Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приоритеты и стратегии инновационной политики в современных государствах.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социально-экономические перспективы общества зависят от того, насколько целенаправленно осуществляются в нем инновационные процессы. Проблема нововведений носит характер не частной задачи отдельных производителей, а выступает как общественная, общенациональная. Научная и инновационная деятельность сегодня повсеместно признаётся сферой активной государственной политики. Следует указать хотя бы 2 обстоятельства: 1. рыночное саморегулирование, побуждающее производителя широко использовать инновации, зачастую не способно обеспечить развитие фундаментальных исследований, выполнение всего объёма научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, связанного с высокой степенью риска и неопределённости, с большими затратами. 2. есть целый ряд других проблем, которые не могут быть решены без участия гос-ва концентрация усилий госструктур и частного предпринимательства, разрешение общенациональных задач, решение соц. и экологических проблем, кооперация деятельности многих участников инновационного процесса (научно-исследовательских учреждений, университетов, фирм, гос.органов), создание инфраструктуры, способствующей динамичному и широкому развитию инноваций и т.д. Гос-во берет на себя роль согласующего центра, выражая интерес общей взаимосвязи частных субъектов хозяйствования в национальных границах. Инновационная среда создаётся сочетанием конкурентных сил и гос-ного воздействия, которое обеспечивает учет, согласование и более полную реализацию экономических интересов субъектов хозяйствования как субъектов макроэкономических отношений. Гос-во осуществляет целенаправленные действия по реализации общенационального интереса в дальнейшем процветании нации, поскольку эффективная организация инновационной деятельности в национально-государственном масштабе - залог процветания. Роль гос-ва в сфере инновационной деятельности синтезируется в его инновационной политике. В узком смысле гос-ная иннов. политика - разработка и применение системы мер, способствующей интенсивному распространению новых видов продукции и технологии, т. е. охватывающей в основном этап материализации научных знаний в виде нововведений и их тиражирования. В широком смысле - определение приоритетов НТ, организационно-управленческого и технологического развития и разработка комплексной системы мер для их реализации. Иннов. политика охватывает и этап порождения нового знания, его трансформации в нововведения, и включает в себя и научно-техническую политику гос-ва. Для России такой подход тем более актуален, что в ее экономике одним из самых слабых мест воплощение изобретений и открытий в практику, то есть "обрыв цепи" происходит именно на стыке трансформации нового знания (новшества) в нововведение. Активно действуя в этих сферах, современное гос-во определяет цели, принципы, приоритеты, имеющие характер национальных ориентиров. Целями научной и иннов. политики ведущих стран мира являются: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности; поддержание и улучшение экологической обстановки. В зависимости от избранных в той или иной стране национально-государственных приоритетов имеются особенности в конечных целях. В США в качестве стратегической цели выступает сохранение и укрепление НТ, экономического и военного лидерства, а в Японии - создание и поддержание научно-технической конкурентоспособности промышленной продукции со всё большим упором на развитие наукоёмких производств. Определение целей гос-вом связано с разработкой принципов, на основании которых политика осуществляется. К ним относятся: свобода научного и НТ творчества; правовые гарантии интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной и инновационной сферах; развитие международного НТ сотрудничества. В доле расходов, направляемых гос-вами на научные исследования и разработки из их валового внутреннего продукта, наблюдаются существенные различия. Доля ВВП, выделяемого на науку, составляет: в Израиле - 3,5%, Японии - 3,05%, Южной Корее - 3%, США - 2,75%, ФРГ -2,66%, Франции - 2,4%. Британии - 2,08%. На этом фоне современная Россия выглядит страной, игнорирующей научные и инновационные приоритеты. Если на протяжении послевоенных десятилетий ассигнования на науку в нашей стране не опускались ниже 2% от ВВП, то есть были на уровне развитых стран, то в 90-е гг. в бюджете они планировались в среднем в объёме 0,63% ВВП, а реально выполнялись наполовину. По объёму финансирования НИР и ОКР в число лидеров входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея, США. Ко второй группе стран, активно финансирующих будущие инновационные прорывы, относятся Британия, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань. Реализация гос-ной политики в научной и иннов. деятельности осуществляется посредством системы гос. регулирования, модель и концепция которой разрабатываются в различных странах в зависимости от особенностей функционирования их национальных систем гос. У и рыночных структур. В рамках особенностей системы гос. регулирования складываются стратегии гос. поддержки научной и иннов. деятельности. Их разновидности можно сгруппировать так: 1. стратегия децентрализованного регулирования, относительного невмешательства гос-ва (модель А), где на первое место выходят бизнес-организации и другие субъекты хозяйствования, роль гос-ва - создать им необходимые экономические, правовые и иные условия иннов. деятельности. Воздействие гос-ва представляет довольно сложный механизм участия в научной и иннов. сферах: гос-во выступает в качестве фактора предложения научно-технических связей и создателя инфраструктуры иннов. сферы; создаёт условия, способствующие повышению иннов. Активности. Используются налоговые льготы и иные стимуляторы научной и иннов. активности. В США существует более 300 видов только федеральной помощи производству. Экономическим "открытием" США последних десятилетий стал венчурный бизнес. Бурный рост количества мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и "стартовым" производством, стал характерной особенностью американского иннов. процесса. Половина всех основных нововведений в промышленности США за последние 20 лет приходится на фирмы с числом занятых до 1000 человек; затраты на одного специалиста в них в 2 раза ниже, чем в крупных корпорациях. Для американской модели характерна и такая особенность, как значительный крен в сторону военного производства.. Однако эффективность этих процессов в последнее время замедлилась. Военно-промышленные монополии имеют гарантированный сбыт по гарантированным гос-вом ценам и получают гарантированную прибыль, в таких условиях у военных корпораций теряются стимулы к передаче имеющихся новшеств другим фирмам, поскольку продажа лицензий выступает в качестве подсобного и незначительного источника финансовых поступлений. 