Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 91. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений: общая характеристика, виды дел.

Поиск

 

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Предмет – нарушение субъективного права и обязанности гражданина РФ, гарантий Конституции РФ, законами и др НПА.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Особенности производства по делам, возникающих из публичных правоотношений:

1. Это неисковое производство: участники: истец, ответчик и 3-и лица. Сторонние выступления: заявитель (гражданин, организация, ОГВ), а с другой стороны – должностные лица, представители органа публичной власти. Нет мирового соглашения, третейского, нет встречного иска, признание иска, отказ от иска.

2. Рассматривается судьей единолично и коллегиально (расформирование избирательной комиссии) по 1 инстанции.

3. Не применяются правила заочного производства

4. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

5. Предметом судебного исследования являются официальные документы должностных лиц, ОИВ и ОЗВ.

6. Обязанность доказывать возлагается прежде всего на представителей публичной власти

7. Судебное решение направлено на защиту прав и обязанностей:

А) признать НПА недействующим

Б) признать НПА незаконным и обязать ОГВ устранить в полном объеме допущенные нарушения

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Виды дел:

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

-по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

-по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

-по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

-по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - специальное учреждение);

-по заявлениям о б установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Вопрос 92. Процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов.

 

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Субъекты, которые могут обратиться:

1. Граждане, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы

2. Прокурор с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части, в пределах компетенции

3. Президент, правительство, орган законодательной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо, ОМСУ, глава МО, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

НПА, проверка конституционности которого отнесена к исключительной компетенции КСРФ, не подлежат рассмотрению в суде.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Подсудность:

1. ВС субъекта РФ - об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

2. ВС РФ - об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы.

3. Районный суд – не указанные выше. (заявления подаются в суд по месту нахождения органа или лица издавшего НПА)

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

При подачи заявления об оспаривании, не приостанавливает действие НПА.

Рассмотрение заявления:

1. Рассматривается судом в течении 1 мес

2. ВС РФ – 3 месяца

В деле участвуют: лица, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.

Суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления, если признает, что оспариваемый НПА не противоречит ФЗ или другому НПА высшей юр силы.

Суд принимает решение в удовлетворении заявления об оспаривании НПА полностью или в части, если признает его противоречащим ФЗ или другому НПА высшей юр силы. (по общему правилу со дня его принятия).

Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

ВОПРОС. Процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 254 ГПК гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Они вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Таким образом, здесь установлена смешанная подведомственность, допускающая возможность выбора между судебным и административным порядком обжалования и в любом случае допускающая возможность обращения к суду.

Пр рассмотрении дел данной категории данной категории дел, суды должны руководствоваться разъяснениями Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

 

Заявление должно быть подано в суд по подсудности. Заявление может быть подано гражданином в суд по правилам альтернативной подсудности: по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из России в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в областном и приравненном к нему суде по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Военнослужащие вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы, в военные суды.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела данной категории, в том числе и об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия)по исполнению исполнительного документа, выданного мировым судьёй.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.007 с.)