Порядок возникновения и теории юридических лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок возникновения и теории юридических лиц.



 

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители "являются" в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.). Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридических лиц, в Едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п. 1 ст. 51 ГК, ст. 2 названного Закона). Для регистрации представляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать представления иных документов закон запрещает. Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за "отсутствия целесообразности". При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядок.

 

Прекращение юридических лиц.

Деятельность юридического лица по общему правилу прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Кроме того, законодательством предусмотрены специальные процедуры прекращения юридических лиц, не являющиеся их реорганизацией или ликвидацией (поскольку при этом не применяются соответствующие процедуры, установленные в интересах их кредиторов).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в пяти формах:- слияние;- присоединение;- разделение;- выделение;- преобразование.

Реорганизация в любой из этих форм может быть осуществлена по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, а в формах слияния, присоединения или преобразования - с согласия уполномоченных государственных органов. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

ГК РФ в ст. 58 и 59 предусматривает решение вопросов правопреемства при реорганизации юридического лица, при котором в зависимости от формы реорганизации применяются разделительные балансы или передаточные акты. Указанные документы утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый реестр.

Так, в соответствии с передаточным актом права и обязанности переходят:

- при слиянии - от каждого из лиц, участвующих в слиянии, к вновь возникшему юридическому лицу;

- при присоединении - от присоединенного юридического лица к юридическому лицу, к которому осуществлено присоединение;

- при преобразовании - от реорганизованного юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу.

В соответствии с разделительным балансом права и обязанности передаются к вновь возникшим юридическим лицам при разделении и выделении юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизованного юридического лица.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Ликвидация может быть осуществлена (ст. 61 ГК РФ):

- по решению его учредителей (участников) или уполномоченного его органа, в том числе с достижением цели, ради которой оно создано;

- по решению суда в случае грубых неоднократных нарушений закона при его создании и функционировании, если эти нарушения носят неустранимый характер, в том числе при осуществлении регламентированной деятельности без лицензии, а также в случае признания коммерческой организации, потребительского кооператива или фонда несостоятельным (банкротом). При этом, как пояснил Конституционный Суд в 2003 г., "неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц".

Лицо, принявшее в соответствии с законом решение о ликвидации юридического лица, обязано незамедлительно сообщить об этом в государственный орган, ведущий единый государственный реестр юридических лиц, для внесения в него сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. При этом назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и определяются сроки и порядок ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.008 с.)