Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессуальный порядок рассмотрения дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Поиск

Подраздел III разд. II ГПК РФ, регулирующий рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, расширен с 1 июля 2011 г. новой гл. 26.2 "Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Основанием для этого послужило принятие Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Цель административного надзора – предупреждение рецидива преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Лицо, пробывшее длительное время в изоляции от гражданского общества, нуждается в определенной адаптации к нему. В этот период административный надзор, с его ограничениями, в ряде случаев необходим.

Субъектами обращения в суд с заявлениями об установлении административного надзора являются исправительные учреждения или органы внутренних дел; с заявлениями о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных ограничений – орган внутренних дел; о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений – орган внутренних дел или лицо, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представитель (ст. 6 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").

Заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, если ставится вопрос об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы. Если ставится вопрос об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, то заявление подается в суд по месту жительства или пребывания этого лица.

В соответствии с ГПК РФ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение:

• тяжкого или особо тяжкого преступления;

• преступления при рецидиве преступлений;

• умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" от 27.06.2013 № 22, истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре установленного ст. 4.6 КоАП РФ срока, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, по одному или нескольким административным правонарушениям не влияет на возможность удовлетворения заявления органа внутренних дел.

Установление административного надзора в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории РФ на законных основаниях.

Без каких-либо дополнительных оснований административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Заявление в суд может содержать предусмотренное законом требование (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Требования заявителя в производстве по делам об административном надзоре

Основания, побудившие заявителя обратиться в суд, должны быть отражены в заявлении и подтверждены приложенными к нему документами, материалами, доказывающими обоснованность просьбы. В заявлении должны быть указаны все обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу, а также конкретные предложения по установлению административного ограничения, вида его либо об отмене установленного надзора, сокращении срока и др.

Если заявление исходит от исправительного учреждения, то должны указываться сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. Разумеется, суд должен располагать копией приговора суда и постановлением начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем эти документы прилагаются к заявлению.

Приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 "О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", утверждена форма заявления в суд об установлении административного надзора (приложение № 5 к приказу). К заявлению об установлении административного надзора должны прилагаться:

• копия приговора суда;

• сведения об освобождении и направлении по месту жительства (пребывания);

• сведения о трудоустройстве;

• постановления об административных правонарушениях (не менее двух);

• иные документы.

Если орган внутренних дел ставит перед судом вопрос об установлении или о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений или об установлении, о продлении административного надзора, дополнении ранее установленных административных ограничений, то к заявлению прилагаются документы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор. Такими документами могут быть полученные по запросу с места работы и (или) места жительства или пребывания поднадзорного лица характеристики, справки, объяснения в письменной форме по вопросам соблюдения поднадзорным установленных судом административных ограничений и выполнения обязанностей, предусмотренных указанным законом, а также иные сведения об образе жизни поднадзорного, его поведении, любые, предусмотренные законом доказательства, подтверждающие доводы заявителя. К заявлению прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений. Суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы.

Административный надзор может быть досрочно прекращен решением суда по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и месту жительства или пребывания. Инициатива обращения в суд может исходить как от органов внутренних дел, так и от поднадзорного (его представителя).

Прекращение административного надзора возможно также по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы":

• истечение срока административного надзора;

• снятие судимости с поднадзорного лица;

• осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

• вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

• смерть поднадзорного лица (ч. 1 ст. 9).

Однако прекращение административного надзора в соответствии с этими перечисленными в Законе основаниями допускается как по решению суда, так и в административном порядке.

Рассмотрение дела. Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей районного (городского) суда единолично.

О месте и времени рассмотрения дела извещаются:

• заявитель (орган внутренних дел или исправительное учреждение);

• лицо, в отношении которого подано заявление;

• прокурор.

Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре возлагается на заявителя (ст. 261.7 ГПК РФ). Но суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для разрешения дела. При рассмотрении дела суд не входит в обсуждение вопроса о признания лица злостным нарушителем либо об обоснованности привлечения его к административной ответственности за административное правонарушение.

Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Срок рассмотрения дела об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, обычный, предусмотренный ст. 154 ГПК РФ.

Сроки, применяемые при рассмотрении дела об административном надзоре, обобщены на рис. 4.7. Если исправительное учреждение, орган внутренних дел или поднадзорное лицо отказываются от принятого к производству заявления, то суд обязан проверить причины такого отказа. В случае его удовлетворения суд прекращает производство по делу.

В зависимости от установленных обстоятельств по делу суд принимает решение об удовлетворении заявления или об отказе в удовлетворении заявления (ст. 261.8 ГПК РФ).

Рис. 4.7. Сроки, применяемые при рассмотрении дела об административном надзоре

Суд, приняв решение об установлении или о продлении административного надзора, указывает в решении срок административного надзора и установленные административные ограничения. Административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

В соответствии со ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

• запрещение пребывания в определенных местах;

• запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

• запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

• запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

• обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. При этом является обязательным установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Суд должен при этом учитывать требования ч. 1 ст. 5 Закона об установлении административного надзора в отношении перечисленных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона лиц на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости, а в отношении лиц, указанных в п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона, – на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости (ст. 7 Закона).

В резолютивной части судебного решения об установлении административного надзора суд не может указать конечную дату установления ограничений, поскольку срок административного надзора исчисляется по-разному:

• в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона, – с момента вступления в законную силу решения суда;

• в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 3, при наличии основания, предусмотренного п 1 ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 3 Закона, – со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;

• в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы – со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в апелляционном порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, что должно быть отражено в решении суда.