2. стратегия активного вмешательства ("восточная"модель) заключается в признании гос-вом научной и иннов. деятельности определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. Такой моделью руководствуется не только Япония, но и Южная Корея, Тайвань, Китай и ряд других гос-в, в том числе и западноевропейских (подобные модели реализуются в Нидерландах, Франции). Гос-во в этой модели участвует в инновациях на правах партнера. Связи гос-ва с товаропроизводителями очень тесны и они выступают единым фронтом на международной арене. Гос-во организует и финансирует многие важные программы и проекты, полномасштабно поддерживает высшую школу и предоставляет значительные льготы коммерческим организациям. На основе такой продуманной, концентрированной гос. стратегии в Японии, начиная с 80-х гг. осуществляется намерение вывести её к концу XX в. в мировые лидеры в новейших, ещё не сформировавшихся окончательно отраслях и производствах. Приоритеты: финансирование фундаментальных исследований и принципиально новых идей и превращение Японии в экспортёра лицензий, не отказываясь от приобретения мирового опыта. 3. смешанная стратегия (европейская модель) как стратегия поддержки высокого экспортного потенциала гос-ного сектора экономики. Гос-ная НТ концепция базируется на стимулировании "национальных чемпионов" - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Характерной ее чертой стал перенос НТ политики на общеевропейский уровень. В целом европейские страны пытаются найти пути ликвидации технологического отставания от мировых лидеров. С этой целью перенимаются самые передовые формы гос. поддержки иннов. деятельности. В западноевропейских странах активно стимулируется создание технологических парков, причем 75 % расходов на них финансируется гос-вом. В качестве образца принята модель научно-производственного центра, созданного на базе Стэндфордского университета в Калифорнии. Схема создания центров: мелкие предприятия размещаются на единой территории в зданиях, предоставляемых по льготным ставкам органами У. Там служат обеспеченные квалифицированными кадрами бюро, в которых выполняются организационные, управленческие, информационно-консультационные и секретарские функции для всех фирм, входящих в парк, который обеспечивает связь и взаимодействие молодых фирм с крупными инвесторами, солидными партнерами и университетами. Различные стратегии гос. поддержки научной и иннов. деятельности демонстрируют различный тип поведения гос-в как хоз. систем макроуровня, деятельность которых обеспечивает достижение национально-государственных приоритетов социально-экономического развития, а также координацию усилий хоз. систем мезоуровня (отраслей, регионов и т.д.) и микроуровня (хоз. организаций, фирм, компаний). В России, несмотря на целый ряд принятых в 90-е гг. правительственных решений и программ, отсутствует целостная стратегия развития и реализации ее иннов. потенциала. Поведение Российского гос-ва как макроэкономической системы сводится к оперативно-тактическому реагированию на очередную потребность в "залатывании дыр", хоз. системы мезоуровня (отрасли, регионы, муниципальные образования) и микроуровня (предприятия, фирмы, хоз. организации, мелкие предприниматели) ведут борьбу за сохранение НТ и человеческого потенциала. В этих условиях велика роль научной, производственной, предпринимательской общественности, которая стремится повлиять на активизацию иннов. деятельности посредством создания различного рода союзов, ассоциаций, фондов. Но её усилия пока не привели к формированию развитой инфраструктуры иннов. деятельности на всех уровнях социально-экономической системы. В 90-е гг. в России осуществлялись следующие действия в научной и иннов. сферах. 1. Предпринимались попытки сохранения лучшей части НТ потенциала страны на федеральном уровне, о чём свидетельствует целевая НТ программа 1996-2000 г. "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения", подпрограммы которой включают перспективные исследования в области новых физических процессов, техники, технологии будущего. 2. Осуществлялся переход от старой системы ведомственного финансирования организаций, занятых научными исследованиями и разработками, к целевому финансированию иннов. программ и проектов. 3. Основная тяжесть У иннов. процессами переносилась на регионы, где стал формироваться вполне современный механизм поддержки предпринимательской деятельности. Российский иннов. потенциал во многом пока сохранился и продолжает, хотя и с существенными трудностями, развиваться, вместе с тем в виде механизмов регионального У созданы предпосылки для его ввода в стадию активного функционирования. Однако экономический спад и отсутствие финансовых средств не позволяют пока этого сделать.2 обстоятельства, которые служат серьезными препятствиями развитию и реализации инновационного потенциала России. 1. отсутствует гос-ная иннов. стратегия на перспективу, в которой были бы указаны цели и приоритеты Российского гос-ва и механизм их осуществления. Скорейшая выработка такой стратегии важно, т. к., по мнению специалистов, на 90-е гг. приходится переход к пятой "восходящей волне" Н. Кондратьева и России необходим выход на траекторию мировых инновационных волн. 2. ни в программах приоритетных научных разработок, ни в практических программах и проектах фактически не присутствуют соц. инновации. Именно первичность инноваций социально-экономического, организационно-управленческого характера способна обеспечить действительную практическую реализацию научно-технических разработок. Совр. России крайне необходима целостная гос-ная иннов. политика стратегического характера, которая бы системно определяла национально-государственные приоритеты и способы их достижения, учитывала первичность социально-экономических, организационно-управленческих инноваций по отношению к НТ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.156 (0.01 с.) |