара и т.д.).

Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров раскрывает свое содержание через совокупность согласованных сторонами условий.

В силу ФЗ "О размещении заказов..." цена контракта на поставку является твердой. Но есть ряд исключений: 1) когда контрагент по договору - гарантирующий поставщик электрической энергии (мощности); 2) при изменении тарифов на поставляемые товары; 3) согласованное увеличение поставляемого товара. Цена контракта не должна превысить его начальную (максимальную) цену, заявленную государственным (муниципальным) заказчиком при заключении этого контракта.

Основания и порядок прекращения договора. Обязательство по государственному (муниципальному) контракту на поставку по общему правилу прекращается надлежащим исполнением.

ФЗ "О размещении заказов..." предусматривает возможность расторжения такого контракта исключительно по соглашению сторон или решению суда.

Расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением его условий является основанием для включения поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков.

Договор контрактации.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

По своей юридической природе договор контрактации:- консенсуальный;- возмездный;

- двусторонне обязывающий (взаимный).

Субъектный состав договора контрактации специфичен. Сторонами этого договора являются:- производитель (продавец);- заготовитель (покупатель).

Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. ст. 536 и 537 ГК РФ).

Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь зависимой от климатических и погодных условий).





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.243.64 (0.008 с.)