 

96.Процессуальный порядок рассмотрения дел о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим нахождение иностранных граждан на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в который ежегодно вносятся изменения и дополнения, отражающие изменения в международных отношениях, в том числе и в сфере трудовой миграции. В соответствии с этим Законом иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Изменения российского законодательства, касающиеся возвращения иностранного гражданина в государство, откуда он прибыл, обусловлены заключением Соглашения о реадмиссии между Российской Федерацией и Европейским сообществом от 25.05.2006, которое вступило в силу с 1 июня 2007 г. В ст. 1 этого Соглашения реадмиссия определяется как передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Лицом, незаконно находящимся на территории РФ, является иностранный гражданин, лицо без гражданства, не имеющее действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, либо иных предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ документов, дающих право пребывания (проживания), в том числе и временно.

В ст. 32.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определен порядок передачи и приема иностранных граждан, подпадающих под действие международных договоров о реадмиссии. В настоящее время органом, осуществляющим контроль в этой сфере является ФМС России, от лица которой в ряде случаев могут выступать ее территориальные органы – управления (УФМС России). На эти органы возложены также доставка иностранного гражданина в специальное учреждение по реадмиссии (таких учреждений всего три), а в случае необходимости в суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, к месту передачи иностранному государству данного гражданина либо до пункта пропуска через Государственную границу РФ. Такое доставление может осуществляться соответствующим территориальным органом совместно с органами внутренних дел.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Указанные лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из России в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом, в противном случае они подлежат депортации.

Депортацию – принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации – следует отличать от реадмиссии, предполагающей осуществление установленных действий по соглашению государств (двустороннему или многостороннему) о передаче граждан, выехавших и въехавших в эти государства.

До передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии в соответствии с законодательством РФ, иностранный гражданин, не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежащий передаче либо приему в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, временно размещается в специальном учреждении ФМС России, предназначенном для временного размещения указанных иностранных граждан.

Подробно процедура размещения этих лиц регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии". Контроль за условиями временного размещения лиц, подлежащих реадмиссии в реадмиссионные центры, порядок их материально-бытового обслуживания, питания и медицинского обеспечения осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (УФМС России).

Правом принимать решение о временном размещении иностранного гражданина в специальном учреждении ФМС России на срок, не превышающий 48 часов, наделяется директор ФМС России, его заместитель или руководитель территориального органа ФМС России. Продление этого срока или изначальное размещение в специальном учреждении на более длительный срок возможно только в судебном порядке (гл. 26.1 ГПК РФ).

Заявление о временном размещении подается территориальным органом федерального органа, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (ФМС России) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен (или может быть помещен) иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии.

Срок подачи заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении составляет 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение. Если по решению соответствующих лиц иностранный гражданин уже помещен в спецучреждение, но вопрос о его возврате еще не решен, то заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за 48 часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.

Порядок возбуждения и рассмотрения дела о реадмиссии регулируется ст. 261.1–261.4 ГПК РФ. Дело возбуждается незамедлительно после подачи заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

Одновременно с возбуждением дела судья продлевает срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого заявления. Данная категория дел рассматривается судом в сокращенные сроки – в течение пяти дней со дня возбуждения дела, что следует учитывать суду при назначении судебного заседания. При возбуждении дела судья вправе истребовать у лиц, участвующих в деле, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела материалы.

При рассмотрении дела о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или продлении срока его пребывания в специальном учреждении, суд обязан проверить обоснованность принятого должностным лицом ФМС России решения о размещении гражданина в этом учреждении либо необходимость продления срока его пребывания, проверить факты и документы, представленные для обоснования ходатайств (запросов) о реадмиссии компетентными органами иностранных государств либо истребованные дополнительные сведения из соответствующих государственных органов и др.

Судебное заседание проводится в помещении суда в обычном порядке.

Дело о временном размещении в специальном учреждении или о продлении срока пребывания в специальном учреждении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, рассматривается с участием прокурора, заявителя (представителя УФМС России) и лица, в отношении которого рассматривается дело.

Сложность рассмотрения дел данной категории заключается в том, что в ряде случаев соглашение о реадмиссии может быть заключено с государством, не имеющим законодательства о персональных данных или не являющимся участником соответствующих международных договоров; субъект персональных данных не всегда готов дать согласие на их обработку. Могут возникнуть и другие ситуации, вызывающие необходимость неоднократного продления нахождения гражданина в специальном учреждении. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган на основании решения руководителя соответствующего органа может приостановить или прекратить процедуру реадмиссии в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии.

Суд, рассмотрев по существу заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым либо удовлетворяет заявление, либо отклоняет его.

Решение суда об удовлетворении поданного заявления является основанием для временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на необходимый для осуществления его передачи (реадмиссии) срок или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

В ГПК РФ законодателем не установлены какие-либо изъятия относительно прав на обжалование решения суда. Следовательно, применяется общий порядок и сроки обжалования. Не установлены также ограничения относительно наличия представителя, поэтому иностранный гражданин может обратиться за юридической помощью к юристу. Однако суд не обязан его обеспечивать адвокатом или иным специалистом, кроме как переводчиком, в случае, когда иностранный гражданин не владеет русским языком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.198 (0.013 с.)