Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел V. Математическое моделирование в психологии.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель – дать студентам представление об использовании математического моделирования в психологии. Задачи: - познакомить студентов с методами математического моделирования. - изучить модели индивидуального и группового поведения. - изучить моделирование когнитивных процессов и структур. - ознакомиться с проблемой искусственного интеллекта.
Методы математического моделирования. Модели индивидуального и группового поведения. Моделирование когнитивных процессов и структур. Проблема искусственного интеллекта. Основная литература 1. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 2006. 2. Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках. М., 2007. Дополнительная литература 2. Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. М., 2000. 3. Суходольский Г. В. Математическая психология. Харьков, 2006. Суходольский Г. В. Математические методы психологии. СПб., 2003. 2. Методические рекомендации по преподаванию и изучению дисциплины 2.1. Методические рекомендации преподавателям В настоящее время междисциплинарный подход становится все более привычным в практике подготовки специалистов. Широко он используется и при подготовке психологов. Именно на стыке математических и психологических предметов родилась сравнительно новая дисциплина «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований». Благодаря проникновению математического аппарата в психологию последняя смогла выйти за рамки интроспекции и получила возможность количественно описывать и сравнивать наблюдаемые явления. Впоследствии некоторые методы, такие как корреляционный и факторный анализ, возникли именно благодаря усилиям психологов. Количественные и качественные методы — удобный инструмент описания и моделирования тех или иных явлений в различных отраслях человеческой деятельности. Современному профессионалу владение количественными и качественными методами необходимо прежде всего потому, что без них он не сможет обосновать свои рассуждения и будет не в состоянии доказать закономерность своих выводов. Знания этого предмета также необходимы, чтобы быть хорошим психодиагностом, правильно понимать и интерпретировать результаты тестирования. Таким образом, владение количественными и качественными методами позволяет: • в обобщенном виде описать закономерности психологических явлений; • глубже понять суть психологических явлений; • повысить доказательность умозаключений и выводов, сопроводив их статистическим подтверждением; • определять валидность психодиагностических методик. После изучения курса «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» студент должен уметь: • выдвигать и проверять статистические гипотезы; • описывать экспериментальные результаты; • измерять степень сопряженности психологических явлений. Как показывает практика, одним из самых сложных этапов написания курсовой или дипломной работы для студентов является именно обработка результатов. На наш взгляд, основная причина этого - недостаток доступной литературы, способной дать студенту-гуманитарию ответы на возникающие в процессе обработки данных вопросы. В первую очередь это касается выбора метода обработки и алгоритма осуществления расчетов на персональном компьютере. Подавляющее большинство существующих в настоящее время литературных источников практически не содержат сведений о возможности использования для производства вычислений распространенных компьютерных программ. Вместе с тем использование возможностей современного программного обеспечения способно существенно сократить время и повысить точность обработки результатов. Именно по этой причине в настоящем пособии достаточно большая роль отводится рассмотрению подробных алгоритмов производства вычислений с использованием электронных таблиц Excel пакета программ Microsoft Office. Прекрасно осознавая ограниченность возможностей данной программы, мы все-таки остановили свой выбор именно на ней как на наиболее распространенной, простой в использовании и не требующей для работы каких-либо специальных знаний и навыков, т. е. доступной практически любому студенту и вполне достаточной для решения практических задач обработки данных. В то же время оставлена альтернативная возможность самостоятельных «калькуляторных» расчетов, для чего приведены соответствующие формулы и справочные таблицы. Еще одной проблемой, с которой часто сталкиваются студенты при изучении литературы, посвященной способам статистической обработки данных, является использование различных условных обозначений и терминов для одних и тех же функций, показателей, характеристик и т. д. Такая ситуация существенно затрудняет возможность интегрирования информации из нескольких литературных источников. Учитывая указанное обстоятельство, мы постарались при описании того или иного понятия по возможности указывать наиболее распространенные в литературе его синонимы и условные обозначения. С другой стороны, многие фундаментальные психологические теории, например, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория развивающего обучения В.В. Давыдова, психоанализ Фрейда, трансактный анализ Берна и другие хорошо известные теории, были созданы без всякой опоры на математику. В то же время главное отличие отраслей психологических знаний, использующих количественные и качественные методы, заключается в том, что их предмет исследования не только может быть описан, но измерен. Возможность измерения того или иного психологического феномена, свойства, характеристики, черты и т.д. открывает доступ для применения методов количественного анализа, а значит, и соответствующих вычислительных процедур. Кроме того, правильное применение статистики позволяет профессионалу: 1) доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов; 2) строго обосновывать экспериментальные планы; 3) обобщать данные эксперимента; 4) находить зависимости между экспериментальными данными; 5) выявлять наличие существенных различий между группами испытуемых (например, экспериментальными и контрольными); 6) строить статистические предсказания; 7) избегать логических и содержательных ошибок и многое другое. Нельзя забывать, однако, что сама по себе статистика — это только инструментарий, помогающий психологу эффективно разбираться в сложном экспериментальном материале. Наиболее важным в любом эксперименте является четкая постановка задами, тщательное планирование эксперимента, построение непротиворечивых гипотез. