Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности

Поиск

До определенного момента наука (как познание закономерностей природы и общества) развивалась медленно и не оказывала существенного влияния на жизнь общества. Роль науки стала быстро возрастать начиная с научной революции XVI–XVII вв., т. е. с возникновения естествознания. Становление естествознания происходило совместно с развитием капиталистического способа хозяйствования. Капитализм рационализирует производство, а новая наука дает знания, позволяющие рационально управлять материальными и человеческими факторами производства. Таким образом, капиталистический способ производства обеспечил спрос на научные знания, стимулировал их рост.

Эти исторические процессы привели к превращению науки в непосредственную производительную силу. Это превращение состоит в том, что, с одной стороны, современное производство не может существовать и развиваться без науки, а наука, с другой стороны, нуждается в производстве для реализации познаний и создания технических средств для научных исследований

Благодаря научно-техническому прогрессу, механизации и автоматизации производства изменяется характер человеческого труда. Все менее человек используется как физическая, природная сила и все более он выступает как разумная, контролирующая и творческая сила по отношению к средствам производства. Человек освобождается от непосредственного участия в производстве, производственные процессы объективируются. Растут требования к общеобразовательной и специальной подготовке работников, изменяется характер и повышается уровень их материальных и социально-культурных потребностей. Снижается доля людей, занятых в материальном производстве, и растет доля занятых в сфере науки. Соответственно расширяется и сфера образования.

Все большее влияние на жизнь общества оказывают социальные науки. Ученые осуществляют мониторинг происходящих социальных процессов, выявляют тенденции, делают прогнозы, намечают перспективы, дают им экспертные оценки, упреждают нежелательное развитие событий.

Наука почти безраздельно правит в сфере образования, в которой в предшествующие эпохи доминировали мифологические и религиозные представления. Люди с детства осваивают научное видение мира и своего места в нем. Научная картина мира оказывает значительное влияние на мировоззрение человека, а значит и на его образ мышления и поведения. Так, отношение человека к миру, к другим существам и к себе самому зависит от того, считает ли он, что Земля — величавый и незыблемый центр мира, созданный Богом, как утверждает библейская религия, или же Земля ничтожно малая, постоянно двигающаяся точка в бесконечном мире, как утверждает наука.

   

Наука и образование. Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Образование является относительно самостоятельной подсистемой жизнедеятельности общества, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур и выполняющей ряд функций в отношении общества, его отдельных подсистем и всех уровней социальной организации. Система образования традиционно рассматривается в мировой социологической науке как один из наиболее массовых каналов социальной мобильности ― перехода людей из одних общественных групп в другие.
Образование понимается сегодня как стратегически важная сфера человеческой деятельности. Образование ― один из древнейших видов деятельности человека. Все мы ― участники бессознательно охватывающей нас деятельности образования. Остроумно ответил на вопрос, какая разница между людьми образованными и необразованными, Аристипп: «Такая же, как между лошадьми объезженными и необъезженными»

Наука - это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено. А образование – процесс накопления знаний. А поскольку человек, занимающийся наукой, продолжает накапливать знания, то можно сказать, что наука - это продвинутая ступень образования, а образование - это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть.

Наука и политика. Политика оказывает значительное влияние на науку.

Государство заинтересовано в науке не только с военной, но также и с экономической точки зрения. По мнению Гохберга, “признание науки и технологий в качестве ключевого фактора геополитики, определяющего позиции страны в глобальной экономике, во многом объясняет долгосрочный, стратегический характер государственных инициатив, реализуемых в этой области за рубежом.”

Создание адекватных условий для развития научно-инновационной сферы становится одним из ключевых требований, предъявляемых к государственным инициативам, направленным на повышение эффективности экономики: проведение структурных реформ, содействие конкуренции, улучшение предпринимательского климата, формирование инновационного мировоззрения, поддержка малого и венчурного бизнеса (бизнеса, основанного на применении совершенно новых технологий, инвестиции в который имеют очень большой риск неокупаемости), обеспечение правовой защиты и использования интеллектуальной собственности и т.д.

Очень важно, чтобы политика оказывала влияние на науку, и делало бы это с пользой для общества.

Актуальность взаимодействия науки и политики, прежде всего, заключается в том влиянии, которое оказывает наука на духовную составляющую жизни общества, а именно на мировоззрение людей.

Проблема взаимодействия науки и политики заключается в том, что государство, основываясь на своей идеологии, может поддерживать некоторые точки зрения науки и при этом ограничивать другие.

Наука и идеология

Это словосочетание отражает влияние господствующей идеологии на науку. Под идеологией понимается учение об идеях, их происхождении и истинности, которое дает возможность установить твердые основы для политики, этики и т. д. В ее задачи входит установление ложности религиозных, философских и политических идей.

Иногда идеологию рассматривают как совокупность ложных представлений о действительности. Идеология - понятие, которым традиционно обозначают совокупность идей, теорий, взглядов, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций, посредством которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Одновременно эти идеи могут отражать основные интересы различных социальных групп.

Оставляя в стороне представления об идеологии как о совокупности «ложных взглядов», можно попытаться выделить идеологию как самостоятельный тип знания. Разработка понятия идеологии как типа знания связана с работой К. Манхейма «Идеология и утопия» (1929).

Сравнивая науку и идеологию, можно выявить несколько существенных различий. Во-первых, для идеологии характерно отсутствие четкого рационального обоснования ее основополагающих утверждений, а для науки - забота о верификации собственных утверждений (строгое научное суждение основывается на теории или опыте, может быть многократно проверено). Во-вторых, идеология нетерпима к существованию других точек зрения, особенно противоположных (иное мнение либо подчиняется, либо отвергается), а наука не может отвергнуть ничего, что не противоречит теории. В-третьих, можно отметить «нефальсифицируемость» идеологии (т. е. идеологические принципы неуязвимы для фактов и рациональных аргументов, которые могли бы опровергнуть их), в то же время многие ученые считают «фальсифицируемость» отличительной чертой научного знания.

Идеология выступает основной технологией политики по манипулированию общественным сознанием. Идеология как программа действий необходима для полноценного существования общества. В связи с тем, что наука является одним из приоритетных направлений в деятельности государства (внимание власти к фундаментальным исследованиям никогда не иссякнет, поскольку они не только дают власти дополнительный источник информации, но и являются решающим средством продвижения общества), она испытывает огромное влияние со стороны господствующей идеологии. Ко всему прочему наука не может обойтись без помощи общества и государства (в т. ч. российская наука). И тогда она превращается в инструмент идеологии.

Сконструированные наукой, «картины мира» корректируются доминирующей идеологией. Вместе с тем идеология задает приоритетные направления научных исследований, поощряя одни, запрещая другие (к примеру, генетика в СССР). Влиянию идеологии подвержено также сознание ученых как членов определенной общности. Идеология задает идеальный образ ученого, определяя тем самым нормы, стандарты и ценности. Сама наука не в состоянии освободиться от влияния идеологии, она не сможет понять, насколько вредно или полезно это влияние. Только философия науки может осмыслить эту проблему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.011 с.)