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований в руках психолога может и должна быть мощным инструментом, позволяющим не только успешно лавировать в море экспериментальных данных, но и, прежде всего, способствовать становлению его объективного мышления. Настоящий учебно-методический комплекс призван решить следующие задачи: 1) дать представление об основных статистических процедурах и способах их применения; 2) научить студентов самостоятельно проводить первоначальную статистическую обработку данных экспериментальных исследований; 3) научить студентов делать правильные психологические выводы на основе результатов статистического анализа; 4) научить студентов понимать психологическую литературу, в которой используется статистическая обработка экспериментальных данных; 5) грамотно подготавливать данные для работы со статистическими пакетами и правильно понимать результаты их работы; 6) использовать данный УМК как справочник. Учебно-методический комплекс состоит из трех основных разделов. В первой части студент имеет возможность познакомиться с основными понятиями курса «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», алгоритмом проведения и методами первичной обработки эмпирических (т. е. полученных в результате проведения эксперимента) данных. В подавляющем большинстве исследований экспериментатор ставит перед собой задачу сравнения каких-либо показателей. Например, для того чтобы определить, имеется ли временная динамика показателя X, необходимо сравнить его раннее значение с более поздним; если же нужно выявить группу лиц, более чувствительных к какому-либо воздействию, то будет проводиться сравнение значений показателя в этих группах до и после воздействия и т. д. Поэтому вторая часть посвящена обзору методов, которые позволяют определить достоверность различий показателя в двух и более выборках. В третьей части рассматриваются методы выявления связи (зависимости) между различными показателями. Учитывая специфику, мы сочли возможным ограничить круг рассматриваемых методов самыми необходимыми и наиболее часто используемыми практикующими психологами и педагогами. Для тех же, кто заинтересуется дальнейшим совершенствованием своих знаний в этой области, в конце учебно-методического комплекса помещен список рекомендуемых литературных и интернет-источников. 2.2.2. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Самостоятельная работа студентов регламентируется общим графиком учебной работы по семестрам, предусматривающим выполнение индивидуальных и групповых заданий по дисциплине. Организация самостоятельной работы студентов по данной дисциплине планируется и организуется преподавателем и описывается в соответствующем разделе учебно-методического комплекса. Студенту следует: 1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения, что изложено в учебно-методическом комплексе по дисциплине. Это позволит четко представить как круг, изучаемых тем, так и глубину их постижения. 2. Составить подборку литературы, достаточную для изучения предлагаемых тем. В учебно-методическом комплексе представлены основной и дополнительный списки литературы. Они носят рекомендательный характер, это означает, что всегда есть литература, которая может не входить в данный список, но является необходимой для освоения темы. При этом следует иметь в виду, что нужна литература различных видов: - учебники, учебные и учебно-методические пособия; - первоисточники. К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывающих проблемы. Первоисточники изучаются при чтении как полных текстов, так и хрестоматий, в которых работы классиков содержатся не полностью, а в виде избранных мест, подобранных тематически; - монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал; - справочная литература – энциклопедии, словари, тематические, терминологические справочники, раскрывающие категориально-понятийный аппарат; - сборники задач, помогающих отработать навыки, необходимые для формирования соответствующих компетенций у студента. 3. Основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, изучая учебную литературу. При этом важно понимать, что вопросы в истории любой науки трактовались многообразно. С одной стороны подобное многообразие объясняется различиями в мировоззренческих позициях, на которых стояли авторы; с другой свидетельствует об их сложности, позволяет выделить наиболее значимый аспект в данный исторический период. Кроме того, работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. 4. Абсолютное большинство проблем носит не только теоретический, умозрительный характер, но самым непосредственным образом выходят на жизнь, они тесно связаны с практикой социального развития, преодоления противоречий и сложностей в обществе. Это предполагает наличие у студентов не только знания категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструмента для анализа социальных проблем. Иными словами студент должен совершать собственные интеллектуальные усилия, а не только механически заучивать понятия и положения. 5. Соотнесение изученных закономерностей с жизнью, умение достигать аналитического знания предполагает у студента мировоззренческой культуры. Формулирование выводов осуществляется прежде всего в процессе творческой дискуссии, протекающей с соблюдением методологических требований к научному познанию. Глоссарий
Анкетирование — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов. Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее. Артефакт (лат. arte — искусственный, factus — сделанный) — искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт. Беседа — исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков на основе анализа ответов на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Валидность (англ. valid — пригодный) — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу. Генеральная совокупность – множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой исследования. Генетический метод — методологический принцип, требующий изучения социальных, технических и иных явлений в их развитии, позволяющий отследить их происхождение, этапы преобразования. Герменевтика (греч. hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий) — совокупность методов познания и объяснения явлений и процессов, в основе которых не рационально-логическое истолкование, а понимание, личностно-субъективное истолкование, вчувствование, обращение к средствам искусства языка, религии, здравого смысла. Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения. Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов. Достижений тесты — совокупность психологических тестов, ориентированных на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков. Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели; цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации. Побуждает студента к активной деятельности. Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога). Идея — мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала. Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Инновации педагогические — распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений. Инсайт — озарение, догадка, внезапное нахождение решения проблемы, над которой долго думаешь в поисках решения. Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека. Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента). Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полученных результатов, объяснению причин и условий, их породивших. Интуиция — способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат предшествующего опыта. Комплексный педагогический эксперимент — систематическая исследовательская работа по проверке нововведений с точным фиксированием исходных и конечных результатов, варьированием фактов, влияющих на результат, намеренным созданием ситуаций развития. Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска. Кризис образования — состояние разбалансированности, затрудненного функционирования, нарушения стабильности и нормального развития, составляющая кризиса социально-экономической структуры общества. Может быть переходным этапом к обновлению общества и образования. Критериально-ориентированные тесты — методики, определяющие, насколько испытуемый владеет знаниями, навыками мыслительных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов заданий. Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели. Личностные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для выявления свойств личности человека. Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Методология — наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания. Моделирование (фр. моае1е — образец) — процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа. Мониторинг (лат. monitor — предостерегающий) — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы. Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений. Наблюдение — исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для его изучения. Надежность теста — характеристика методики (теста), отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи данной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов. Новации педагогические — разработка таких прогрессивных образовательных систем, методик, технологий, образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены. Нововведения педагогические — введение в практику обучения и воспитания педагогических новаций их авторами или последователями. Норма теста — это средний показатель (усредненная оценка) выполнения данного теста большой совокупностью людей, принадлежащих к определенной культуре, с которым сравниваются показатели каждого испытуемого, полученные в результате выполнения данного теста. Тем самым устанавливается наличие пониженного или повышенного уровня развития изучаемого свойства. Нормативно-ориентированные тесты — методики, ориентированные на определение среднестатистических норм, соответствующих результатам большой совокупности людей и их принятие в качестве критериев оценки, и интерпретации результатов тестирования. Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания. Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы. Опытная педагогическая работа — специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту. Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума. Педагог-мастер — педагог, достигший высокой степени компетентности, владеющий разнообразными средствами и получающий высокие результаты работы; зрелый и умелый педагог. Педагог-новатор — автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор новаций и нововведений. Передовой педагогический опыт — опыт, опирающийся на педагогические новации или инновации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий. План научно-исследовательской работы – основной документ управления всеми процессами психологического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами. Положительный педагогический опыт — опыт, позволяющий на основе традиционных подходов получить результаты, удовлетворяющие современным требованиям. Предмет исследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Принципы методологические (лат. principium — основа, первоначало) — основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения. Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ. Проблемная ситуация – состояние объекта исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Программа исследования – документ, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска. Проективные тесты — совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на идее о механизмах проекции, т.е. осознанном и неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей. Проектирование педагогическое — разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий. Процедура исследования – последовательность приемов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой исследования. Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного преобразования человека или системы. Развитие личности — одна из ведущих целей образования, становление качеств личности на основе социализации и индивидуализации, на основе включения человека в активную деятельность и социальные отношения. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий. Способностей тесты — см. интеллектуальные тесты. Стратегия развития образования — общая руководящая линия, ориентиры и установки, направленные на достижение перспективных целей. Тест (англ. test) — стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам. Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий. Факт (nar.faclum) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана. Факторы риска в исследовании — возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать. Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования. Функционирование образовательных систем, учреждений — выполнение функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависимая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию. Цель в педагогическом исследовании — образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства. Эксперимент (лат. expenmentum — проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека. Эксперимент генетико-моделирующий — см. эксперимент формирующий. Эксперимент естественный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление. Эксперимент лабораторный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных. Эксперимент формирующий — разновидность исследовательского метода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.017 с.) |